1. ОСОБЕННОСТИ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА И ПЕРИОДА ВЗРОСЛЕНИЯ
1.1. Диалектическое мышление и его особенности
В истории философии большое внимание диалектическому мышлению уделял И.Кант, выделяя рассудок и разум. Рассудок - это "способность составлять суждения", способность же суждения "есть не что иное, как способность мышления". В отличие от рассудка разум "включает в себя источник определенных понятий и основоположений, которые он не заимствует ни из чувств, ни из рассудка". Разум выступает у Канта как система, которая внутренне противоречива. Если рассудок есть способность создавать единство посредством правил, то разум есть способность создавать единство правил рассудка по принципам. Основное отличие разума от рассудка - в выходе за пределы наличного знания и в порождении новых понятий. Для разума характерны такие понятия, которые фиксируют смысловое отношение объектов, законов (принципов). Погружение мышления в систему внутренних и внешних связей объекта ведет к раскрытию противоположностей, противоречий диалектики и порождению новых понятий, причем как на уровне явлений, так и на уровне сущности предметов. Поэтому разум и рассудок имеют место и при живом созерцании, и при абстрактном мышлении, на эмпирическом и теоретическом уровнях научного познания.
Рассудок и разум представляют собой особое сечение познавательного процесса, когда мышление носит либо рассуждающий и ориентировочно-приспособительный, либо понимающий и творческо-конструктивный характер.
Гегель рассматривал диалектическое мышление как любое проявление субстанционального Духа, как субстанцию, которая творчески порождает самого себя и всю систему материальной и духовной культуры. Диалектическое мышление развивается на основе всей системы категорий, универсальных законов мышления, внутренней основой которых является закон тождества противоположностей. Мышление у Гегеля — это диалектическое единство противоречивых процессов взаимопревращений понятий, система, развивающаяся тождественно системе объективной реальности.
1,200 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА И ПЕРИОДА ВЗРОСЛЕНИЯ 5
1.1. Диалектическое мышление и его особенности 5
1.2. Особенности юношеского (студенческого) возраста 9
1.3. Особенности периода взросления 12
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ И ВЗРОСЛЫХ 15
2.1. Экспериментальное исследование группы студентов и взрослых 15
2.2. Анализ результатов по проведенному исследованию 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ВВЕДЕНИЕ
Особый интерес представляет диалектическое мышление Рабочее название этого мышления — диалектико-алгоритмическое.
Существенная отличительная черта диалектического стиля — отражение мира как единства и борьбы противоположностей. В речи оно пользуется синтаксической конструкцией "если-то-иначе", прогнозирующей варианты развития процесса. В своем пределе диалектика стремится нащупать промежуточную точку динамического равновесия между крайностями. Диалектический интеллект рождается из столкновения потока и противотока мысли, сознания и бессознательного. Мыслители этого стиля отличаются выраженным стремлением к синтезу противоположностей, снятию противоречий, которые они так обостренно воспринимают.
Его преимущества очевидны: это наиболее гибкое и утонченное мышление. Оно способно легко переключаться на противоположное направление и обладает прогностичностью. Ему сопутствует эффективный тип ассоциативной памяти. Алгоритмическое мышление также хорошо решает задачи на классификацию, поскольку имеет дар распознавания сложных образов. За условиями задачи оно усматривает типичный алгоритм ее решения.
По Аристотелю, диалектикое мышление объясняет мир на основе целевых причин. Например, причиной появления скульптуры является представление о ней в голове скульптора. Главную роль при этом играет программа, замысел создателя. Таким образом, его можно считать телеологическим, а значит, наиболее религиозным по своей сути мышлением. Многие ученые этого типа рано или поздно приходят к вере (не обязательно церковно-конфессиональной).
Исторически первым представителем диалектического осмысления мира в истории следует назвать Гераклита. Абсолютизируя динамический полюс, он придерживался мнения, что "в одну реку нельзя войти дважды", потому что на входящего во второй раз текут уже иные воды. В Новое время его теорию развернул в обширную рациональную систему Гегель. Так как диалектический интеллект по сравнению с другими формами мышления ориентирован наиболее креационистски, то он неизбежно ведет к идее творца, абсолюта, космического разума и т.п.
К недостаткам диалектикого мышления следует отнести неустойчивость и нечеткость. Алгоритмисты страдают из-за трудности сделать выбор, принять однозначное решение. Это мышление можно скорее сравнить с симфонией, потоком переплетающихся образов, чем четко отлаженным механизмом. Еще одна его проблема — повышенная критичность, которая может быть настолько высокой, что вызывает саморазрушение, ввергает в опасность полного отрыва от реальности, а при наличии наследственной предрасположенности с определенной вероятностью ведет к расстройствам психики.
У диалектически мыслящих типов психика наиболее подвержена трансформациям. С психологической точки зрения, неустойчивая, трансформируемая психика представляет собой наиболее благодатную почву для внушаемости. Дело в том, что диалектики порой не успевают контролировать параллельно протекающие потоки мысли в голове! Нужно только синхронно подстроиться под их внутренние колебания между свободой выбора и фатализмом и усилить последний полюс.
Диалектическому мышлению соответствует квантово-вероятностная картина мира, выработанная неклассической физикой. Согласно этой парадигме, жестких законов нет, есть лишь тенденции и вероятности. Квантовая механика построена на непривычном для здравого смысла принципе корпускулярно-волнового дуализма, согласно которому объекты микромира ведут себя то, как корпускула (частица), то как волна. По этому поводу состоялся спор двух великих физиков 20-го века — А.Эйнштейна и Н.Бора. Первый отстаивал в качестве главного начала природы причинно-следственный детерминизм, второй — вероятностность. В итоге победил Бор. Хотя этот спор, если отвлечься от исторического контекста, не имеет смысла, ведь оба мышления дуальны друг другу. Принцип синхронистичности Юнга также лежит в русле диалектической парадигмы.
Современный британский математик Роджер Пенроуз предположил, что человеческий интеллект использует квантовую гравитацию в качестве инструмента для интуитивных озарений. Он даже написал несколько книг ("Новый мозг императора", "Тени ума") в которых доказывает, что мозг — это квантовый компьютер и логическое аристотелево мышление человеку чуждо. Если он прав, то из этого следует, что интегральный тип человека является диалектико-алгоритмическим.
Натурная модель этого мышления — двойственные изображения, периодически переходящие друг в друга. Простейшее из них — проекция на плоскость усеченной пирамиды. При долгом рассматривании она попеременно кажется то выпуклой, обращенной вершиной к наблюдателю, то углубленной, с уходящей вдаль задней стенкой.
Цель работы - заключатся в выявлении диалектических особенностей у студентов и взрослых.
Объектом исследования студенты и взрослые.
Предметом исследования диалектическое мышление у студентов и взрослых.
На основе поставленной цели, сформулируем основные задачи исследования:
1. Определить понятие диалектическое мышление и его особенности.
2. Изучить особенности юношеского (студенческого) возраста.
3. Изучить особенности периода взросления.
4. Провести экспериментальное исследование студентов и взрослых.
5. Рассмотреть анализ результатов по проведенному исследованию.
Структура работы – данная курсовая работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка литературы.
1,200 руб.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выгодский Л.С. Мышление и речь: собрание сочинений. В 6 т. Т.2. – М.,
2004.
2. Ильенков Э.В. Диалектическая психология. Очерки истории и теории. – М.: Политиздат, 2004г. С.7-11.
3. Челпанов Г.И. Учебник по диалектическому обучению – М.: Издательская группа "Прогресс", 2004г.
4. Алексеев М.Н. Диалектика форм мышления. М., 2005г.
5. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 2004г.
6. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Диалектическое мышление: 2004г.-448 с.
7. Мышление: учебное пособие. - М.Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС.2006.-192 с.
8. Шинкарук В.И. Диалектика и теория познания Гегеля. Киев: издательство Киевского университета, 2005г. С. 289 – 293.
9. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л., 2005г.
10. Мышление: пособие для учащихся. - М.:Просвещение.2006.-206 с.
11. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 2004г.
12. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы студентов и взролых – М., 2004
13. Ивлев Ю.В. Курс лекций по диалектическому мышлению. – М.: издательство Московского университета, 2006г. С.16-20
14. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 2003.
15. Казаков А.Н.., Якушев А.О. Диалектическая психология: 2005г.
16. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. В. Давыдова – М., 2005г.
17. Гальперин П.Я. Введение в психологию - М., 2000
18. Калмыкова З.И. Диалектическое мышление как основа обучаемости. – М., 2005г.
19. Крайг. Психология развития диалектического мышления. – Питер, 2000
20. Немов Общая психология. В 3 т. – Т.3. – М., 2003г.
21. Розенталь М.М. Диалектическая логика. М., 2005г.
22. Маслов А.С. Психологические процессы взрослых людей – М., 2004
23. Лихачёв Б. Мышление Курс лекций. – М., 2005г.
24. Матюшкин А.М. Психология мышления студентов и взрослых. – М. 2005
25. Кедров Б.М. Единство диалектики, логики и теории познания. – М.: Гос. издательство политической литературы, 2004г. с.4-11.
26. Крутетский В.А. Лукин Н.С. Психология студентов. – М., 2005
27. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, юность, взросление. – М., 2005г.
28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. – Т.1. – М., 2004г.
29. Тихомиров О.К. Психология диалектического мышления. – М., 2004
30. Горский Д.П. Логика. – М.: 2005г.
1,200 руб.