Рассмотренный выше механизм взаимосвязи музыки и интеллектуального развития можно применить и к гормональному развитию организма. Музыка может повысить или понизить содержание гормонов в крови, помочь справиться со стрессом. Например, проведение гастроэнтероскопического обследования вызывает чувство тревоги, неуверенности у пациентов. Состояние стресса подтвердили и клинические анализы. Когда этим людям дали послушать спокойную музыку, содержание кортизола в крови снизилось, страх уменьшился. В контрольной группе, где не проводилась музыкальная терапия, наблюдалось обратное. Похожий эксперимент был проведен накануне операции. В двух группах больным сообщили, что на следующий день их будут оперировать. После этого в экспериментальной группе в течение часа люди слушали музыку, в контрольной - нет. В обеих группах в течение 15 минут после сообщения об операции, уровень кортизола в крови поднялся на 50 %. Через час в контрольной группе показатели оставались высокими и продолжали подниматься, а у людей, слушавших музыку, показатели уровня кортизола понизились до нормы. То есть можно считать доказанным, что музыка позволяет преодолевать стресс, может использоваться в лечении больных. Здоровым людям также давали слушать различные музыкальные произведения, после чего проводили гормональные анализы. Им предлагалась музыка трех видов: 1. Легкая ритмичная музыка; 2. Громкая ритмичная музыка; 3. Спокойная тихая музыка. Именно прослушивание последней снижает уровень кортизола и адреналина в крови. Положительное и отрицательное воздействие музыки на человека зависит не только от особенностей музыки, но и от особенностей организма человека. Например, прослушивание различных музыкальных произведений организовали для двух групп атлетов, прошедших и не прошедших подготовку к соревнованиям. Результаты анализов показали, что громкая музыка у неподготовленных спортсменов поднимает уровень кортизола, в то же время на подготовленных спортсменов она не действует. Следовательно, можно ожидать, что одни и те же способы регуляции веса, например, у одних приведут к его снижению, а у других - не дадут никаких результатов. Очевидно, что деятельность мозга, гормональное состояние и музыкальное воздействие взаимосвязаны. Изменения в мозгу, связанные с хронической депрессией, фиксируются в правом полушарии, лобной доли мозга [4, с. 40]. Музыка помогает изменить душевное состояние, снизить стресс. Прослушивание музыки по двадцать минут в день снижало уровень гормона стресса - кортизола - в крови у людей, страдающих хронической депрессией. Музыкальное образование способствует, с одной стороны, интеллектуальному развитию, умению размышлять, а с другой - развивает память. Это доказано наукой. Тихая ритмичная музыка может успокоить новорожденного, но длительное прослушивание создает в мозгу стойкий очаг возбуждения, который активизируется при следующем прослушивании - происходит запоминание. Дети, занимающиеся под музыку, лучше и быстрее запоминают учебный материал, чем те, которые выполняют задания в тишине. Наверное, потому и хафизы, заучивая суры Корана, повторяют их нараспев, под божественную музыку. Чтобы до конца понять механизм воздействия музыки на мозг, надо провести не одну конференцию. Обычно люди, выбирая какую-либо музыку, не думают о ее положительном или отрицательном влиянии, а руководствуются своим вкусом, предпочтениями. Если музыка поднимает настроение, возвращает душевный покой, ее хочется слушать снова и снова. Как долго продолжается такое воздействие той или иной мелодии? Это тоже пытаются выяснить ученые. Выбор музыки может немало сказать о внутреннем мире человека, его душевном состоянии. Музыкальное образование, в свою очередь, не только развивает ум, но и воспитывает чувства, укрепляет духовное здоровье ребенка, помогает формированию теплых доверительных отношений в семье, между родителями и детьми.
Особое значение в разрешении психологических проблем имеет национальная музыкальная культур [7, с. 65]. Она воздействует на все системы человека, будучи частью нашей души; но при этом необходимо учитывать и то, что жизнь изменилась, попытаться посмотреть на народную музыку с точки зрения современного человека. Может ли изучение народной музыки помочь в профессиональном образовании, в формировании умения взаимодействовать с другими людьми, быть руководителем, правильно общаться и т. п.? Чтобы выяснить, какое воздействие - отрицательное или положительное - оказывает музыка на человека, надо учитывать его занятия, душевное состояние, физиологию.
Каждый живой организм запрограммирован на поддержание собственной жизни и продолжение рода. В обеспечении жизнедеятельности большую роль играет слуховая система. Органы слуха воспринимают звуки. Все звуки имеют определенный режим, темп, тональность. Если человек улавливает их, то они воспринимаются как музыка. Если нет, то, как шум. Различия между мелодией и шумом определяются как особенностями звукового ряда, так и особенностями восприятия человека. Звуки, которые мы слышим постоянно (шум ветра, звук падающей воды, щебет птиц), для верующего человека - есть выражение божественного совершенства, для неверующего - это всего лишь природные шумы.
А музыка - это искусство стройного и согласного сочетания звуков, это красота, проявляющаяся в этих сочетаниях, их гармонии, созвучии, мелодии. Музыка помогает духовному развитию человека, его восприятию внешнего мира и обогащению воображения. В наши дни музыка является не только источником удовольствия и развлечения, но и работой, сферой деловых интересов. Каждый по-своему воспринимает разные музыкальные ритмы, по-разному на них реагирует. Наука занимается изучением этих особенностей восприятия звуков. Одно из направлений биологии - биомузыкология выявляет, как звуки воздействуют на живой организм. Многие исследования посвящены проблемам воздействия музыки на мозг ребенка в период беременности матери, после рождения, во время обучения, а также при разных душевных состояниях.
Известно, что у музыки есть универсальный, всеобъемлющий язык. И каждой культуре присуща своя музыка. Она помогает людям жить и способствует продолжению рода. Профессор Института биомузыкологии в Швеции Бьорн Меркур так определил роль музыки: “Музыка - это важнейшая составляющая жизнеобеспечения общества. Это и голос жизни. Многие живые организмы определяют принадлежность к своему классу и виду, заявляют о своем существовании при помощи звуков. Обратите внимание, что пение птиц, голоса животных, другие природные звуки находят отклик в душе человека”[6, с. 68].
750 руб.
Введение …………………………………………………………………….. 3
1.1. Особенности влияния музыки на здоровье …………………………… 4
1.2. Музыкотерапия …………………………………………………………. 13
Заключение …………………………………………………………………… 21
Список литературы ……………………………………………………………22
Введение
Развитие знаний, резкое увеличение объёма информации и ускоренный ритм современной жизни всё чаще приводят к психическим и физическим перегрузкам. Учащиеся всех уровней образования в процессе получения знаний постоянно испытывают информационное давление, являющееся причиной стрессов. Поэтому вопрос о психических и физических перегрузках не только не теряет своей актуальности, но выходит на лидирующие позиции. И, таким образом, важно найти способы нейтрализации волны негативных эмоций и хронического утомления. Существует средство, с помощью которого можно уменьшить разрушительное действие стресса – это музыка.
Целенаправленное лечебное применение музыки (музыкальная терапия, лечение музыкой) выделилось в самостоятельное направление, занявшее свою нишу на стыке науки и искусства. В 1950 г. в США были созданы Национальная ассоциация музыкальной терапии, затем Американская ассоциация музыкальной терапии (в 1974 г.). 1 января 1998 г. они объединились и сформировали одну организацию - Американскую ассоциацию музыкальной терапии. Ее цель - поддерживать терапевтическое использование музыки в госпиталях, образовательных центрах и коммуникативных заведениях; обучение и сертификация музыкальных терапевтов, проведение конференций.
1.1. Особенности влияния музыки на здоровье
Положительное влияние музыки на психофизическое самочувствие человека было исторически доказано в трудах Пифагора, Платона, Аристотеля, древних врачей Индии и Китая, в исследованиях И. М. Догеля, И. Р. Торханова, В. М. Бехтерева [3, 6]. Сегодня музыкотерапия широко используется в хирургии, при лечении заболеваний различного происхождения, в практике психотерапии.
В педагогической среде появился такой термин, как артпедагогика, т. е. воспитание искусством. Идею о необходимости взаимодействия педагогики и психотерапии выдвинул немецкий психиатр А. Кронфельд. Исследования, проведённые Л. Д. Лебедевой, показали, что использование искусства как терапевтического фактора вполне доступно для педагога. При этом специальных медицинских знаний не требуется. Назначение арттерапии видится в обращении к сильным сторонам личности, во внутренней поддержке и восстановлении целостности личности. Педагогическое направление арттерапии связано с укреплением психического здоровья учащихся и выполняет психогигиенические и коррекционные функции и имеет в большей степени паллиативный, нежели лечебный характер [4, с. 29]. Благодаря совместной игре в учебном театре, хоровому или оркестровому исполнению произведения, танцу, происходит формирование конструктивных межличностных взаимоотношений и связей [7].
Согласно научной концепции российской музыкотерапевтической школы, при воздействии музыки происходит влияние акустических волн на психо-эмоциональную, духовную сферу человека, на тело и внутренние органы. В Московской международной академии альтернативной медицины, в научном центре музыкальной терапии и медико-акустических технологий, С. В. Шушарджаном разработаны специальные музыкальные программы музыкальной терапии серии «Музыка здоровья», нацеленные на применение в школах, детских садах, для лучшего развития детей, общего оздоровления и профилактики стрессов. В процессе занятий музыкой, пением у учащихся с умственной отсталостью активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность, устойчивость внимания [1, с. 19]. Учащиеся должны владеть не только хорошими навыками в области интеллектуальных операций, но и обладать умениями и навыками жизни в современном обществе, знать, как справляться с его требованиями и преодолевать субъективные трудности, возникающие на жизненном пути человека. Отсутствие подобных умений приводит к различным формам отклоняющегося поведения. Современные учебные заведения должны всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. Одним из таких средств и является музыкальное искусство [6]. Согласно приведённым выше доводам, мы считаем необходимым включение музыки в педагогический процесс, та как её положительное влияние на психофизическое самочувствие человека неоднократно доказано многими исследователями.
Известный российский электронщик Э.Артемьев как-то сказал, что впечатляющим завоеванием электронной музыки стало освоение и контроль над звуковым пространством. Думаю, что еще большим и впечатляющим завоеванием электронной музыки станет освоение и контроль не только над звуком, но и человеческим сознанием, а также воздействием через него на психическое состояние человека. Расслабляющее и успокаивающее действие на человеческую психику некоторых звуков и музыки известно давно.
При прослушивании записи духовной музыки иногда можно уловить сливающиеся голоса, образующие один пульсирующий тон - биения. Когда голоса сходятся в унисон, биения также замедляются, а когда расходятся - ускоряются. Этот, казалось бы, ничем не примечательный для музыкантов факт лег в основу исследований Роберта Монро, который занялся исследованием подобных биений, в дальнейшем получивших название бинуральных, а также воздействием их на сознание человека при прослушивании через стереонаушники. Было открыто, что при прослушивании звуков близкой частоты по разным каналам (правому и левому) человек ощущает так называемые бинуральные биения или бинуральные ритмы. Например, если одно ухо слышит чистый тон с частотой 150Гц, а другое с частотой 157Гц, полушария человеческого мозга начинают работать вместе, и в результате человек слышит биения с частотой 157-150=7Гц, но это не реальный внешний звук, а "фантом". Он рождается в мозгу человека только при сложении электромагнитных волн, идущих от двух синхронно работающих полушарий мозга.
Дальнейшие исследования показали, что подобный "фантом" способствует синхронизации полушарий, наблюдаемой в медитативных и гипнотических состояниях сознания. Эти ритмы могут улучшить функционирование мозга, поскольку помогают сознательно слушающему их налаживать межполушарные нервные связи на нужной частоте. Исследователи энцефалограммы (ЭЭГ) открыли, что, накладывая бинуральные ритмы друг на друга в несколько "слоев", можно формировать ритмическую активность мозга в нужном направлении, и таким образом вызывать у человека нужную картину ЭЭГ (т.е. картину колебаний в мозге), а вместе с ней и состояние сознания, которому свойственна эта картина. В человеческом мозге существуют следующие основные виды электрических колебаний, каждому из которых соответствует свой диапазон частот, и состояние сознания, при котором он доминирует: Бета-волны - самые быстрые 14-100Гц. Доминируют в нашем мозге и связаны с бодрствованием, сосредоточенностью, познанием. Альфа-волны - 8-13Гц. Состояние умиротворенности и расслабления. Тета-волны - 4-8Гц. Состояние расслабления переходит в сонливость. Дельта-волны - менее 4Гц. Состояние сна. Использование бинуральных ритмов является мощным средством воздействия на биоэлектрическую активность мозга [3, с. 37].
750 руб.
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений /Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001.
2. Евсеенко В.В. Факторы, влияющие на психическое здоровье учащихся //Адукацыя і выхаванне. - № 9, 1997.
3. Киселёв М.Ю. Арттерапия: проблемы и перспективы. //Комплексная программа эстетического воспитания населения: пути разработки и реализации. Сборник научных трудов НИИ культуры. – М. 1990 .
4. Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арттерапии. //Дидакт. - № 1 (34). – 2000.
5. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для студентов вузов. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512 с.
6. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1997.
7. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. – М., 1999.
8. Ушакова Е. Музыкальная терапия //Директор школы. – 1998. – № 7.
750 руб.