Готовая курсовая работа
на тему:«Взаимосвязь развития самооценки дошкольника и стиля родительского взаимодействия в семье»
Цена: 1,200 руб.
Номер: V11196
Предмет: Психология
Год: 2008
Тип: курсовые
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
Итак, проведем исследование роли стиля общения родителей на формирование самооценки в старшем дошкольном возрасте.
Целью настоящего исследования является выявление особенностей формирования и развития самооценки и общей эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. В качестве объекта исследования выступают дети 6- 7 лет. В качестве предмета исследования выступает самооценка ребенка 6-7 лет. Рассматриваемая я позиции развития общей эмоциональной компетенции, выработанной под воздействием определенного типа воспитания. Перед началом исследования ставится следующая гипотеза: Семейная дисгармония, а равно неправильное воспитание отражается на социально-эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста, особенностями которого будут затруднения в формировании самооценки. Исходя из поставленной в исследовании цели, определенных объектах, предмете и гипотезы предполагается необходимым выполнение следующих задач:
1. Выявить социальную приспособленность ребенка и особенности взаимоотношений с окружающими.
2.Определить социальные переживания ребенка дошкольного возраста.
3.Определить типы воспитания в семье.
4.Выявить представления родителей об особенностях эмоционального развития ребенка.
5.Разработать систему коррекционно-развивающих занятий, способствующих улучшению характеристик межличностных отношений воспитанников.
Методики исследования. В качестве инструментария для исследования проблемы использовались следующие методики:
1. Детская проективная методика Рене Жиля ,
2. Опросник для родителей (мамы исследуемых детей) «Типы воспитания детей» ,
Характеристика выборки, базы и методов исследования базируется на основе воспитанников детского сада город Коломна. В состав исследуемых входят 38 воспитанников, из которых средний возраст составляет 6-7 лет. А также их мамы, которые помогут нам определить стиль общения с детьми дома.
Можно определить, что в качестве используемых методов выступают метод наблюдения, тестирование, методы математической обработки данных.
Поскольку исследование проводится в несколько этапов, то на первом этапе была осуществлена выборка детей на основе наблюдения, на второй происходил подбор адекватных методик с учетом алгоритма исследования и непосредственно проведение самого исследования.Третий этап включил в себя анализ полученных результатов исследования с использованием методов математической статистики. На четвертом этапе исследования были сделаны обобщающие выводы на основании результатов проведенного исследования.
2.2 Проведение исследование и анализ полученных результатов Исследование началось с наблюдения за испытуемыми. Использовались две схемы наблюдения.
Схема включает в себя наблюдение следующих особенностей поведения ребенка в привычных для него ситуациях:
Разговаривает с воспитателем или другим значимым для него взрослым только тогда, когда находится с ним наедине или после некоторых усилий «разговорить» его.
Результат:
1. Лжет из боязни.
2. Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.
3. Любит, чтобы к нему проявляли симпатию, но не просит о ней.
4. Очень бурно переживает, плачет, обижается, если ему делают замечание.
5. Никогда не приносит взрослому и не показывает найденных им вещей.
6. Никогда не просит о помощи.
7. Легко становится «нервным», краснеет, если ему задают вопрос.
8. Не подходит к взрослому по собственной инициативе.
9. Здоровается с воспитателем только тогда, когда тот обратит на него внимание.
Оценка результатов по этой схеме осуществляется следующим образом: если ребенку характерно соответствующее утверждение, то ему зачисляется 1 балл, если не соответствует, то соответственно 0 баллов.
Далее схема вопросов для выяснения отношения детей к сверстникам. Если отмеченная особенность поведения свойственна ребенку, соответствующее утверждение оценивается в 1 балл, если нет — 0 баллов.
1. Старается устраниться от активного участия в игре.
2. Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим детям.
3. Никогда не делится с другими детьми игрушками и сладостями.
4. Не оказывает помощь другим, даже если его об этом просят.
5. Соглашается на второстепенные роли, никогда не высказывает желания быть главным в игре.
6. У него нет друзей ни в детском саду, ни во дворе.
7. Избегает общения с другими детьми.
8. В игре всегда стремится получить значимую роль, если не получает, отказывается играть.
9. Не проявляет интереса к коллективным играм, играет один.
10. Часто жалуется взрослым, что его обижают другие дети.
На основе наблюдения по выше указанным схемам все испытуемые были разделены на две группы.
В первую группу вошли 18 испытуемых: 9 девочек и 9 мальчиков. Сюда вошли испытуемые, которые не имеют проблем в сфере взаимоотношений с взрослыми и детьми: легко общаются с воспитателем или другими значимыми для них взрослыми, спокойно относятся к замечаниям, имеют друзей в детском саду и во дворе, в игре стремятся получить значимую роль.
В первой группе испытуемых: 16 детей, в семье которых имеются два ребенка и 2 ребенка из многодетных семей. В этой группе 10 детей являются первым ребенком в семье, 8 детей являются вторым ребенком в семье.
Во вторую группу испытуемых вошло 20 человек: 12 девочек и 8 мальчиков. В эту группу вошли дети, у которых отмечаются проблемы в сфере взаимоотношений с взрослыми и детьми: разговаривают с воспитателем или другим значимым для них взрослым только тогда, когда находятся с ним наедине или после некоторых усилий «разговорить» их, тревожны, стараются устраниться от активного участия в игре, не проявляют дружелюбия и доброжелательности к другим детям, избегают общения.
Во второй группе испытуемых: 16 детей из семей, в которых имеются два ребенка, и 4 ребенка - из многодетных семей. В этой группе: 12 детей являются первым ребенком в семье, 5 детей - вторым ребенком и 3 ребенка - третьим ребенком в семье.
Как было сказано выше, методологический блок исследования состоял из 4 методик.
1. Детская проективная методика Рене Жиля.
Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.
Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных.
1. Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитарному взрослому и пр.
2. Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.
Все авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков:
1. отношение к матери – взаимосвязь с матерью,
2. отношение к отцу – взаимосвязь с отцом,
3. отношение к матери и отцу как семейной чете – взаимосвязь с матерью
и отцом как едином целым,
4. отношение к братьям и сестрам – взаимосвязь с братьями и сестрами,
5. отношение к бабушке и дедушке – взаимосвязь с бабушкой и
дедушкой,
6. отношение к другу,
7. отношение к воспитателю – восприятие воспитателя как значимой,
авторитетной личности,
8. любознательность – интерес к новым знаниям, желание научиться чему –то новому.
9. стремление к доминированию – стремление к лидерству в межличностных отношениях.
10. общительность – легкое вступление в контакт с людьми.
11. отгороженность – замкнутость в общении.
12. адекватность поведения – соответствие поведения моральным критериям норм.
Что касается типа воспитания детей, то можно выделить следующие типы:
1. Так называемый тип «Кумир семьи» - предполагает под собой практически полное потакание всем желаниям ребенка, особенная опека и обожание, чрезмерное проявление любви к ребенку.
2. Гиперопека представляет собой проявление особого внимания к ребенку в сочетании с самым мелочным контролем, сопровождающееся многочисленными ограничениями.
3. Гипоопека является практически противоположностью предыдущего типа и представляет собой недостаток опеки и контроля за поведением.
4. Безнадзорность представляет собой полное или почти полное отсутствие контроля за ребенком, отсутствие внимания к нему, выражающийся как в физическом, так и в психологическом смысле.
5. Другой тип яляется игнорирование потребностей ребенка, нередко жестокое обращение с ним.
6. «Ежовые рукавицы» скрывают неприятие индивидуальных особенностей ребенка, попытки «улучшения», «коррекции» врожденного типа реагировании, сочетающиеся с жестким контролем, регламентацией всей жизни ребенка, что приводит к тотальному контролю его действий в рамках дозволений его родителей.
7. Другой тип определен повышенной боязнью родителей за своего ребенка в плане болезней, травм и т.д.
8. Противоречивое воспитание: конфликтность во взаимоотношениях между супругами по поводу воспитания детей, что приводит к неопределенность в общем направлении воспитания ребенка.
Похожие работы:
Цикличность экономического развития: ее природа и тенденции развития ➨
Введение В движении общественного производства есть годы, когда рост общего объема производства происходит ...
Взаимосвязь циклического развития, величины и структуры безработицы ➨
Актуальность. В настоящее время весьма актуальна проблема безработицы, ее взаимосвязь с циклическим развитием ...
Особенности развития речи детей с задержкой психического развития ➨
Введение. Актуальность темы реферата «Особенности развития речи детей с задержкой психического развития» определяется ...
1.2. Нарушения двигательной сферы у детей с задержкой психического раз-вития и способы их коррекции на уроках адаптивной ...