Статистический анализ торговой деятельности устанавливает ее отличительные особенности от других видов деятельности и исследует вклад торговой деятельности в целое более высокого порядка – в национальную экономику, в первую очередь в валовой внутренний продукт. При помощи статистического анализа находится также общее, сравнимое в торговой деятельности и других видах деятельности. Проводится сравнительный отраслевой анализ (промышленности и торговли, торговли и других рыночных услуг).
Наряду со структурным и сравнительным статистическим анализом торговой деятельности составной частью статистического анализа является анализ состояния и изменений всех показателей торговой деятельности во времени, характеризующий статику и динамику, достигнутый уровень и развитие, движение.
Торговая деятельность подразделяется на оптовую и розничную. Это разделение обусловлено как типом покупателей (на оптовом рынке покупателями выступают производственные предприятия, учреждения или торговые посредники, а на розничном – конечные потребители), так и размером продаваемых партий товара (в оптовой торговле товары продаются большими партиями крупным покупателям, в розничной — сравнительно в небольшом количестве индивидуальным потребителям).
Целью написания данной курсовой работы на тему «Изучение деятельности предприятий оптовой торговли Калининградской области» является статистический анализ важнейших показателей состояния оптовой торговли Калининградской области.
Предметом исследования является организация и методика статистического исследования состояния торговли и результатов деятельности торговых предприятий. Объектом изучения выступают статистические данные о состоянии оптовой торговли в Калининградской области в 1998-2006 годах.
Для достижения цели курсовой работы были поставлены и решены такие основные задачи:
1) освещены основные понятия статистического изучения оптовой торговли;
2) изучена методика и организация статистического наблюдения за оптовой торговлей в Российской Федерации;
3) проанализирована динамика оборота торговой деятельности Калининградской области за 1998-2006 гг., выявлены тенденции и колебания изученного динамического ряда;
4) изучено распределение оборота оптовой торговли по районам Калининградской области и рассчитаны показатели вариации, характеризующие распределение;
5) проведен факторный анализ выручки от реализации товаров на примере ООО «Тандем» за 2005-2006 гг.
При написании курсовой работы мной были использованы учебные пособия по статистике и экономическому анализу, а также статистические данные о состоянии оптовой торговли в Калининградской области.
1,200 руб.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ
ЗА ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕЙ 4
1.1. Понятие и организационные вопросы статистического наблюдения 4
1.2. Показатели, используемые для статистического наблюдения
за состоянием оптовой торговли 7
ГЛАВА 2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ДИНАМИКИ ОБОРОТА ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ 11
2.1. Изучение тенденции оборота оптовой торговли
в Калининградской области 11
2.2. Изучение колеблемости оборота оптовой торговли
в Калининградской области 19
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ВАРИАЦИИ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ПО РАЙОНАМ ОБЛАСТИ 26
3.1. Показатели вариации 26
3.2. Характеристики формы распределения
по обороту оптовой торговли на одного работника 29
ГЛАВА 4. ИНДЕКСНЫЙ ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
1,200 руб.
Показатели статистики оптовой торговли формируются на базе унифицированной формы государственного статистического наблюдения №П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров» в соответствии с содержанием вида деятельности и основными группировками, предусмотренными Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП).
Оптовой торговлей, в соответствии с ОКДП, называется перепродажа новых или бывших в употреблении товаров розничным торговцам, промышленным, коммерческим, учрежденческим или другим профессиональным пользователям либо другим оптовым торговцам.
Показателем, использующимся для статистического исследования деятельности предприятий оптовой торговли, является оборот оптовой торговли.
Любое статистическое исследование начинается с наблюдения, которое представляет собой научно организованный по единой программе учет фактов, характеризующих явления и процессы общественной жизни, и сбор полученных на основе этого учета массовых данных. Любое статистическое необходимо начинать с точной формулировки его цели и конкретных задач, а тем самым и тех сведений, которые могут быть получены в процессе наблюдения. После этого определяется объект и единица наблюдения, разрабатывается программа, выбираются вид и способ наблюдения.
В статистической практике используются две организационные формы наблюдения – отчетность и специальное статистическое обследование.
Отчетность – это такая организационная форма, при которой единицы наблюдения представляют сведения о своей деятельности в виде формуляров регламентированного образца. Особенность отчетности состоит в том, что она обязательна и юридически подтверждена подписью руководителя.
Примером второй формы наблюдения – специального статистического обследования – является проведение переписей населения.
Статистическое исследование состояния оптовой торговли целесообразно начать с изучения его динамики. Для этого используют динамический ряд, т.е. последовательность упорядоченных во времени числовых показателей, характеризующих уровень развития изучаемого явления.
Одним из методов исследования динамического ряда является разложение его на составляющие, в виде которых теоретически может быть представлен любой ряд динамики:
1) тренд – основная тенденция развития динамического ряда (к увеличению или снижению его уровней);
2) циклические (периодические) колебания, в том числе сезонные;
3) случайные колебания.
Для выделения основной тенденции используются три основных метода: метод укрупнения интервалов, метод скользящей средней и аналитическое выравнивание. Во втором разделе курсовой работы была проанализирована динамика оборота оптовой торговли Калининградской области за 1998-2006 г. На основе этих данных методом аналитического выравнивания был построен линейный тренд, показывающий изменение оборота оптовой торговли во времени. Параметры тренда были определены с помощью метода наименьших квадратов.
Уравнение тренда имеет вид f(t) = 7239.57 + 1097.29t для значений t=-4, -3, …3, 4. Из уравнения тренда можно сделать вывод, что начальное значение оборота оптовой торговли в нулевом (2002 г.) составил 7239.57 млн. руб., а ежегодный прирост оборота оптовой торговли составляет 1097,29 млн. руб.
Для проверки правильности построенного тренда были рассчитаны критерий Фишера и показатель средней ошибки аппроксимации. Полученные значения подтвердили значимость построенной модели и возможность применять ее для целей прогнозирования величины оборота оптовой торговли.
Для анализа колеблемости динамического ряда используются относительные показатели, называемые индексами сезонности. Это процентные отношения фактических внутригодовых уровней к постоянной или переменной средней. Расчет и индексов сезонности динамического ряда за 2004-2006 гг. показал, что в первом полугодии индексы сезонности меньше единицы, т.е. оборот оптовой торговли в период январь-июнь ниже среднемесячного. Во втором полугодии индексы сезонности возрастают, т.е. с июля по декабрь оборот оптовой торговли превышает среднемесячный.
Для выделения сезонной и случайной компонент динамического ряда была использована следующая аддитивная модель, представляющая ряд динамики как сумму значений трех компонент: тренда, сезонной составляющей и случайной составляющей.
Тренд, показывающий развитие оборота оптовой торговли по месяцам, имеет вид f(t) = 652,15 + 12.253t. Это означает, что начальное значение товарооборота в январе 2004 г. составило 652,15 млн. руб., а ежемесячное увеличение оборота оптовой торговли равно 12,253 млн. руб.
Анализ сезонной компоненты показал, что спад оптовой торговли приходится на январь и май, тогда как максимальное значение торгового оборота приходится на июнь. В первом полугодии значение оборота оптовой торговли возрастает, в июне достигает максимума и до конца года постепенно уменьшается.
Анализ случайной составляющей выявил колебания торгового оборота от -100 млн. руб. до +100 млн.руб. в месяц.
Для анализа распределения значения торгового оборота по районам Калининградской области был построен вариационный ряд распределения и рассчитаны показатели вариации.
К абсолютным показателям вариации относятся: размах вариации (для анализируемого вариационного ряда составил 10910,42 млн. руб.), среднее линейное отклонение (1269,16 млн. руб.), дисперсия (1038026,65 млн. руб.) и среднеквадратическое отклонение (3230,79 млн. руб.).
Для сравнения колеблемости различных признаков в одной и той же совокупности, либо при сравнении колеблемости одного и того же признака в разных совокупностях используются относительные показатели вариации. Базой структуры этих показателей является средняя арифметическая. К относительным показателям вариации относятся коэффициент осцилляции (859,7%), линейный коэффициент вариации (152,5%) и коэффициент вариации на основе среднеквадратичного отклонения (254,6%). Все рассчитанные показатели указывают на большой разброс данных и неоднородность распределения оборота оптовой торговли по районам. Это объясняется тем, что торговый оборот Калининграда гораздо выше, чем аналогичные значения по районам области, поэтому разброс значений очень велик.
Числовыми характеристиками формы распределения являются показатели асимметрии и эксцесса. Коэффициент асимметрии показывает, является ли симметричным график распределения вариационного ряда. Если коэффициент равен нулю, график будет симметричным. Если асимметрия больше нуля, более пологий «спуск» графика наблюдается справа, если значение асимметрии меньше нуля – то слева.
Показатель эксцесса используется для сравнения графика анализируемого распределения с графиком нормального распределения. Если значение коэффициента эксцесса положительное, график распределения более «крутой», чем график нормального распределения. При отрицательном значении график распределения более пологий, чем график нормального распределения.
Показатели асимметрии и эксцесса были рассчитаны для распределения показателя оборота на одного работающего в 2006 г. по районам Калининградской области.
Полученное значение асимметрии А=0,000008 говорит о том, что центр графика симметричен, но наблюдается небольшая правосторонняя асимметрия, т.е. правый край графика более пологий, чем левый.
Значение эксцесса, равное Е=-3 свидетельствует о том, что график распределения гораздо более пологий, чем график нормального распределения.
Для сравнения показателей часто используют индексы, т.е. относительные величины, показывающие, во сколько раз уровень изучаемого явления в данных условиях отличается от уровня того же явления в других условиях. Различие условий может проявляться во времени (тогда говорят об индексах динамики), в пространстве (территориальные индексы), в выборе в качестве базы сравнения какого-либо условного уровня, например планового показателя, уровня договорных обязательств и т.п.
В четвертой главе курсовой работы были рассчитаны индексы выручки, цен и объемно-структурные индексы, на основе которых был проведен факторный анализ выручки от реализации товаров на ООО «Тандем».
В результате анализа было выявлено увеличение выручки от реализации за счет повышения цен на 8050 руб. и снижение выручки за счет уменьшения физического объема реализации и повышения удельного веса в общем объеме более дешевых товаров на 25400 руб. Таким образом, для увеличения выручки предприятию необходимо пересмотреть структуру товарного ассортимента и ввести в него товары с более высоким уровнем спроса.
1,200 руб.
1. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учебное пособие. – М.: Дело и сервис, 2000. – 512 с.
2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 416 с.
3. Костин В.Н., Тишина Н.А. Статистические методы и модели: Учебное пособие. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. – 138 с.
4. Кошевой О.С. Основы статистики. – Пенза: Пензенский центр дистанционного образования, 2005. – 168 с.
5. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.Г. Назарова. – М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 771 с.
6. Минашкин В.Г. Гусынин А.Б. Садовникова Н.А. Шмойлова Р.А. Курс лекций по теории статистики. /Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2002. – 189 с.
7. Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учебник. – М.: Новое знание, 2005. – 651 с.
8. Статистика: Курс лекций./ Под ред. В.Г. Ионина. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 310 с.
9. Теория вероятностей и математическая статистика./ Под ред. А.И. Кизбуна, М.: ФИЗМАТЛИТ, 2002. – 224 с.
10. Черкасова И.О. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – СПб.: Нева, 2003. – 192 с.
11. Чернова Т.В. Экономическая статистика. Учебное пособие. Таганрог: ТРТУ, 1999. – 254 с.
1,200 руб.