.... основные личностные особенности младших школьников, а также особенности их взаимоотношений. Социальный мир становится для ребенка шире, отношения глубже, а их содержание разнообразнее.
Дети младшего школьного возраста формируют в себе стремление на все иметь свою точку зрения. В младшем школьном возрасте складывается новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер.
Межличностные отношения — это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально закрепленными, так и незакрепленными, межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчеркивающими их эмоциональную содержательность.
Конфликтная ситуация — это ситуация, в которой участни¬ки отстаивают свои несовпадающие с другими цели, интересы и объект конфликта. Среди потенциально конфликтных ситуаций специалисты выделяют ситуации деятельности, поведения и отношений.
Под «конфликтностью» личности понимается ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. Она может быть характеристикой «невротической личности». В качестве основ «конфликтности» личности, могут рассматриваться: неадекватность сформировавшихся у человека представлений о себе и других; такое явление как негативизм; использование «конфликтных» стратегий взаимодействия.
В педагогической практике основными видами межличност¬ных конфликтов являются конфликты: ученик — ученик; ученик — учитель; учитель — учитель.
Учитель может создавать конфликт для того, чтобы самому руково-дить его развитием, а не зависеть от условий и темпов осознания противоречия учениками. В момент создания конфликта педагогу необходимо реализовать три функции: обозначить позиции сторон, раскрыть их социальное и личностное значение, усилить социально ценностную позицию в количественном и качественном отношениях.
1,200 руб.
Наше время выдвигает новые требования к современному человеку. Он должен быть не только профессиональной, интеллектуальной и социально активной личностью, но и обладать такими личностными качествами, которые еще полтора-два десятилетия тому назад психология не уделяла достаточного внимания. Человек ХХI века, в какой бы области профессиональной деятельности не трудился, обязательно должен быть коммуникативным, уметь сопереживать, создавать и поддерживать в коллективе здоровую, творческую, доброжелательную обстановку и избегать конфликтов со своими коллегами.
Все эти качества закладываются и развиваются в школе. Психологам и педагогам очень важно уметь воспитать в детях такие черты характера, которые позволили бы им лучше адаптироваться в классе, не создавать при общении со сверстниками различных конфликтных ситуаций, уметь понимать друг друга и управлять своими эмоциями.
Однако, роль школьного психолога заключается не только в том, чтобы помочь разобраться детям в конфликтной ситуации, но и самому быть готовым к ее разрешению. Современная психология разработала достаточно способов для разрешения самых разных конфликтов и постоянно пополняет свой научно-практический багаж новыми методами. Одним из них является тренинг.
В изучении наиболее эффективных методов разрешения конфликтов среди младших школьников и состоит актуальность данной работы.
Цель исследования - описать и проанализировать суть и составляющие межличностных отношений в детском коллективе, наличие конфликтности.
Гипотеза: предполагаем, что от уровня коммуникативности и умения бесконфликтно общаться зависит то, как складываются межличностные отношения младших школьников.
Объектом исследования явились межличностные отношения детей.
Предмет исследования - конфликт в межличностных отношениях в коллективе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия конфликта и межличностных отношений.
2. Описать типологию конфликтов в педагогическом процессе, способы и методы их погашения.
3. Провести эмпирическое исследование конфликта в межличностных отношениях в коллективе младших школьников.
Методологическую базу исследования составляют современные научные концепции в области практической психологии И.А. Агеевой, Е.М. Бабосова, И.Е. Ворожейкина, Н.В. Гришиной, В.И. Курбатова, О.И. Полянцевой, В.П. Ратникова, Е.И. Рогова, А. Снайдера и др.
Методы исследования: анализ теоретических и экспериментальных исследований по проблеме, тесты.
1,200 руб.
1) Амонашвили Ш.А. Об источниках конфликтов в воспитании // Сацыяльна-педагагічная работа , 2006, №2, с.63-64.
2) Андреева Г.М. Социальная психология. М . 1996.
3) Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. – СПб.: Речь, 2006.
4) Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.2-изд. – М.: Просвещение, 2002.
5) Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. - Helsinki, Mikkeli, 1990.
6) Бабосов Е.М. Конфликтология. – Мн.: ТетраСистемс, 2001.
7) Блонский П. П. Психология младшего школьника. М., 1997 // Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо, М. В. Матюхиной, Т. С. Михальчик. М., 1984.
8) Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.
9) Бордовская Н.В., Реин А.А. Педагогика. – СПб.: Питер,2003.
10) Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. – Мн.: «Университетское», 2002.
11) Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. – М.: ИНФРА – М, 2002.
12) Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005.
13) Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. М., 1979.
14) Калмыков В.Н. Философия. – Мн.: Выш. шк., 2006. -
15) Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: ВЛАДОС, 2005.
16) Коломинский Я. Л., Березовик Н.А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М., 1977.
17) Конфликтология / Под ред. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
18) Куницына В.Н., Казаринова Н.В. Погольша В.М. Межличностное общение. – СПб.: Питер, 2002.
19) Курбатов В.И. Конфликтология. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. -445с.
20) Матюхина М. В., Михальчик Т. С., Парина К. П. Психология младшего школьника. М., 1976.
21) Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1997.
22) Никончук А.С. Конфликт как социально-педагогическая проблема // Сацыяльна-педагагічная работа , 2006, №9, с.36-44.
23) Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: «Соврем. слово», 2005.
24) Питюков В.Ю. Основы педагогических технологий. – М.: «Гном-Пресс», Моск. Пед.общ-во, 1999.
25) Полянцева О.И. Психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
26) Практическая психология в тестах или Как научиться понимать себя и других. М.: АСТ-ПЕСС, 2000.
27) Психологический словарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.
28) Психическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1990.
29) Рогов Е.И. Психология общения. – М.:ВЛАДОС, 2006.
30) Сизанов А. Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006.
31) Сироткин Л. Ю., Хузиахметов А. И. Младший школьник, его развитие и воспитание. Казань, 1998.
32) Скот Д.Г. Конфликты и пути их преодоления.– Киев: Внешторгиздат. 1991..
33) Фрейд З. Психология бессознательного. – СПб.: Питер, 2004..
34) Фрейджер Р., Фрейджер Д. Личность: теория, эксперименты, упражнения. – СПб.: «Прайм-Еврознак», – М.: «Олма-пресс». 2002.
1,200 руб.