ГлавнаяГотовые работы Тема отцов и детей в русской литературе.

Готовый реферат

на тему:

«Тема отцов и детей в русской литературе.»









Цена: 750 руб.

Номер: V10588

Предмет: Литература

Год: 2008

Тип: рефераты

Отзывы

Айжамал 26.08.2020
Вас беспокоит автор статьи Айжамал из Кыргызстана,  моя статья опубликована, и в этом ваша заслуга. Огромная благодарность Вам за оказанные услуги.
Татьяна М. 12.06.2020
Спасибо Вам за сотрудничество! Я ВКР защитила на 5 (пять). Огромное спасибо Вам и Вашей команде Курсовой проект.
Юлианна В. 09.04.2018
Мы стали Магистрами)))
Николай А. 01.03.2018
Мария,добрый день! Спасибо большое. Защитился на 4!всего доброго
Инна М. 14.03.2018
Добрый день,хочу выразить слова благодарности Вашей и организации и тайному исполнителю моей работы.Я сегодня защитилась на 4!!!! Отзыв на сайт обязательно прикреплю,друзьям и знакомым  буду Вас рекомендовать. Успехов Вам!!!
Ольга С. 09.02.2018
Курсовая на "5"! Спасибо огромное!!!
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Ксения 16.01.2018
Спасибо большое!!! Очень приятно с Вами сотрудничать!
Ольга 14.01.2018
Светлана, добрый день! Хочу сказать Вам и Вашим сотрудникам огромное спасибо за курсовую работу!!! оценили на \5\!))
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Вера 07.03.18
Защита прошла на отлично. Спасибо большое :)
Яна 06.10.2017
Большое спасибо Вам и автору!!! Это именно то, что нужно!!!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!

Поделиться

Введение
Содержание
Литература
Введение



Проблема поколений – одна из важнейших проблем романа Тургенева «Отцы и дети». Каждое время оставляет свои отпечатки на разных людях, у каждого свои взгляды и мировоззрение, каждый считает, что в жизни он повидал многое, поэтому накопленный опыт может передать следующему поколению, которое считает, что эти взгляды совершенно не вписываются в рамки современной жизни, и не хотят повторять прошлое.

К проблеме отцов и детей разные авторы подходят по-разному. Кроме романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», само название которого показыва¬ет, что эта тема самая важная в романе, данная проблема существует прак¬тически во всех произведениях: в одних она представлена более ярко, в других появляется лишь намеками для более полного раскрытия образа героя. Трудно сказать, кто первый поднял проблему отцов и детей.

Она настолько жизненна, что, кажется, существовала всегда на страницах ли¬тературных произведений.

Проблема отцов и детей не раз поднималась в русской классической литературе. Тема эта стара как мир. Является она лишь частью той естественной бесконечной борьбы старого с новым, из которой новое не всегда выходит победителем, и трудно сказать, хорошо это или плохо.

Кроме того, в семье, от своих родителей человек получает первые знания о жизни, об отношениях между людьми, поэтому от взаимоотношений в семье, между родителями и детьми, зависит то, как в будущем человек будет от¬носиться к другим людям, какие нравственные принципы изберет для себя, что для него будет самым главным и святым.

Роман Тургенева, кроме своей художественной красоты, замечателен еще тем, что он шевелит ум, наводит на размышления, хотя сам по себе не разрешает никакого вопроса и даже освещает ярким светом не столько выводимые явления, сколько отношения автора к этим самым явлениям.

Наводит он на размышления именно потому, что весь насквозь проникнут самою полною, самою трогательною искренностью. Все, что написано в романе Тургенева, прочувствовано до последней строки; чувство это прорывается помимо воли и сознания самого автора и согревает объективный рассказ вместо того, чтобы выражаться в лирических отступлениях.

Автор сам не отдает себе ясного отчета в своих чувствах, не подвергает их анализу, не становится к ним в критические отношения. Это обстоятельство дает нам возможность видеть эти чувства во всей их нетронутой непосредственности. Мы видим то, что просвечивает, а не то, что автор хочет показать или доказать.

Мнения и суждения Тургенева не изменят ни на волос нашего взгляда на молодое поколение и на идеи нашего времени; мы их даже не примем в соображение, мы с ними даже не будем спорить; эти мнения, суждения и чувства, выраженные в неподражаемо живых образах, дадут только материалы для характеристики прошлого поколения, в лице одного из лучших его представителей.

Проблема «отцов и детей» актуальна во все времена, потому что это глубоко нравственная проблема. Все то, что для человека является свя¬тым, передается ему родителями.

Прогресс общества, его развитие порож¬дает разногласия между старшим и молодым поколением, разногласия, так хорошо известные нам по «Горю от ума» или по «Отцам и детям».



1. "Отцы и дети" как общественно-политическй роман



Роман «Отцы и дети» вызвал оживленную полемику в раз¬личных слоях русского общества, он стал объектом идейной и политической борьбы между различными журналами 60-х годов.

В процессе этой полемики журналы консервативного направле¬ния («Русский вестник», «Время») сомкнулись с либеральными («Отечественные записки», «Библиотека для чтения»). Редактор «Русского вестника» М. Н. Катков в статьях «Роман Тургенева и его критики» и «О нашем нигилизме» утверждал, что нигилизм - общественная болезнь, с которой надо бороться путем усиления консервативных охранительных начал; что занятия «новых людей» естественными науками - дело несерьезное и праздное; наконец, что «Отцы и дети» ничем не отличаются от целого ряда антинигилистиче¬ских романов других писателей.

Своеобразную позицию в оценке тургеневского романа и об¬раза его главного героя занял Ф. М. Достоевский. По Достоев¬скому, Базаров - это «теоретик», находящийся в разладе с «жизнью», это жертва своей собственной, сухой и отвлеченной теории.

Иными словами, это герой, близкий к Раскольникову. Однако Достоевский избегает конкретного рассмотрения тео¬рии Базарова. Он верно утверждает, что всякая отвлеченная, рассудочная теория разбивается о жизнь и приносит человеку страдания и мучения. Но о причинах порождения этих теорий, об их социальной обусловленности он не говорит.

Таким образом, Достоевский сводит всю проблематику ро¬мана к этико-психологическому комплексу, заслоняет социальное общечеловеческим, вместо того чтобы вскрыть специфику того и другого.

При выяснении основного конфликта «Отцов и детей» нель¬зя ограничиться алгебраическим решением проблемы: «теория разбивается о жизнь». Весь вопрос в том, какая именно теория, каково ее социальное и политическое содержание. В отличие от консервативно-либерального лагеря, демокра¬тические журналы разошлись в оценке проблем тургеневского романа: «Современник» и «Искра» увидели в нем клевету на демократов-разночинцев; «Русское слово» и «Дело» заняли про¬тивоположную позицию.

Ведущие критики журнала «Современник» не могли от¬кликнуться на роман «Отцы и дети»: Добролюбов к этому вре¬мени умер, а Чернышевский был арестован. С рядом статей о романе Тургенева в «Современнике» выступил М. А. Антоно¬вич.

В своих статьях он руководствовался рядом тактических соображений, не позволивших ему с доста¬точной степенью объективности оценить роман Тургенева. И хо¬тя идейно-политическая предпосылка М. Антоновича была вер¬ной, эстетические принципы критика при подходе к роману ока¬зались противоположными эстетическим принципам Чернышев¬ского и Добролюбова: М. Антонович подменял по существу то, что фактически было отражено в романе, тем, что, по его мне¬нию, хотел сказать автор. Критик изучил замысел писателя, но весьма поверхностно проанализировал результат, то есть сам роман.

Глубже других современников Тургенева понял роман «От¬цы и дети» и объяснил его идейный смысл Писарев, сотруд¬ничавший в те годы в демократическом журнале «Русское сло¬во». Его точка зрения на произведение Тургенева выражена в статьях: «Базаров», «Нерешенный вопрос», «Прогулка по садам российской словесности», «Посмотрим!», «Новый тип» и др.

Писарев подошел к роману «Отцы и дети» с теми же эсте¬тическими критериями, с которыми анализировали предшествующие произведения Тургенева лидеры «Современника» Чер¬нышевский и Добролюбов.

В своих статьях он подробно и об¬стоятельно анализирует идеи тургеневского романа. Критик вскрывает причины появления новых людей в 60-х годах, изу¬чает склад их мышления, обстоятельства воспитания, их пове¬дение в обществе, их идеалы, наконец, определяет степень до¬стоверности, с которой они отражены в различных произведе¬ниях художественной литературы, и в том числе в романе Тур¬генева.

Уже в первой статье «Базаров» Писарев подчеркивает об¬щественное и художественное значение «Отцов и детей»: «Все наше молодое поколение с своими стремлениями и идеями может узнать себя в действующих лицах этого романа».

Обра¬тив внимание читателей на то, что «художественная отделка безукоризненно хороша», что «характеры и положе¬ния, сцены и картины нарисованы наглядно», критик указывает на актуальность произведения и на оригинальность создателя: «Читая роман Тургенева, мы видим в нем типы настоящей ми¬нуты и в то же время отдаем себе отчет в тех изменениях, ко¬торые испытали явления действительности, проходя через со¬знание художника.

Исходя из такой общей высокой оценки произведения Тур¬генева, Писарев приступает к анализу сущности образов рома¬на. Его точка зрения сводится к следующим основным поло¬жениям.

Что же касается Бельтова и Рудина как духовных пред¬шественников Базарова, то Герцен здесь продолжал старый спор, начатый еще в начале 60-х годов, с Чернышевским, в ко¬тором последний был ближе к истине. Герцен призывал не «стравлять Базарова с Рудиным, разобрать, в чем красные нит¬ки, их связующие и в чем причины их возникновений и их пре¬вращений?» Он не видел, что Базаровы и Рудины стояли по разные стороны баррикад, что цели и задачи у них были разные.

Предположение Герцена о родстве Рудиных и Базаровых оказалось ошибочным. Наследниками Рудиных в 60-х годах стали те самые Кирсановы, которых Герцен назвал «жалкими и ничтожными отцами», «самыми стертыми и пошлыми пред¬ставителями отцов».

Такова была закономерная эволюция российского дворян¬ского либерализма, и Тургенев, как чуткий художник, запечат¬лел ее в романе «Отцы и дети».

Роман Тургенева всколыхнул все слои русского общества. Полемика о нигилизме, об образе естественника, демократа Ба¬зарова продолжалась целое десятилетие на страницах почти всех журналов той поры.

А. В. Луначарский считал Базарова человеком огромного ума и воли. Но в то же время его не удовлетворяло то, что Тур¬генев привел своего героя в тупик, изобразил его «упершимся в стену, не видящим в жизни никакого смысла». И, тем не менее, А. В. Луначарский так опре¬делил значение романа Тургенева для наших дней: «И сейчас, несмотря на то, что мы не похожи на людей тогдашнего вре¬мени, «Отцы и дети» - еще живой роман, и все споры, которые вокруг него велись, находят известный отклик в наших душах». Споры вокруг философских и этических проблем романа «Отцы и дети» продолжались и в XX веке.

Итоги дискуссии были подведены в статье Г. Фридлендера «К спорам об «Отцах и детях» и в редакционной статье «Лите¬ратуроведение и современность» в «Вопросах литературы».

В них отмечается общечеловеческое значение романа и его главного героя. На этих же позициях стоит и автор настоящей работы.
750 руб.

Похожие работы:

Тема женской судьбы в литературе о Великой Отечественной войне 

Тема Великой Отечественной войны стала на долгие годы одной из главных тем литературы XX века. Причин тому много. ...

Роль Арзамаса в русской литературе 

Введение Изучение произведений литературы как целостных художественных миров в последние годы стало в литературоведении ...

Тема русского характера в литературе XIX - XX веков (на примере 'Очарованный странник' Лескова и 'Судьба человека' Шолохова 

Иван Северьянович Флягин, главный герой повести Николая Семеновича Лескова «Очарованный странник», — русский ...

Серебряный век в русской литературе. 

Введение.

Серебряным веком — в сравнении с золотым, пушкин¬ским, — в истории русской культуры принято называть ...

тема "маленького человека" в русской литературе 

Введение

Определение «маленький человек» применяется к разряду литературных героев эпохи реализма, обычно ...

Поиск по базе выполненных нами работ: