Логической культурой мышления овладевают в ходе общения, учебы в школе и вузе, в процессе чтения литературы. Встречаясь неоднократно с теми или иными способами рассуждения, мы постепенно начинаем ус¬ваивать, какие из них правильные, а какие — нет. Затем начинаем сами рассуждать в соответствии с правильными способами рассуждения. На¬ша культура мышления повышается. Однако такой стихийный путь фор¬мирования логической культуры не является лучшим. Люди, не изучав¬шие логику, как правило, не владеют теми или иными логическими приемами. Кроме того, у таких людей разная логическая культура, что не способствует взаимопониманию. Это подтверждают исследования, в ходе которых студентам до начала изучения логики давалось задание проанализировать ряд рассуждений. Требовалось ответить, какие рассу¬ждения студент считает правильными, какие — неправильными, а о ка¬ких не имеет определенного мнения. Кроме того, предлагалось сооб¬щить, какими способами, соответствующими данным правильным рас¬суждениям, он владеет активно, т. е. сам так рассуждает, а какими актив¬но не владеет. Ответы разных студентов относительно одних и тех же рассуждений оказывались разными. После изучения логики логическая культура и повышалась, и выравнивалась .
Это говорит о том, что изучение логики — наиболее продуктивный способ формирования и повышения логической культуры мышления. Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также ти¬пичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средст¬ва для точного выражения мыслей, без чего оказывается малоэффектив¬ной любая мыслительная деятельность, начиная с обучения и кончая на¬учно-исследовательской работой.
Не зная логики, человек может чувствовать, что или он сам, или кто-то другой рассуждает неправильно. Но в чем ошибка? Как найти ошибку в обосновании какого-либо положения? Более того, как доказать, что противоположная сторона ошибается? Ведь простое утвержде¬ние: «Вы ошибаетесь» — никого не убедит. Нужно указать, в чем человек ошибается. Если, например, выдвинув какое-либо положение, доказыва¬ют другое, сходное с первым, а затем утверждают, что доказано первое, то нужно вскрыть в этом доказательстве ошибку, сославшись на соответ¬ствующие правила и законы логики .
Изучение логики не только помогает убеждать людей в ошибочно¬сти их рассуждений, но и ускоряет нахождение ошибок в рассуждениях. Изучив типичные ошибки и приобретя навыки их обнаружения, их заме¬чают мгновенно, почти автоматически.
Познавая окружающую действительность, человек приобретает новые знания. Некоторые из них - при помощи органов чувств; другие же - путем выведения новых знаний из знаний уже имеющихся. Логической формой получения знаний является умозаключение.
Умозаключение — это третья (после понятия и суждения) форма мышления, в которой из одного, или двух, или нескольких суждений, называемых посылками, вытекает новое суждение, называемое заключением, или выводом. Поскольку непосредственные умозаключения представляют собой различные логические операции с суждениями, то под умозаключениями подразумеваются, прежде всего, опосредованные умозаключения. В дальнейшем речь пойдет именно о них.
Умозаключения, основанные на логических связях межу суждениями, играют важнейшую роль в правильном логическом мышлении, без них невозможно построить правильное мышление.
Являясь теоретической наукой, логика объясняет, почему тот или иной способ рассуждения является правильным или неправильным. Это дает возможность анализировать способы рассуждения, с которыми ра¬нее человек даже не встречался.
Выдающийся ученый средневековья Аль-Фараби во «Вводном трак¬тате в логику» пишет о задачах этой науки следующее: «Нашей целью яв¬ляется рассмотрение искусства логики, искусства, которое содержит к себе вещи, ведущие разум к правильному мышлению всякий раз, когда существует возможность ошибки, и которое указывает на все предосто¬рожности против заблуждения всякий раз, когда делается какой-либо вывод при помощи разума. Его положение по отношению к разуму по¬добно положению искусства грамматики по отношению к языку, и так же, как грамматика, исправляет язык людей, для нужд которого она соз¬дана, наука логики исправляет разум, с тем чтобы мышление протекало правильно всякий раз, когда существует возможность ошибки» .
Особенно полезно знать логику педагогическим работникам, по¬скольку эффективность учебного процесса во многом определяется чет¬костью понятий, которые должны усвоить учащиеся, правильной фор¬мулировкой проблем, разрешить которые предполагается в процессе обучения, аргументированностью утверждений преподавателя. Многие выдающиеся педагоги придавали логической подготовке учителя такое же значение, как и его специальной («предметной») подготовке. Такого мнения придерживались К. Д. Ушинский и В. А. Сухомлинский. Первый из них отводил логике роль пропедевтики всех наук, а второй ставил пе¬ред учителем задачу формирования логической культуры школьника в процессе обучения. В. А. Сухомлинский писал: «Я стремился к тому... чтобы законы мышления дети осознавали как стройное сооружение, ар¬хитектура которого подсказана еще более стройным сооружени¬ем — природой» .
3. Практическое значение логики в деятельности юриста
Знание логики является неотъемлемой частью юридического образования. Это обусловлено спецификой работы юриста (будь то прокурор, судья, следователь, адвокат, юридический консультант, ученый-правовед и т. д.), которая заключается в постоянном применении особых логиче¬ских приемов и методов (определений и классификаций, аргументаций и опровержений и т. д.).
Логика и юриспруденция имеют глубокую внутреннюю связь, сходные сильные и слабые стороны. Как отмечается в литературе, "несмотря на то что область применения законов формальной логики чрезвычайно широка (применяется во всех науках), тем не менее при определенных условиях они утрачивают свою силу (например, в тех случаях, когда невозможно отвлечься от развития, изменения изучаемых предметов)" . "Логика изучает формы мысли, то есть их строение, структуру" .
Мышление юриста - это определенный вид профессионального мышления, это известная область мышления человека, которая не ограничивается строгими рамками и которая определена в первую очередь своим предметом, то есть правом. Логика в судебной правоприменительной деятельности имеет свою специфику. Логичность рассуждений, строгое соблюдение законов правильного мышления - элементарное и необходимое требование для каждого судьи. Под правильностью мышления понимается соблюдение в процессе вывода основных логических законов. Правильность характеризует логический переход от одной мысли к другой, который обеспечивает получение истинного результата.
Истинность - это характеристика содержания полученного знания, его совпадения, тождественности содержанию соответствующих предметов и их связей. Логика учит лишь тому, как следует связывать уже установленные, истинные понятия и суждения в процессе вывода, какие следует при этом соблюдать правила и условия, чтобы с необходимостью получить надлежащие результаты . Другими словами, логика помогает делать правильные выводы из уже готовых посылок.
750 руб.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЛОГИКИ 4
2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ 9
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА 13
4. ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ 17
5. ОСОБЕННОСТИ И ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ЛОГИКИ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 21
Введение
Современная логика содержит две относительно независимые науки: формальную логику и диалектическую логику. Исследуя мышление с разных сторон, диалектическая логика и формальная логика формируются в тесном взаимодействии, которое четко проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства разработанные диалектической логикой.
Говоря о зарождении логической проблематики в древней Греции, вряд ли можно указать более раннюю дату, чем время появления учений: 1) Парменида Элейского, родившегося около 540г. до н. э. и 2) Гераклита Эфесского, жившего приблизительно между 530 и 470 гг. до н. э. О логике в смысле науки можно говорить лишь со времен Аристотеля (IV в. до н. э.). Логику, основанную Аристотелем, принято называть формальной. Это название закрепилось за ней потому, что она возникла и развилась как наука о формах мышления. Однако, следует отметить, что в своих сочинениях Аристотель вышел за рамки чисто формальной логики, что особенно заметно при чтении трактата «Топика».
Логика — это наука о мышлении. Науками о мышлении явля¬ются также психология, физиология высшей нервной деятельности и ряд других. Что же в мышлении составляет предмет изучения логики? Логика изучает формы мыслей и формы развития знания, особые прие¬мы и методы познания, а также особые законы мышления.
Цель настоящей работы – охарактеризовать теоретическое и практическое значение логики.
1. Понятие и сущность логики
Слово «логика» в переводе с древнегреческого языка означает «понятие», «разум», «рассуждение». В настоящее время оно употребляется в следующих основных значениях.
Во-первых, этим словом обозначают закономерности в изменении и развитии вещей и явлений объективного мира. Их называют объектив¬ной логикой.
Во-вторых, словом «логика» обозначают особые закономерности it связях и развитии мыслей. Эти закономерности называют субъектив¬ной логикой.
В-третьих, логикой называют науку о закономерностях в связях и развитии мыслей. Основы этой науки излагаются в данном учебнике.
Для нахождения способа, позволяющего выявлять логические фор¬мы различных мыслей и процессов мышления, выделяют наиболее об¬щие характеристики вещей и явлений, отношения между вещами и яв¬лениями, а также свойства и характеристики самих мыслей и отноше¬ния между ними. Эти свойства, характеристики и отношения являются предметом изучения логики. Они выражаются следующими словами и словосочетаниями: «суть» («есть», «является»), «все» («каждый», «ни один»), «некоторые», «если..., то...», «и», «или», «следовательно», «невер¬но, что...» («не») и некоторыми другими, называемыми логическими терминами.
Чтобы выявить логическую форму мысли, нужно отвлечься от смы¬слов и значений нелогических терминов, входящих в словосочетание, пыражающее эту мысль. Сделать это можно разными способами. Напри¬мер, опустить нелогические термины в этом словосочетании и поставить вместо них многоточия, штриховые и другие линии. При этом следует вместо вхождений одного и того же термина чертить одинаковые линии, а вместо вхождений различных терминов - различные линии. Последние замечания говорят о неполном отвлечении от смысла нелоги¬ческих терминов. По типу линий можно восстановить тип нелогических терминов, от смыслов и значений которых произошло отвлечение.
Например, в результате замены нелогических терминов многоточи¬ем и штриховой линией из предложения «Все металлы — теплопровод¬ные вещества» получим выражение «Все... суть___».
Второй способ отвлечения от смыслов и значений нелогических тер¬минов заключается в замене этих терминов символами-переменными. И в этом случае вместо различных вхождений одного и того же термина ставится одна и та же переменная, а вместо различных терминов — раз¬личные переменные. Кроме того, вместо терминов различных типов ста¬вятся и переменные различных типов.
Пусть даны рассуждения:
(1) Все металлы являются теплопроводными веществами. Все метал¬лы являются электропроводными веществами. Следовательно, некото¬рые электропроводные вещества являются теплопроводными.
(2) Некоторые физики не являются философами. Следовательно, не¬которые философы не являются физиками.
В результате замены нелогических терминов переменными получим соответственно выражения:
(1) Все М суть Р. Все М суть S. Следовательно, некоторые S суть Р.
(2) Некоторые S не суть Р. Следовательно, некоторые Р не суть S. Этими выражениями представляются логические формы указанных рассуждений.
Таким образом, логическая форма мысли — это ее структура, выявляе¬мая в результате отвлечения от смыслов и значений нелогических терми¬нов.
Логическая форма содержательна, информативна. Так, выражение, получаемое в результате отвлечения от смыслов и значений нелогиче¬ских терминов первого рассуждения, несет следующую информацию: «Если все предметы класса М включаются в класс Р и все предметы класса М включаются в класс S, то некоторые предметы класса S вклю¬чаются в класс Р». То есть мысль имеет конкретное содержание, пред¬ставляемое всеми терминами соответствующего языкового выражения, и содержание логическое, представляемое выражениями, полученными в результате применения описанной процедуры.
Мысли можно подразделить на классы в зависимости от типов их логических форм. Основные из этих классов составят мысли, называе¬мые понятиями, суждениями и умозаключениями.
Понятие — это мысль, в которой обобщены в класс и выделены из некоторого множества предметы на основе системы признаков, общей только для этих выделенных предметов. Пример понятия: число, кото¬рое делится на 2 и на 3.
К суждениям относят мысли, в которых утверждается наличие или отсутствие каких-либо ситуаций, положений дел. Примеры: (а) Курящий человек говорит много, но невпопад, (б) Человек, курящий с серьезным пидом, считает, что мысли огромной государственной важности витают у него в голове, а витает только дым, да и то не в голове, а около нее.
Умозаключение — это процесс получения знания, выраженного в суж¬дении, из других знаний, тоже выраженных в суждениях. Примерами умозаключений могут служить приведенные выше рассуждения (1), (2).
Между мыслями существуют связи, зависящие только от их логиче¬ских форм. Такие связи имеют место и между понятиями, и между суж¬дениями, и между умозаключениями. Так, между мыслями логических форм «некоторые S суть Р» и «некоторые Р суть S» существует следую¬щая связь: если истинна одна из этих мыслей, то истинна и вторая, неза-иисимо от того, каково нелогическое содержание этих мыслей .
Связи между мыслями по формам, при которых истинность одних m этих мыслей обусловливает истинность других, называются формаль¬но-логическими законами или логическими законами.
Связь между мыслями в приведенном выше рассуждении «Все металлы являются теплопроводными веществами. Все металлы являются электропроводными веществами. Следовательно, некоторые электро¬проводные вещества являются теплопроводными» представляет собой логический закон.
Чтобы установить, является ли связь между некоторы¬ми исходными высказываниями и высказыванием, получаемым в резуль¬тате рассуждения, логическим законом, необходимо вместо нелогиче¬ских терминов подставлять в эти высказывания произвольные термины тex же типов и при этом всякий раз выяснять, окажется ли истинным получаемое высказывание при истинности исходных. Если всегда обна¬руживается такая зависимость истинности высказываний, то связь меж¬ду ними представляет собой логический закон. Если находится контр¬пример, т. е. при истинных исходных утверждениях результирующее ут¬верждение оказывается ложным, то закономерной связи нет, и рассужде¬ние не является правильным. Так, приведенное выше рассуждение «Не¬которые физики не являются философами. Следовательно, некоторые философы не являются физиками» является неправильным. Контрпри¬мером для него может служить явно неправильное рассуждение: «Неко¬торые птицы не суть гуси. Следовательно, некоторые гуси не являются птицами».
В современной логике разработаны более простые и более продук¬тивные методы выявления закономерной связи между мыслями.
Имея понятия логической формы и логического закона, можно дать определение формальной логике.
Формальная логика - это наука о формах мышления, о формально-логических законах и других связях и отношениях между мыс¬лями по их логическим формам.
Исследуя необходимые связи между мыслями по логическим фор¬мам — логические законы, логика формулирует утверждения об истинно¬сти всех высказываний определенной логической формы. Эти утвержде¬ния тоже называются законами, но в отличие от логических законов (связей, существующих независимо от того, знаем мы о них или нет) — законами (науки) логики. Например, установив, что всегда, когда истинны мысли форм «Все М суть Р» и «Все М суть S», истинна мысль формы «Некоторые S суть Р», можно сформулировать закон логики: «Для любых S, Р и М верно, что если все М суть Р и все М суть S, то не¬которые S суть Р» . Законы логики, после того как они сформулированы, выступают в качестве норм, в соответствии с которыми должны осуще¬ствляться рассуждения. В логике разработаны также требования другого рода, которые рекомендуется выполнять в процессе познания. Формаль¬ная логика, таким образом, является нормативной наукой о формах, за¬конах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности.
750 руб.
1. Баранов П.П., Курбатов В.И. Логика для юристов. - Ростов-на-Дону, 2003
2. Власенко Н.А., Власенко А.Н. Судебная власть и судебная деятельность в Российской Федерации. М., 2005.
3. Гусев Д.А. Логика. Конспект лекций с задачами: Учебное пособие для вузов. — М.: Айрис Пресс, 2005
4. Гусев Д.А. Логика: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004
5. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1990.
6. Ивлев Ю.В. Логика. – М.: Проспект, 2005
7. Казгериева Э.В. Значение логики в судебной деятельности. // Адвокатская практика, 2006, N 1
750 руб.