Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что в современной теории и практике преподавания английского языка в начальной школе нет четкой преемственности в обучении, недостаточно учитываются возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста, существуют проблемы в выборе приемов и средств обучения младших школьников речевому общению на английском языке. Успешному решению этих педагогических проблем может способствовать эффективное использование ролевых игр в обучении младших школьников речевому общению на английском языке. В связи с этим возникает необходимость четко определить педагогические особенности использования ролевых игр в обучении младших школьников. Ролевые игры позволяют творчески применить языковой материал, превратить уроки иностранного языка в дискуссию, исследование. Но применение ролевых игр для создания естественных ситуаций общения достаточно трудная задача. Учащийся постоянно имеет дело с учебными задачами, поэтому и сам язык ассоциируется у него с учебным процессом. Основное отличие применения ролевых игр от обычно организованного обучения английскому языку - иная смысловая нагрузка. Первая цель – это общение, а вторая – научение. Этим обусловлен выбор темы нашего исследования: «Использование ролевых игр при обучении младших школьников речевому общению на английском языке».
Объектом исследования является процесс обучения речевому общению на английском языке детей младшего школьного возраста, а его предметом - особенности применения ролевых игр в процессе обучения речевому общению на английском языке в начальной школе.
Цель исследования заключается в выявлении педагогических особенностей и возможностей применения ролевых игр в процессе обучения речевому общению на английском языке детей младшего школьного возраста и определении их влияния на эффективность усвоения учащимися языкового материала.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
Методологической базой исследования стали работы таких известных российских педагогов, как Н. Н. Ачкасова, Е. Ю. Бахталина, О. А. Денисенко, Н.А. Малкина, Е.И. Матецкая, Н.Н. Трубанева, Н.А. Яценко и др. Основы теории игровой деятельности разрабатывались Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, Д. Б. Элькониным. Педагогическая сущность ролевой игры как средства активизации познавательной деятельности младших школьников прослеживается на основе исследования Ш. А. Амонашвили, Ю. П. Азарова, А. Б. Аникеевой, З. П. Буслаевой, Е. М. Минкина, Б.П.Никитина, В. В. Репкина, П. И. Пидкасистого, Е. Э. Селецкой, С. А. Шмаковой, М. Г.Яновской и др. Проблема мобилизации памяти и организации речевого общения детей неразрывно связана с активизацией их мыслительных и эмоциональных процессов в процессе использования ролевых игр. Эмоции, стимулирующие познавательные процессы ребенка, являются одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания. Этот момент особо подчеркивается в работах российских ученых-методистов и психологов Б. Г.Ананьева, А. Н. Белоуса, Л. И. Божович, Л. М. Веккера, А. П. Грызулиной, Л. А. Венгера, Б. И. Додонова, Л.В.Занкова, A.B.Запорожца, З.М.Истоминой, А.Н.Леонтьева, В.Н.Мясищева, В. А. Петровского, Н. Н. Поддъякова, С. Л. Рубинштейна, А. А. Смирнова, В. А. Сластенина и др.
Психологические основы применения ролевых игр в практике обучения иностранному языку широко исследованы в работах Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготского, И. А. Зимней, Е. И. Негневицкой, Е. И. Шахнаровича, Д. Б. Эльконина и др. Существенная степень интеллектуальной активности детей, как отмечают исследователи Ю. А. Алиев, А. Я. Балонов, В. К. Белобородова, И. Л. Бим, Н. Д. Гальскова, Г. А. Китайгородская, А. А. Леонтьев, И. Я. Лернер, А. А. Миролюбов, Р. К. Миньяр-Белоручева, З. Н. Никитенко, Г. К. Селевко, Е. И. Пассов проявляется на уроках, организованных с помощью игровых технологий.
Гипотеза исследования: эффективное формирование коммуникативных навыков речевого общения детей младшего школьного возраста возможно при условии разработки специальной программы обучения на основе использования ролевых игр.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы по теме исследования, изучение практического опыта использования ролевых игр на уроках иностранного языка, наблюдение, беседа.
Теоретическая значимость исследования: состоит в систематическом рассмотрении проблемы использования ролевых игр при обучении младших школьников речевому общению на английском языке.
Практическая значимость исследования состоит в том, что автором были разработаны рекомендации по применению и использованию ролевых игр в процессе обучения речевому общению на английском языке детей младшего школьного возраста.
3,000 руб.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический аспект изучения проблемы использования ролевых игр на уроках английского языка в начальной школе
1.1.Основные подходы к применению игровых технологий в теории и практике преподавания иностранного языка в школе…………………….........6
1.2.Сущность и виды игровых технологий, применяемых в обучении речевому общению младших школьников на уроках английского языка………………………………………………………..10
1.3. Психолого-педагогические условия использования ролевых игр в обучении младших школьников речевому общению на уроках английского языка……………………………………………………………………………...23
Выводы по главе…………………………………………………………………35
Глава 2. Практическое изучение использования ролевых игр в обучении речевому общению младших школьников на уроках английского языка (на базе МОУ СОШ № 435, учащиеся 3-го класс)
2.1. Изучение уровня коммуникативных навыков английской речи у младших школьников............................................................................................37
2.2. Разработка системы занятий с использованием ролевых игр как эффективного средства обучения речевому общению на английском языке детей младшего школьного возраста младших школьников…………………41
2.3. Динамика развития коммуникативных навыков английской речи у младших школьников……………………………………………………………72
Выводы по главе…………………………………………………………………76
Заключение……………………………………………………………………….78
Список литературы ……………………………………………………………...81
Приложение………………………………………………………………………84
3,000 руб.
Заключение
На основе анализа специальной литературы и специально проведенного исследования, мы считаем целесообразным, сделать ряд выводов:
Понятие “игровые педагогические технологии” включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
На современном этапе развития системы образования игра активно включается в процесс обучения иностранному языку. Игра становится основным компонентом образовательной технологии, то есть системы деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, построенная на конкретной идее в соответствии с определенными принципами организации и взаимосвязи целей – содержания – методов. Игровые технологии представляют собой игровую форму взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля, делового общения). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.
В процессе обучения иностранному языку, наряду с дидактическими, используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры. Важно, чтобы в ходе игры учащиеся получали более глубокие представления о языковых реалиях, чтобы игра вызывала понимание и интерес к изучаемому языку. Заметим, что в игре ученики охотно преодолевают трудности в овладении иностранным языком, развивают умение анализировать свою деятельность, оценивать свои знания, умения и навыки.
Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр. Ролевая игра – методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Ролевая игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.
- Организация исследования по изучению коммуникативных навыков английской речи у младших школьников осуществлялась на базе МОУ СОШ № 435. В исследовании участвовали учащиеся 3-го класса. Исследование проводилось с учениками с сентября 2006 г. по май 2007 г. Общее количество респондентов в этом случае составило 30 человек.
На первом этапе исследование предполагало изучение сформированности коммуникативной компетентности. Анализ результатов показал, что у младших школьников существует серьезные пробелы в построении диалогической речи: - показатели количества ошибок (60 %) и, соответственно, качество обучения и коэффициент усвоения материала (66 %) самые низкие из трех приведенных разделов. Результаты по разделу распределились таким образом количества ошибок (67 %) и, соответственно, качество обучения и коэффициент усвоения материала (76,5 %) и знания - количества ошибок (70%) и, соответственно, качество обучения и коэффициент усвоения материала (85 %). Данные результаты свидетельствуют о том, что младшие школьники испытывают затруднения при употреблении лексики в ответах на вопросы, и плохо владеют навыками постановки вопросов.
Второй этап предполагал разработку и апробацию специальной программы занятий, направленных на развитие коммуникативной компетентности с использованием ролевых игр.
Третий этап предполагал проведение контрольного (итогового) тестирования учеников для изучения динамики овладения коммуникативными навыками английской речи. Анализ результатов показал, что, у младших школьников наблюдается положительная динамика развития коммуникативных навыков речевого общения. В ходе проведения опытного обучения объектом контроля являлась коммуникативная компетенция учащихся 3-го класса, а именно сформированность коммуникативных навыков применения правильных грамматических конструкций, умении формулировать вопросы и ответы в диалогическом общении, которые являются важной составляющей частью коммуникативной компетенции в целом, что в целом подтверждает нашу гипотезу о том, что: эффективное формирование коммуникативных навыков речевого общения детей младшего школьного возраста возможно при условии разработки специальной программы обучения на основе использования ролевых игр.
В заключении, хотелось бы отметить, что цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.
3,000 руб.
Список литературы
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., “Просвещение”, 2001.
2. Арефьева Г.И. Групповая форма работы на уроках английского языка. ИЯ- ИЯШ, 2002г. №3
3. Ариян М.А. Ситуативная роль как фактор повышения эффективности обучения устной речи на иностранном языке в средней школе. Автореф. канд. дис. М., 1992.
4. Ариян М.А. Варианты ситуативных ролей для средней школы. ИЯ-ИЯШ 1995 г. №1
5. Арустанянц Е.С. Ролевые упражнения как одно из средств интенсификации обучения диалогической речи. В сб. “Проблемы интенсификации обучения иностранному языку в высшей школе” – М., 2004.
6. Денисова Л.Г., Мезенин С.М. К проблеме концепции интенсивного курса в условиях средней школы. ИЯ-ИЯШ 2001 г. №6
7. Жилкина Д.Н. Решение коммуникативных задач в процессе обучения иностранному языку. ИЯ-ИЯШ 2002 г. №1
8. Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. ИЯ-ИЯШ 2001 г. №6
9. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. ИЯ-ИЯШ 2003 №4
10. Мильруд Р.П. Организация ролевых игр на уроке. ИЯ-ИЯШ 1997 №3
11. Мильруд Р.П. Обучение школьников речевому взаимодействию на уроке иностранного языка. ИЯ-ИЯШ 1991 г. №6
12. Олейник Т.И. Ролевая игра в обучении диалогической речи в начальной школе. ИЯ-ИЯШ 2001 г. №1
13. Пассов В.И., Стояновский А.М. Ситуация речевого общения как методическая категория. ИЯ-ИЯШ 2001 №2
14. Пассов В.И., Стояновский А.М. Ситуативная позиция как основа создания ситуации речевого общения. ИЯ-ИЯШ 2000 №1
15. П/р Петрусинского В.В. Игры: обучение, тренинг, досуг.-М., Новая школа, 2004.
16. Рабинович Ф.М., Баллер Э.Э., Голубенко Е.С., Крылова О.К. Ролевая игра – эффективный прием обучения говорению. ИЯ-ИЯШ 2003 № 6
17. Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Интенсивные методы обучения иностранным языкам и средняя школа. ИЯ-ИЯШ 2001 №1
18. Скляренко Н.К., Олейник Т.И. Обучение диалогической речи с использованием ролевых игр в 3 классе. ИЯ-ИЯШ 2005 №1
19. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. М.,
“Просвещение”, 1994.
20. Равинская В. Игры как средство обучения. Иностранные языки в школе, № 1, 2000.
21. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам. Иностранные языки в школе, № 4, 2003.
22. Мильруд Р.П. Организация ролевой игры на уроке. Иностранные языки в школе, № 3, 1997.
23. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. М., Просвещение, 1991г.
24. Сумин В.М. Речевые ситуации на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе, № 6, 1993г.
25. Верещагина, Рогова. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. М., 1998г.
26. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. \"Вопросы психологии\". № 6.
27. Комков И.Ф. О некоторых методах начального обучения иностранным языкам в школе, М - 1993.
28. Лившиц О.Л. Ролевая игра на уроках иностранного языка в 3 классах.
Иностранные языки в школе, № 5, 1997.
29. Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети. М., Наука, 1991.
30. Перкас С.В. Ролевые игры на уроках английского языка. Иностранные языки в школе. № 4, 1999.
31. Часнок С.С. Ситуативно-игровое обучение иноязычному устному общению на начальном этапе средней школы – М., 1999.
32. Филатов В.М. Методическая типология ролевых игр. ИЯ-ИЯШ 1998 г. №2
33. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1998.
3,000 руб.