1.4. Жилищный кризис
Серьезные проблемы в ходе реформы возникли в связи с жилищным кризисом. Масса городского люмпенизированного и бедного населения скучивается сейчас в уродливых новостройках, многие из которых готовы рухнуть и не оборудованы элементарными средствами жизнеобеспечения. Они получили название "Ашваыйа", что можно перевести как "необустроенные места". Оптимальным способом решения жилищного вопроса считается строительство доходных домов для сдачи в аренду. Но, чтобы они были доходными, с 1981 г. обсуждается проект закона об отмене низкого предела арендной платы за жилье, установленного при Насере. Закон до сих пор не принят из-за социальной взрывоопасности этой проблемы. Вместо радикального решения предлагается повысить арендную плату для тех, кто снимает площадь не для жилья, и обратить выручку в пользу небогатых жильцов-арендаторов.
Представляется три сценария развития экономической реформы в Египте, каждый из которых имеет свой особый вид социальной нестабильности. Первый сценарий - это то, что происходит сейчас, когда основной упор делается на финансовую и кредитно-денежную стабилизацию с западыванием перехода к структурным преобразованиям.
Инвестиционная активность и производство при этом угнетаются. Больше всех страдают и протестуют малоимущие слои населения.
Второй сценарий откровенно популистский: поддерживать бюджетными и кредитными средствами производство, углубляя, однако, инфляцию до параметров гиперинфляции и еще более задерживая структурную перестройку. Против такого развития событий выступят не только малообеспеченные слои населения, но и нарождающаяся новая властная и имущественная элита.
Третий, наиболее оптимистический вариант реформы, заключается в избирательной поддержке приоритетных сфер хозяйства при жестком финансовом контроле и определенной регулирующей деятельности государства. Социальные волнения в этом случае наименнее остры.
Но главный залог погашения социальных волнений - это развитие рыночных отношений. Ведь, как отмечал в одной из своих статей экс-председатель правления Центрального Банка РФ
II. Социально – экономическое развитие Египта на современном этапе
2.1. Характеристика поитического положения Египта на современном этапе
Ситуация в АРЕ и перспективы социально-экономического и политического развития страны представляют значительный интерес в контексте ключевой роли Египта на Ближнем Востоке, которая определяется весомым влиянием Каира на весь ход событий в этом важном регионе мира
В настоящий момент особенно актуален вопрос – насколько прочны позиции правящего режима, сохранятся ли основные тенденции экономического развития страны, удастся ли властям и дальше удерживать внутриполитическую ситуацию под контролем, обеспечив тем самым преемственность внутри- и внешнеполитической линии АРЕ?
Политическая система Египта объективно исторически сложилась как “лидероцентристская” (что характерно для всех арабских государств без исключения). Ее стержнем и фундаментом выступает глава государства – президент. Остальные институты и органы власти играют подчиненную, заведомо второстепенную роль. В этой связи для политического будущего АРЕ исключительное значение приобретает вопрос о преемнике X.Мубара-ка, переизбранного в сентябре 1999 г. на очередной шестилетний срок.
Нынешний египетский лидер, отметивший недавно свое 70-летие и пользующийся стабильной поддержкой государственного аппарата и силовых структур, с ответом на этот вопрос пока не определился. По действующей конституции, в случае “непредвиденных обстоятельств” полномочия главы государства переходят к председателю Народного собрания АРЕ, обязанного в трехмесячный срок провести выборы нового президента. Такая ситуация с учетом египетской специфики, казалось бы, дает шансы выдвинуться на этот пост нынешнему спикеру парламента Ф.Суруру. Однако есть мнение, что прогнозируемая в этом случае борьба политических группировок и кланов, сформировавшихся под “зонтиком” режима X.Мубарака, скорее всего выльется в попытку подавить возможных конкурентов и занять лидирующие позиции в руководстве страны в постмубараковский период. При этом не ясно, чью сторону примут армия, силы безопасности и в целом силовые структуры на этапе смены власти.
С другой стороны, более чем вероятным представляется такой сценарий, при котором окружение нынешнего президента будет форсировать выдвижение на первые роли старшего сына X.Мубарака – Гамаля.
Вместе с тем для его “раскрутки” потребуется достаточно длительное время, и далеко не факт, что Г.Мубарака однозначно поддержат “силовики”, государственно-бюрократическая и финансово-экономическая верхушка страны.
Нельзя также сбрасывать со счетов практически гарантированную активизацию в “переходный” период египетской оппозиции, в первую очередь радикально настроенных кругов, в том числе находящихся в жесткой оппозиции официальному Каиру исламистов.
На фоне неясности дальнейшей политической перспективы режима, сложившегося при X.Мубараке, широкое поле для исследования представляют тенденции в общественно-политической жизни Египта, проявившиеся, в частности, в ходе парламентских выборов в октябре-ноябре 2000 г.
Итоги голосования продемонстрировали, что население в целом пока достаточно лояльно относится к нынешним властям. По спискам Национально-демократической партии (НДП) в Народное собрание АРЕ прошел 171 депутат, к “партии власти” примкнули и 217 так называемых независимых кандидатов (по сути – “резервистов” НДП). Их совокупная квота в новом составе парламента равняется 85%. В то же время оппозиция усилила свое представительство, главным образом за счет прошедших в парламент под видом независимых кандидатов членов полулегальной исламистской организации “Братья-мусульмане” – 17 человек. Традиционная оппозиция получила соответственно: партия “Вафд” – семь мест, Национально-прогрессивная (левая) партия – шесть, “насеристы” – три, либералы – одно место
При рассмотрении результатов парламентских выборов следует учитывать, что, по признанию независимых наблюдателей, голосование проходило в условиях практически тотального контроля со стороны властей, хотя накануне выборов в Каире заявляли о “существенном шаге в направлении демократизации” выборного процесса: впервые функции контролирующих инстанций были формально предоставлены судейскому корпусу, который, как подчеркивали власти, является по определению “независимым, свободным от какого-либо политического давления”. На деле этот контроль означал, что за ходом голосования пристально следили не только органы МВД, но и разветвленный судебный аппарат.
Как отмечают зарубежные аналитики, если бы выборы были действительно демократическими и свободными, то уже в нынешнем составе Народного собрания АРЕ большинство могло бы принадлежать оппозиции, в первую очередь исламистам, за которых проголосовала бы значительная часть “протестного” электората.
Такая точка зрения ставит под вопрос не только итоги парламентских выборов, но и достоверность палитры действительных политических предпочтений египтян.
Для руководства Египта исламисты традиционно представляют главную угрозу. Эта угроза выглядит еще более актуальной в контексте вышеупомянутых оценок выборов в парламент. В данной ситуации можно ожидать усиления мер, направленных на дальнейшее обуздание и, в конечном счете, подавление радикальных исламистских группировок, в первую очередь “Гамаа исламия” и “Исламский джихад” (разумеется, “не останутся без внимания” властей и относительно умеренные “Братья-мусульмане”). В арсенале правящего режима присутствуют широко представленные, проверенные предшествующим опытом разнообразные меры репрессивного характера, а также все более активно используемые, особенно при новом руководстве МВД, методы “кнута и пряника”, включающие определенные послабления в отношении рядовых членов и сторонников исламистских организаций.
1,200 руб.
Введение 2
I.Политическая обстановка в Египте накануне прихода к власти Х. Мубарака его рефрмы 3
1.1 Приход к власти Х. Мубарака 3
1.2. Экономические реформы 80-90 –х годов 5
1.3. Характеристика состояния госсектора и рыночных преобразований 11
1.4. Жилищный кризис 16
II. Социально – экономическое развитие Египта на современном этапе 18
2.1. Характеристика поитического положения Египта на современном этапе 18
2.3. Особенности социально-экономического развития Египта на современном этапе 25
Заключение 30
Список литературы 31
Введение
Актуальность темы. Арабская Республика Египет (АРЕ) - крупнейшая по населению и территории и одна из наиболее развитых стран арабского мира, играет исключительно важную роль на Ближнем Востоке. Для поиска путей к стабильности в одном из самых взрывоопасных регионов земли большой научный интерес представляет исследование развития внешнеполитического курса Египта, находящегося в центре арабского мира, на перекрестке Азии, Африки и Европы. Как показывают события, происходившие в ближневосточном регионе во второй половине XX века от того, на каких позициях стоит Египет, и какую внешнюю политику проводит, во многом определяется общее соотношение сил на Ближнем Востоке, всегда зависит развитие ситуации во многих соседних, а также некоторых исламских странах. Интерес же к внутренней политике Египта возник у меня в связи с недостаточной изученностью данной темы. До сих пор в основном внимание ученых привлекала внешняя политика Египта и его роль на международной арене, тогда кА внутренняя политика оставалась на втором плане.
Цели и задачи исследования
Внутренняя политика Египта формируется под воздействием целого ряда факторов прежде всего социально-экономических целью данной работы является исследование политики Х. Мубарака в 80-90 годах ХХ века.
Методы исследования: Анализ литературных и Интернет- источников по данной проблеме.
Предмет исследования: Политика лидера АРЕ Х. Мубарака.
Объект исследования: Социально-экономическая политика Х. Мубарака
I.Политическая обстановка в Египте накануне прихода к власти Х. Мубарака его рефрмы
1.1 Приход к власти Х. Мубарака
После июльской революции 1952 г., особенно в 60-х гг., при жизни выдающегося деятеля арабского национально.-освободительного движения президента Г. А. Насера (скончался в сентябре 1970 г.) в Египте были осуществлены прогрессивные социально-экономические преобразования (аграрная реформа, национализация крупной промышленности, банков, транспорта, государственный. контроль над внешней и внутренней торговлей и др. меры, направленные прежде всего против феодалов и крупной буржуазии). Аграрная реформа ограничила помещичью собственность на землю, способствовала развитию с.-х. кооперации. Был создан крупный государственный сектор, в который вошли и новые отрасли промышленности — металлургическая, автомобильная, электротехническая, химико-фармацевтическая и др. Последовательно проводились антиимпериалистическая внешняя политика, курс на дружбу и всестороннее сотрудничество с СССР и др. социалистическими странами. СССР оказал большую помощь Египту в развитии промышленности, энергетики, сельского. хозяйства, подготовке нац. кадров. В числе крупнейших объектов, построенных при содействии Советского Союза,— Асуанский гидроэнергетический комплекс, Хелуанский металлургический комбинат, алюминиевый завод в Наг-Хаммади.
С начала 70-х гг. внутренняя и внешняя политика Египта стала претерпевать существенные изменения. Его руководство во главе с Садатом стало проводить политику «либерализации экономики» и «открытых дверей», характеризовавшуюся широким поощрением частного капитала и иностр. инвестиций. Активизировались буржуазные круги, враждебные прогрессивным завоеваниям египетской революции. В политике египетского руководства возобладал проимпериалистический курс.
В результате страна переживает острый социально-политический и экономический кризис. В марте 1976 г. по инициативе Садата было прекращено действие советско-египетского Договора, подписанного в 1971 г.
В Египте усиливалось противодействие антинародному реакционному курсу садатовского режима со стороны различных политических сил (в т. ч. и некоторых кругов нац. буржуазии, религиозной оппозиции).
Пытаясь подавить это противодействие, власти прибегали ко все более широким репрессиям. Это привело к обострению обстановки в стране. 6.Х. 1981 г. во время военного парада в Каире группой военнослужащих, принадлежавших к мусульманской религиозной организации, совершено покушение на Садата и он был убит.
Египетское руководство того периода продолжает проводить внешнеполитический курс, для которого характерны тесное сотрудничество с США и приверженность кэмп-дэвидской сделке. В то же время в его политике наблюдаются попытки ослабить зависимость от США, выйти из изоляции в арабском мире. Внутри страны оно отменило некоторые репрессивные меры, принятые Садатом. Освобождено значительное число политзаключенных.
Действующая в Египте конституция принята11.IX 1971 г. Высший орган законодательной власти — Народное собрание. Президент— X. Мубарак. Премьер-министр — А. Сидки.
В Египте действуют образованные в 1976—78 гг. правительственная Национал-демократическая партия, возглавляемая X. Мубараком, Либерально-социалистическая партия (проправительственная), Социалистическая партия труда (буржуазно-демократической ориентации), Новый Вафд (либерально-буржуазной ориентации), Национально-прогрессивная (левая) партия (объединяет представителей демократических сил страны). Египетская коммунистическая партия находится в подполье. общенациональное профсоюзное объединение — Всеобщая федерация труда Египта
Основой экономики остается с.-х. производство. Сбор осн. с.-х. культур (млн. т, 1983 г.): пшеницы — 2, кукурузы — 3,5, риса — 2,4, сахарного тростника — 8,4, хлопка — 0,4. Животноводство развито слабо. Поголовье скота (на конец 1982 г.): крупного рогатого — 4,8 млн., овец— 1,7 млн., коз— 1,5 млн.
Производство некоторых видов пром. продукции (1982/83 г.): нефтепродукты— 15,4 млн. т, цемент — 3,8 млн. т, автомобили (сборка) —св. 28,6 тыс., удобрения — 5,3 млн. т, х.-б. ткани —216 тыс. т. В 1983 г. добыто 36,7 млн. т нефти, ок. 1 млн. т железной руды.
Транспортная сеть развита гл. обр. в долине Нила и зоне Суэцкого канала. Железной дороги — 4,2 тыс. км, шос.— 35 тыс. км. Внутренние водные пути — 3,4 тыс. км. Длина Суэцкого канала— 173 км. Самолеты египетской национальной авиакомпании обслуживают внутренние и международные линии.
Основные статьи экспорта — хлопок, нефть, фрукты. Денежная единица — египетский фунт = 0,94 руб. (январь 1986 г.).
1.2. Экономические реформы 80-90 –х годов
В ходе экономической реформы, начавшейся в Египте на рубеже прошлого и нынешнего десятилетий, все отчетливей проявляется ее социальная составляющая. Все более явному выдвижению социальных проблем на авансцену способствовало то обстоятельство, что с позапрошлого года начался второй этап реформы: к монетаристской политике финансовой стабилизации начинают добавляться мероприятия структурного характера, вносящие изменения в реальную экономику, что заметно меняет жизненный уклад людей Второй этап переносится людьми более тяжело, чем первый, не только в бытовом плане, но и в психологическом.
Ведь на смену малопонятным и с первого взгляда неразличимым шагам по финансовой стабилизации сейчас в жизнь рядовых граждан грубо вторгаются безработица, жилищные проблемы, растущая дороговизна, застой в экономике, что переживается любыми людьми более болезненно.
Экономическая реформа в период с 1989/90 по 1992/93 финансовые годы сводилась в основном к финансовой и кредитно-денежной стабилизации. За этот период темп годовой инфляции был снижен вдвое, доля бюджетного дефицита в ВВП втрое, дефицит платежного баланса в 1,2 млрд. долл. сменился профицитом в 3,9 млрд. долл. Внешний долг сократился с 46,1 до 34,4 млрд. долл., доля обслуживания внешнего долга в сумме экспортной выручки сократилась более чем втрое. Но, с другой стороны, годовой прирост ВВП УПАЛ В ПЯТЬ РАЗ - такова цена финансовой стабилизации, выраженная в депрессии и застое.
Важным условием успешного хода реформы становится увеличение темпов экономического роста, а также расширение экспорта. За последние десять лет население увеличивалось больше чем на 2% в год. Экономический же рост был меньше двух процентов, что свидетельствует о понижении жизненного уровня.
За последние два года рост экономики несколько возрос, но не настолько, чтобы заметно повлиять на уровень жизни. Для заметного улучшения жизненных стандартов нужно значительно расширить инвестиции и добиться прекращения падения экспорта, который с 1991.92 по 1993.94 годы снизился с 3,6 до 3,1 млрд. долл.
С точки зрения экономической теории, египетская экономика находится сейчас в "стагнационной ловушке", когда сокращение темпов роста и безработица сочетаются с высокой и периодически возрастающей инфляцией, что создает новое и чаще всего неприятное видение и ощущение окружающей действительности. Если при авторитарном режиме Насера привычными и социальнообразующими характеристиками образа жизни большинства египтян были почти всеобщая занятость (за которой могла скрываться и трудовая повинность), гарантированность определенного уровня доходов и связанная с ней устойчивость материального положения (пусть и на низком уровне), то в ходе реформы эти характеристики для большинства населения существенно подрываются. Нарастают процессы социальной деградации. Возрастает опасность распада общества, либо возвращения его к тоталитарному режиму.
Политика финансовой и кредитно-денежной стабилизации, затянувшаяся по тем или иным причинам на продолжительный период, ведет к сокращению объема производства. Практика России показала, что для снижения инфляции до 10% в месяц пришлось пожертвовать половиной выпускавшейся ранее продукции. Политика ограничения совокупного спроса очень больно бьет по народному хозяйству, взимая с него чудовищную плату за каждый отвоеванный у инфляции процент, не говоря уже об огромных тяготах, возлагаемых на население, на потребителя. Робкие попытки в Египте приступить к структурным преобразованиям и на этой основе расширить конечное предложение товаров и услуг требуют довольно продолжительного времени, прежде чем они начнут давать плоды. В течение этого срока они сами работают не на подавление инфляции, а на ее генерирование.
Практика Египта показала, что из-за увеличения тягот, которые несет население, власти в ряде случае были вынуждены смягчать и даже свертывать стабилизационные меры, не подкрепленные структурными преобразованиями, снова открывая этим самым дорогу инфляции. Раздаются голоса о желательности отказа от стабильного обменного курса египетского фунта, установленного в 1991 г., из-за подорожания импорта и спада в экономике в результате повышения процентных ставок. В связи с нехваткой на рынке наличных денег в 1993 г. был отменен установленный в 1991 г. потолок банковских кредитов, что дало импульс росту инфляции. Для замедления сокращения склонности к капиталовложениям пришлось снизить процентные ставки по ссудам, достигавшие в 1992 г. 21%. Вызывает беспокойство рост цен, вызванный либерализацией, а также отменой субсидий для поддержания на приемлемом для населения уровня цен на подавляющее большинство товаров и услуг. Пока субсидируются цены лишь на наиболее значимые в социальном отношении товары: сахар, растительное масло, медикаменты и сигареты. На остальные товары и услуги цены сильно возросли. Так, цены на нефтепродукты были увеличены до уровня 88% от мировых цен, тогда как до реформы этот показатель не превышал 45%. На 1995 г. была поставлена задача полностью вывести цены на нефтепродукты на уровень мировых цен. Предполагалось также, что в 1995 г. цена на природный газ достигнет себестоимости, а на электричество цена повысится до 80% себестоимости по сравнению с 32% до реформы, что должно обеспечить окупаемость производства электроэнергии - но опять же за счет кармана населения.
Сильно возросли цены на сельскохозяйственную продукцию и наиболее важные промежуточные товары, используемые в аграрном секторе: фураж, семена хлопка, удобрения и инсектициды.
Цены на них, за небольшим исключением, больше не субсидируются. Была отменена такая скрытая форма косвенного субсидирования цен, как льготный курс обмена валюты импортерам удобрений и инсектицидов.
Произошло повышение платы за аренду земли до 22% поземельного налога, или втрое и было объявлено, что через пять лет арендная плата, установленная при Насере на низком уровне в интересах мелкого арендатора, будет полностью либерализована. В результате накладные расходы крестьян-арендаторов сильно возрастут, что повлечет увеличение себестоимости их продукции и поставит вопрос о повышении цен на нее. Ожидается увеличение себестоимости производства сахара в связи с намерением правительства заменить сахарный тростник посевами сахарной свеклы из-за нехватки воды для орошения. Несколько облегчает положение крестьян сохранение закупочной цены на хлопчатник и сахарный тростник и даже увеличение ее до 65% мировой цены.
Однако в мае 1994 г. парламент принял решение приступить к либерализации цен на хлопок. Впервые за 30 лет цены законодательно были отпущены, а частному сектору было разрешено свободно продавать хлопок как местном, так и на зарубежном рынках. Масса людей оказалась перед трудной задачей приспособления на всем участке движения хлопка от крестьянина-производителя до прядильной фабрики или мастерской. В сезоне 1993.94 г. сбор хлопка-волокна упал по сравнению с предыдущим сезоном на 40% (этому способствовала также плохая погода). Примерно настолько же сократился и экспорт хлопка. Уменьшение обоих показателей объясняется и тем фактом, что крестьяне, прослышав заранее о либерализации цен, сократила посевные площади под хлопчатником на 18%.
1,200 руб.