1.2.Роль налогов в формировании доходной части бюджетов. Налоги как инструмент бюджетного регулирования
В доходах бюджета находят выражение экономические отношения, которые возникают между плательщиками и государством. Проявляются эти экономические отношения при совершении платежей в виде налогов и сборов, направляемых на формирование бюджетного фонда государства. Рыночная экономика диктует необходимость использования в качестве основных методов формирования доходов установление различных налогов. Экономическая сущность налогов заключается в том, что возникают денежные отношения, имеющие четкую объективную обусловленность, а именно они позволяют государству определенную сумму денежных средств от первичных получателей доходов. Любой налог рассматривается в качестве экономической категории, которая выполняет две основные функции: фискальную, при помощи которой формируется бюджетный доход и экономическую, оказывающую влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабевая накопленный расширяя или сокращая платежеспособность населения.
По мере развития производительных сил, роста национального богатства совершенствуются и финансовые отношения в обществе по поводу: 1) образования, 2) распределения и 3) использования доходов участников общественного производства – организаций (хозяйствующих субъектов), наемных работников и государства.
Первичные доходы образуются в сфере производства товаров и услуг и составляют стоимость созданного в стране валового внутреннего продукта (рыночная стоимость произведенных в стране товаров и услуг за вычетом промежуточного потребления материальных затрат). ВВП включает оплату труда и социальные отчисления, валовую прибыль и амортизационные отчисления, налоги на продукты (НДС, акцизы, налог с продаж) и импорт, другие налоги на производство (земельный налог, плата за природопользование, гербовый сбор и другие).
Оплата труда образует первичные доходы наемных работников, а валовая прибыль экономики составляет первичные доходы хозяйствующих субъектов, и, наконец, государство формирует доходы как собственник природных ресурсов, регулятор национальной экономики и условий хозяйствования. Эти доходы аккумулируются в бюджетной системе и внебюджетных фондах – пенсионного, социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования.
Таким образом, на стадии производства товаров и услуг реализуется часть финансовых отношений, связанных с образованием первичных доходов участников общественного производства.
Другая часть финансовых отношений охватывает сферу распределения первичных доходов наемных работников и хозяйствующих субъектов. Определенная доля этих доходов в форме налоговых платежей и неналоговых отчислений аккумулируется в бюджетной системе, государственных внебюджетных фондах и финансовой системе, общественных объединений. С первичных доходов наемных работников уплачивается налог на доходы с физических лиц (13%).
Валовая прибыль экономики представляет ту часть ВВП, которая остается у производителей товаров и услуг после вычета расходов по оплате труда наемных работников и чистых налогов на продукты, на производство и на импорт. Изымаемый налог на прибыль весьма значителен и составляет 24%, которые состоят из трех частей: 16% в региональный бюджет РФ, 6 % в федеральный бюджеты субъекта РФ и 2% в местный бюджет. (17,с.43; 31, с.173)
Структура образования и распределения первичных доходов участников общественного производства отражена на рисунке 1.
Таким образом, в консолидированный бюджет Российской Федерации мобилизуется примерно 40% всех финансовых ресурсов государства, 2/3 бюджетных ассигнований составляют непроизводительный расходы, в их числе расходы на управление и правоохранительную деятельность около 10%, на оборону около 10%, обслуживание государственного долга 3%, социально – культурные расходы около 30%. (19, с. 319; 24 с.23).
Расходы же, связанные с развитием отраслей народного хозяйства, составляют 1/3 всех расходов консолидированного бюджета Российской Федерации, в том числе на промышленность, энергетику и строительство направляется примерно 6% , сельское хозяйство и рыболовство – 4%, транспорт и дорожное хозяйство, связь – 3%, жилищно-коммунальное хозяйство – 13%. Налоговая емкость ВВП должна быть оптимальной: золотая середина определяется исходя из потребности государства в финансовых ресурсах для выполнения своих функций и необходимости сохранения системы эффективного функционирования экономики.
Формирование налогового законопослушания предпринимателей и граждан начинается с формирования знаний об уровне и структуре налогового бремени, которая несет товаропроизводитель в зависимости от его принадлежности к той или иной сфере хозяйственной деятельности, льготах, стимулирующих инвестиционную активность, благотворительность, отсюда и развитие психологии утаивание доходов.
Рис.2. Формирование ВВП по источникам доходов и их первичное распределение.
По этому реформирование налоговой системы должно включать также стратегию с общественностью через средства массовой информации, формы информационного воздействия на налогоплательщика. Воспитание законопослушного налогоплательщика – процесс постоянный, ибо поколение налогоплательщика постоянно пополняется, обновляется. В переходный период взаимовлияние экономики и бюджета зависит от того, как организованы формирование государственных финансов и их расходование, таким образом, в доходах бюджета находят выражение экономические отношения, которые возникают между плательщиками и государством.
1.3. Налогообложение предприятия торговли
Категория "система налогов и сборов" появилась в российском законодательстве сравнительно недавно - с принятием в 1998 году первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Действовавший до этого Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" использовал иную категорию - "налоговая система".
Когда говорят о налоговой системе, имеют в виду, прежде всего, организационно-правовые основы налогообложения предприятий торговли, то есть, во-первых, государственные и муниципальные ораны, устанавливающие режим налогообложения (речь идет о представительных органах, наделенных законодательными полномочиями, а также об органах исполнительной власти, реализующих делегированные им полномочия по принятию нормативных правовых актов в сфере налогообложения), во-вторых, налоговую администрацию - налоговые органы, на которые возложено обеспечение соблюдения налоговой обязанности всеми налогоплательщиками и непосредственная реализация налоговой функции государства, в-третьих, нормативно-правовую основу налогообложения, или иными словами - различные источники налогового права, и, наконец, в-четвертых, саму систему налогов, взимаемых на территории данного государства.
Таким образом, налоговая система и система налогов соотносятся как целое (налоговая система) и его часть (система налогов). Уход от расширительного понятия налога, в котором объединялись все многочисленные обязательные платежи фискального характера (ст. 2 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"), и дифференциация обязательных платежей фискального характера, разграничение налогов и сборов (ст. 8 Налогового кодекса РФ) привели к тому, что понятие "система налогов" было заменено на "система налогов и сборов".
Система налогов и сборов предприятий торговли представляет собою своего рода "инвентарный список" фискальных платежей, установленных и взимаемых на различных уровнях - общегосударственном (федеральном), региональном и муниципальном.
Конкретное количество налогов, устанавливаемых в рамках национальной системы налогов, зависит от ряда обстоятельств, среди которых господствующие позиции занимают, например, экономические расчеты и резоны. Состав системы налогов напрямую зависит не только от уровня национальных публичных финансов, от текущей налоговой политики, от других направлений экономической политики - торговой, таможенной и т.д., но также и от ряда других социокультурных факторов - исторических традиций, уровня налоговой культуры и правосознания населения и т.д.
Система налогов и сборов - динамичная экономико-правовая категория. Налоги учреждаются, трансформируются и отменяются. И все это происходит в соответствии с целями и задачами текущей налоговой и финансовой политики.
Есть "стабильные" налоги, которые взимаются в соответствии с предписаниями налогового законодательства не одно столетие; такие налоги, как правило, выполняют "стратегические" задачи налогообложения. Другие же налоги быстро появляются и вскоре "исчезают" из системы налогов и сборов, так как учреждались для реализации конкретных "тактических" целей. После достижения соответствующих целей такие налоги обычно отменяются. Российская практика налогообложения знает и случаи, когда отдельные налоги появлялись в законодательном акте, но вскоре отменялись, не будучи никогда "реализованными" на практике (например, экологический налог).
3,000 руб.
Введение 3
1. Теоретические основы налогообложения предприятий торговли 6
1.1.Сущность налогов. Принципы налогообложения торговых предприятий 6
1.2.Роль налогов в формировании доходной части бюджетов. Налоги как инструмент бюджетного регулирования 26
1.3. Налогообложение предприятия торговли 30
1.4.Налогово-бюджетные отношения в сфере торговли зарубежных стран. 39
2. Технико-экономическая характеристика ООО «Биляр» 49
2.1.Организационно-техническая характеристика ООО 49
«Биляр» 49
2.2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности 49
2.3.Анализ налогов, уплачиваемых ООО «Биляр» 62
3. Совершенствование налогообложения предприятий торговли на примере ООО «Биляр» 68
Выводы и предложения 75
Список использованной литературы 78
Введение
Налоговая система является одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения юридических и физических лиц с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Источником этих финансовых ресурсов являются средства, которые государство собирает с физических и юридических лиц.
Актуальность темы обусловлена тем, что в налоговой системе РФ важное место занимают налоги с предприятий торговли. Следовательно, теме дипломной работы «Налогообложение предприятия торговли» актуальна и интересна для каждого из нас. Проводимая в настоящее время налоговая реформа направлена также на реформирование порядка налогообложения торговых предприятий и, прежде всего, в сфере налогообложения юридических лиц.
Сколько веков существует государство, столько существуют и налоги и столько же теоретики и практики налогообложения ищут принципы оптимального и справедливого налогообложения торговли как с юридических лиц, так и с физических лиц. Пожалуй, именно система налогообложения юридических лиц на сегодняшний день является предметом бурных дискуссий о путях её развития и преобразования: одни превозносят ее положительные стороны, другие критикуют негативные.
Научными исследованиями по проблемам отечественного налогообложения занимается ряд российских учёных – экономистов, труды которых были изучены автором при написании настоящей работы. Это, прежде всего, - В.Г.Пансков, Н.В.Миляков, Т.Ф.Юткина, Д.Г.Черник.
Основная цель дипломной работы состоит в том, чтобы, проанализировав действующий механизм налогообложения торговых предприятий и, опираясь на зарубежный опыт в этой области, предложить мероприятия по совершенствованию налогообложения предприятий.
Исходя из поставленной цели исследования, вытекают следующие задачи:
1. раскрытие природы и экономического содержания такого понятия, как «налоги с юридических лиц»;
2. рассмотрение механизмов взимания и основных элементов налогообложения таких налогов с юридических лиц, как налог на прибыль предприятия, налог на имущество предприятий;
3. проведение анализа макроэкономической ситуации в сфере налогообложения предприятий с целью выявления существующих проблем в этой области;
4. рассмотрение зарубежного опыта налогообложения доходов предприятий торговли с целью его использования для решения возникших проблем;
Теоретическую и методологическую основу дипломной работы составили труды отечественных учёных по вопросам налогообложения, материалы периодической печати экономического профиля, а также статистическая информация.
Кроме того, в настоящей работе широко использованы законодательные и нормативные акты федерального уровня по вопросам налогообложения юридических лиц (в частности, первая и вторая части Налогового кодекса РФ).
Структура работы. Первая глава дипломной работы посвящена теоретическим и практическим моментам налогообложения предприятий торговли: определение понятия налогов их сущность, роль налогов в формировании доходной части бюджета Российской Федерации и налоги как инструмент бюджетного регулирования торговых предприятий. Рассмотрению правил и порядка взимания налогов с предприятий, что позволит глубже вникнуть в схему распределения доходов предприятий, так как налоги влияют на эту схему определяющим образом. Так же рассмотрены налогово-бюджетные отношения зарубежных стран.
Во второй главе работы рассмотрены принципы налогообложения на примере дочернего общества с ограниченной ответственностью «Биляр», проведён анализ налогов уплаченных предприятием, рассмотрена динамика и структура налогов вносимых в бюджет.
И, наконец, в третьей главе представлены пути совершенствования налогообложения предприятий с использованием передового опыта развитых стран.
Все проведенные мероприятия должны быть выгодны как предприятиям, так и государству и должны привести к определенной экономической стабилизации.
1. Теоретические основы налогообложения предприятий торговли
1.1.Сущность налогов. Принципы налогообложения торговых предприятий
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. Существование налогов экономически оправдано постольку, поскольку экономически оправдано существование государства. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевания новых территорий – рынков сырья, и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.
Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения ВВП, осуществляемого государственными органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий, программ, секторов и сфер экономики, которых испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить их из собственных источников. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества.
Налоги, представляют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов). Они необходимы для выполнения соответствующих функций – социальной, оборонной, правоохранительной, для развития фундаментальной науки и другие. Как составная часть экономических отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису.
Налоги как форма изъятия части первичных доходов хозяйствующих субъектов и работающего населения в пользу государства объективно необходимы, по-видимому, и это не вызывает сомнений у образованных и законопослушных членов общества. Государству собираемые средства нужны для выполнения принятых на себя функций, и требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества.
Проблема понимания природы налогов обусловлена тем, что налог - понятие не только экономическое, правовое, социальное, философское и историческое, но и понятие финансовой науки, жестко связанное с категорией «государство». Налоги, являясь экономической категорией, имеют глубоко исторический характер. Они менялись вместе с развитием государства.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, изымаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств (ст. 8 НК РФ ).
Сбором принято называть обязательный взнос, изымаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав и выдачу разрешений ( ст.8 НК РФ).
Налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития страны, региона, отрасли.
С юридической точки зрения налоговые отношения представляют собой систему специфических обязательств, в которых одной стороной
является государство, а другой субъект налогообложения.
С экономической точки зрения налоги представляют собой инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне.
Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного платежа и составляет сущность налога. Платежи осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:
- работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.
За счет налоговых платежей и сборов формируются финансовые ресурсы государства и муниципальных образований. Экономическое содержание налогов и сборов выражается, таким образом, во взаимоотношениях между хозяйствующими субъектами и гражданами – с одной стороны и государством – с другой, по поводу формирования государственных и муниципальных финансов.
Признаками налога являются:
- императивность, которая означает, что субъект налога не вправе отказаться от возложенной на него обязанности безвозмездно внести часть своего дохода (согласно закону), а в случае невыполнения обязанности последуют определенные законом санкции по ее принудительному изъятию;
- смена формы собственности дохода, которая означает, что часть дохода субъекта безвозмездно переходит в собственность государства (субъекта федерации, местного самоуправления), обезличивается и используется государством по своему усмотрению;
- безвозвратность и безвозмездность передаваемой части дохода, которые означают, что отданная часть дохода не возвратится субъекту налога и он не получит никаких прав, в том числе права на участие в распределении отданной части своего дохода;
- легитимность, которая означает не только признание налогов на основе законодательного права, но и их взимание только с законных операций.
Налоги как экономическую категорию, следует рассматри¬вать с точки зрения их места в экономической системе, их сущ¬ности, назначения, построения системы налогообложения, оп¬ределения структуры налогов и их взимания с субъектов налога (налогоплательщиков).
Налоги исторически являются одним, из основных ис¬точников формирования бюджета любого государства и од¬ним из методов мобилизации денежных средств на переуст¬ройство государства и общества. По своей сути налоги явля¬ются одним из самых доходных источников накопления каз¬ны, которые, во-первых, безвозмездно изымаются государ¬ством у налогоплательщиков и, во-вторых, поступая в бюд¬жет, являются той его частью, на которую государство не за¬трачивает средств. Социально-экономическая природа нало¬гов, их назначение и влияние на экономическую и политиче¬скую жизнь государства определяются государственным строем и политикой, проводимой властью. Налоги с соци¬альной точки зрения являются средством эксплуатации об¬щества и по своей сути выступают одним из элементов грабе¬жа (безвозмездно изымается часть дохода). Особенно это ха¬рактерно в условиях возрастания налогового бремени (уве¬личение числа налогов, расширение круга налогоплатель¬щиков, расширение налоговой базы, повышение налоговых ставок и т. д.).
С точки зрения формирования бюджетов (федерального, субъектов федерации и местных), налоги - есть необходимая экономическая составляющая, обеспечивающая решение задач (функций), возлагаемых на государство, а именно:
- удовлетворение общественных потребностей на содержание аппарата управления, органов безопасности, обороны, правопорядка, решение социальных проблем и т. д.;
- регулирование экономической деятельности субъектов хозяйствования и развитие инфраструктуры;
3,000 руб.
1. Налоговый кодекс РФ, Ч.1. от 31.07.98г. № 146 – ФЗ.
2. Налоговый кодекс РФ, Ч. 2. от 05.08.00г. № 118 – ФЗ.
3. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98г. №145 – ФЗ.
4. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2001год» от 27.12.00г. №194 – ФЗ.
5. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2002г.» от 30.12.01г. №194-ФЗ».
6. Аронов А. В. Налоговая система: реформы и эффективность // Налоговый вестник. – 2001 год, №5. - с.33 – 35.
7. Банхаева Ф.Х.Современные концепции налогообложения и их влияние на реформирование налоговой системы.// Налоги.-2007, №3.-с.15-18.
8. Банхаева Ф.Х. Сравнительный анализ налоговых систем и его значение для совершенствования и реформирования налогового законодательства. //Налоговый вестник. – 2007, №3.- с. 94 – 97.
9. Баранова Л.Г., Врублевская О.В. и другие. Бюджетный процесс в РФ. Учебное пособие. - М.: Издательство перспектива: инфра – М.,2007. – 222 с.
10. Бородай О.Е. Три уровня налогообложения в РФ. // Аудиторские ведомости.- 2007, №7.- с. 6 – 11.
11. Брызгалин А.В. «Налоги и налогообложение». Учебное пособие. – М,: «Аналитика пресс.»,2007.-608с.
12. Брызгалин А.В. О функции налогообложении и регулятивном значении налогов в экономике.// Налоги- 2000, №1 с.16-20.
13. Волобуев В. П. Эволюция модели смешанной экономики и бюджетная макростратегия в США. // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - № 4. - с. 21 – 29.
14. Князев В.Г., Черник Д. Г. Налоговые системы зарубежных стран. Учебник для вузов. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2007. – 191 с
15. Касьянов М. М. Экономика страны становится непредсказуемой. //Выступление Касьянова на пленарном заседании Госдумы 30.11.2007г. //. Библиотечка Российской газеты, 2002, №9.- с. 39 – 41.
16. Караваева И. В. Налоговое регулирование рыночной экономики: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 215 с.
17. Логвина А. В. К вопросу об устойчивости бюджетно - налоговой системы. // Экономист. - 2000. - № 3. - с. 59 – 66.
18. Львов Д. Будущее российской экономики. // Экономист. – 2000. - № 12. с. 3 – 18.
19. Миляков Н.В. «Налоги и налогообложение». Курс лекций.- М.: ИНФРА-М, 2007г. – 300 с.
20. Назаров Н.И.Политика увеличения доходов бюджета.// Финансы.- 2002, №9 - с. 39 – 41.
21. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ. Учебник для вузов. - М.: книжный мир, 1999 – 444 с.
22. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-550с.
23. Пансков В.Г. Впервые в новый год с профицитным федеральным бюджетом. Библиотечка Российской газеты.- 2002, №3, с.292 - 300.
24. Романовский М.В. Финансы. Учебник для вузов. М.: Издательство Перспектива, 2007. 520 с.
25. Романовский М.В. и другие. Бюджетная система России. Учебное пособие.- М.: ЮРАЙТ., 2007 – 621 с.
26. Русакова И.Г., Кашин В.А., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение. Учебник для вузов. – М.: Финансы,ЮНИТИ, 2007. – 495 с.
27. Селюков А.Г. Порфиров П.С. Правовое обеспечение порядка уплаты налогов в бюджетную систему России. // Налоги //. - 2007, №1.- с. 23 – 30.
28. Тюкменев Р. Начальник финансового управления. Отчет об исполнении бюджета г. Нижнекамска и Нижнекамского района за 2007 год. // Ленинская правда //. – 3.04.2007, с. 2 – 3.
29. Черник Д.Г., Дадашев А.З. Налоговая система России. Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2007. 455 с.
30. Черник Д.Г., Починок ,А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы. М.Учебник для вузов. 2-е переработанное и дополненное.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 511 с.
31. Юткин Т.Ф. Налоги и налогообложение. Учебник. 2-е издание; переработанное и дополненное.- М.: ИНФРА –М. 2007.- 576с
3,000 руб.