Отсутствие финансовой и управленческой стабильности также оказывает значительное влияние на этот процесс. Известно, что периодические изменения в руководстве управления федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения приводят к постоянному выдвижению различных концепций, проектов и предложений в отношении путей развития отрасли. Кроме того, довольно часто некоторые политические лидеры и административные работники не являются профессионалами и не обладают компетентностью в данном вопросе из-за отсутствия достаточного опыта практической работы в здравоохранении, имея лишь поверхностное представление о целях и конечном итоге реформ в сфере охраны здоровья населения. Несмотря на это, представители различных партий, учреждений, организаций, общественных и иных групп граждан пытаются продвигать свои идеи в направлении тех изменений, которые являются только для них наиболее выгодными на определенном этапе их деятельности.
Для ряда стран мирового сообщества главным сдерживающим фактором в осуществлении реформ в области здравоохранения является макроэкономическая ситуация. В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что многие проводящиеся в современной России реформы здравоохранения были начаты в период экономического спада, что значительно отличается от ситуации с десятилетиями роста благосостояния и здоровья населения в западноевропейских странах и США. В то же время опыт этих стран показывает, что внедрение нового механизма управления медицинской помощью часто связано со значительными расходами. Даже небольшие изменения в существующей организации системы управления органами и учреждениями здравоохранения, а также новые приоритеты между областями медицинской деятельности могут потребовать выделения дополнительных ресурсов. Следовательно, финансово-правовая устойчивость предлагаемых реформ, без признания того факта, что здравоохранение является приоритетным социальным благом, должна всегда тщательно анализироваться и учитываться .
Во многих странах, особенно с недостаточно развитой экономической базой и находящихся в переходном периоде, администрирование очень часто ошибочно принимается за управление. Такой механизм регулирования социальных отношений обычно является несовместимым с происходящими в современном развитом обществе демократическими процессами .
На мой взгляд, в Российской Федерации при проведении реформ в здравоохранении не учитывается процесс адаптации к вновь возникшей, во многом значительно изменившейся в стране социально-экономической и политической ситуации. Однако и в этом случае не должна преуменьшаться роль научно обоснованного осуществления стратегического управления отраслью, регулирующая функция которого остается значимой и в новых условиях государственного хозяйствования.
Определенное воздействие на эффективность охраны здоровья населения обычно оказывают такие факторы развития отрасли как технические, в том числе информационные, возможности и инфраструктура для управления реформой. По данным Европейского регионального бюро (ЕРБ) ВОЗ, наибольшего прогресса в реформировании систем здравоохранения добились те экономически развитые страны, где уже имелись управленческие и технологические навыки, хорошие информационные системы и финансовые структуры, необходимые для результативного проведения медико-социальной политики и контролирования данного процесса. При этом ЕРБ ВОЗ высказано мнение, что без использования современных информационных, технических и управленческих возможностей вряд ли удастся выполнить или сохранить новые ориентиры, а также осуществить на практике применение принимаемых нормативных правовых актов, исполнение предлагаемых мер и осуществление рекомендуемых мероприятий .
Не менее важным и существенным моментом является то, что политику и законодательство о здравоохранении нельзя разрабатывать и осуществлять без наличия специальных знаний, без споров и дискуссий, без должного учета вопросов этики. Это касается установления приоритетов и принятия разумных решений в отношении введения дополнительных сервисных медицинских услуг, конкурирующих видов обслуживания, дорогостоящего продления медицинскими средствами жизни безнадежно больных пациентов, организации оказания лечебных мероприятий с помощью современных медицинских технологий. В дополнение к сказанному следует указать, что, например, вопросы эвтаназии и клонирования являются лишь частью тех многочисленных проблем, которые также нуждаются в дальнейшем обсуждении.
К сожалению, приходится констатировать, что в соответствии с Законом РФ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации..." № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. (статья 35) признана утратившей силу статья 16 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, в которой было указано: "При органах государственной власти и управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения могут создаваться комитеты (комиссии) по вопросам этики в области охраны здоровья граждан в целях защиты прав человека и отдельных групп населения в этой области, для участия в разработке норм медицинской этики и решения вопросов, связанных с их нарушением, в подготовке рекомендаций по приоритетным направлениям практической и научно-исследовательской деятельности, для решения иных вопросов в области охраны здоровья граждан".
В Люблянской хартии (1996 г.) говорится о том, что развитие здравоохранения с учетом социально-экономических условий является неотъемлемой частью политики общества и государства в отношении здоровья граждан. В то же время политические, управленческие и технические решения о развитии системы здравоохранения, как правило, основываются на имеющемся международном и национальном опыте, подтверждающем реальную действительность и эффективность проводимых реформ. При этом любая реформа здравоохранения, включая деятельность конкретных отдельных медицинских служб, должна быть, направлена в первую очередь на улучшение жизни и здоровья людей, а также на то, чтобы оказание медико-санитарной помощи ориентировалось на постоянное улучшение качества предоставляемого обслуживания, чтобы информационные системы основывались на научно установленных показателях (стандартах) медицинских услуг .
Вместе с тем, обеспечение надлежащего здоровья граждан требует признания государством приоритета социальной политики в этой сфере хозяйственной деятельности, активной позиции и осознания необходимости взаимодействия многих его структур и ведомств. Этому может способствовать осуществление комплексного, в ряде случаев системного подхода к решению вопросов, касающихся организации оказания качественной медицинской помощи и эффективного совершенствования управления деятельностью лечебно-профилактических учреждений.
1,200 руб.
Введение …………………………………………………………………………….3
Глава 1. Законодательство об охране здоровья граждан …………………….…..6
1.1. Международное закрепление права на охрану здоровья …………………....6
1.2. Общая характеристика нормативно-правовых актов РФ
об охране здоровья граждан …………………………………………………….….8
Глава 2. Проблемы и пути дальнейшего развития законодательного регулирования права граждан на охрану здоровья ………………………………14
2.1. Организационно-правовые проблемы повышения эффективности деятельности в сфере охраны здоровья населения ………………………………14
2.2. Перспективы формирования законодательства в сфере
охраны здоровья граждан ………………………………………………………….19
Заключение …………………………………………………………………………29
Библиография ………………………………………………………………………31
Введение
Актуальность темы.
Ускорение научно-технического прогресса, внедрение достижений науки и техники в различные сферы общественной жизни, несомненно, приводят к облегчению существования человека в природной среде.
Однако данное явление имеет и обратную сторону: резкое ухудшение экологической ситуации на земном шаре, изменение климата, глобальные техногенные катастрофы подрывают физическое и психическое здоровье человека. Поэтому фокус внимания законодателей развитых стран мира все больше и больше смещается сегодня в сторону обеспечения правового регулирования общественных отношений в сфере охраны здоровья граждан.
Законодательное обеспечение охраны здоровья граждан направлено на достижение одной из главных целей государственной политики - сбережение и укрепление здоровья народа. Национальная система здравоохранения должна быть построена на основе прогрессивного законодательства, впитавшего в себя передовой опыт отечественной мировой науки и практики в области охраны здоровья и права. Поэтому в первую очередь необходимо совершенствовать нормы и положения основных отраслей права, затрагивающих отрасль здравоохранения. Это необходимо, чтобы добиться их внутренней согласованности в рамках комплексной отрасли законодательства о здравоохранении.
Издание законов о координации вопросов здравоохранения (о системе здравоохранения РФ) является конституционной обязанностью, как федерального законодателя, так и законодателей в субъектах РФ, поскольку вопросы здравоохранения, охраны здоровья граждан в соответствии со ст. 72 Конституции РФ являются предметом совместного ведения РФ и ее субъектов.
Законодательная база обеспечивается Федеральным Собранием Российской Федерации (в основном Государственной Думой, в структуре которой сформирован Комитет по охране здоровья, обеспечивающий проведение и принятие законодательных актов в области охраны здоровья.) и Правительством Российской Федерации.
Несмотря на очевидную значимость в жизни современного общества правового регулирования здоровья граждан, законодательное обеспечение прав человека на здоровье до 1990 г. в Российской Федерации было весьма ограниченным. Практически все законодательство исчерпывалось Основами законодательства СССР и союзных республик о здравоохранении (1961 г.) и Законом РСФСР "О здравоохранении" (1971 г.), принятым в соответствии с вышеуказанными основами. В настоящее время процесс законотворчества в сфере здравоохранения активно развивается, что связано с реформированием рассматриваемой сферы.
Объектом моего исследования являются закономерности правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере охраны здоровья граждан.
Предметом исследования являются нормы права, закрепленные в соответствующих нормативно-правовых актах, доктринальные положения и научные точки зрения, а также практическая деятельность правоприменительных органов в процессе их воздействия на общественные отношения в сфере применения законодательства об охране здоровья граждан.
Необходимо отметить, что в предмет данного исследования, прежде всего, включены нарушения международного и российского законодательства, в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Исходя из этого, целью данной работы является выработка представления о структуре законодательства РФ, регулирующего охрану здоровья граждан.
Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:
- рассмотрение права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленного в международных нормативных актах;
- общая характеристика нормативно-правовых актов РФ об охране здоровья граждан;
- рассмотрение и анализ конституционного закрепления права граждан на охрану здоровья;
- выявление организационно-правовых проблем повышения эффективности деятельности в сфере охраны здоровья населения;
- предложение перспективных направлений формирования законодательства
в сфере охраны здоровья граждан.
Теоретическая основа исследования. В работе использована литература по международному, конституционному праву России, а также иные литературные источники, относящиеся к теме исследования. В частности, теоретической основой исследования послужили работы российских авторов Головистиковой А.Н., Каменевой З.В., Кутафина О.Е., Гусейновой Т.П., Александровой О.Ю., Герасименко Н.Ф., Григорьева И.Ю., Григорьева Ю.И., Сергеева Ю.Д., Милушина М.И., Никульниковой О.В. и др.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе дается характеристика нормативно-правового регулирования охраны здоровья граждан, во второй главе рассматриваются существующие проблемы правового регулирования в сфере и здравоохранения, а также пути выхода из сложившейся ситуации. В заключении сформулированы основные выводы по результатам проведенного исследования.
Глава 1. Законодательство об охране здоровья граждан
1.1. Международное закрепление права на охрану здоровья
Право на охрану здоровья - одно из важнейших социальных прав человека и гражданина в силу того, что здоровье - высшее неотчуждаемое благо человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. В то же время оно не является только личным благом гражданина, а имеет еще и социальный характер. Иными словами, не только каждый должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан. Таким образом, в этом праве наиболее отчетливо проявляется мера взаимной свободы и взаимной ответственности личности и государства, согласование личных и общественных интересов .
Право на охрану здоровья закреплено в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Устав Всемирной организации здравоохранения и др.
Особая значимость здоровья нашла отражение и в документах, принятых в рамках ООН на рубеже тысячелетий . Достаточно отметить, что из восьми целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия ООН, половина имеют прямое отношение к праву на охрану здоровья . За последние годы практически все органы и структуры ООН выразили озабоченность реализацией этого права, подтверждением чему является значительное число резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, Комиссии по правам человека ООН, решений ЭКОСОС, Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин и других органов.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается состояние полного физического, духовного и социального благополучия . С юридической позиции здоровье выражается в возможности реализовать право личности и общества на обладание и распоряжение им. Социально-экономические аспекты рассматриваются как критерии физического и интеллектуального потенциала общества для создания материальных и духовных ценностей. Частное значение здоровья с точки зрения психофизиологии может отражать уровень физической и умственной работоспособности при осуществлении различных видов труда . Также от состояния здоровья населения зависит качество труда, социально-демографические процессы воспроизводства поколений, воспитание и обучение предшествующими поколениями последующих . Главная причина многих смертей кроется в социальных факторах, т.е. в том, насколько хорошо отлажена работа системы жизнеобеспечения и безопасности граждан. Если у человека нет работы, позволяющей достойно зарабатывать, нормального жилья, возможности полноценно отдыхать, питаться, то уровень его здоровья резко падает.
1.2. Общая характеристика нормативно-правовых актов РФ об охране здоровья граждан
Характеристику законодательства об охране здоровья целесообразно начать с рассмотрения соответствующих норм Конституции РФ, так как она является основным законом нашей страны, и в силу этого среди нормативных правовых актов, регулирующих охрану здоровья, она занимает особое, главенствующее положение. В области охраны здоровья Конституция исходит из положений Всеобщей декларации прав человека Генеральной ассамблеи, Конвенции о защите основных прав и свобод человека, Конвенции о защите прав и достоинства человека в связи с использованием достижений биологии и медицины и др.
Основной закон страны в соответствии с нормами международного права включает в обязанность государства охрану здоровья людей (ст. 7, ч. 1), в Конституции признается право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь. Кроме того, Конституция РФ закрепляет разграничение предметов ведения в сфере здравоохранения между РФ, ее субъектами и муниципальными образованиями .
Право на охрану здоровья закрепляется в Конституции РФ (ст. 41) за каждым. Иностранным гражданам, находящимся на территории России, также гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами России. Лица без гражданства, постоянно проживающие в России, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с российскими гражданами, если иное не предусмотрено международными договорами России.
Этому праву корреспондирует обязанность государства охранять здоровье людей (ст. 7 Конституции РФ). Государственный контроль охраны здоровья раскрывает гуманистический характер демократического государства.
Необходимость именно государственного регулирования охраны здоровья рождается в понимании, к которому уже пришла современная западная либеральная теория, - что рыночная экономика не способна вопреки существующим либерально-догматическим воззрениям полностью обеспечивать все сферы жизни. Существуют сферы общественной жизни, частично или целиком не вписывающиеся в концепции рынка по причине своей гуманистической природы, противоречащей рыночным законам, выражающимся в формуле "эгоизм каждого - благо для всех". И здравоохранение наряду с наукой, культурой, искусством и т.п. - одна из сфер жизни, в которых обязательно государственное вмешательство, регулирование и финансирование, несмотря на самые высокие уровни развития рыночной экономики. Большинство демократических стран пришли к схеме смешанных экономик, где рынок подвергается в необходимой мере государственному вмешательству, осознав опасность оставления социальной сферы на волю рынка, который не в состоянии решать задачи удовлетворения множества социальных потребностей общественной жизни. Эти задачи могут решаться только целенаправленной социальной политикой государства. И краеугольным камнем в здании этой политики лежит такая конституционная декларация, как рассматриваемое право на охрану здоровья, задающая вектор развития и гарантирующая, что человек, имеющий свободу распоряжаться своим временем и жизнью, вольный принимать решение трудиться или не трудиться, никогда не останется без поддержки его главной ценности - жизни .
Закрепление Конституцией РФ права на охрану здоровья за каждым означает также, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Данное право согласно ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.
Такая помощь гражданам оказывается при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях, включая профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, выплату пособия по временной нетрудоспособности.
Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и социальной защиты населения.
Положения Конституции РФ, касающиеся охраны здоровья граждан, получили свое развитие и детализацию в специальных законодательных актах, непосредственно посвященных охране здоровья граждан.
1,200 руб.
Нормативно-правовые акты
1. Люблинская хартия реформирования здравоохранения: Принята государствами-членами Совета Европы / Европейская конф. ВОЗ по реформам в области здравоохранения. 17-20 июня 1996 г., Словения. Любляна: WHO, 1996.
2. Доклад Генерального секретаря от 27 марта 2000 г. UN Doc. A/54/2000.
3. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Рез. ГА ООН 55/2 от 8 сентября 2000 г. UN Doc. A/RES/55/2.
4. Устав Всемирной организации здравоохранения от 22 июля 1946 г.
5. Европейская политика по достижению здоровья для всех на двадцать первое столетие: EUR/RC 47/II от 23.07.1997 г. // Всемирная организация здравоохранения: Европейское региональное бюро; Европейский региональный комитет, 47 сессия. Стамбул, 15-19.09.1997 г. Копенгаген: ЕРБ ВОЗ, 1997.
6. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. Официальный текст.
7. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-I (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 21, 31 декабря 2005 г., 2 февраля, 29 декабря 2006 г., 24 июля, 18 октября 2007 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 3. Ст. 1318.
8. Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" // СЗ РФ. 1994. № 15. Ст. 1791.
9. Постановление ВС РФ от 22 июля 1993 г. № 5489-1 "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан"
Специальная литература
1. Александрова О.Ю. Перспективы формирования законодательства в сфере охраны здоровья граждан // Главврач. 2007. № 3.
2. Герасименко Н.Ф. Проблемы и перспективы формирования законодательной базы в области охраны здоровья на федеральном и региональном уровнях // Управление здравоохранением. 2001. № 3.
3. Герасименко Н.Ф. Состояние и перспективы правового регулирования охраны здоровья населения Российской Федерации // Здравоохранение в Российской Федерации. 2003. № 2.
4. Герасименко Н.Ф., Александрова О.Ю., Григорьев И.Ю. Проблемы реализации государственной политики в области здравоохранения на региональном уровне // Медицинское право. 2003. № 3.
5. Григорьев И.Ю., Григорьев Ю.И. О праве граждан на охрану здоровья // Известия ТулГУ. Вып. 10. Тула: Изд-во ТулГУ, 2004.
6. Гусейнова Т.П. Понятие "здоровье человека" в системе экологического знания // Социальная экология и устойчивое развитие. М., 1997. Вып. II.
7. Каменева З.В. Понятие и содержание права граждан на медицинскую помощь // Адвокат. 2004. № 7.
8. Квернадзе Р.А. Некоторые аспекты становления и развития законодательства в области здравоохранения // Государство и право. 2001. № 8.
9. Комаров Ю.М. Рынок в здравоохранении: что сейчас и что потом? // Экономика здравоохранения. 2003. № 8 (76).
10. Конгстведт П.Р. Управление медицинской помощью: Практическое руководство в 2-х т.: Пер. с англ. / Под общей ред. акад. РАМН О.П. Щепина. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000.
11. Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М., 2004.
12. Найговзина Н.Б., Ковалевский М.А. Система здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовые аспекты. М., 1999.
13. Никульникова О.В. Государственное управление здравоохранением в России. Энгельс, 2001.
14. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. М.: Юрайт-М, Новая правовая культура, 2002.
15. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е. Кутафина (официальный текст на 1 августа 2003 г.). Предисловие Председателя Конституционного Суда РФ, докт. юрид. наук, проф. В.Д. Зорькина. М.: ЗАО "Библиотечка "Российской газеты", 2003.
16. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. М., 1995.
17. Путило Н.В. Законодательство об охране здоровья граждан: перспективы
систематизации // Журнал российского права. 2007. № 1.
18. Салтман Р.Б., Фигейрас Дж. Реформа системы здравоохранения в Европе. Анализ современных стратегий: Пер. с англ. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000.
19. Сергеев Ю.Д., Милушин М.И. Становление и теоретические проблемы российского законодательства о здравоохранении // Медицинское право. 2005. № 3.
20. Соболевская О. Модернизация российского здравоохранения // Официальный сайт Посольства Российской Федерации в Королевстве Нидерландов, Российский дневник. № 62.
21. Стародубов В.И. О состоянии здравоохранения и мерах, направленных на его улучшение // Здравоохранение РФ. 1999. № 2.
22. Тэгай Н.Д., Колосов П.В. Лечебно-профилактические учреждения в системе обязательного медицинского страхования // Здравоохранение. 1996. № 1.
23. Филатов В.Б., Чудинова И.Э., Погорелов Я.Д. Здравоохранение как социальный институт // Экономика здравоохранения. 2000. № 7-8.
24. Шейман И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения. М.: Издатцентр, 1998.
1,200 руб.