2.1.Органы полиции и политического сыска в первой половине XIX века
В 1802 году Александр I создает в России новые органы центрального управления – министерства и среди них – министерство внутренних дел, которому поручались надзор за благоустройством и санитарным состоянием страны, функционированием путей сообщений, снабжением населения продовольствием, организация почтового сообщения. Кроме того МВД руководило деятельностью губернаторов, в подчинении которых и находилась вся местная полиция. Непосредственное руководство органами внутренних дел осуществлялось второй экспедицией министерства – экспедицией спокойствия и благочиния. Она включала два отделения. Первое курировало сельскую полицию (нижний земский суд), второе – городскую (управу благочиния).
Первым министром внутренних дел стал Виктор Павлович Кочубей (1768-1834) – близкий друг Александра I.
Дальнейшее развитие органов центрального полицейского управления связано с осуществлением реформы М.М. Сперанского, в ходе которой было образовано Министерство полиции. Министерство полиции состояло из департаментов (Департамент полиции хозяйственной, Департамент полиции исполнительной, Медицинский департамент) и двух канцелярий (общей и особенной). Департамент полиции хозяйственной осуществлял контроль за ценами, продовольственным снабжением городов, пресекал спекуляцию. В его ведении также находились смирительные и работные дома. Департамент полиции исполнительной контролировал работу местной полиции, надзирал за проведением следствий по уголовным делам, занимался поимкой дезертиров. Медицинский департамент ведал санитарным надзором, организацией мер по предотвращению эпидемий и эпизоотий, снабжением лекарствами. Особенная канцелярия Министерства полиции занималась секретным делопроизводством, политическим сыском, наблюдением за иностранцами.
Правительство наделило Министерство полиции большими полномочиями. Кроме собственно охранения внутренней безопасности, Министерство следило за исполнением законов всеми другими государственными министерствами. Поэтому многие высшие сановники империи негативно восприняли появление нового контрольного органа и использовали любые возможности для дискредитации его деятельности. В конце концов в 1819 году вновь назначенному министру внутренних дел В.П. Кочубею удалось обосновать перед царем необходимость его ликвидации с возвращением функций Министерства полиции в Министерство внутренних дел .
В 1837 году усиливается сельская полиция. Уезды разделяются на станы, в каждом из которых вводится должность станового пристава или участкового заседателя, обязанного постоянно проживать на обслуживаемом участке и руководить работой подчиненных ему сотских и десятских.
В начале XIX века происходят изменения в организации полиции Москвы и Санкт-Петербурга. Петербургская полиция разделяется на внутреннюю и внешнюю части. Внутренняя часть включала управы благочиния, частных приставов, квартальных надзирателей и решала задачи производства следствия, исполнения распоряжений городских властей, контроля паспортного режима. Внешняя часть представляла собой полицейскую наружную службу. В ее задачи входило поддержание общественного порядка, патрулирование улиц силами полицейской команды и команд ночной и пожарной стражи. Назначение на полицейские должности в столицах производилось военным губернатором, а на должность обер-полицмейстера – императором.
Претерпела изменения и политическая полиция: Тайная канцелярия упраздняется, а полномочия расследования политических преступлений передаются Сенату и судам по уголовным делам. С 1802 года эти дела концентрируются в особенной канцелярии Министерства внутренних дел (с 1811 по 1819 год – особенная канцелярия Министерства полиции), а затем в Комитете для рассмотрения дел по преступлениям, клонящимся к нарушению общественного спокойствия. В состав последнего вошли министры юстиции и внутренних дел, а также несколько сенаторов. В начале 20-х годов возникает ряд других секретных служб: тайная полиция при штабе гвардейского корпуса, подобная организация при Управлении военных поселений. Все они работали самостоятельно, конкурируя между собой .
После подавления восстания декабристов органом политического сыска становится Третье Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. При образовании Отделения в качестве исходных составных частей в него вошли особенная канцелярия Министерства внутренних дел, тайная агентура и Отдельный Корпус Жандармов.
Обязанности жандармов регламентировались нечетко: им предписывалось наблюдение за исполнением законов, преследование разбойников, рассеяние запрещенных собраний, усмирение бунтов, преследование тайных обществ, конвоирование арестованных, производство обысков и дознаний, приведение в исполнение приговоров. Деятельность жандармерии законодательно не ограничивалась и регламентировалась распоряжениями руководства в виде устных и письменных инструкций.
С момента основания и до своей кончины (в 1844г.) шефом жандармов и начальником III Отделения являлся Александр Христофорович Бенкендорф. Непосредственным организатором и управляющим III Отделением являлся Максим Яковлевич фон Фок, ранее бывший директором особенной канцелярии Министерства полиции. Аппарат Отделения первоначально насчитывал всего 16 человек, организационно объединенных в четыре экспедиции: первую (политические дела), вторую (ересь, фальшивомонетничество, убийства, места заключения, крестьянский вопрос), третью (контроль за иностранцами), четвертую (делопроизводство, личный состав). В 1842 году появляется пятая экспедиция, специализирующаяся в области театральной цензуры. Штат служащих постепенно увеличивался и к моменту ликвидации III Отделения (1880) превысил 70 человек.
Политическая полиция того времени начинает активно использовать возможности агентуры. Тайный агент И.В. Шервуд-Верный вскрыл подготовку заговора декабристов, П.Д. Антонелли (студент Петербургского университета) способствовал разоблачению кружка М.В. Буташевича-Петрашевского. После подавления польского восстания (1830-1831 гг.) и формирования польской эмиграции, стала формироваться и заграничная агентура.
1,200 руб.
Введение 3
1. Органы полиции и политического сыска в XVIII веке. 5
1.1 Причины и предпосылки создания полиции и политического сыска 5
1.2. Создание и развитие органов полиции и политического сыска в первой половине XVIII века 10
1.3. Органы полиции и политического сыска во второй половине XVIII века 13
2. Органы полиции и политического сыска в XIX веке 18
2.1.Органы полиции и политического сыска в первой половине XIX века 18
2.2. Органы полиции и политического сыска во второй половине XIX века 22
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Введение
«Органы полиции и политического сыска в России в XVIII-XIX в.в.» - одна из актуальных тем в истории отечественного государства и права. О ее актуальности свидетельствует то, что в историографии заметно усиливается интерес к изучению исторического опыта государственного устройства дореволюционной России, в том числе развития и взаимодействия силовых структур самодержавия, на протяжении длительного периода обеспечивавших внутриполитическую безопасность государства.
Без рассмотрения динамики развития системы органов политического сыска невозможно создать достаточно полную и объективную картину эволюции государственного устройства дореволюционной России.
Важно рассмотреть процесс трансформации органов политического сыска, совершенствование методов их работы, расширение и усложнение их функциональных обязанностей с учетом изменения политической обстановки в стране.
Многие проблемы, характерные для рассматриваемого периода, в том числе сложность и противоречивость взаимодействия центральных и местных органов, дефицит опытных и грамотных кадров, недостаточное финансирование, слабое материально-техническое обеспечение в значительной степени характерны и для современных спецслужб и правоохранительных органов.
Целью работы является комплексное исследование органов полиции и политического сыска в России в XVIII-XIX в.в.
В соответствии с поставленной целью следует решить следующие задачи:
1. Проанализировать причины и предпосылки создания органов полиции и политического сыска в XVIII веке.
2. Изучить становление законодательства о полиции и политическом сыске.
3. Проанализировать реформу 1926 года.
4. Изучить систему органов политического сыска XIX века.
5. Рассмотреть реформу 1962 года.
Основными методами исследования являются исторический и сравнительно-правовой.
Нормативную базу исследования составляет законодательство XVIII-XIX в.в., а теоретическую основу – труды таких авторов как Иванова Е.А Курицын В.М., Демин В.А. и др., посвященные проблеме органов полиции и политического сыска в России в XVIII-XIX в.в.
1. Органы полиции и политического сыска в XVIII веке
1.1 Причины и предпосылки создания полиции и политического сыска
С установлением абсолютизма в западноевропейских странах была выработана и вошла в норму практика опеки государством всех без исключения сторон общественной жизни. Под полицией в этот период стали понимать управление внутренними делами, т.е. в сфере безопасности и в области благосостояния. В этот же период появляются первые научные концепции полиции.
В 1705г. в Париже вышел первый том «Трактата о полиции» де Ламара. Работа явилась практическим руководством, содержащим обширное собрание частных вопросов полицейской деятельности. Полиция, по его мнению, является учреждением, призванным обеспечить счастье всех членов общества, следовательно, в область полицейской компетенции должен входить как можно более широкий круг вопросов государственной жизни.
Причины необходимости полиции понимали через призму существовавших в то время взглядов.
Например, Кристиана Вольф, отталкиваясь от свободы личности как нормы естественного права, предположил, что индивиды свободно объединились в государство, цель которого - общее благосостояние и безопасность. С образованием государства люди сознательно ограничили свободу правом, которое по своей сути является только свободой действия для исполнения обязанностей.
Рамки этой свободы определяются государством, которое, в свою очередь, олицетворяет просвещенный монарх, заботящийся об общем благе.
Эта забота обязывает его регламентировать все сферы общественной жизни .
И. Зонненфельс в «Основаниях полиции, промышленности и финансов» (1756) утверждал, что у государства одна цель - достижение благополучия. Благополучие же обеспечивается двумя факторами - благосостоянием и безопасностью.
Под безопасностью подразумевалось такое состояние общественной жизни, при котором любой законопослушный человек не опасался бы за свое имущество и жизнь. Подобное положение лица составляет частную безопасность, а государства -общественную безопасность, которую, в свою очередь, можно разделить на внутреннюю и внешнюю.
На основании теоретических разработок Зонненфельс делает вывод о том, что необходимо исключить из компетенции полиции финансово-промышленную деятельность. В результате функции полиции должны были ограничиваться вопросами обеспечения внутренней безопасности. Идя дальше, Зонненфельс рассматривал науку полиции как учение о мерах, которыми может быть обеспечена внутренняя безопасность государства. Способы обеспечения безопасности ставятся им в зависимость от видов опасности, которые он подразделяет на происходящие от человеческой воли и от случайных обстоятельств.
В связи с этим весь объем полицейской деятельности ограничивается Зонненфельсом следующими направлениями: забота о нравственном развитии личности; создание условий, способствующих осознанию индивидом полезности законопослушной деятельности; принятие мер, ограничивающих деятельность любого лица, если она может нанести ущерб кому-либо .
Отметим, что воззрения И. Зонненфельса во многом опередили свое время и не нашли поддержки у большинства юристов XVIII - начала XIX вв.
Большинство придерживалось взглядов де Ламара - Юсти, считая, что «полиция есть вьющееся растение, охватывающее все части государственного устройства и управления».
Термин «полиция» в XVIII - XIX вв., следовательно, имел двойное значение. Им обозначали как функцию государства по обеспечению безопасности и благосостояния внутри страны, так и орган государства, в компетенцию которого входила реализация данной функции. Указанные взгляды ведущих полицеистов оказали огромное влияние на формирование полицейского права и соответствующей науки в европейских государствах. Россия не стала исключением.
Изучение российских законодательных актов второй половины XVII-XVIII вв. дает основание для выделения основных направлений полицейского права во внутриполитической деятельности государства - это обеспечение «безопасности» и обеспечение «благосостояния». Именно по этим двум основным направлениям проходило институциональное оформление полицейского законодательства .
Правовые акты, обеспечивающие «безопасность», включали нормы, регламентирующие систему и организацию уголовного сыска, систему контроля за передвижением населения внутри страны, цензуру печати, создание и деятельность общественных корпоративных объединений, предупреждение и пресечение правонарушений, исполнение наказания и т.п. Правовые нормы, обеспечивающие «благосостояние», регламентировали надзор за врачебным и строительным делом, охрану природных ресурсов, вопросы общественного призрения престарелых и неимущих, вопросы обучения и другие.
Нормы полицейского характера появляются в российском праве одновременно с возникновением централизованного государства, однако полицейское законодательство начинает формироваться со второй половины XVII в., когда в России начинает складываться абсолютная монархия.
Источниками полицейского права в XVII в. служили в основном, акты комплексного, общего характера (Соборное уложение 1649г., Новоуказные статьи 1669г., Наказы воеводам и т.п.). Вместе с тем, в этот период начинают появляться и специализированные полицейские акты, регламентирующие отдельные направления полицейской деятельности (Наказ о градском благочинии 1649г., именные царские указы об отправке сыщиков для поимки беглых, строительстве тюрем, содержании заключенных и т..п.).
В первой четверти XVIII в. происходит формирование законодательных основ полицейского права, что было связано с завершением процесса становления абсолютной монархии в России. При Петре I вся полнота власти сосредотачивается в руках государя. Реформы, проводимые первым российским императором, фактическое закрепощение государством всех сословий, широкое заимствование достижений западной культуры, войны и налоговый гнет породили недовольство, как в среде аристократии, так и среди широких слоев населения. В этих условиях, укрепление монархии невозможно было без обновления государственного механизма. Петр I, используя опыт и идеологию западноевропейских полицеистов, начал строительство «регулярного» государства, реформировав систему органов государственной власти и регламентировав основные сферы общественной жизни.
Существование полицейского государства было невозможно без жесткого контроля за численностью и миграциями населения. Создание системы учета населения было продиктовано потребностями государства в проведении рекрутских наборов, трудовых мобилизаций, сословной политики, а главное, в максимально успешном распределении и сборе налогов. В XVIII в. учреждается несколько форм учета населения: ревизский, церковный и сословный.
1,200 руб.
1. Борисов А.В. Полиция самодержавной России в первой четверти XIX века, М., 2002.
2. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 2005.
3. Голикова Н.Б. Государственные учреждения России XVI-XVIII вв.. М: «Норма», 2001.
4. Демин В.А. Очерки истории органов внутренних дел Российского государства, Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2001.
5. Иванова Е.А. Правовые основы организации и деятельности общей полиции России (XVIII – начало XX в.). Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет, 2003.
6. История политических и правовых учений. М. 1999.
7. Курицын В.М. История полиции России. Краткий исторический очерк и основные документы. Учебное пособие. М., 2006.
8. Латкин В.Н. Учебник истории русского права периода империи (XVIII-XIX вв.). М.: Зерцало, 2004.
9. Лурье Ф.М. Политический сыск в России, Изд. ЗАО Центрполигаф, М.: 2006.
10. Развитие русского права второй половины XVII-XVIII вв. - М, 1992.
1,200 руб.