§ 2.1. Управление - наука и искусство
Управление - древнейшее искусство и новейшая наука. Спе¬циалисты в области управления сходятся во мнении, что управле¬ние является частью больших политических, экономических, тех¬нологических, социальных и этических систем и основывается на собственных концепциях, принципах и методах, т.е. имеет серьез¬ный научно-методический фундамент.
Любая наука представляет собой совокупность знаний и не¬престанного поиска новых данных о природе и обществе с целью понять и объяснить явления и законы природы, частью которой является сам человек. В новом сложном явлении наука стремится определить его основу, которая обычно бывает гениально проста, открыть закономерности, скрывающиеся в кажущемся хаосе. Глав¬ным в теории является не подробное описание исследуемого объек¬та, а изучение его основных свойств, выявление общих законов, связей для того, чтобы обеспечить принципиальную возможность установления новых знаний.
Теория управления в социально-экономических системах имеет свой, только ей присущий предмет исследований - она изучает закономерности организации управ¬ленческого процесса и возникающие во время этого процесса от¬ношения между людьми, определяет методологические приемы, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управле¬ния и определяет способы предвидения и прогнозирования изучае¬мых процессов.
Регистрация и систематизация явлений, раскры¬тие закономерностей и определение причинных связей между ними для разработки практических выводов и рекомендаций - основная задача любой науки, в том числе и науки управления.
Практическая деятельность человечества не сводится только к общественному производству, она охватывает все стороны жиз¬ни, развивает материальную и духовную культуру общества. На¬ука обычно опережает запросы практики, позволяет предвидеть новые явления, но при всей своей самостоятельности теория во многом зависит от практики, ищет в ней подтверждений или опро¬вержений своих концепций - великий процесс восхождения мыс¬ли от абстрактного к конкретному.
Практика оперирует непрелож¬ными, объективно-истинными фактами, хотя сами по себе они не могут решить проблемы. Гипотезы, предположения, интуитивные догадки могут рассыпаться, не выдержав критерия практики, но факты, послужившие основой для построения гипотез, остаются незыблемыми и лишь переходят из одной системы знания в дру¬гую. История развития теории управления с ее находками и пора¬жениями, созданием новых оригинальных гипотез и отторжением их практикой подтверждает эту мысль. Наука располагает мощны¬ми средствами познания мира - методом анализа, т.е. расчлене¬ния явления на его составные части, свойства, ступени развития, и методом синтеза - обобщения, составления цельной картины изучаемого процесса. Анализ предшествует синтезу, их объединя¬ет органическая, внутренне необходимая связь.
Поскольку управление в социально-экономических системах является не только наукой, но и ис¬кусством, то роль интуиции в принятии управленческих решений особенно велика и ответственна, тем более что эти решения обычно принимаются при остром дефиците времени и обычно отмене не подлежат.
Сейчас, когда наша страна находится в стадии мучи¬тельных поисков политических и экономических решений, особо важно, чтобы руководитель любого уровня понимал - успешное управление фирмой, предприятием и, наконец, государством возможно лишь при знании научных основ управления и умении твор¬чески применить эти знания, т.е. при владении искусством управ¬ления.
Наука и искусство управления в социально-экономических системах имеют и свою неповторимую эстетику, созвучную готике и музыке, - порыв и полет фанта¬зии, когда творческое озарение основано на солидном фундамен¬те целесообразности, точном расчете и математически строгой гар¬монии.
В практической деятельности управляющие находятся в по¬стоянном контакте с изменяющейся средой и обязаны принимать решения с учетом случайных явлений и конкретных ситуаций, ос¬новываясь на собственном опыте и интуиции. Творческие поиски оптимального, нетривиального решения придают управлению ха¬рактерные черты искусства. Более того, ряд крупных ученых и практиков категорично настаивают на том, что управление в первую очередь является искусством: "Про¬цесс управления есть искусство, суть которого состоит в примене¬нии науки к реальностям любой ситуации". И далее, о роли науки в управле¬нии: "Хотя деятельность по управлению - это искусство, лица, занимающиеся ею, достигнут лучших результатов, если будут по¬нимать и использовать лежащую в основе этого искусства науку. Когда важность результативности и эффективности группового сотрудничества признается в любом обществе, можно смело утверждать, что управление - важнейшее из всех искусств".
Теория управления в социально-экономических системах не может дать готовые рекомендации для конкретных жизненных ситуаций, и каждый человек принимает решения, основываясь на интуиции и собственном опыте. Но лю¬бая импровизация опирается на глубокое знание законов, научно обоснованных и понятых человеком методов мастерства.
В основе любого вида искусства лежат продуманные обобщения, возникаю¬щие в процессе творчества. По-настоящему можно понять произ¬ведение искусства, только постигнув законы композиции, законы творчества.
Знание принципов управления делает выбор методов искусства управления более обоснованным и действенным. Кунц и О'Доннел в книге о системном и ситуационном анализе управлен¬ческих функций говорят: "Управление - это искусство, подобно медицине или композиторской деятельности, инженерному делу или футболу. Но всякое искусство использует лежащее в его ос¬нове организованное знание и применяет его с учетом реальной обстановки для достиже¬ния желаемого практического результата".
Профессиональная подготовка кадров управления является одним из высокорентабельных вложений, поскольку лишь выпол¬нив эту задачу, мы сможем подняться на уровень высших эконо¬мических достижений и преодолеть пропасть нищеты, в которую скатывается страна в последние годы. "В стране, которой хорошо управляют, стыдятся бедности. В стране, которой управляют пло¬хо, стыдятся богатства", - говорил Конфуций две с половиной тысячи лет назад, и нам нужно научиться управлять страной хорошо.
Словом, для эффективного управления в социально-экономических системах необходимо знать его теоретические основы, иметь практический опыт и уметь творчес¬ки использовать теорию и практику, т.е. владеть искусством уп¬равления.
§ 2.2. Сложность и актуальность теории и практики управления в социально-экономических системах
Итак, цель науки управления в социально-экономических системах - изучение и совершенствова¬ние принципов, структур, методов и техники управления. Поиск оптимальных методов управления ведется постоянно и в большом диапазоне, от технологических до экономических, административ¬ных и социально-психологических. Метод управления можно опре¬делить как способ воздействия на управляемую систему для реа¬лизации поставленных задач. Методы управления зачастую допол¬няют друг друга, выбор их ориентирован на экономическую целе¬сообразность, своевременность и доступность каких-либо из ос¬новных методов.
Решение проблем управления в социально-экономических системах связано со значительными труд¬ностями, так как наряду с процессами, которые поддаются коли¬чественным измерениям, есть и такие, что не поддаются объективной количественной оценке: эффективность действующих методов воздействия на коллектив, воздействие моральных стимулов и системы мотиваций на произ¬водительность труда, значение административного предвидения и прогнозирования, психологический климат и т.п. Анализ и оценка этих явлений возможны лишь после длительного экспериментирования с последующей математической обработкой полученных ре¬зультатов.
Процесс управления технологическими объектами, машина¬ми, станками имеет свои сложности, но физические объекты зна¬чительно надежнее выполняют команды управления, их действия, алгоритм поведения вполне предсказуемы, а вот управлять людь¬ми значительно сложнее. Человек, вежливо улыбаясь, может про¬должать бездельничать, несмотря на самые строгие приказы и предупреждения, - таков уж человек, не всегда можно быть уверенным в логичности, целесообразности и предсказуемости его поведения.
Рост сложности систем управления в социально-экономических системах определяется постоянным повышением производительности труда и скорости обработки опе¬ративной информации, вводом в эксплуатацию все более сложных и совершенствованием действующих технологических объектов, увеличением количества взаимодействия между элементами эко¬номических и государственных систем.
Результаты социологических исследований являются необхо¬димой базой для проверки теорий и гипотез управления, основан¬ных на единстве анализа и синтеза процессов и факторов управле¬ния. Сложность выполняемых экспериментов и их последующая математическая обработка требуют привлечения большого коли¬чества квалифицированных научных специалистов, разработки специальных методик и программ.
Последние десятилетия XX в. характеризуются постоянным вовлечением в органы управления все больших и больших трудо¬вых ресурсов. Рост масштабов производства, его усложнение по¬стоянно увеличивают удельный вес и численность специалистов, в том числе и управленцев, в общей численности работников.
Дан¬ные ЦСУ СССР наглядно подтверждают эту тенденцию: если в излюбленном ЦСУ 1913 году специалистов с высшим и средним образованием в стране насчитывалось около 190 тыс. человек, то в 1982 году их численность превысила 30 млн., т.е. увеличилась бо¬лее чем в 150 раз. Если в 1928 г. на одного инженерно-технического работника в промышленности приходилось около 26 рабочих, то к началу перестройки их число сократилось до пяти.
1,200 руб.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Проблемы управления в условиях политического и экономического кризиса России 6
§ 1.1. Развал системы управления в социально-экономических системах - основная причина политического и экономического кризиса в России 6
§ 1.2. Новые требования к управлению 8
§ 1.3. Порочность дилетантских методов в управлении 10
Глава 2. Характерные особенности теории и практики управления 12
§ 2.1. Управление - наука и искусство 12
§ 2.2. Сложность и актуальность теории и практики управления в социально-экономических системах 16
§ 2.3. Управление как профессия 19
Глава 3. Перспективы развития российской модели управления 21
§ 3.1. Сохранение российской модели управления 21
§ 3.2. Глубинные причины неудовлетворительного развития управления 23
§ 3.3. Развития теории управления в понимании российских экономистов 25
Заключение 27
Список литературы 29
Введение
Перед мировым сообществом и Россией в особенности стоит крупная проблема, масштабы которой сегодня явно не осознаны либо принижаются, - создать инновационную теорию и практику управления в социально-экономических системах, сформировать управленцев новой генерации, способ¬ных мыслить и действовать в условиях кризисного состояния об¬щества, принимать упреждающие решения, эффективно исполь¬зовать имеющиеся ресурсы.
Разрыв между непрерывно меняющейся жизнью и субъектом управления углубляется, что порождает кризис управления, политического руководства в том числе. Это сдерживает темпы социального прогресса, порождает социальные, политиче¬ские, экономические, духовные, биологические и техногенные ка¬тастрофы, способные погубить жизнь на планете Земля. Мировое сообщество, как считает наука, пока не отвечает на грозные вызовы XXI века.
Но отвечать придется, поскольку альтернатива такова: либо жизнь в состоянии непредсказуемых катастроф, катаклизмов, потрясений, возможных взрывов, либо поиск сбалансированного устойчивого развития, потом, возможно, и гармоничного, - иного не дано. Выбор очевиден - управление процессом, а значит, и преимущественные инвестиции мирового сообщества, каждой от¬дельной страны в сферу управления: финансовые, образовательные, интеллектуальные, информационные и др.
Именно управленческий ресурс как интегрально-интеллектуаль¬ный сегодня становится определяющим. Его неполное или иска¬женное использование ведет к стагнации общественного развития, является тормозом прогресса, несет дезорганизацию и неисчислимые беды национальной и личной безопасности граждан. В силу целого ряда причин этот ресурс общества пока заморожен, хотя наряду с «человеческим» он является определяю¬щим. Раскрыть его - задача первостепенной значимости. Однако, как это ни парадоксально, пока нет учебного пособия по современ¬ным основам социального управления, выстроенного в единой логике.
Сегодня существует множество авторских подходов к понима¬нию сущности управления в социально-экономических системах, ее внутренней структуры, что плодотворно в исследовательском плане, но недостаточно для учебного пособия, где необходима целостная картина этого вида общественных отношений - управленческих - и соответствую¬щей деятельности. Они должны быть представлены в единой логике.
Принципы управления как фундамент сложнейшего из видов искусств - искусства управления не претендует на роль панацеи на все случаи жизни, но во всех случаях не оставят человека без обоснованных, продуманных специалистами-профессионалами рекомендаций.
Актуальность данной работы заключена в том, что управление в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации человека к внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы управления в социально-экономических системах.
Цель курсовой работы - показать, что при переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности. Поэтому необходима разработка совершенно новых подходов к приоритету ценностей. Необходимо повернуть сознание работающих к потребителю, а не к начальнику и прибыли.
В целом, в процессе исторической эволюции в социально-экономических системах накоплен огром¬ный и разносторонний опыт эффективного решения общественных дел, который и нашел отражение в теории управления.
Однако приходится констатировать печальный факт: субъекты управления пока явно недостаточно знают общие законы и принципы управления в социально-экономических системах, не умеют пользоваться ими в своей практической деятельности.
Это во многом является причиной тех социальных аномалий, потрясений, которые стоят на пути достижения устой¬чивого развития в мире, в России в особенности.
Глава 1. Проблемы управления в условиях политического и экономического кризиса России
§ 1.1. Развал системы управления в социально-экономических системах - основная причина политического и экономического кризиса в России
Никогда еще за всю историю человечества народное хозяйство ни одной страны в мирное время не подвергалось такому то¬тальному развалу и разграблению, как достояние России за после¬днее десятилетие XX века.
Останавливаются не только отдельные предприятия, но и целые отрасли, капитальные вложения сократились за 2000 - 2002 годы более чем в три раза . По данным Высшего Арбит¬ражного Суда России, в 2002 году предприятий, объявленных бан¬кротами и представленных на конкурс для смены профиля производства, было 305, а в 2006 году - 567.
Инфляция ежегодно вы¬тесняет за порог бедности новые миллионы и миллионы людей, постоянно сокращаются доходы населения , растет безрабо¬тица, особенно среди молодежи, работников культуры, образова¬нии, науки, сокращается средняя продолжительность жизни населения. Угрожающие размеры приобрел нелегальный вывоз валют¬ных средств за рубеж, так называемое "бегство капитала. По данным исследований, масштабы бегства капитала из России в млрд. долл. иллюстрируются таблицей:
1997 1999 2001 2006
40— 46 20—25 29—31 28—29
По данным Всемирного банка, в 2002 - 2006 годах из России, ежегодно вывозится от 20 до 46 млрд. долларов.
И самое страшное - происходит стремительная переоценка нравственных ценностей, девальвируются понятия честности, справедливости, уважения к труду, к семье и близким, растет кор¬рупция и криминализация общества.
Называются следующие причины политико-экономического кризиса в России:
a. отсутствие научно обоснованной и согласованной програм¬мы экономического, управленческого и социально-психологичес¬кого развития общества;
b. крайне низкий, дилетантский уровень культуры управле¬ния во всех сферах общественной жизни - от высших, государ¬ственных иерархических уровней до управления предприятиями, организациями и фирмами;
c. сложность, многозвенность организационных структур уп¬равления, их слабая адаптация к изменениям внешних условий. На государственном уровне в настоящее время насчитывается 89 ре¬гиональных субъектов управления, которые существенно отлича¬ются по социально-экономическим показателям: по стоимости ос¬новных фондов и величине промышленной продукции - в десятки и даже сотни раз, по доходам на душу населения - от 6 до 12 раз;
d. ложный, а иногда и корыстно продуманный акцент на уп¬равление в социально-экономических системах в ущерб первоочередным про¬блемам управления производством продукции и, наконец, - как следствие того, что политика стала формой сверхвыгодного пред¬принимательства, - алчность, корыстолюбие многих дорвавших¬ся до власти новых бизнесменов, безжалостно растаскивающих народное достояние, коррумпированность бюрократического ап¬парата и небывалый разгул преступности.
И одновременно - традиционно отрицательное отношение к всякого рода реформам и к власти вообще. Наш исторический опыт показывает, что всегда реформаторские усилия встречали недоброжелательное отношение большинства, считающего, что не¬удачи реформ есть результат некомпетентности, эгоизма и кор¬румпированности власти. Так было с реформами Петра Великого и Александра II, так было и с реформами Столыпина, Керенского, Хрущева, Горбачева, такой же синдром всеобщей подозрительности к реформам характерен и для нашего времени.
§ 1.2. Новые требования к управлению
Управление в социально-экономических системах, в широком понимании этого термина, - непре¬рывный процесс воздействия на объект управления для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.
Жизнь ставит перед руководителем такие проблемные зада¬чи, как внедрение новых технологий, организация выпуска но¬вых, конкурентоспособных товаров, не формальное, а фактичес¬кое внимание к качеству выпускаемой продукции, решение комп¬лекса социальных вопросов, поиск новых методов стимулирования труда, развитие самоуправления и одновременно укрепление еди¬ноначалия и дисциплины.
И еще одно новое и очень важное - риск, ответственность. Сейчас в руках руководителя и аппарата в социально-экономических системах судьба предприятия; помогать отстающему, как было раньше, никто не будет. Ушла в прошлое такая форма социально¬го паразитизма, как хозяйственное иждивенчество, когда госу¬дарство оплачивало просчеты и разгильдяйство отстающих предприятий.
Появилась и успешно развивается новая тенденция в практи¬ке управления в социально-экономических системах - оказалось, что успешная работа предприятия, получение им высоких прибылей и высокая конкурентоспособность во многом зависят от культуры организации. Все крупные и про¬цветающие фирмы мира имеют свою особенную, глубоко проду¬манную культуру организации, т.е. целый комплекс правил, тра¬диций, ритуалов и символов, которые постоянно дополняются и совершенствуются. Все это дало основание утверждать, что на¬ступает время "культурной революции в управлении".
Становится все более очевидным, что методы управления в социально-экономических системах должны охватывать практически все стороны жизни общества. Обоснованно закрепляются понятия общего и специального менедж¬мента: общий менеджмент - управление социально-экономическими процесса¬ми; специальный - управление объектами, имеющими особые, спе¬цифические черты.
Однако функции и объекты управления в социально-экономических системах в этих струк¬турах не определены с необходимой точностью, особенно по вертикали государственной организационной структуры, что приво¬дит к значительному количеству дублирующих друг друга органов управления на всех уровнях власти.
1,200 руб.
1. Айвазян З., Кириченко В. Антикризисное управление: принятие решений на краю пропасти //Проблемы теории и практики управления, 2001 - № 4
2. Александров Е. А., Боголепов В. П.О некоторых организаци¬онных критериях качества функционирования систем. Организа¬ция и управление. - М., 2001.
3. Аппенянский А. И. Человек и бизнес. М., 1995.
4. Бендиков М.А. Некоторые направления повышения эффективности российских высоких технологий / Менеджмент в России и за рубежом. 2000, № 5.
5. Бобрышев Д. Н., Семенцов С. Л. История управленческой мысли. - М., 1985.
6. Булатов А. С. Вывоз капитала из России и концепция его регулирования. -М., 2003.
7. Власьевич Ю. Е., Бартенев С. А. Экономика России: эффек¬ты и парадоксы. -М., 2001.
8. Илларионов А. Как Россия потеряла ХХ столетие // Вопросы экономики. - 2007. - № 1.
9. Лавровский И. Русский размер менеджмента, или Рецепты издалека // Эксперт. - 2000. - № 25.
10. Львов Д.С. Эффективное управление техническим развитием. - М.: Экономика, 2000.
11. Мартыненко Н. Технология менеджмента: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. -К.: МП "Леся", 2002
12. Мартынов С. Д. Профессионалы в управлении. - Л., 2001.
13. Мильнер Б. 3. Реформы управления и управление рефор¬мами. М., 2000.
14. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управ¬ления. М., 2002.
15. Стратегия развития российской экономики и программа первоочередных шагов. ¾ М.: Институт экономики РАН, 1999.
16. Субетто А.И., Чернова Ю.К., Горшенина М.В. Квалиметрическое
17. Туленков Н. В. Введение в теорию и практику менеджмента: Учеб. пособ. -К.: МАУП, 2002.
18. Уткин Э. А. Управление компанией. М., 1999.
19. Уткин Э. А. Управление компанией. ¾ М., 1999.
20. Хмель Ф. И. Становления современного менеджмента в России, проблемы теории и практики. - Л, 2002.
21. Экономическая энциклопедия. Гл. ред. Л.И. Абалкин. - М.: ОАО «Экономика», 1999.
1,200 руб.