Введение
Содержание
Заключение
Литература
Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Возникло и развивалось воображение в процессе труда, и основное его значение состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью без деятельности воображения. Если бы не было воображения, невозможно было бы принять решение и найти выход в проблемной ситуации, когда мы не обладаем нужной полнотой знаний.
Воображение больше, чем другие познавательные психические процессы, связано с чувствами человека. Воображение не только возникает под влиянием чувств, но и само становится одним из самых мощных их источников. Нередко воображаемые ситуации порождают в нас чувства не менее сильные, чем реальные события. Это — очень важное свойство воображения, так как благодаря ему мы получаем возможность оценить, какое значение могут иметь для нас те или иные обстоятельства. Вместе с тем это свойство воображения таит в себе опасность ухода от действительности, «переселения» в мир грез. Хотя воображение относится к познавательным процессам, но в отличие от восприятия и мышления оно служит человеку не только для познания окружающего мира, но и для его преобразования, создания новых механизмов, зданий, произведений искусства, т. е. для творчества в разных областях жизни и деятельности.
Интенсивное изучение воображения осуществляется с конца 1950-х годов. Наиболее известные исследования проводились такими учеными, как Т. Рибо, Е. Торренс, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и др. Несмотря на достаточную изученность данного вопроса, это не умаляет актуальности нашего исследования. Актуальность нашего исследования заключается в том, что проблема влияния воображения на игровую, познавательную и творческую деятельность дошкольников еще не достаточно изучена и отражена в практических исследованиях.
В настоящее время все увеличивается число детей уже в младшем школьном возрасте, испытывающих трудности в обучении. Это проблема является следствием множества причин – от простейшей невнимательности до нарушения развития или семейного воспитания детей. Мы считаем, что недостаточно исследованы особенности в развитии воображения у младших школьников с трудностями в обучении является и данная тема стала актуальным вопросом, что и определило направление нашей работы.
Целью исследования является выявление недостатков в развитии воображения у младших школьников с трудностями в обучении.
Предметом изучения стали недоразвитие воображения у младших школьников с трудностями в обучении
Объект исследования – воображение как психический процесс.
Гипотеза исследования: мы предположили, что у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении уровень развития воображения будет недостаточно высок, по сравнению с детьми с высокой успешностью в школьной деятельности, что определит необходимость подбора занятий, направленных на формирование воображения младших школьников в процессе обучения.
В соответствии с выдвинутой нами гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
1)провести теоретико-методологический анализ литературы по проблеме уровня воображения младших школьников и определить основные понятия: воображение, выявить роль воображения в психической деятельности человека;
2) дать характеристику детям с трудностями в обучении;
3) особенности развития воображения в младшем школьном возрасте;
4) спланировать и организовать экспериментальный замысел;
5)проанализировать полученные в ходе экспериментальной работы результаты и подвести итоги исследования.
6)подобрать занятия направленные на формирование воображения младших школьников в процессе обучения.
Экспериментальная часть нашего исследования строилось на основе подобранных нами методик:
1.Методика исследования особенностей воображения учащихся (разработана кандидатами педагогических наук, профессорами МПГУ Речицкой Екатериной Григорьевной и Сошиной Еленой Александровной на основе теста Е. Торренса «Неполные фигуры» («Incomplete Figures Тask»);
2.Методика исследования воображения «Вербальная фантазия».
3. Беседа с педагогом и детьми по выявлению трудностей в обучении детей младшего школьного возраста.
База исследования: ГОУ СОШ № 1382 г. Москвы.
В написании работы нами использовались труды таких исследователей, как Ханскарл Лейнер, Фрейд З., Гиппенрейтер Ю. Б. и др.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1.Теоретические исследование особенностей в развитии воображения у младших школьников с трудностями в обучении 6
1.1Определение основных понятий исследования: воображение, сущность, виды и функции воображения 6
1.2 Характеристика детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении 11
1.3Особенности воображения младших школьников с трудностями в обучении 17
Глава 2.Экспериментальное исследование недостатков в развитии воображения у младших школьников с трудностями в обучении 20
2.1Методика проведения экспериментального исследования 20
2.2Проведение эксперимента и анализ полученных результатов 21
2.3Пути и способы развития воображения младших школьников в процессе обучения 29
Заключение 35
Список литературы 37
Приложение 39
1,200 руб.
Рассмотрев литературу по проблеме исследования воображения в психологической науке, мы выяснили, что значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико. Возникло и развивалось воображение в процессе труда, и основное его значение состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, т.к. невозможно трудиться, не представляя себе конечного и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в искусстве, ни в технике. Ни один школьный предмет не может усваиваться полностью без деятельности воображения. Если бы не было воображения, невозможно было бы принять решение и найти выход в проблемной ситуации, когда мы не обладаем нужной полнотой знаний.
Воображение больше, чем другие познавательные психические процессы, связано с чувствами человека. Воображение не только возникает под влиянием чувств, но и само становится одним из самых мощных их источников. Нередко воображаемые ситуации порождают в нас чувства не менее сильные, чем реальные события. Это - очень важное свойство воображения, так как благодаря ему мы получаем возможность оценить, какое значение могут иметь для нас те или иные обстоятельства.
Хотя воображение относится к познавательным процессам, но в отличие от восприятия и мышления оно служит человеку не только для познания окружающего мира, но и для его преобразования, создания новых механизмов, зданий, произведений искусства, т. е. для творчества в разных областях жизни и деятельности.
Анализ проблемы развития воображения школьников позволил выявить наиболее острые и недостаточно изученные аспекты данной проблемы. К ним можно отнести такие вопросы, как развитие механизмов воображения на протяжении детства; особенности структуры воображения ребенка как одного из творческих процессов; зависимость развития воображения от особенностей личности ребенка и успеваемости детей в школе; возможности повышения уровня развития воображения на протяжении дошкольного детства.
В воображении используются, прежде всего, символические, метафорические формы отражения действительности. В развитом виде они позволяют находить и фиксировать в творческих продуктах существенные и значимые для человека стороны предметов и явлений.
В нашем исследовании мы дали сущностную характеристику основным понятиям исследования: «воображение», выявили роль воображения в психической деятельности человека, охарактеризовали особенности воображения детей и выявили специфику трудностей детей при обучении в школе. После проведения теоретического анализа научной литературы, нами был организован и проведен эксперимент, в ходе которого мы выявили уровень развития воображения детей 7-8 лет, итогом которого стал подбор занятий по развития воображения младших школьников в процессе обучения. Тем самым выполнили поставленные в начале исследования задачи и достигли первоначальной цели.
В заключении следует отметить достоверность выдвигаемой гипотезы о том, что у детей младшего школьного возраста с трудностями в обучении уровень развития воображения недостаточно высок, по сравнению с детьми с высокой успешностью в школьной деятельности, что определило необходимость подбора занятий, направленных на формирование воображения младших школьников в процессе обучения.
1,200 руб.
1.Артёмов А.К., Истомина Н.Б. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах: Пособие для студентов факультета подготовки учителей начальных классов заочного отделения. - М.:
2.Боровик О., Развиваем воображение// Дошкольное образование. – 2001. №1(49)- с.14
3. Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество / Под ред. С.Р.Микулинского, М.Г. Ярошевского. М.: Наука,1969. С.341-356.
4.Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М., 1969. 365 с.
5.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967. 93 с.
6.Введение в психологию / Под ред. А.В. Петровского. М.: Академия, 1995. С. 222-229.
7.Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983. 368 с.
8.Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений./ Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.
9.Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вопр. психол. 1980. № 2. С. 107—114.
10.Дьяченко О. М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопр. психол. 1987. № 1. С. 44—51.
11.Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - Москва, 1979
12.Лавриненко Т. А. Как научить детей решать задачи: Методические рекомендации для учителей начальных классов. Саратов: Лицей, 2000. – 64 с
13.Липкина А.И. «Педагогическая оценка и ее влияние на формирование личности неуспевающего школьника» // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. М., 1971.
14.Менчинская Н.А., Колмыкова З.И. «Проблемы преодоления отставания в учении» - Народное образование, 1963, №4.
15.Мурачковский А.И. «Типы неуспевающих школьников» - Советская педагогика, 1965, №7.
16.Никифорова О.И. К вопросу о воображении // Вопросы психологии. 1972. №2.С.67-76.
17.Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – Второе издание, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512 с.
18.Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.
19.Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В.Дубровина, А.Д.андреева, Е.Е.Данилова, Т.В.Вохмянина; под ред. И.В.Дубровиной. 2-е изд., стереотип. Издательский центр "Академия", 2001.160 с.
20.Рибо Т. Творческое воображение. М., 1991.
21.Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». – Издательство «Питер», Москва-Харьков-Минск, 1999, 720с.
22.Субботина Л.Ю. «Развитие воображения у детей» — Ярославль: Академия развития, 1996.
23.Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 144 с.
1,200 руб.