Методологической основой для разработки комплекса задач стали подходы к обеспечению интеграции, разработанные Бауэрсоксом и Клоссом, методика анализа связей, предложенная П. Друкером, цели и особенности логистической системы управления торговым ассортиментом в сфере внешней торговли, а также цель обеспечения интеграции функций логистики и логистики с другими функциональными зонами управления организацией.
На рис.3. представлена модель системы задач, подлежащих решению в рамках межфункциональной группы.
Рис. 3. Комплекс задач межфункциональной группы в логистической системе управления торговым ассортиментом
Представленный на рис. 3 комплекс задач межфункциональной группы по управлению торговым ассортиментом включает 8 блоков задач, каждая из которых сформулирована и обоснована в диссертации.
Достоинствами предлагаемого подхода к обеспечению интеграции элементов в логистической системе управления торговым ассортиментом в сфере торговли, по нашему мнению, являются следующие:
Обеспечение интеграции всех участников логистического процесса как внутри логистической системы, так и между ней и другими функциональными зонами организации без нарушения организационной структуры и связанных с этим проблем фактической передачи и переподчинения функций.
Обеспечение выполнения функций планирования, организации, мотивации, контроля и регулирования в логистической системе в сквозном режиме.
Обеспечение не только интеграции действий всех участников, но и самонастройки, самоорганизации, самосовершенствования логистической системы, повышения ее адаптационных характеристик.
Обеспечение систематического поиска новых, современных подходов к управлению торговым ассортиментом на основе логистического подхода.
Решение задачи обеспечения быстроты распространения информации в логистической системе.
Решение задачи обучения менеджеров, участников межфункциональной команды и их профессионального роста.
3 Логистический подход к формирование международных транспортных коридоров
Ключевым моментом современного транспортного процесса должен стать тезис – «возить не грузы, а товары». На основе такого подхода весь объем использования транспортных мощностей МТК можно разделить на две группы:
Экспортно-импортные перевозки в интересах самих государств-участников СНГ.
Транзит товарных потоков в направлениях «Запад-Восток» и «Север-Юг».
Динамика роста экспортно-импортных перевозок государств-участников СНГ с использованием МТК отражена на рисунке 4. Рисунок 5 иллюстрирует долю некоторых государств Содружества во внешней торговле Российской Федерации.
Рис.4. Динамика роста импорта и экспорта товаров государств-членов СНГ
Рис.5. Доля отдельных государств-членов СНГ во внешней торговле Российской Федерации в 2005-2006 г.г.
Анализ представленных материалов показывает, что государства-участники СНГ, и в частности, Российская Федерация, удовлетворяют свои потребности в экспортно-импортных перевозках за счет мощностей МТК. Экспортно-импортный товаропоток является основным источником развития этих транспортных коридоров. Динамика роста его весьма обнадеживающая.
Темпы роста транзитных перевозок в широтном и меридиональном направлениях в несколько раз меньше. Транзитный потенциал МТК используется не полностью[2,с.165].
Основные группы барьеров в сфере использования международных транспортных коридоров, проходящих по территориям государств-членов СНГ, приведены на рис. 6
Причиной роста барьеров, несмотря на проводимую работу по их снижению, является недостаточный уровень системного подхода к согласованному и совместному развитию нормативно-правового, информационного, нормативно-технологического и инфраструктурного развития МТК. Усилия по преодолению отдельных составляющих транспортных барьеров не дают ожидаемого синергетического эффекта, так как прорывы в одном или даже нескольких направлениях сводятся на нет отставанием и разобщенностью в других областях.
В блоке нормативно-правовых проблем недостаток системности подхода проявляется в превалировании двусторонних соглашения в ущерб многосторонним, которые только и могут обеспечить гармонизацию формирования МТК.
Ключевыми принципами создания в рамках СНГ единого режима функционирования МТК должны стать открытость, транспарентность и недискриминация [3,с.156].
Важное значение должно придаваться последовательной и прогрессирующей либерализации взаимного доступа на рынки транспортных услуг. Очевидно, что более широкий доступ к рынку транспортных услуг будет содействовать повышению эффективности функционирования международных транспортных коридоров, проходящих по территориям государств-членов СНГ.
Приоритетными направлениями снижения барьеров в сфер МТК должны стать:
Поэтапная либерализация разрешительной системы при перевозках пассажиров и грузов между государствами Содружества и обеспечение свободы транзита;
унификация режимов перевозок пассажиров и грузов между государствами-участниками СНГ и третьими странами;
расширение доступа к рынку транспортных услуг, осуществляемое через коммерческое присутствие;
гармонизация систем лицензирования;
принятие единых подходов по развитию конкуренции и предотвращению недобросовестной конкурентной практики;
принятие обязательств о взаимном признании сертификатов, дипломов и др. применительно к транспортным средствам, водителям и менеджерам транспортных компаний.
750 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ 4
2 ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ 5
3 ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ 11
4 МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ 15
ЛИТЕРАТУРА 19
ВВЕДЕНИЕ
Логистика является решающим фактором конкурентоспособности экономики. Имеется большой спрос на эффективные решения, концепции и льготные условия. Однако, логистические инфраструктуры находятся еще на заре своего развития.
Экономика и внешняя торговля России характеризуются высоким темпом прироста. Недавно Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации был объявлен прогноз, что импорт, по сравнению с 2006 годом, возрастет до 2010 года более чем на 70 % и опередит таким образом экспорт и спрос внутреннего рынка. Доля импорта транспортных средств, автомобилей и оборудования при этом повысится от 47,7 % в 2006 году до 62 %. В последующие годы ожидается также высокий темп прироста иностранных прямых капиталовложений. Вследствие этого развития быстро возрастет спрос на эффективные решения в области логистики. В связи с огромными размерами российского рынка и расстоянием между экономическими центрами до 10000 км, транспорт и логистика в особой степени являются ключевым фактором развития экономики страны.
Однако, имеющаяся в распоряжении инфраструктура имеет дефициты. Порты России, через которые осуществляется большая доля экспорта и которые должны обеспечить интеграцию страны в глобальные цепи поставок, переполнены. Современные логистические терминалы находятся только в стадии организации. Ноу-хау в таких областях как управление цепями поставок и предложение услуг с добавленной стоимостью в комбинации с современными информационно-технологиче скими решениями только начинают осваивать рынок.
1 Понятие глобальной логистики
В экономической науке многих стран с развитой рыночной эконо-
микой разработан широкий набор инструментов глобальной логистики, международного аутсорсинга и методов логистического управления
вертикально и горизонтально интегрированными процессами производства и ритейла. Многие рычаги из этого арсенала, в т.ч. европейского, японского и американского могут быть успешно применимы и в наших условиях. Вместе с тем особенности отечественной экономики, недостаточно рациональная структура экспорта с подавляющей долей сырьевых отраслей и невысокой долей товаров народного потребления (ТНП), специфика российского менталитета и сложности современного периода требуют развития специальных логистических подходов к управлению внешнеторговыми операциями, в полной мере учитывающих наши реалии.
Среди комплекса проблем повышения эффективности отечественной экономики одно из ключевых мест занимают вопросы оптимизации внешнеторговой сферы - развитие направлений и объемов российского экспорта во взаимоувязке с улучшением условий для импорта необходимых товаров. Решение этих задач требует эффективной интеграции в мирохозяйственные процессы и связано с реформированием всего национального хозяйства, включая совершенствование инфраструктурного комплекса. Значительные резервы повышения результативности закупочно-сбытовой деятельности на внешнем и внутреннем рынках могут быть мобилизованы на базе ее последовательной логистизации.
Интернационализация коммерческой деятельности и возрастаю-
щее участие России в международном экономическом сотрудничестве требует все более углубленного исследования путей рационального выбора перспективных сегментов мирового товарного рынка и эффективного проведения внешнеторговых операций. Успешное функционирование на внешнем рынке сегодня невозможно без активного применения и постоянного развития методов международного маркетинга и инструментов глобальной логистики. Задачи логистизации бизнеса сегодня особенно актуальны для участников внешнеторговых операций, что связано с большим количеством их партнеров, в т.ч. поставщиков, потребителей, ритейлеров, транспортных и прочих организаций. Применение логистического инструментария, включая международный аутсорсинг и другие механизмы, может принести значительную отдачу на различных этапах внешнеторговых сделок.
2 Логистический поход к формированию товарного ассортимента внешней торговли
Исследование сущности понятия «логистический подход» показало, что как ни парадоксально в специальной литературе нет единства мнений по этому вопросу. Некоторые авторы объектом логистического подхода называют только материальные потоки, некоторые материальные и сопутствующие им потоки, а некоторые – любые потоки; предмет логистического подхода одни видят в сквозной оптимизации потоков, а другие в звеньях логистической цепи, взаимосвязях и затратах, существуют также и разногласия в отношении целей логистического подхода. При этом все авторы отражают лишь некоторые аспекты данного многомерного понятия. Все это определило необходимость уточнения основных аспектов понятия «логистический подход» применительно к целям диссертации, рис.1.
Рис. 1. Структура и содержание логистического подхода применительно к управлению торговым ассортиментом
Исследование понятий, связанных с действиями в отношении торгового ассортимента, показало, что чаще всего применяются понятия «планирование ассортимента», «формирование торгового ассортимента», «ассортиментная политика», причем все эти понятия отражают лишь часть действий, влияющих на движение сопряженного ассортиментного потока из числа возможных и находящихся в компетенции торговой организации [2].
Понятие «управление торговым ассортиментом» в специальной литературе либо вообще не применяется, либо подразумевает непосредственное регулирование торгового ассортимента на этапе реализации плановых решений.
Все это отражает тот факт, что сегодня во внешней торговле (особенно одеждой) вопросы обеспечения быстроты реакции на сигналы рынка в пределах цикла «заказ – доставка в торговый зал» и вопросы, связанные с организацией продажи и продажей товаров рассматриваются раздельно, вне их интеграции в рамках единой системы.
Уточнение понятия «логистический подход», применительно к внешней торговле, позволило сформулировать понятие «управление торговым ассортиментом», актуальное с позиции применения логистического подхода к этому центральному процессу во внешней торговле, направленное на достижение целей торговой организации в условиях конкуренции.
Управление торговым ассортиментом – это комплекс решений и действий, циклически осуществляемых в режиме сквозной оптимизации по отношению к сопряженному ассортиментному потоку, с момента его возникновения на этапе планирования торгового ассортимента по момент поглощения на этапе продажи, направленный на достижение конкурентных преимуществ торговой организацией.
В табл. 1 представлены принципы, вошедшие в состав принципов построения логистической системы управления торговым ассортиментом внешней торговли.
750 руб.
1. Аникин Б.А. Логистика. М.: Инфра – М, 2001 – 352 с.
2. Неруш Ю.М. Логистика. М.: Юнити, 2000 – 388 с.
3. Гаджинский А.М. Логистика. М.: Маркетинг, 2001 – 394 с.
4. Практикум по логистике: Учебное пособие / Под ред. Б.А. Анакина. М.: Ин-фра – М, 2005 – 269 с.
5. Введение в логистику: Учебное пособие / Под ред. О.И. Михайловой. М.: Издательский дом «Дашков и К0», 1999 – 102 с.
6. Соколин В.П. Логистика: Методические указания для выполнения контрольной работы для студентов специальности 060800 «Экономика и управление на предприятиях (железнодорожного транспорта)» - (Э). – М.: РГОТУПС, 1998 – 19 с.
750 руб.