Высокое Возрождение, как второй период - время самого пышного его развития. Оно простирается в Италии приблизительно от 1500 по 1580 год. Благодаря вступлению на престол Папы Юлия II, честолюбивого человека, смелого и предприимчивого - «центр тяжести» итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим. Он привлёк к своему двору лучших артистов Италии, При этом Папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся перлами живописи.
Позднее Возрождение - третий период Возрождения, так называемый период «позднего Ренессанса», отличается каким-то страстным, беспокойным стремлением художников совсем произвольно, без разумной последовательности, разрабатывать и комбинировать античные мотивы, добиваться мнимой живописности утрировкой и вычурностью форм. Признаки этого стремления, породившего стиль барокко, а затем, в XVIII столетии, стиль рококо, выказывались ещё в предшествовавшем периоде в значительной степени по невольной вине великого Микеланджело, своим гениальным, но слишком субъективным творчеством давшего опасный пример крайне свободного отношения к принципам и формам античного искусства; но теперь направление это делается всеобщим.
Северное Возрождение - период Ренессанса на территориях Нидерландов, Германии и Франции, который принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии.
Со временем формирования эпохи накапливалось множество сложных научных проблем, острее ощущалась потребность в философском анализе знаний - в общей методологии познания. Вместе с тем новые знания коренным образом изменили научную картину мира. Познание становится центральной проблемой философии, а его отношение к изучаемым материальным предметам - стержнем новых философских направлений.
Эпоха возрождения и новое время дали новый импульс в развитии теории об обществе. Николо Макиавелли (1469-1527гг.) в своих трудах «Государь», «История Флоренции» обращается к трудам Платона и Аристотеля и разрабатывает оригинальную теорию общества и государства. Рассматривая интерес людей, как главную движущую силу развития общества, он отказывается от идей приоритета «божественного произвола». Республика, по мнению Макиавелли – лучшая форма государственного устройства, а главный интерес людей – частная собственность.
Любые средства допустимы при достижении цели построения сильного централизованного монархического государства. Эпоха Возрождения является временем возникновения нового направления социально-политической мысли – утопического социализма, представителями которого являются: Т. Мюнцер (1590-1525гг.), Т.Мор (1478-1535гг.), Т.Кампанелла (1568-1639гг.). Эти ученые осуществили попытку создания моделей социального государства в своих трудах, где нет частной собственности, труд обобществлен и обязателен для всех, люди равны, нравственны и счастливы.
Люди счастливы и благополучны, потребности их удовлетворяются за счет равного распределения и рационального управления производством.
Этот период в развитии философии получил название гносецентристского (от греч. gnosis - знание,познание). Одно из таких направлений - рационализм (от лат. ratio-разум) - выдвигает на первый план логические основания науки. Главным источником знания считаются идеи, т.е. мысли и понятия, которые якобы изначально присущи человеку или являются его врожденными способностями. Но ответить на вопрос, каким образом эти идеи могут дать истинное, правильное знание об окружающем мире, что гарантирует истину, рационализм не может. Наиболее яркими представителями рационализма в то время были Р.Декарт (1596-165О), Б.Спиноза (1632-1677), Г.Лейбниц (1646-1716) и ряд других мыслителей.
Работа Т.Мора 1516 года - «Золотая книга», столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии», или коротко «Утопия», дала название новому направлению социально-политической мысли – утопическому социализму. Образец идеального общества создал в своем труде «Город Солнца» теолог, монарх, социальный мыслитель и философ Томазо Компанелла (1568-1639гг.)
«Утопия» Томаса Мора, опубликована в 1516 году сохранила своё значение и для нашего времени - не только как талантливый роман, но и как гениальное по своему замыслу произведение социалистической мысли. Литературные источники «Утопии» - сочинения Платона («Государство», «Критий», «Тимей»), романы-путешествия XVI века (в частности «Quattuor Navigationes» Америго Веспуччи) и до некоторой степени произведения Чосера, Ленгленда и политические баллады.
Мор, создал первую гармоничную социалистическую систему, хотя и разработанную в атмосфере утопического социализма. Социализм Мора - полностью отражает обуревающую его обстановку, отчаяния подавленных масс города и деревни. Его система в истории социалистических идей ставит вопрос об организации общественного производства, притом в общегосударственном масштабе. Новым этапом в развитии социализма она является ещё и потому, что в ней осознано значение государственной организации для построения социализма, но Мор не мог в своё время видеть перспективу бесклассового общества (в «Утопии» Мора рабство не отменено), осуществляющего великий принцип «от каждого по способностям, каждому по потребностям» без всякого участия государственной власти, ставшей излишней.
750 руб.
Введение 3
1. Основные философские учения об обществе периода Возрождения (Ренесанс) 6
2. Эпоха Нового времени 19
Заключение 29
Литература 33
Введение
Наука об обществе называется социологией. Рассмотрение основных учений об обществе целесообразнее начать исследовать с его философского обоснования. Это предполагает в свою очередь обращение к доктрине естественного права, которая на протяжении многих столетий с древности до нового времени служила общей теоретической основой всякой концепции социального устройства.
Философы Ренессанса (ХIV-ХVII вв.) сами того не осознавая, считая, что возрождают интерес к античной философии и науке, создавали новое мировоззрение – названное в последующем эпохой Нового времени.
Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство, ибо средневековье можно назвать эпохой религиозной, но Возрождение – это эпоха художественно-эстетическая. В центре внимания античности - природа, космос, а в средние века - бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек.
Именно в эпоху Возрождения стали активно возвышать ценность личности, человека - выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивидуума. Оригинальность, непохожесть на других становится здесь важнейшим признаком великой личности.
Философия изучает общество в целом: а общество - это, прежде всего, такие особого рода отношения между людьми, которые дают им возможность возвыситься всем вместе над своей чисто животной, биологической природой и творить собственно человеческую над биологическую реальность .
В работе автор постарается описать основные учения об обществе периода Возрождения и Нового времени. Представление об обществе как о цельном организме - результат длительного развития философской мысли. В античной Греции, общество понимали как упорядоченное целое, состоящее из отдельных частей. Части системы весьма многообразны, имеют иерархическую структуру – каждая система, имеет подсистему, тоже состоящую из определенных частей.
Общество всегда нуждается в обеспечении определенного уровня стабильности жизни, оно подвижно, изменяясь в том или ином отношении, как доказывает диалектика, превышение меры ведет к значительным качественным изменениям, для такой сложной иерархической системы, и может быть связано с большими проблемами, прежде всего, грозить самому его существованию.
Материальная, духовная, регулятивная и управленческая деятельность, составляет базовую структуру общества, образуя основные типы общественной деятельности.
1. Основные философские учения об обществе периода Возрождения (Ренесанс)
Эпоха Возрождения (Ренессанс), пришла на смену культуре Средних веков. Примерные хронологические рамки этой эпохи - XIV-XVI века. Именно в эпоху Ренессанса исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов.
В эпоху Возрождения, особо проявляется интерес к человеку, его деятельности и происходит процесс «ВОЗРОЖДЕНИЯ» античной культуры. Сам термин «Возрождение» раньше всего встречается у итальянцев где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но прочного утверждения «Возрождение» в Италии нашло только с 20-х годов XV века. В других странах, таких как Франция, Германия движение эпохи Возрождения началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего апофеоза. В XVI веке стал назревать кризис идеи Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле.
В свете новой культурной парадигмы развитие городов-республик привёло к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров, которым были чужды иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной. Это привело к появлению гуманизма - общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
Новое мировоззрение обернулось к античности, усматривая в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Также, изобретение (в середине XV века) книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.
Принято классифицировать эпоху Ренесанса несколькими периодами: Раннее Возрождение, Высокое Возрождение, Позднее Возрождение и Северное Возрождение.
Раннее Возрождение - период охватывающий собой в Италии время с 1420 по 1500 года. Искусство в течение этих лет, не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует применять к элементы, из классической древности. Лишь впоследствии, под ее влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы, и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях. В конце этого периода искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности. В других странах оно долго придерживалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.
В эпоху Раннего Возрождения успехи естественных наук постепенно привели к мысли о возможности научного, рационального познания мира, взамен религиозному познанию, которому следовало христианство средних веков. Развитие этих идей в дальнейшем позволило Фрэнсису Бэкону и Рене Декарту сформировать основополагающие принципы науки нового времени.
В XV веке (1459) во Флоренции возрождается Платоновская академия в Кареджи. Это объединение итальянских литераторов и философов гуманистического направления, в рамках которого развивался флорентийский неоплатонизм. Академия была создана в 1462 году. Её основание было сознательной акцией мецената и покровителя гуманистов, могущественного Козимо Медичи, подарившего молодому Марсилио Фичино виллу в Кареджи и кодекс греческих рукописей с сочинениями Платона и его последователей, на латинский перевод которых рассчитывал меценат.
С Платоновской академией были связаны многие известные гуманисты - Кристофоро Ландино, Джованни Пико делла Мирандола, Джованни Нези, а также поэты Анджело Полициано, Джироламо Бенивьени, Нальдо Нальди, художник Сандро Боттичелли и другие. На заседаниях академии, не имевшей строго фиксированного членства, могли присутствовать все, кто интересовался философскими проблемами. Здесь часто бывали и Козимо Медичи, и позже его внук Лоренцо Великолепный.
Одной из ведущих тем дискуссий была эстетика (учение о прекрасном). Академию отличала атмосфера свободного научного поиска, дружеское обсуждение вопросов, которые вызывали общий интерес, стремление к синтезу областей знания.
Платоновская академия во Флоренции не была единственной в Италии: в 1460-е гг. возникли ещё две академии - в Риме, где её возглавил гуманист Помпонио Лето, и в Неаполе (под покровительством короля) во главе с поэтом-гуманистом Джованни Понтано. Гуманистические академии стали новой формой самоорганизации интеллигенции - учёными сообществами, отмеченными свободой развития мысли и обращения к самым разным философским традициям. Это отличало их от университетского корпоративизма и привязанности лишь к учению Аристотеля, которое занимало в университетах прочные позиции. Академии способствовали широкому распространению гуманистических знаний, которые рассматривались в среде создателей новой культуры как всеобщее достояние, как важный фактор совершенствования человека и общества.
750 руб.
1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант – М.: Наука, 1973. – 532с.
2. Брагина Л. М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (вторая половина XV в.). - М.: Изд-во МГУ, 1983
3. Горфункель А. Х. Глава II. Ренессансный неоплатонизм // Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. - М.: Высшая школа, 1980. - С. 52-100.
4. Диоген Лаэртский. Книга I // О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Пер. М. Л. Гаспарова. - М.: Мысль, 1986.
5. История культуры стран Западной Европы в Эпоху Возрождения / Под ред. Л. М. Брагиной. - М.: Высшая школа, 2001.
6. История французской литературы, т. 1, Монтень Мишель де — Л., 1946, с. 321—34
7. Кант И. /Сочинения в 6 томах. – М.: 1963-1966.
8. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. М.: 1992.
9. Кант И. Критика чистого разума – С-Пб.: 1993.
10. Лосев А. Ф. Глава 2. Платоновская академия во Флоренции // Эстетики Возрождения. - М.: Политиздат, 1978.
11. Монтень М. Об искусстве жить достойно: Филос. очерки / [Сост. и авт. предисл. А.Гулыга и Л.Пажитнов; Ил. Л.Зусмана]. — М.: Дет. лит., 1975. — 206 с.
12. Нарский И.С. Кант. – М.: Мысль, 1976. – 207с.
13. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. – М.: Издательская группа ИНФРА-М – НОРМА, 1977. – 652с.
14. Рассел Б. История западной философии /пер. с англ. В 2 томах. – М.: МИФ, 1993.
15. Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права – М.: 1992.
16. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век) / Под ред. Л. М. Брагиной. - М.: Изд-во МГУ, 1985.
17. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения. М.,1985. С.321-322
18. Философия Канта и современность /под общ. ред. Т.И. Ойзермана. – М.: Мысль, 1974. – 469с.
19. Фишер К. Иммануил Кант и его учение /пер с 4-го нем. изд. Жуковского – С-Пб.: «Знание», 1906.
20. Хлодовский Р. И. Платоновская академия во Флоренции // История всемирной литературы: В 9 т. - Т. 3. - М.: Наука, 1985. - С. 100-102.
21. Эстетика Ренессанса: Антология в 2-х т. / Сост. В. П. Шестаков - Т. 1. - М.: Искусство, 1981. - 495 с.
750 руб.