Введение
Содержание
Литература
Финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке, представлены денежными средствами, полученными от продажи собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг, а также заемными средствами или крупными инвестициями. Они состоят из правовых хозяйственных обязательств перед третьими лицами: долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, облигационные займы, а также средства других предприятий в виде векселей. Эти средства передаются предприятию во временное пользование на условиях платности и возвратности.
Предприятия могут получить финансовые ресурсы от ассоциаций и концернов, в которые они входят; от вышестоящих организаций при сохранении отраслевых структур; от органов государственного управления в виде бюджетных субсидий; от страховых организаций. В составе финансовых ресурсов, формируемых в порядке перераспределения, в последние годы повышается роль развивающегося страхового рынка, предоставляющего предприятию страховые возмещения по рискам и все меньшую роль играют бюджетные и отраслевые финансовые источники, которые предназначены не строго ограниченный перечень затрат. [9]
В настоящее время многие предприятия финансируют свою деятельность как за счет собственных, так и за счет заемных средств, так как они не могут покрыть свои потребности только за счет собственных источников. Это связано с особенностями движения денежных потоков, при которых моменты поступления платежей за товары и услуги на предприятие не совпадают со сроками погашения обязательств предприятия, могут возникать непредвиденные задержки платежей. Дополнительная потребность в источниках финансирования может быть также обусловлена инфляцией, когда поступающие на предприятие в виде выручки от реализации средства обесцениваются и не могут обеспечить возросшую в связи с повышением цен на сырье и материалы потребность предприятия в денежных средствах. Кроме этого, расширение деятельности предприятия требует вовлечение дополнительных ресурсов. Таким образом, появляются заемные источники финансирования.
Прежде всего, заемные средства необходимы для финансирования растущих предприятий, когда темпы формирования собственных источников отстают от темпов увеличения объемов выпуска, для модернизации производства, освоения новых видов продукции, расширения доли производителя на рынке.
Недостаток собственных оборотных средств вынуждает большинство предприятий привлекать заемные средства для финансирования оборотного капитала. Аргументом в пользу финансирования за счет долговых источников является нежелание собственников увеличивать число акционеров.
Однако использование заемных средств приводит к возникновению определенных проблем, связанных с необходимостью последующего обслуживания принятых на себя долговых обязательств. До тех пор пока размер дополнительного дохода, обеспеченного привлечением заемных ресурсов, покрывает затраты по обслуживанию кредита, финансовое положение предприятия остается устойчивым.
При равенстве этих показателей возникает вопрос о целесообразности привлечения заемных источников формирования финансовых ресурсов, как не обеспечивающих дополнительного дохода. [3]
В ситуации же, когда размер затрат по обслуживанию кредиторской задолженности превышает размер дополнительных доходов от ее использования, неизбежно ухудшение финансовой ситуации в форме:
- сокращение прибыли из-за необходимости направления значительной части выручки от основной деятельности на расчеты по ранее полученным ссуда м (предприятие фактически начинает работать не на себя, а на своих кредиторов);
- дальнейшего возрастания задолженности из-за необходимости привлечения новых ссуд для обслуживания полученных ранее;
- потери финансовой самостоятельности фирмы из-за невозможности своевременного осуществления расчетов по своим обязательствам.
Итак, эффективная финансовая деятельности предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемных финансовых ресурсов позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование целевых финансовых фондов, а, в конечном счете - повысить рыночную стоимость предприятия.
Хотя основу любого бизнеса составляют собственные ресурсы, на предприятиях ряда отраслей экономики объем используемых заемных средств значительно превосходит объем собственных ресурсов. В связи с этим управление привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия.
Заемные ресурсы – это совокупность заемных средств, приносящих предприятию прибыль и оформленных и в виде кредитов, займов, ссуд. Иными словами, заемные ресурсы, используемые предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга). Классификация финансовых обязательств предприятия представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 Заемные ресурсы предприятия
Долгосрочные финансовые обязательства. К ним относятся все формы функционирующих на предприятии заемных ресурсов со сроком их использования более одного года. Основными формами этих обязательств являются долгосрочные кредиты банков и долгосрочные заемные средства (задолженность по налоговому кредиту; задолженность по эмитированным облигациям; задолженность по финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе и т.п.), срок погашения которых еще не наступил или не погашенные в предусмотренные срок. [9]
Краткосрочные финансовые обязательства. К ним относятся все формы привлеченных заемных ресурсов со сроком их использования до одного года. Основными формами этих обязательств являются краткосрочные кредиты банков и краткосрочные заемные средства (как предусмотренные к погашению в предстоящем периоде, так и не погашенные в установленный срок), полученные на условиях платной, срочной и возвратной, целевого использования. Под обеспечение (гарантии, залог недвижимости и услугам); по выданным векселям, по полученным авансам; по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами; по оплате труда; с дочерними предприятиями; с другими кредиторами и прочие краткосрочные финансовые обязательства.
Банк проводит проверку кредитной заявки на предмет юридической кредитоспособности и финансовой кредитоспособности (оценка возможностей предприятия своевременно возвратить ссуду). Недостатком кредитной формы финансирования являются: необходимость выплаты процентов по кредиту; сложность оформления; ухудшение структуры баланса в результате привлечения заемных средств, что может приводить к потере финансовой устойчивости, неплатежеспособности и в конечном счете к банкротству предприятия. [17]
1,200 руб.
Введение 3
1 Принципы организации финансов предприятия, их развитие в рыночных условиях 5
2 Финансовые ресурсы предприятий, их состав, структура, источники формирования, распределение 8
3 Организация финансовой работы и задачи финансовых служб на предприятии 23
Заключение 27
Список использованных источников 29
Расчетная часть 31
Введение
Основным звеном экономики в рыночных условиях хозяйствования являются предприятия, которые выступают в роли хозяйствующих субъектов. Они для осуществления хозяйственной деятельности, выпуска продукции, получения доходов и накоплений используют определенные виды ресурсов: материальные, трудовые, финансовые, а также денежные средства.
Управление финансами — это совокупность приемов, методов и средств, используемых предприятиями для повышения доходности и минимизации риска неплатежеспособности.
Основная цель финансового менеджмента — получить наибольшую выгоду от функционирования предприятия в интересах его собственников. Для достижения этой цели менеджерам по финансам необходимо решать следующие задачи:
добиваться прироста рентабельности собственного капитала, т. е. увеличивать прибыль на каждую денежную единицу вложенных учредителями средств;
постоянно поддерживать текущую платежеспособность (ликвидность) предприятия, т. е. своевременно выполнять текущие обязательства за счет оборотных средств;
поддерживать платежеспособность предприятия в долгосрочном периоде, т. е. выполнять обязательства перед инвесторами и кредиторами, которые имеют долгосрочные вложения в предприятие;
обеспечивать финансовыми ресурсами процессы расширенного воспроизводства.
Все это подчеркивает актуальность выбранной мною темы.
Целью написания данной курсовой работы является изучение организации финансов предприятия.
Общей цели подчиняются следующие задачи:
изучение принципов организации финансов предприятия;
анализ финансовых ресурсов предприятий, их состава, структуры, источников формирования, распределения;
изучение особенностей организации финансовой работы на предприятиях.
1 Принципы организации финансов предприятия, их развитие в рыночных условиях
Финансовые отношения коммерческих организаций и предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности: хозяйственная самостоятельность, самофинансирование, материальная заинтересованность, материальная ответственность, обеспечение финансовыми резервами.
Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирования, направления вложение денежных средств с целью получения прибыли. Коммерческие организации и предприятия с целью получения дополнительной прибыли могут осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других коммерческих организаций, государства, участия в формировании уставного капитала другого хозяйствующего субъекта, хранения денежных средств на депозитных счетах коммерческих банков. Однако сказать о полной финансовой самостоятельности хозяйствующих субъектов в процессе формирования финансовых ресурсов и использования принадлежащих им денежных средств нельзя. Государство регламентирует отдельные стороны их деятельности (налоги, начисление амортизации).
Принцип самофинансирования Реализация этого принципа — одно из основных условий предпринимательской деятельности и обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и, при необходимости, банковских и коммерческих кредитов. В настоящее время не все предприятия и организации способны полностью реализовать этот принцип. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия получают дополнительные ассигнования из бюджета на разных условиях.
Принцип материальной заинтересованности — объективная его необходимость диктуется основной целью предпринимательской деятельности — получением прибыли. Реализация этого принципа может быть обеспечена достойной оплатой труда, оптимальной налоговой политикой государства, соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на потребление и накопление.
Принцип материальной ответственности — означает наличие определенной системы ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа различны для отдельных хозяйствующих субъектов, их руководителей и отдельных работников. В целом для хозяйствующего субъекта этот принцип реализуется через пени и неустойки, штрафы, взимаемые при нарушении договорных обязательств (сроки, качество продукции), несвоевременности возврата краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашения векселей, нарушении налогового законодательства, а также в случае неэффективной деятельности путем применения к данному хозяйствующему субъекту процедуры банкротства.
Принцип обеспечения финансовых резервов — необходимость формирования финансовых резервов и других аналогичных фондов связана с предпринимательской деятельностью, которая всегда сопряжена с риском. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся непосредственно на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную им программу.
Законодательно этот принцип реализуется в открытых и закрытых акционерных обществах. Величина резервного фонда регламентирована и не может быть менее 15% величины оплаченного уставного капитала, но не более 50% налогооблагаемой прибыли, поскольку отчисления в резервный фонд производятся до налогообложения прибыли.
1,200 руб.
1. Абрамова М. А. Финансы рыночного хозяйства: Учебное пособие. М.: Экономическая литература, 2003. 474 с.
2. Балабанов А. И. Финансы: Учебное пособие. С-Пб.: Питер, 2002. 190 с.
3. Баранов В. В. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. М.: Дело, 2002. 272 с.
4. Басовский Л. Е. Финансовый менеджмент: Учебник. М.: Инфра-М, 2002. 239 с.
5. Бланк И. А. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. Киев: Ника-Центр, 2003. 591 с.
6. Бланк И. А. Управление использованием капитала: Учебное пособие. Киев: Ника-Центр, 2002. 651 с.
7. Бригхем Ю., Гапенски . Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-х т. / Пер. с англ.под ред. В.В. Ковалева. СПб.: Экономическая школа, 1998 – 456 с.
8. Ван Хорн, Джеймс К. Основы финансового менеджмента: Пер. с англ. М.: Издательский дом Вильямс, 2001. 992 с.
9. Вахрин П. И. Финансы: Учебник. М.: Инфра-М, 2003. 529 с.
10. Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. 479 с.
11. Ковалев В. В. Финансы предприятия: Учебник. М.: Проспект, 2004. 352 с.
12. Ковалева А. М. Финансы фирмы: Учебник. М.: Инфра-М, 2003. 496 с.
13. Колчина Н. В. Финансы предприятий: Учебник. М.: Юнити, 2001. 447 с.
14. Лобанова Е. Н. Финансовый менеджер: Учебное пособие. М.: Дека, 2001. 416 с.
15. Поляк Г. Б. Финансы: Учебник. М.: Юнити, 2003. 584 с.
16. Финансы предприятий: учебное пособие / Под общей редакцией Заяц Н. Е., Василевской Т. И. – Мн., 2005. – 528 с.
17. Финансы предприятий: Учебное пособие / Под общей редакцией Колчиной Н. В. М.: Юнити, 2004. 563 с.
18. Финансы: Учебник для вузов. Под ред. проф. М.В.Романовского, проф. О.В.Врублевской, проф. Б.М.Сабанти. - М.: Издательство "Перспектива"; Издательство "Юрайт", 2000 – 486 с.
19. Ченг Ф. Ли. Финансы корпораций: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2000. 686 с.
1,200 руб.