Введение
Содержание
Литература
В качестве контрольного механизма за соблюдением государствами-участниками положения Конвенции создается Комитет против пыток (ст.17). Согласно ст.20 Конвенции, Комитет может, если он считает это целесообразным, назначить одного или нескольких своих членов для проведения конфиденциального расследования в государстве-участнике, в отношении которого есть достоверная информация о систематическом применении пыток на его территории.
По-видимому, именно возможность конфиденциального расследования от имени международного органа на своей территории не устраивала СССР. От имени Правительства СССР Конвенция была подписана 10 декабря 1985 г. и ратифицирована 21 января 1987 г. с такой оговоркой: «Союз Советских Социалистических Республик не признает компетенцию Комитета против пыток, определенную статьей 20 Конвенции». Оговорка была снята в июле 1991 г.
3) Никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах. Никто не должен содержаться в подневольном состоянии (чч.1, 2 ст.8 Пакта).
К сожалению, Пакт о гражданских и политических правах 1966 г. не дает пояснений, что же считать «подневольным состоянием». Не дает ответа на этот вопрос и ст.4 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, где лишь сказано, что «никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии».
Обратимся к Конвенции относительно рабства 1926 г. Рабство определяется Конвенцией как состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них (ч.1 ст.1). Следовательно, под «рабом» понимается лицо, находящееся в таком состоянии или положении. Работорговля рассматривается как торговля невольниками, включающая всякий акт захвата, приобретения или уступки человека с целью продажи его в рабство; всякий акт приобретения невольника с целью продажи его или обмена; всякий акт уступки путем продажи или обмена невольника, приобретенного с целью продажи или обмена, равно как и вообще всякий акт торговли или перевозки невольников (ч.2 ст.1). Однако в Конвенции 1926 г. ни слова не говорится о подневольном состоянии.
Этот пробел был устранен в 1956 г. с принятием Дополнительной Конвенции об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством. Под «лицом в подневольном состоянии» понимается лицо, находящееся в состоянии или положении, создавшемся в результате институтов и обычаев, упомянутых в статье 1 Конвенции (п.»в» ст.7). Обратимся к ст.1 Конвенции.
Институтами и обычаями, сходными с рабством, считаются:
а) долговая кабала, то есть положение или состояние, возникающее вследствие заклада должником в обеспечение долга своего личного труда или труда зависимого от него лица, если надлежаще определяемая ценность выполняемой работы не засчитывается в погашение долга или если продолжительность этой работы не ограничена и характер ее не определен;
б) крепостное состояние, то есть такое пользование землей, при котором пользователь обязан по закону, обычаю или соглашению жить и работать на земле, принадлежащей другому лицу, и выполнять определенную работу для такого другого лица, или за вознаграждение или без такового, и не может изменить это свое состояние;
в) любой институт или обычай, в силу которого ребенок или подросток моложе 18 лет передается одним или обоими своими родителями или своим опекуном другому лицу, за вознаграждение или без такового, с целью эксплуатации этого ребенка или подростка или его труда;
г) любой институт или обычай, в силу которого:
• женщину обещают выдать или выдают замуж, без права отказа с ее стороны, ее родители, опекун, семья или любое другое лицо или группа лиц за вознаграждение деньгами или натурой;
• муж женщины, его семья или его клан имеют право передать ее другому лицу за вознаграждение или иным образом;
• женщина по смерти мужа передается по наследству другому лицу.
Как видим, в Конвенции предусмотрены все случаи так называемого подневольного состояния. Россия является участником как Конвенции 1926 г., так и Дополнительной Конвенции 1956 г.
4) Никто не может быть лишен свободы на том только основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство (ст.11 Пакта).
Речь здесь идет о том, что если одним из условий невыполнения договора является ограничение свободы одной из сторон, то в этой части такой договор признается ничтожным.
Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом. Так гласит ст.9 Пакта о гражданских и политических правах 1966 г. Из этого исходит и национальное законодательство. В ряде случаев закон прямо устанавливает неотчуждаемость некоторых нематериальных благ и личных неимущественных прав, принадлежащих гражданину от рождения или в силу закона. Так, согласно п.1 ст.150 ГК РФ личная неприкосновенность неотчуждаема и непередаваема любым способом. А ст. 127 УК РФ прямо предусматривает уголовную ответственность за незаконное лишение свободы.
5) Никто не может быть признан виновным в совершении какого-либо уголовного преступления вследствие какого-либо действия или упущения, которое согласно действовавшему в момент его совершения внутреннему или международному праву не являлось уголовным преступлением. Равным образом не может назначаться более тяжкое наказание, чем то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления. Если после совершения преступления законом устанавливается более легкое наказание, действие этого закона распространяется на данного преступника (ст.15 Пакта).
Точно такое же положение закреплено в ст.7 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. А УК РФ содержит специальную статью, которая так и называется «Обратная сила уголовного закона». Так, согласно ч.1 ст.10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
6) Каждый человек, где бы он не находился, имеет право на признание его правосубъектности (ст.16).
В соответствии с гражданским законодательством РФ правоспособность гражданина наступает с момента его рождения и прекращается с его смертью. Полная дееспособность наступает с момента достижения лицом совершеннолетия, то есть достижения 18-летнего возраста.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на территории Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с гражданами РФ. Гражданская дееспособность иностранного гражданина определяется по праву страны, гражданином которой он является, а гражданская дееспособность лица без гражданства определяется по праву страны, гражданином которой он является (ст.160 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 г.).
Произвольное ограничение право- и дееспособности признается недопустимым как нормами международного права, так и нормами внутригосударственного законодательства. Согласно п.1 ст.22 ГК РФ никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законом. А п.3 этой статьи гласит, что полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности, и другие сделки, направленные на ограничение или правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.
Например, ограниченно дееспособны лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы; лишение дееспособности возможно в случае тяжелого психического заболевания лица. И лишение дееспособности, и ограничение дееспособности возможно только по решению суда и только в случаях, предусмотренных законом.
Что касается ограничения дееспособности лица, оговоренного в сделке, допустимой законом, то речь идет о лицах, работающих на так называемых закрытых предприятиях, режимных объектах, имеющих доступ к информации, являющейся государственной тайной. Как правило, на этих лиц налагаются ограничения, связанные прежде всего со свободой передвижения.
7) Свобода совести (ст.18).
В соответствии со ст.18 Пакта о гражданских и политических правах, ст.9 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору. Убийство членов религиозной группы, нанесение им телесных повреждений, другие репрессивные действия, попадающие под определение преступления геноцида, предусмотренное ст. 2 Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., являются международным преступлением.
Вместе с тем Пакт о гражданских и политических правах устанавливает, что свобода исповедовать религию или убеждения может быть ограничена государством, но только в случаях, предусмотренных законом и необходимых для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основные права и свободы других лиц.
В Российской Федерации воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий является уголовным преступлением (ст.148 УК РФ).
Таков исчерпывающий перечень основных прав и свобод человека, предусмотренный в Пакте о гражданских и политических правах 1966 г.
3,000 руб.
Оглавление
Введение 3
Глав 1. Роль ООН в вопросах защиты прав человека 9
1.1. Понятие, цели и основная характеристика деятельности ООН 9
1.2. Значение проблемы защиты прав человека в современном обществе 19
Глава 2. Устав ООН – общая характеристика и анализ роли в защите прав человека 22
2.1. Роль и порядок регулирования проблемы защиты прав человека 22
2.2. Современные проблемы защиты прав человека согласно Уставу ООН 26
2.3. Принудительные меры, применяемые ООН для –защиты прав человека 37
2.4. Органы защиты прав человека согласно Уставу ООН 44
2.5. Устав ООН в условия глобализации 54
Заключение 67
Глоссарий 71
Список использованных источников 74
Приложения 77
Приложение 1. Структура ООН 77
Приложение 2. Штаб – квартиры ООН 78
Введение
Актуальность настоящего дипломного исследования. В 2005 году исполняется 60 лет со дня основания крупнейшей международной организации - ООН. Организация была создана в 1945 г. в результате разгрома агрессивной фашистской коалиции во Второй мировой войне. Устав ООН был подписан 26 июня 1945 года представителями 51 государства в Сан-Франциско и вступил в силу 24 октября 1945 г. С тех пор эта дата ежегодно отмечается как День ООН.
Организация Объединенных Наций была учреждена на основе добровольного объединения суверенных государств с целью поддержания международного мира и безопасности, а также развития многостороннего сотрудничества между государствами. Наиболее значительный вклад в создание ООН внесли представители трех союзных государств - СССР, США и Англии, поддержанные другими странами антифашистского блока.
Создание ООН стало исторической вехой в борьбе миролюбивых сил против экстремизма, милитаризма и агрессии. Организация Объединенных Наций, являясь универсальным международным институтом, стала играть важнейшую роль в социально-экономических, политических, правовых, военных, этнических, религиозных и других процессах во всех регионах и участках земного шара.
Возможно, ни одна другая международная организация или структура не внесла такого весомого вклада в развитие дружественных отношений между нациями, повышение уровня жизни, в дело защиты прав человека, содействие социальному прогрессу и сохранению окружающей среды.
Согласно Уставу ООН главными ее органами являются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат.
Организация располагает также целой сетью программ, фондов, функциональных комитетов и комиссий. Специализированными учреждениями ООН являются: Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный почтовый союз (ВПС), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и др.
ООН, несомненно, внесла выдающийся вклад в предотвращение новой мировой войны на планете с применением смертоносных химических, бактериологических и ядерных вооружений. Вопросы разоружения, укрепления мира и безопасности всегда занимали и продолжают занимать важнейшее место в деятельности ООН.
ООН оказывает систематическую помощь менее развитым странам и регионам мира. Посредством специализированных программ, осуществляемых в более чем в 130 странах мира, ООН ежегодно предоставляет помощь в 5 млрд. долларов в виде безвозмездных субсидий и свыше 20 млрд. долларов в виде займов. ООН оказывает помощь и поддержку многим сотням тысяч обездоленных людей: беднякам, беженцам, людям, лишившимся крова.
В 1948 г. именно ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека - подлинно исторический документ, провозгласивший равенство мужчин и женщин, людей с разным цветом кожи и различных вероисповеданий, права и свободы личности. С тех пор в дополнение к этой универсальной декларации было принято свыше 80 договоров и конвенций ООН, направленных на защиту конкретных прав человека.
Организация Объединенных Наций оказала содействие развитию демократических процессов более чем в 70 странах путем предоставления конкретной помощи в ходе организации и проведения там выборов.
ООН сыграла выдающуюся роль в движении за предоставление независимости колониальным народам. В результате деколонизации более 80 государств обрело свою независимость.
ООН осуществляет систематическую помощь беднейшим странам мира. Мировая продовольственная программа ООН - крупнейшая программа предоставления бесплатной помощи, обеспечивающая свыше одной трети продовольственной помощи в мире.
В результате деятельности Всемирной организации здравоохранения и Детского фонда ООН осуществлены мероприятия широкомасштабной вакцинации детей против болезней, представляющих смертельную опасность. В результате была спасена жизнь свыше 2 млн. детей.
ООН способствует проведению крупнейших международных форумов, одним из важнейших среди которых стал Саммит тысячелетия (2000 г., Нью-Йорк). На других подобных встречах, в том числе на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию (2002 г., Йоханнесбург), обсуждались самые актуальные и животрепещущие вопросы современности и были высказаны конкретные рекомендации с целью разрешения многих сложных вопросов и конфликтных ситуаций.
Важное значение имеют годы и десятилетия ООН: 1993 - 2003 - Третья декада по искоренению расизма и расовой дискриминации; 1994 - 2004 - Декада ООН по образованию в области прав человека; 1997 - 2006 - Декада ООН по искоренению бедности; 2001 - 2010 - Международное десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей мира и др.
Нельзя не отметить, что наряду с крупными и безусловными достижениями в миротворческой практике ООН наблюдались существенные упущения и изъяны. ООН не смогла способствовать урегулированию палестино-израильского конфликта, окончились неудачей операции по поддержанию мира в Сомали и Руанде, обнаружилась несостоятельность миротворческой миссии Объединенных Наций в Югославии, где ООН не смогла предотвратить бомбардировки этой страны воздушными силами НАТО. С опозданием ООН включилась в процесс мирного урегулирования конфликтной ситуации в Ираке. Некоторые операции по поддержанию мира сопровождались бесчинствами ооновских миротворцев (например, в Африке).
В последние годы ООН не раз подвергалась серьезной критике как справа, так и слева. Руководство этой организации обвиняли в неэффективности расходования финансовых средств, в неповоротливости, в заторможенной реакции на острые конфликтные ситуации, в бюрократизации и др. Справедливости ради следует признать, что значительная доля критических высказываний была оправданной. На протяжении последних десятилетий в мире произошли кардинальные изменения политического, военного, экономического и культурного характера. Между тем большинство структур ООН оставалось неизменным. В результате возникло несоответствие между устаревшей организационной системой и новыми задачами и требованиями, обусловленными быстро меняющимися событиями жизни.
Генеральный секретарь ООН К. Аннан был вынужден признать: «Мы переживаем кризис международной системы. ООН срочно нуждается в радикальной реформе» . К. Аннан в марте 2005 г. выступил с докладом «К большей свободе: на пути к развитию, безопасности и соблюдению прав человека». ООН действительно нуждается в реформе - продуманной, масштабной, серьезной реорганизации. В то же время Организация Объединенных Наций сохраняет огромный интеллектуальный потенциал, опыт проведения широкомасштабных мероприятий, свой универсальный характер, свою приверженность высоким идеалам гуманизма, добра и справедливости.
Несмотря на определенные негативные моменты, упущения, неувязки, отдельные ошибочные решения Организация Объединенных Наций по-прежнему остается единственной подлинно универсальной международной организацией глобального масштаба. ООН поддерживает тесные связи с более, чем 1600 неправительственными организациями. ООН остается универсальным форумом, уникальной международной трибуной для обсуждения наиболее значимых и важных проблем современности, для выработки надлежащих решений и принятия конкретных мер по выполнению тех или иных программ. Поистине неоценимым можно назвать вклад ООН в обеспечение прав женщин и детей, развитие образования, сохранение окружающей среды, обеспечение прав человека и поддержки демократических процессов во всем мире.
Объектом дипломного исследования стал комплекс нормативно - правовых актов, на международном уровне регулирующий защиту прав и свобод человека.
Предметом работы явились особенности роли и значения Устава ООН как важнейшего нормативно – правового акта по защите прав человека.
Цель настоящей работы – исследование Устава ООН как важнейшего нормативно – правового акта по защите прав человека.
Данная цель предполагает решение ряда конкретных научных задач:
- рассмотреть проблематику зашиты прав человека в повестке дня мирового сообщества;
- исследовать правовые акты, регулирующие защиту прав человека на международном уровне, сравнить их эффективность;
- изучить понятие, структуру, роль и значение Устава ООН как важнейшего нормативно – правового акта по защите прав человека.
В работе использовались общенаучные методы исследования (сравнительный и системно-функциональный анализ), а также частные политологические методы исследования, среди которых наиболее ценным для раскрытия предмета был метод анализа ситуаций.
Информационная база. Основные положения и выводы работы опираются на анализ нескольких групп источников. Во-первых, документы международных организаций и материалы международных конференций, которые касаются защиты прав человека. Во-вторых, материалы прогностического характера, анализирующие возможные изменения в развитии международных отношений. В-третьих, материалы периодической печати и информация, полученная с помощью Интернета.
Результаты исследования, полученные лично автором, и их научная новизна определяются тем, что в данной работе проблема углубления роли ООН в вопросах защиты прав человека.
Практическая значимость исследования заключается в использовании выводов и предложений в целях повышения эффективности действия современных нормативно – правовых актов, регулирующих вопросы защиты прав человека. На основании результатов дипломного исследования возможна разработка учебного пособия для студентов, специализирующихся в области международных отношений.
Структура работы обусловлена логикой проведенного исследования. Диплом состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария и списка литературы.
3,000 руб.
1. Farer Tom. The role of regional collective security arrangements // Collective Securuty in а Changing World. Boulder, СО. Lynne Rienner. 1993.
2. Reisman W. Michael. Unilateral action and the transformation of the world constitutive process: The special problem of humanitarian intervention // European Jou
al of Inte
ational Law. Vol. 11. N 1. 2000.
3. Stromseth J. Humanitarian Intervention: Inte
ational change versus codification // Humanitarian intervention, ethical, legal and political dilemmas. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.
4. Абашидзе А.Х. Международно-правовые проблемы вмешательства // Московский журнал международного права. 2006. № 1.
5. Амелина А.Н. Международно – правовое регулирования зашиты прав и свобод человека и гражданина. – М.: Юридическая литература, 2006
6. Бекназар-Юзбашев Т.Б. Права человека и международное право. М., 1996
7. Глобальные тенденции развития человечества до 2015 года: Материалы Национального разведывательного Совета США/Пер. с англ. Екатеринбург: У-Фактория, 2002.
8. Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам. «Более безопасный мир: наша общая ответственность» (гл. X и XI) // Док. ООН А/59/565, 2 декабря 2004
9. Доклад Генерального Секретаря ООН «При большей свободе: развитию, безопасности и правам человека для всех» (гл. III (Е)) // Док. ООН. А/59/2005. 21 марта 2005
10. Иванова А.Н. Формирование концепции ОНН//Экспертиза, 2005, № 3
11. Карташкин В.А. Гуманитарная интервенция в глобализирующемся мире // Юрист-международник - Inte
ational Lawyer. 2004. № 1
12. Карташкин В.А. Права человека и международная безопасность // Юрист-международник - Inte
ational Lawyer. 2003. № 1. С
13. Карташкин В.А. Устав ООН и Организация Объединенных Наций в глобализирующемся мире // Юрист-международник - Inte
ational Lawyer. 2004. № 1.
14. Ковалев А.А. Концепция «гуманитарной интервенции» и международное право: новые подходы // Общественное движение «За укрепление демократического мирового порядка и в поддержку ООН» / Бюллетень. М., Смарт, 2005
15. Крылов С.В. История создания ООН. М., 1960.
16. Лукашева Е.А. Кризисная ситуация в советском обществе и права человека. - Права человека: время трудных решений. М.,
17. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право XXI век. М., 2000.
18. Малеев Ю.Н. Реабилитация адекватного и пропорционального применения силы // Московский журнал международного права. 2004. № 3
19. Молоканова А. И. Современное международное право. – М.: ПРИОР, 2005
20. Опарин А.Е. Разработка эффективных методов помощи развивающимся странам. – М.: ПРИОР, 2004
21. Опарина М.В. МВФ и Россия – роли поменялись. – М.: Смарт, 2007
22. Пименов А.Е. Международное право и международное развитие. – М.: Юридическая литература, 2006
23. Пименова А.Е. Структура и функции ООН. – М.: Юрисъ, 2004
24. Пономарева А.К. Международное сотрудничество РФ//Экспертиза, 2006, № 11
25. Семенова А.Н, Международное право и влияние нормативно – правовых документов, принимаемых ООН, на его развитие. – М.: Олма-пресс, 2005
26. Смирнова А.Н. Исследование современных проблем развития мирового сообщества. М.: Открытый мир, 2005
27. Смирнова А.Н. Международное право: Учебник для вузов. 2-е изд. М., 2002
28. Смирнова А.Н. Международное право в меняющемся мире. – М.: Олма-пресс, 2005
29. Хлестов О.Н. Понятие гуманитарной интервенции // Общественное движение «За укрепление демократического мирового порядка и в поддержку ООН» / Бюллетень. - М., Смарт, 2005
30. Черниченко С.В. Совершенствование управления международной системой и перспектива реформы ООН // Московский юридический форум «Глобализация, государство, право ХХ век». По материалам выступлений. М., 2004
31. Шишков Ю. Глобализация и проблема экономического разрыва между развитыми и развивающимися странами // «Внешнеэкономический бюллетень», № 8, 2002
3,000 руб.