Среди основных приемов, подходов и методов, используемых в политологии можно выделить следующие:
1. Институциональный подход - ориентирован на изучение политических институтов: государства, его органов, др. средств регулирования политической деятельности.
2. Сравнительный подход - направлен на сравнительный анализ различных политических систем (разных стран), а также элементов этих систем: парламентов, партийных и избирательных систем, форм правления и политических режимов.
3. Исторический подход - основан на изучении политических явлений в их развитии.
4. Социологический подход - направлен на выяснение зависимости политических процессов от развития общества в целом, от его социальной структуры, от системы экономических отношений, от идеологии и политической культуры общества.
5. Нормативно-ценностный подход - выяснение значения для общества тех или иных полит процессов, их роли в повышении благосостояния общества, в реализации свободы и справедливости.
6. Системный подход - политическая система рассматривается в своей организации как целостная и саморегулирующаяся.
7. Функциональный подход - анализируются те конкретные механизмы, которые позволяют политической системе достигать самосохранения и приспособления к окружающей общественной среде.
8. Функционально-структурный анализ - исходит из рассмотрения политической системы общества в качестве целостной системы с взаимосвязанными элементами.
9. Бихевиористский подход - основывается на рассмотрении политической системы как организма, функционирующего по своим законам, имеющего свою внутреннюю логику развития.
10. Антропологический подход - базируется на обосновании политики природой человека.
Также в политологии широко используются эмпирические приемы анализа: анкетирование, наблюдение, анализ статистического материала.
Существуют и два общих концептуальных методологических подхода - диалектика и синергетика (предполагает, что каждая частная ситуация создает свои собственные причинно-образующие факторы, которые не всегда вписываются в известные закономерности).
Политическое включает в себя историческое, конкретно-эмпирическое и теоретическое начала. Политическое институты, отношения, процессы с политологической точки зрения, представляют интерес прежде всего в их наличном в данный момент состоянии. Здесь задача политолога состоит в выявлении их структуры, составных элементов, функций, условий для нормального функционирования, того, как они соотносятся и взаимодействуют друг с другом. Но анализ этот был бы односторонним и, стало быть, не раскрывающим адекватно их сущность без учета их исторического фона, идейно-теоретической и социально-философской подоплеки. Здесь речь идет о мире политического как в рамках отельною взятой страны, так и мирового сообщества в целом.
Таким образом, предметом политологии в общей сложности является политическое в его тотальности, в контексте исторического развития и реальной социальной действительности, а также взаимодействие и переплетение социальных сил, социокультурного и политико-культурного опыта.
В фокусе внимания политологии - такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы, как политическая система, государственная власть и властные отношения, государственный строй, политическое поведение, политическая культура, история политических учений. Эти проблемы изучаются также в тех или иных планах и измерениях философии, социологи, государственно-правовой науки и т.д.
Интегрируя в себя отдельные аспекты этих дисциплин, политология располагается как бы в точке их пересечения и представляет собой междисциплинарную науку.
Особенно большую актуальность и значимость приобретает вопрос о соотношении и разграничении социологии, политической социологии и собственно политологии в силу очевидного совмещения их предмета исследования. Строго говоря, гражданское общество является объектом исследования социологии, а мир политический - политологии. Промежуточное пространство между гражданским обществом и миром политического входит в сферы политической социологии, представляющей собой область пересечения политической науки и социологии. Естественно, такое разграничение, как и всякая другая классификация, носит условный характер, поскольку все названные сферы немыслимы друг без друга. Политология в целом сформировалась как «государственная» дисциплина, призванная изучить предназначение и функции государственных и политических институтов. Политическая социология - это своеобразный синтез социологии и политологии. Первая, в большой степени, чем политология, концентрирует внимание на борьбе за власть между различными частями общества, социальных конфликтов и социальных изменениях, скрытых функциях, неформальных и диск функциональных аспектах политики. В мирском смысле слова в центре внимания политической социологии - социологическое измерение политических феноменов.
В целом, политические феномены в полной мере невозможно понять без изучения системы общения и механизмов политической коммуникации, которые в одинаковой степени связаны как со сферой общественного сознания, так и с социально-культурной и политико-культурной сферами.
750 руб.
:
Стр.
Введение__________________________________________________3
1. Определение политики и политологии_______________________5
2. Роль политики в жизни современного общества______________12
3. Гражданское общество и политическое государство___________16
Заключение_______________________________________________19
Литература_______________________________________________20
Введение
Мир политики многолик и противоречив. Он встречает нас с первым выпуском газет и провожает ночными теленовостями, от решений, принимаемых политиками, зависит наше благополучие, а часто и судьба. Участвуя в выборах, обсуждая политические проблемы, становясь членами политических организаций, принимая на себя обязанности гражданина, воина, депутата или посла, мы вступаем и действуем в мире политики, в той или иной форме воздействуем на механизм ее осуществления.
Но что такое политика? Какой вид деятельности, отношений между людьми ею называется? В чем заключаются сущностные, т. е. присущие любому виду политики, черты, без которых политическое отношение просто не возникает? И какова в целом роль политики в современном обществе? На эти по-прежнему актуальные вопросы будут даны ответы в данной работе.
Особую актуальность для духовного и интеллектуального развития нашей страны представляют переосмысление и фундаментальное переустройство всей системы наук об обществе, достойное место, в которой должна занимать политология.
Прежде всего, необходимо определить, какое содержание вкладывается в понятия «политики» и «политологии». У нас до сих пор не определены конкретные границы, круг проблем, вопросов, институтов и феноменов, в совокупности составляющих объект политологии как самостоятельной научной дисциплины.
Следует отметить, что политология открыта влиянию со стороны почти всех общественных наук. Мир политического не может существовать в изоляции, а тесно переплетается с историей, культурой, сферой экономики, социальными феноменами и т.д. Другие обществоведческие дисциплины в свою очередь на те или иные сферы мира политического. Политологам приходится постоянно «конкурировать» с философами, социологами, историками. В настоящее время ни у нас, ни на Западе нет какого-либо общепринятого определения политологии, ныне политической науки. Разные исследователи расходятся между собой в оценке ее границ и содержания, круга охватываемой ею проблем, критерия выделения в самостоятельную научную дисциплину. Неопределенность границ политологии дополняется разнообразием социально-философских и идейно-политических позиций, методологических принципов, методов и приемов исследования.
1. Определение политики и политологии
Термин «политика» трактуется как искусство управления государством и обществом. Как совокупность социальных идей и обусловленная ими целенаправленная деятельность, связанная с формированием жизненно важных отношений между государствами, народами, нациями, социальными группами.
Мыслители прошлого определяли политику по-разному: как «царское искусство» управлять всеми иными искусствами (ораторским, военным, судебным и т. д.) и умение «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими» (Платон); как знание о правильном и мудром правлении (Макиавелли); как лидерство государственного аппарата или влияние на это лидерство (Макс Вебер), как борьбу классовых интересов (Маркс). Современные политологи определяют политику как деятельность по поводу общественных интересов, выраженную в поведении общественных групп, а также как совокупность поведенческих моделей и институтов, регулирующих общественные отношения и создающих как сам властный контроль, так и конкуренцию за обладание силой власти.
В современной политической науке имеются два ключевых подхода к пониманию политики — консенсусный и конфронтационный.
Политика создается публично борющимися группами людей, взаимно определяющихся в понятиях «друг/враг».
Важнейшими факторами, определяющими жизненность и эффективность политики, являются её соответствие объективным потребностям развития материальной и духовной жизни общества, правильный учет реальных экономических возможностей государства, его национально-этнических особенностей, условий политического и географического положения. Исходя из этого, политика может способствовать или тормозить поступательное движение общества.
«Политика» — одно из наиболее распространенных и многозначных слов в русском языке, да и во многих других языках мира. В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь то деятельность руководителя государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели. Под политикой понимают также искусство возможного, а нередко характеризуют ее как «грязное дело».
Такой разброс обыденных представлений о политике связан не только с недостаточно четкими, ограниченными или просто ошибочными знаниями о ней различных людей, но в первую очередь со сложностью, многогранностью, богатством проявлений этого феномена.
Научные трактовки термина «политика» отличаются от повседневных представлений строгой логической аргументацией, обобщенностью и систематизацией, хотя и не исключают некоторой противоречивости мнений.
Таким образом, политика — это многоплановое социальное явление, которое можно рассматривать как инструмент сознательного саморегулирования общества. Существует целый ряд определений политики, предлагаемых различными теоретическими направлениями, в которых подчеркивается один из основных аспектов политической деятельности: институциональный, правовой, экономический, психологический, социальный, антропологический и т. д.
В самом общем виде политика может быть определена как социальная деятельность, направленная на сохранение или изменение существующего порядка распределения власти и собственности в
Политику изучает такой раздел науки как политология.
Предназначением политической сферы (системы) общества в отличие от экономической, социальной и духовной, а также всех других является организация и осуществления государственного управления обществом в целом (от общегосударственного уровня до самых мелких структур в государственном управленческом комплексе). Эта система привлекает в той или иной степени внимание представителей различных общественных наук - экономической теории, права, социологии, психологии и других. Однако специально и комплексно, в составе всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука - политология.
Всю совокупность проблем, которыми занимается политология, можно разделить на несколько крупных разделов.
Центральная тема политологии - политическая власть: ее сущность, принципы, формы, основания (источники), ресурсы, проблемы легитимности, политические институты, проблемы разделения властей и т. д.
Второй комплекс рассматриваемых в политологии вопросов связан с государством, как политическим институтом: формы государства, политические режимы, гражданское общество.
Третий комплекс - политическое лидерство, политическая элита, то есть субъекты политической власти, ее носители.
Четвертый комплекс - политические партии и движения.
Пятый комплекс - современные избирательные системы.
Шестой комплекс - политический процесс, его содержание, структура и формы, особенности принятия и реализации управленческих решений.
Седьмой комплекс - политическая культура общества, ее формирование и развитие.
Главной целью политологии как научной дисциплины является изучение структуры и функционирования политической системы общества. Реализация этой цели осуществляется посредством решения ряда задач. Главными из них являются:
- исследование общих и специфических условий возникновения и развития политической системы общества в целом и состояние его политических институтов, политических отношений, политических процессов;
- создание и совершенствование механизма, позволяющего находить оптимальную корректировку политической системы в целом и ее основных элементов;
- анализ причин возникновения кризисных ситуаций в развитии политической системы и путей их урегулирования;
- аргументированное объяснение происходящих политических процессов, причин их возникновения, роли в развитии общества;
- выработка практических рекомендаций по созданию условий стабильного развития политической системы общества.
Среди основных приемов, подходов и методов, используемых в политологии можно выделить следующие:
1. Институциональный подход - ориентирован на изучение политических институтов: государства, его органов, др. средств регулирования политической деятельности.
2. Сравнительный подход - направлен на сравнительный анализ различных политических систем (разных стран), а также элементов этих систем: парламентов, партийных и избирательных систем, форм правления и политических режимов.
3. Исторический подход - основан на изучении политических явлений в их развитии.
4. Социологический подход - направлен на выяснение зависимости политических процессов от развития общества в целом, от его социальной структуры, от системы экономических отношений, от идеологии и политической культуры общества.
5. Нормативно-ценностный подход - выяснение значения для общества тех или иных полит процессов, их роли в повышении благосостояния общества, в реализации свободы и справедливости.
6. Системный подход - политическая система рассматривается в своей организации как целостная и саморегулирующаяся.
7. Функциональный подход - анализируются те конкретные механизмы, которые позволяют политической системе достигать самосохранения и приспособления к окружающей общественной среде.
8. Функционально-структурный анализ - исходит из рассмотрения политической системы общества в качестве целостной системы с взаимосвязанными элементами.
9. Бихевиористский подход - основывается на рассмотрении политической системы как организма, функционирующего по своим законам, имеющего свою внутреннюю логику развития.
10. Антропологический подход - базируется на обосновании политики природой человека.
Также в политологии широко используются эмпирические приемы анализа: анкетирование, наблюдение, анализ статистического материала.
Существуют и два общих концептуальных методологических подхода - диалектика и синергетика (предполагает, что каждая частная ситуация создает свои собственные причинно-образующие факторы, которые не всегда вписываются в известные закономерности).
Политическое включает в себя историческое, конкретно-эмпирическое и теоретическое начала. Политическое институты, отношения, процессы с политологической точки зрения, представляют интерес прежде всего в их наличном в данный момент состоянии. Здесь задача политолога состоит в выявлении их структуры, составных элементов, функций, условий для нормального функционирования, того, как они соотносятся и взаимодействуют друг с другом. Но анализ этот был бы односторонним и, стало быть, не раскрывающим адекватно их сущность без учета их исторического фона, идейно-теоретической и социально-философской подоплеки. Здесь речь идет о мире политического как в рамках отельною взятой страны, так и мирового сообщества в целом.
750 руб.