Введение
Содержание
Литература
Лист Б «Доходы от источников за пределами Российской Федерации, облагаемые налогом по ставке 13%». В 2007 году Н.М. Дорошенко являлась налоговым резидентом. С июня по сентябрь 2007 года она получила доходы от источника выплаты за пределами России (иностранной фирмы ООО «Темпо ИТ Сервис», Кипр), облагаемые в РФ по ставке 13%. Значит, для расчета суммы полученных доходов от этого источника выплаты и определения суммы налога она должна заполнить лист Б декларации.
Исходя из условий договора, оплата за выполненные услуги производилась со счета ООО «Темпо ИТ Сервис» на банковский счет Н.М. Дорошенко в долларах США. В 2007 году согласно представленной выписке с банковского счета Н.М. Дорошенко деньги на ее счет от «ООО Темпо ИТ Сервис» поступили дважды:
— 17 июля — 3400 долл. США;
— 31 августа — 7000 долл. США.
В пункте 1 «Расчет сумм доходов и налога» Н.М. Дорошенко вписывает 196 — цифровой код страны Кипр, от источника в которой был получен доход. Код страны выбирается из Общероссийского классификатора стран мира (ОКСМ).
Далее заполняются поля с указанием источника выплаты дохода — ООО «Темпо ИТ Сервис», наименования валюты — доллар США и кода валюты — 840. Наименование и код валюты берутся из Общероссийского классификатора валют.
В следующих полях декларации указываются:
— дата получения дохода согласно банковской выписке — 17.07.2007;
— курс доллара США к рублю, установленный Банком России на дату получения дохода, — 26,9631;
— сумма дохода, полученного в иностранной валюте, — 3400;
— сумма дохода, полученного в иностранной валюте, в пересчете в рубли — 91 674 руб. 54 коп. (26,9631 руб./долл. США х 3400 долл. США).
Поскольку налог с выплаченного дохода в иностранном государстве не уплачивался, следующие четыре поля не заполняются. Затем, умножив сумму дохода, полученного в иностранной валюте, в рублевом эквиваленте на ставку налога 13%, Н.М. Дорошенко определяет сумму налога, исчисленного в Российской Федерации, — 11 918 руб. (91 674 руб. 54 коп. х 13%).
Аналогично заполняется вторая группа показателей, относящаяся к дате получения дохода 31 августа 2006 года. Курс доллара США к рублю на эту дату составлял 26,7379, сумма дохода, полученного в иностранной валюте, — 7000, сумма дохода, полученного в иностранной валюте, в пересчете в рубли равна 187 165 руб. 30 коп. (26,7379 руб./долл. США х х 7000 долл. США). Сумма налога, исчисленного в Российской Федерации по соответствующей ставке, — 24 331 руб. (187 165 руб. 30 коп. х 13%).
Итоговые данные отражаются в пункте 2 листа Б:
— в подпункте 2.1 — общая сумма дохода, полученного в иностранной валюте, в пересчете в рубли — 278 839 руб. 84 коп. (91 674 руб. 54 коп. + + 187 165 руб. 30 коп.);
— в подпункте 2.3 — общая сумма налога, исчисленного в Российской Федерации по ставке 13%, то есть 36 249 руб. (11 918 руб. + 24 331 руб.).
Лист Г «Расчет суммы доходов, не подлежащих налогообложению». Здесь Н.М. Дорошенко рассчитывает общую сумму доходов, которая не облагается налогом по ставке 13%.
Сначала заполняется пункт 1 «Расчет сумм доходов, не подлежащих налогообложению, в соответствии с п. 28 и п. 33 ст. 217 Кодекса (кроме доходов в виде стоимости выигрышей и призов, указанных в п. 2)».
Из пункта 3 справки о доходах от обособленного подразделения ОАО «Вида» в пункт 1.1.1 Н.М. Дорошенко должна перенести сумму материальной помощи (код дохода 2760) в размере 14 000 руб., а в пункте 1.1.2 отразить сумму материальной помощи, не подлежащую налогообложению, то есть 4000 руб.
В пункт 1.3.1 из пункта 3 справки о доходах от обособленного подразделения ОАО «Вида» Н.М. Дорошенко должна перенести стоимость подарка (код дохода 2720) — 6500 руб., а в пункте 1.3.2 указать сумму дохода, не подлежащую налогообложению по этому коду дохода, — 4000 руб.
Значение пункта 1.7 «Общая сумма доходов, не подлежащих налогообложению» листа Г равно 8000 руб.
Лист Ж «Расчет имущественных налоговых вычетов по доходам от продажи имущества». Для расчета имущественного налогового вычета по доходам от продажи автомобиля, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, Н.М. Дорошенко заполняет пункт 1.6:
— в подпункте 1.6.1 указывается сумма полученного дохода — 160 000 руб.;
— в подпункте 1.6.2 — максимальная сумма налогового вычета 125 000 руб., так как документов, подтверждающих понесенные расходы, связанные с приобретением автомобиля, у Н.М. Дорошенко не сохранилось.
В итоговом пункте 1.9 рассчитывается общая сумма вычетов. В нашем примере она составила 125 000 руб.
Лист К «Расчет стандартных и социальных налоговых вычетов». Пункты 1 и 2 этого листа Н.М. Дорошенко должна заполнить на основе показателей справки о доходах, полученных от головного офиса ОАО «Вида», которое предоставило ей стандартный налоговый вычет на ребенка. Значение пункта 1.1 листа К рассчитывается по данным пункта 3 «Доходы, облагаемые по ставке 13%» справки 2-НДФЛ, выданной головным офисом ОАО «Вида».
Ежемесячно с января по май включительно Н.М. Дорошенко получала в головном офисе организации 21 000 руб. Поэтому в поле «Январь» ей нужно проставить 21 000 руб., в поле «Январь — февраль» — 42 000 руб. и так далее до поля «Январь — май», в которое она должна вписать 105 000 руб. В остальных полях эта сумма также составит 105 000 руб.
Н.М. Дорошенко имеет право на ежемесячный стандартный вычет на содержание сына в размере 600 руб. (код вычета 101 в справке 2-НДФЛ) до тех пор, пока доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, не превысит 40 000 руб.
Основание — подпункт 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ. Таким образом, в пункте 1.3 листа К отражается количество месяцев — 1, а в пункте 2.4 — величина стандартного вычета — 600.
В подпункте 2.8 «Итого вычетов» указывается общая сумма стандартных налоговых вычетов — 600 руб.
У Н.М. Дорошенко имеются документы, подтверждающие ее расходы на свое лечение и обучение сына в вузе. Следовательно, ей надо заполнить пункт 3 листа К. Фактически она уплатила за свое лечение 36 000 руб., а за обучение сына — 49 000 руб.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 219 НК РФ социальный налоговый вычет на обучение сына может быть предоставлен Н.М. Дорошенко в размере 38 000 руб.[1]1 Н.М. Дорошенко в подпункте 3.3 пункта 3 листа К указывает 38 000 руб., а в подпункте 3.4 — 36 000 руб.
Итоговая сумма социальных налоговых вычетов отражается в подпункте 3.6. В нашем примере — это 74 000 руб. (38 000 руб. + 36 000 руб.).
Лист Л «Расчет имущественного налогового вычета по суммам, израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, установленных пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса». Заполнение этого листа Н.М. Дорошенко начинает с пункта 1, где указываются следующие сведения:
— наименование объекта, по которому заявлен вычет;
— адрес объекта в Российской Федерации;
— дата приобретения объекта;
— дата регистрации права собственности на объект (на основании документа, подтверждающего право собственности);
— доля в праве собственности;
— год начала использования налогового вычета;
— год, за который предоставляется налоговый вычет;
— величина фактически произведенных расходов на новое строительство или приобретение жилого дома, квартиры или доли (долей) в них (без учета процентов по целевым займам (кредитам)), но не более 1 000 000 руб.;
— сумма фактически уплаченных процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство или приобретение жилого дома, квартиры или доли (долей) в них.
3,000 руб.
Введение......................................................................................................3
Глава 1 Теоретическая часть..................................................................5
1.1 Экономическая сущность и принципы налогообложения доходов с граждан...................................................................................................................5
1.2 История развития НДФЛ в РФ...........................................................9
Глава 2 Теоретические основы порядка исчисления и взимания НДФЛ.....................................................................................................................13
2.1 Порядок исчисления и взимания НДФЛ в РФ...................................13
2.2 Зарубежный опыт исчисления и взимания НДФЛ............................19
Глава 3. Анализ практики исчисления и взимания НДФЛ............24
3.1 Порядок исчисление и взимание НДФЛ с примерами.....................24
3.2 Порядок составления декларации по НДФЛ. Особенности заполнения декларации в 2008 году....................................................................47
3.3 Типичные ошибки, допускаемые налогоплательщиками, при применении налоговых вычетов по НДФЛ........................................................52
Заключение................................................................................................55
Список используемой литературы........................................................57
Приложение................................................................................................60
Введение
Один из основных источников налоговых доходов местных бюджетов большинства стран – подоходный налог с физических лиц. В Германии, как и в России, этот налог распределяется по трем уровням бюджетной системы.
Однако в некоторых странах существует практика установления своего подоходного налога на каждом уровне. В частности, в США существует так называемый индивидуальный подоходный налог, устанавливаемый местными властями, которым облагаются доходы, полученные в пределах налоговой юрисдикции территории.
Доходы от этого налога стоят на четвертом месте среди всех доходов местных бюджетов в США. Как правило, муниципалитеты вводят довольно высокие ставки этого налога и уделяют внимание регулирующему аспекту.
Сходная система действует и в Швеции, где муниципалитеты собирают подоходный налог по одной ставке, региональные власти – по другой, дополнительно к муниципальной, а при превышении определенного уровня доходов взимается сверх этого еще и федеральный подоходный налог. Причем для региональных и местных бюджетов подоходный налог с физических лиц является единственным налоговым источником доходов.
Практически во всех странах подоходный налог взимается по прогрессивной шкале с широким диапазоном ставок: от 0 до 56,8 % во Франции, от 19 до 53 % в Германии, от 10 до 50 % в Австрии и Италии.
Однако, хотя ставки и кажутся на первый взгляд высокими, следует учитывать, что во всех странах установлены довольно значительные размеры минимальных необлагаемых доходов, а также действуют различные льготы (например, льготы на детей, по возрасту, при определенных чрезвычайных обстоятельствах).
Немаловажным является порядок определения налогооблагаемой базы. В частности, в Германии из общей совокупности облагаемых доходов исключаются расходы на страхование жизни и медицинское страхование, алименты, затраты на профессиональное образование.
В РФ до 2007 года также действовала дифференцированная шкала подоходного обложения и значительное количество льгот.
Однако льготы в тех объемах, которые существуют в настоящее время, практически не выполняют своего предназначения – не обеспечивают равномерности обложения, то есть соответствия уровня налогообложения уровню доходов; достаточно сравнить ежемесячный необлагаемый минимум в России и в Германии (1536 марок, в переводе на рубли – более 20 тыс. руб.).
Это еще раз подтверждает перевес фискальной функции налогообложения в нашей стране над всеми остальными.
Подоходный налог является наиболее традиционной формой обложения доходов физических лиц, которая в том или ином виде существовала на протяжении всего исторического развития отечественной и зарубежной экономики, всвязи с этим актуальность моей темы не вызывает сомнений.
Целью дипломной работы является характеристика особенностей исчисления и взимания Налога на доходы физических лиц.
Задачи дипломной работы - во-первых, рассмотрение экономического содержания Налога на доходы физических лиц, во-вторых, анализ действующей практики взимания НДФЛ на разных примеров, наконец, в-третьих, анализ вариантов совершенствования исчисления и взимания НДФЛ.
Глава 1 Теоретическая часть
1.1 Экономическая сущность и принципы налогообложения доходов с граждан
Экономическую сущность налога на доходы физических лиц и его назначение можно оценить, уяснив место этого налога в налоговой системе государства и самой налоговой системы в экономической жизни государства.
Основой экономической жизни любого общества являются государственные финансы или бюджет. Важнейшими статьями доходов государственного бюджета являются: налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины и неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, как внутри страны, так и зарубежном, доходы государственного сектора в экономике и торговле.
Возможности неинфляционного покрытия бюджетного дефицита в большей степени зависят от своевременного и полного поступления налоговых платежей.
Налог на доходы физических лиц является прямым налогом с присущими ему всеми обязательными и необязательными элементами любого налога. Источником налога является специальным образом (предмет налога) определенный доход (объект налога), выраженный в денежной форме (единица обложения), налогоплательщика физического лица, как (субъект налога) резидента РФ (уплачивает налог по одной ставке), так и нерезидента РФ (уплачивает налог по другой ставке) по доходам от источников в РФ для резидентов и нерезидентов и только по доходам от источников в РФ для нерезидентов. В скобках указаны и подчеркнуты обязательные элементы налога. При этом, так как налог на доходы физических лиц прямой, носителем налога, т.е. лицом, которое несет налоговое бремя или тяжесть налога, выступает сам субъект. Налог предполагает большой спектр налоговых льгот при определенных обстоятельствах (изъятие, т.е. выведение из-под налога отдельных объектов налогообложения; скидки, т.е. вычеты из налогооблагаемой базы; возврат ранее уплаченного налога) и налоговые санкции (взыскание налога по требованию налогового органа об уплате налога, пени, штрафы, взыскиваемые по основаниям, определяемым налоговым Кодексом и другими нормативными документами). Подчеркнуты и в скобках расшифрованы курсивом необязательные элементы налога.
По налогу на доходы физических лиц однозначно определен порядок и сроки уплаты налога (налоговая декларация налогоплательщиками, при необходимости, представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговые агенты представляют сведения о доходах физических лиц по месту своего учета ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом по форме, утвержденной Министерством РФ по налогам и сборам (МНС), общая сумма налога, подлежащая уплате, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом).
Из существующих трех способов взимания налога («кадастрового», «по декларации» и «административного (у источника)» )– два последних применяются в практике взимания этого налога.
Из существующих трех методов взимания налога (наличного, безналичного и в виде гербовой марки) – два первых применяются в практике взимания этого налога.
Методами исчисления налога являются как коммулятивная система исчисления налога, т.е. нарастающим итогом с начала налогового периода, так и не коммулятивная, т.е. по частям, в частности, различные виды доходов облагаются раздельно по различным ставкам.
Функции у налога. Так как первичная цель налогов – покрывать финансовую потребность государства, можно говорить, прежде всего, о фискальной функции налога. Но, принимая во внимание прямое воздействие налогов на материальное положение всех хозяйствующих субъектов, нельзя не видеть колоссальных возможностей влияния налогов на каждого налогоплательщика в отдельности и на общество в целом.
Все государства и во все времена широко использовали эти возможности, в чем проявлялась регулирующая роль налогов.
При этом если под фискальной функцией всеми понимается одно и то же, то под регулирующей функцией каждый автор подразумевает свое понятие, расширяя регулирующую роль налога до распределительной, контрольной, стимулирующей, запретительной, социальной и т.п.
Основными налогами в 2007 году являлись:
• налог на доходы физических лиц;
• налог на прибыль организаций;
• акцизы и налоги на имущество;
удельный вес, которых в консолидированном бюджете области составляет соответственно 37%, 19% и 12%,12%.
Рис.1
В 2007 году получено доходов в консолидированный бюджет области с учетом средств из федерального бюджета в размере 9164,6 млн.рублей, что составило 102,4 % к плану. Произведено расходов по консолидированному бюджету в размере 8635,4 млн.рублей.
Как и в прошлые годы, в областном бюджете консолидированы доходы и расходы территориального дорожного фонда области. По доходам в размере 891,3 млн.рублей, по расходам с учетом средств на счете фонда 915,6 млн.рублей.
Таким образом, доходы консолидированного бюджета в 2007 году составили 9164,6 млн.рублей, что на 1356,4 млн.рублей больше, чем было по бюджету в 2006 году, рост доходов составил 117,4 %. Из них доходы областного бюджета, с учетом финансовой помощи из федерального бюджета, равны 7561,0 млн.рублей, налоговые и неналоговые доходы бюджетов муниципальных образований – 1603,6 млн.рублей.
Превышение доходов над расходами (профицит) составило 529,2 млн. рублей.
рис.2
Профицит сложился из-за гашение госдолга, увеличения остатков средств бюджета, зачисления доходов заключительными оборотами.
Консолидированный бюджет Псковской области по своей экономической структуре расходов имел социальную направленность. Текущие расходы в бюджете области составили 8223,6 млн.рублей или 95,2 % от общего объема расходов бюджета области.
В основу формирования консолидированного бюджета области были взяты проекты законов области, разработанные на основе федерального законодательства, размеры выплат по которым определены, исходя из минимальной потребности.
3,000 руб.
1. Налоговый кодекс РФ. Часть 2. Глава 23 «Налог на доходы физических лиц».
2. Методические рекомендации о порядке применения главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ, утвержденные приказом МНС России от 29 ноября 2000 г. №БГ-3-08/415.
3. Акимова В.М. Налог на доходы физических лиц. Комментарий (постатейный) к главе 23 НК РФ (в редакции Федеральных законов от 29.12.2004 N 203-ФЗ и 204-ФЗ, от 30.12.2004 N 212-ФЗ). - М.: Издательско-консультационная компания \"Статус-Кво 97\", 2005.
4. Акимова В.М. Порядок предоставления стандартных налоговых вычетов в 2005 году // \"Российский налоговый курьер\", N 7, апрель 2005 г.
5. Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения – 2005. - № 17
6. Айтхожина Г. Контрольная работа: от года к году.// Омское налоговое обо-зрение.- 2006.- №5. - С.215
7. Акимова В.П. Порядок предоставления социального налогового вычета // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2006. - № 22.
8. Богословец Т.И. «Налог на доходы физических лиц»/Учебное пособие. – Омск. 2005
9. Воробьева Е. Налог на доходы физических лиц: подводим итоги 2002 года /Экономика и жизнь/ 2005. №1, с. 7-9.
10. Гейц Н.В. Налоги и сборы, уплачиваемые физическими лицами.- М. (Дело и сервис). 2006
11. Глухов В.В., Дольдэ Л.В., Некрасова Т.П. Налоговая теория и практика. – СПб.: Издательство «Лань», 2005. – 448 с.
12. Грязнов А. Налогообложение физических лиц и перспективы его совершенст-вования // Налоговый вестник. – 2006. - №9.- С.105
13. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Фе-дерации: Часть вторая: Раздел VIII: Главы 21-24 - М.: Издательство \"Экзамен\", 2005.
14. Еремина С.А. Проведение камеральных и выездных налоговых проверок уп-латы налога на доходы физических лиц и методы их реализации // Налоговый вестник. – 2005. - № 9. – С. 5-11.
15. Караваева И.В. Социальные аспекты подоходного налогообложения в рыноч-ной экономике.//Финансы .- №8.- 2006.-С23
16. Карпов И. Выгадываем НДФЛ /Практическая бухгалтерия/ 2006. №8, с. 4-6.
17. Кашин И.С. О применении главы 23 \"Налог на доходы физических лиц\" На-логового кодекса РФ.// Налоговый вестник .- № 4.- 2007
18. Козырина Ф.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М.: Манускрипт, 2005. – 123 с.
19. Косарева Т.Е., Юринова Л.А., Баранова Л.Г., Врублевская О.В. Налогообло-жение физических и юридических лиц. Издание 4. – Санкт- Петербург (Биз-нес/пресса) 2005.
20. Майбуров И.А. Федеральные налоги и сборы: схемы для ускоренного изуче-ния. Учебное пособие. – СПб.; Питер, 2007. – 256 с.
21. Малышко В.Ф., Комиссарова Ю.В. Налог на доходы: сплошные проблемы.// Омское налоговое обозрение .- № 1.- 2005
22. Миллер А.Е., Миллер И.В., Тоболова А.И. Налоги и налогообложение /Учебное пособие. – Омск. 2007
23. Новикова А.И., Мельник А.Д. О совершенствовании подхода к анализу по-ступления налоговых платежей.// Налоговый вестник .- №5.- 2005
24. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ.// М.. Международный центр финансово-экономического развития,- 2006.-C.186-197
25. Перов А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2005 г.
26. Романовский М.В., Врублевская О.В. Налоги и налогообложение в РФ//: Пи-тер, 2005.-С.18-23.
27. Сапронов М.Н. Вопросы оптимизации налога на прибыль, НДС, налога на имущество, налога на доходы физических лиц и единого социального налога // Консультант Бухгалтера. – 2006. - № 9. – С. 41-46.
28. Толкушкин А.В. Комментарий к главе 23 Налогового Кодекса Российской Федерации \"Налог на доходы физических лиц\" - М.: Экономистъ, 2005 г., с из-менениями и дополнениями
29. Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. – М.: МЦФЭР, 2006. – 448 с.
30. Черник Д.Г., Морозов В.П., Лобанов А.В. Технология налогового контроля. // Налоговый вестник.- № 5,6,7,8.- 2005.
3,000 руб.