Введение
Содержание
Литература
2.1. Вооруженные силы ФРГ. Общая характеристика
Споры о возможности существования профессиональной армии, идут с момента создания ФРГ. Впрочем, в 40-е – 60-е гг мнение союзников, поделивших побежденную Германию на четыре оккупированные зоны было совершенно однозначным. Однако уже через пять лет после окончания войны экс-генерал граф фон Шверин представил на рассмотрение тогдашнего канцлера ФРГ Конрада Аденауэра свой план создания западногерманских вооруженных сил. Бурные дебаты шли в течении пяти лет, и в ноябре 55-го было создано военное управление ФРГ (Bundeswehr) и призваны на службу первые добровольцы.
В сегодняшнем бундесвере служат около четверти миллиона призывников. Обязательная военная служба сохраняется в Германии до сих пор. При этом граждане имеют возможность и право выбора между военной карьерой и гражданскойкарьерой в армии, между казармой или альтернативной службой.
Призываются на службу в армию все мужчины, достигшие совершеннолетия. Срок обязательной военной службы составляет всего 9месяцев. Причем первые 6 следует обязательно отслужить, а вот остаток из трех месяцев можно отдать родине и попозже (если армейское начальство разрешит).
Избежать призыва на военную службу в Германии можно по религиозным мотивам, состоянию здоровья или принадлежности к секс-меньшинствам. По некоторым оценкам, около трети призывников выбирают себе альтернативную гражданскую службу (Erzatzdientst) и уходят работать санитарами в дома престарелых, больницы, различные гуманитарные миссии. Правда, в этом случае срок службы будет уже два года, а не девять месяцев. срок нахождения в бундесвере может быть продлен по желанию призывниа еще на 23 месяца.
Структура бундесвера во многом типична для армий остальных государств ЕС Впрочем, рядом военных историков отмечается такая отличительная особенность немецкого комендантского строя как его нестандартная длина- ровно шестьдесят метров. Строевая подготовка осуществляется по лучу лазерной указки, и отклонение троя на миллиметр наказывается несколькими часами дополнительной муштры.
Любой призывник получает эксклюзивную возможность превратить свою службу в профессиональную карьеру. Для этого достаточно обратиться с заявлением к командиру части и заполнить специальный бланк, указав выбранную профессию. На выбор предлагается более 400 профессий. Имеется в виду "чистая" карьера военного офицера или младшего офицера,
служба в технических службах или в управлении войсками. К призывникам однако есть особое требование - иметь законченное среднее образование и навыки в одном из иностранных языков не ниже среднего.
Для примера - переход из разряда призванных на службу в вольнонаемные. Первая ступень - это звание и должность армейского фельдфебеля. У немцев это аналог наших прапорщиков, что выполняют обязонности младших командиров и старшин подразделениий. Средней школы и десятка слов на английском достаточно для получения контракта. Фельдфебель получает договор на работу и оплату согласно тарифу . Представляется, что с ростом безработицы, престиж армейской службы будет только возрастать.
Начиная с конца ХХ века бундесвер активно привлекает в свои ряды студентов гражданских и военных университетов. Особенно это касается профессий в области воздухоплавания и космонавтики, кораблестроения, программистов. Инспекторы бундесвера наносят визиты в ВУЗы и ищут талантливых молодых людей, которым предлагается неплохое будущее. Подписав с военным ведомством контракт, они получают стипендию в размере 500 евро в месяц и гарантированное рабочее место после окончания учебы .
В случае если выпускник, подписавший контракт не хочет идти служить в бундесвер, он обязан возместить все выплаченные бундесвером денежные средства не его содержание.
Концепция национальной безопасности сформулирована в подготовленном Генеральным штабом бундесвера документе, получившем название "Белая книга". Основной ее вывод – отсутствие Восточного блока и соответственно необходимости охранять национальные границы ФРГ , проходящие фактически между государствами членами ЕС. Следовательно, и существование армии в собственном смысле этого слова, как в годы холодной войны, перестало быть целесообразным
С 2003 года осуществляется сокращение наземных подразделений, уменьшается количество техники, ненужной для борьбы с крылатыми ракетами и пехотой. Одновременно наблюдается ежегодное сокращение военных расходов. Солдаты бундесвера, до 1999 года не несли службу за пределами немецкого государства. Однако, со времен военного конфликта в Косово это ограничении снято. Бундесвер назван основным инструментом новой доктрины безопасности Германии, способным в любой точке мира защитить национальные интересы государства в связи с угрозой международного терроризма.
Изменились требования и к качеству вооружений. Войска стали получать более современные виды истребителей и бронетанковой техники.Министерство обороны Германии часто называют бундесвером, что не совсем правильно. Министерство - это гражданское учреждение, которое ведает всеми вопросами обороны: вооружением, руководством армии, снабжением и пр. Бундесвер – это непосредственно вооруженные силы, которыми управляют несколько генеральных инспекторов, подчиненных правительству. В бундесвере служат 188 827 солдат и офицеров.
Из них военнослужащих срочной службы - 38 550 человек и 23 450 - вольнонаемных. В вооруженных силах Германии служат также женщины. Их насчитывается 14 570. Бундесвер состоит из нескольких родов войск: - Сухопутные войска "Хеер" - 102 525 солдат и офицеров;- Военно-воздушные силы "Люфтваффе" - 44 994 военнослужащих; - Военно-морской флот "Марине" - 18 559 человек; - Материально-техническое снабжение армии - 18 559 человек; - Центральная санитарная служба - 55 230 человек; - Прочие военные подразделения – 8069 человек.
2.2. Развитие оборонной политики ФРГ
и проблема безопасности ЕС в конце ХХ – начале ХХI века
Дается анализ эволюции концепций оборонной политики Германии после объединения, основополагающих документов Министерства обороны ФРГ, ключевых проблем и перспективных угроз германской и европейской безопасности начала XXI века. Приводится оценка и основные результаты реформирования германских вооруженных сил в 1990-е гг., а также их приспособленности к выполнению заявленных концептуальных задач.
В современной Германии министр обороны является гражданским лицом и главнокомандующим вооруженными силами ФРГ в мирное время. В состоянии войны главнокомандующим становится федеральный канцлер. В прямом и полном подчинении министра обороны находится генеральный инспектор бундесвера как высшее должностное лицо в военной форме, командующие видами вооруженных сил и их штабы, а также территориальные командования вооруженных сил Германии. У генерального инспектора бундесвера, несущего перед министром обороны ответственность за разработку и реализацию общей военной концепции военной обороны в рамках выполнения политических целей федерального правительства, имеется чисто военный штаб, ведающий прежде всего вопросами оперативного планирования. У министра имеется четыре гражданских заместителя, в том числе два парламентских статс-секретаря, которым значительную часть времени приходится проводить в бундестаге, отстаивая интересы вооруженных сил перед соответствующими комиссиями германского парламента .
В 1991 году генеральным штабом министерства обороны ФРГ под руководством генерального инспектора бундесвера Клауса Науманна была разработана концепция, изложенная в меморандуме «Военно-политические и военно-стратегические основы и концептуальное основное направление переустройства бундесвера», при этом документ носил отнюдь не академический характер, а претендовал на статус руководства к действию. В феврале 1992 г. он был представлен кабинету министров, который принял «Основы» к сведению, потом их изучала комиссия бундестага по вопросам обороны. А в ноябре того же года министр обороны ФРГ Фолькер Рюе издал «Verteidigungspolitik Richtlinien» – «Директивы по оборонной политике», в основу которых были положены
философия и идеи «документа Науманна». Они должны были стать основным документом, определяющим стратегические направления развития военной политики страны на 15 лет. «Директивы» стали первой концепцией подобного рода после 1985 года, причем не засекреченной и не имеющей ограничений по распространению. Документ представляет крайний интерес для исследователей, поскольку до сих пор он мало известен за пределами ФРГ, не переведен официально на английский язык, хотя и содержит весьма ценную информацию по национальным интересам Германии в области обороны и европейской безопасности начала 1990-х гг. «Директивы» заложили фундамент для ряда
3,000 руб.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Восстановление государст¬венного единства Германии и распад Советского Союза корен¬ным образом изменили геополитическую и геостратегическую обстановку на нашем континенте. Существенными элементами новой обстановки являются преодоление идеологического противостояния в Европе, утрата нашей страной статуса супердержавы, сохранение объединенной Германией теснейшей привязки к Североатлантическому альянсу, а также возник¬новение буферной зоны между Россией и ФРГ в виде государств, недавно принятых в НАТО или претендующих на вступление в этот блок. В сложившихся ныне условиях лимитированы как возможность непосредственной конфронтации между Россией и Германией, определявшая в прошлом состояние европейской безопасности, так и вероятность каких-то особых российско-германских отношений, которые в полной мере оправдывали бы наименование "стратегического партнерства".
Вместе с тем потенциал сотрудничества Российской Федерации и Федеративной Германии, двух крупнейших государств Европы, использован, несмотря на имеющуюся солидную договорную основу, далеко не полностью и обладает огромными резервами. При этом общая тенденция развития российско-германского согрудничества за прошедшее десяти¬летие не является в достаточной мере поступательной и далеко ме соответствует тем ожиданиям, которые доминировали в первые годы после объединения Германии.
Период "фундаментальной заинтересованности" ФРГ в выполнении договоренностей 1990-1991 годов, предусмат¬ривавших всемерное и всестороннее развитие отношений между нашими странами, закончился вскоре после завершения вывода в Россию частей Западной группы войск с территории бывшей ГДР 1 сентября 1994 года. Ему на смену пришла фаза взаимного охлаждения, катализатором которого стала дискуссия по поводу расширения НАТО на Восток и военных действий в Чечне. Дальнейший спад в отношениях между нашими странами во многом был вызван - провозглашением канцлером Ангелой Меркель, пришедшим на смену Г.Шредеру 1998 года, "более жесткого и прагматического" курса в отношении России, и, особенно, прецедентом германского участия в составе НАТО в агрессии против суверенного европейского государства - Югославии.
В 2000 году президенту России В.В.Путину удалось в ходе переговоров с канцлером Г.Шредером преодолеть кризис доверия в отношениях с Германией, дать импульс для перехода в новую фазу сотрудничества. Состоявшиеся в 2000 и в 2001 годах полномасштабные встречи руководителей ФРГ и России в Берлине и в Санкт-Петербурге сообщили новую динамику двусторонним отношениям, открыли благоприятные перспективы для их развития. В этих условиях особое значение приобретает функция прогнозирования. А она требует как реааистичной оценки российско-германских отношений на настоящий момент, так и учета многообразных факторов, влияющих на развитие этих отношений.
Предпринятый в диссертации анализ позволяет сделать некоторые выводы о наиболее вероятных сценариях развития политики ФРГ на россиийском направлении. Этим определяется актуальность настоящего исследования.
В данной дипломной работе предпринята попытка детального рассмотрения состояние отношений между Россией и Германией на сегодняшний день, дан компаративный анализ позиций обеих стран по узловым вопросам двустороннего сотрудничества. С учетом зависимости ФРГ от евроатланти-ческих структур предпринята попытка охарактеризовать и спрогнозировать германскую политику на ''восточном направлении" с опорой на НАТО и Европейский союз. Рассмотрены возможности развития российско-германских отношений на близкую перспективу.
Предметом исследования является содержание внешней политики ФРГ, и политики в области безопасности, определя¬ющее ее отношение к Российской Федерации и обусловливающее характер и состояние российско-германских отношений.
Цели и задачи исследования. Целью настоящей работы является системный анализ политики, осуществляемой Германией после ее объединения в отношении Российской Феде рации, обобщение и оценка результатов этой политики за прошедшее десятилетие в комплексе основных ее направлений -политического, экономического и военного, рассмотрение состояния российско-германских отношений на сегодняшний день, а также прогноз их развития на близкую перспективу. При этом анализ деятельности ФРГ в трансатлантических рамках и внутри Европейского союза ограничивается аспектами, которые оказывают непосредственное влияние на двусторонние отношения между нашими странами.
Поставленная цель обусловила и главные задачи исследования, которые формулируются следующим образом:
- Дать полное и адекватное описание современного состоя¬ния двустороннего сотрудничества России и Германии в политической, торгово-экономической, финансовой, гуманитар¬ной областях, в области культурных обменов, показав мотивацию руководящих политических кругов ФРГ в этих вопросах и различия в подходах российской и германской сторон.
- Выявить и систематизировать актуальные проблемы и трудности в российско-германских отношениях с учетом принципиальных оценок, приводимых обеими сторонами.
Источники и литература. Для раскрытия избранной темы был проанализирован широкий круг российских и зарубежных документов, научных исследований, свидетельств и оценок руководящих государственных и политических деятелей, аналитических и информационных материалов специальной и общей периодической печати.
Постановке некоторых общих проблем политологического плана способствовало изучение работ Е.П.Бажанова, К.С Гаджиева, А.В.Журкина, М.В.Ильина, А.С.Панарина, Э.А.Позднякова, В.Ф.Ли, Л.Ф.Шевцовой. А.Д.Шутова и других российских исследователей. Автор использовал также общетеоретические труды зарубежных ученых Э.Бара, Р.Дарендорфа, О.Лафонтена, Х.-П.Шварца, К.Ясперса.
Рассматриваемое в диссертации развитие во многих своих аспектах обусловлено результатами предшествовавшей деятель¬ности ведущих политиков четырех великих держав и двух германских, государств в связи с крушением ГДР и объединением Германии. В этом плане диссертант опирался на мемуары М.С.Горбачева. М.Тэтчер. Г.Коля, Г.-Д.Геншера, Э.Хонеккера. Х.Модрова, Х.Тельчика, а также С.Ф.Ахромеева и Г.М.Корниен¬ко, А.Ф.Добрынина, В.М.Фалина, А.С.Черняева. Большой интерес представили воспоминания ведущих дипломатов, работавших в то время в Германии Ю.А.Квицинского. В.И.Кочемасова, И.Ф.Максимычева. В.П.Терехова, В.Уолтерса.
Более глубокому пониманию темы способствовало изучение монографий видных российских германистов А.А.Ахтамзяна. В.И. Дашичева. И.Н.Кузьмина, И.Ф.Максимычева. Н.В.Павлова. Д.М.Прозктора, Г.Л.Розанова, А.М.Филитова, В.Н.Шенаева. а также появившихся в последние годы работ отечественных политологов Л.М.Воробьевой. К.С.Вяткина, Н.И.Ермоленко, С.Л.Романова. С.В.Скурихина.
При характеристике современной ситуации в российско-германских отношениях учитывались статьи российских дипломатов В.М.Гринина и И.Б.Братчикова, А.В.Головина, В.И.Курникова, специалистов в области экономики В.Г.Белова, А.В.Орлова, А.Г.Саркисянца. Выводы этих и других российских специалистов служили ориентирами в ходе проведении исследования. Говоря о работах немецких авторов следует назвать книги и статьи Э.Бара. В.Вайденфельда. К.Зонтхаймера. К. -Р. Корте, Х.Гайслера. В.Мазера. Ф.Ольденбурга. Х.Тиммермана, Гизелы Хельвиг. К.Шиллера. Г.Шмидта. Весьма полезной оказалась также капитальная работа американских авторов К.Раис и Ф.Зеликоу. посвященная дипломатической деятельности четырех великих держав и двух германских государств, предшествовав¬шей заключению Договора об окончательном урегулировании в отношении Германии. Отдельно следует назвать многотомный труд германских исследователей "Новая внешняя политика Германии" и книги X.-П.Шварца.
При выработке собственной позиции автора существенное значение имели научные исследования и доклады Института Европы РАН. Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД РФ, Института международ¬ных экономических и политических исследований РАН. МГИМО. Российского института стратегических исследований. Федерального института по изучению проблем Востока и международных проблем.
.
ГЛАВА 1. РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
1.1. "Отношения между объединенной Германией и Российской Федерацией"
В данном параграфе представлен анализ состояния россий¬ско-германского сотрудничества и существующих здесь проблем.
Исходным пунктом для такого анализа является официаль¬ная позиция обеих стран, согласно которой их партнерство является стратегическим и имеет в Европе приоритетный харак¬тер. В обоснование данной позиции государственные деятели и политики ФРГ и России приводят целый набор аргументов, однако расстановка акцентов при этом является весьма различной. Официальная аргументация германской стороны выглядит следующим образом .
Во-первых, именно ФРГ заинтересована в обеспечении поли¬тической стабильности России, поскольку опасное развитие в Российской Федерации может привести к возникновению крупнейшею очага напряженности в непосредственной близости от Германии. А потрясения с эпицентром в Москве коснулись бы среди западных стран в наибольшей степени именно Германии, уже в силу ее географического положения.
Во-вторых, для ФРГ как крупнейшего кредитора и инвестора в экономику Российской Федерации, исключительно важной является экономическая стабиль¬ность России. Успех процесса трансформации в нашей стране гарантирует возврат предоставленных российским банкам кредитов и получение прибыли от капиталовложений.
В-третьих, Германия как ведущая торговая держава весьма заинтересована в развитии экономического сотрудничества, с Россией, которая занимает место одного из главных поставщиков углеводородов в ФРГ. Российский рынок потенциально представляет исключительно большой интерес для Германии.
3,000 руб.
1. Актуальные проблемы германской истории, политики, экономики, культуры. Брест, 2003.
2. Антропов В.В. Социальная рыночная экономика: путь Германии. М., 2003.
3. Арзаманова Т.В., Арзаманов М.Г. Политика безопасности Германии на рубеже веков. М., ИНИОН, 2001.
4. Ахтамзян А.А. Обьединение Германии, или аншлюс ГДР к ФРГ. В 2 т. : учеб. пособие . Т. 1 МГИМО(У) МИД РФ, каф. истории и политики стран Европы и Америки. – М., 1994.
5. Бакирова Г.Я. Объединение Германии. Казань, 2003.
6. Бандорф В. Задачи федерации, земель и общин, включая вопросы финансирования и самоуправления. М., 1994
7. Беске Ф., Халлауер И. Здравоохранение Германии. М., 1999.
8. Бусыгина И. Германский федерализм: история, современное состояние, потенциал реформирования // Полис, 5, 2000, 110-120.
9. Бусыгина И. Регионы Германии. М., 2000
10. Васильев В.И. Германский федерализм. М., 2000.
11. Ватлин А.Ю. Германия в ХХ веке. М., 2002.
12. Воробьева Л.М. Внешняя политика ФРГ на пороге XXI века. М., 2000.
13. Вороненкова Г.Ф., Чесанов А.А. Периодическая печать Германии. СПб., 2001.
14. Государственное право Германии. В 2 тт. М., 1994.
15. Гутник В.П. Политика хозяйственного порядка в Германии. М., 2002.
16. Даурова Х.М. Система образования объединенной Германии. Майкоп, 2000.
17. Деловая Германия. М., 2002.
18. Диманис М. Партийно-политическая система Германии в 90-е годы. М., 1998.
19. Зарицкий Б.Е. Экономика Германии: путь по лестнице, ведущей вниз. М., 2003.
20. Зонтхаймер К. Федеративная Республика Германия сегодня. Основные черты политической системы. М., 1996.
21. Кириков О.И., Сафоновав А.В. Российско-германские отношения. Воронеж, 2003.
22. Колдаев В.М. Конституционное право Федеративной Республики Германии. М., 2002.
23. Крейг Г. Немцы. М., 2000.
24. Кузнецов А.В. Мирохозяйственные связи германских компаний. М., 2004.
25. Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. М., 1993.
26. Ланггут Г. Немцы в поисках безопасности. М., 1995.
27. Максимычев И. Ф. "Восточная политика" единой Германии: Итоги первого 10-летия М., 2001.
28. Максимычев И.Ф. Объединенная Германия как фактор европейской безопасности. М., 1997.
29. Максимычев И.Ф. Российско-германские отношения: формирование, состояние, перспективы. М., 1997.
30. Медведева Т.П. Финансы и экономика Германии. М., 1999.
31. Медников А.И. Германия: история, география. Ростов-н-Д., 2002.
32. Мертес М. Немецкие вопросы – европейские ответы. М., 2001.
33. Мудра З. Жизнь и учеба в Германии. М., 2002.
34. Невинский В.В. Немецкие граждане в зеркале основополагающих принципов конституции ФРГ. Барнаул, 1994.
35. Новая германская внешняя политика. М., 2003.
36. Новиков А.А. Российско-германские отношения на современном этапе. М., 2004.
37. Объединенная Германия. М., 2001.
38. Объединенная Германия в Европе и в мире. М., 1994.
39. Основной закон Федеративной Республики Германия. Бонн, 1998
40. Павлов Н.В. Германия на пути в третье тысячелетие. М., 2001.
41. Павлов Н.В. История современной Германии 1945-2005. М., 2006.
42. Петелин Б.В. ХДС/ХСС и объединение Германии. Вологда, 2002.
43. Погорлецкий А.И. Экономика и экономическая политика Германии в ХХ веке. СПб., 2001.
44. Политические партии в условиях демократии. Роль и функции в политической системе Федеративной Республики Германия . Ред.: Й. Тезинг, В. Хофмайстер. Фонд Конрада Аденауэра, 1995.
45. Поттхофф Х., Миллер С. Краткая история СДПГ. М., 2003.
46. Ревякин Е.В. Влияние европейской интеграции на экономику ФРГ. Воронеж, 1999.
47. Россия и Германия в Европе. М., 1998.
48. Саюров Н.Ф. Механизм государственной власти и управления ФРГ. Липецк, 1997.
49. Саюров Н.Ф. Партии в политической системе германского общества. Липецк, 2000.
50. Саюров Н.Ф. Партийная система ФРГ. Липецк, 2003.
51. Современная Германия. М., 2002.
52. Современная Германия глазами российских ученых. Ростов-н-Д., 2002.
53. Социальное рыночное хозяйство. СПб., 1999.
54. Социальное рыночное хозяйство в Германии. М., 2001.
55. Сущинская С.И. Конституционный строй ФРГ. М., 2001.
56. Сущинский И.И. Право и коммерция: Русско-немецкие соответствия. М., 2001.
57. Тимофеев Н.С. Коммунальное право ФРГ. М., 1982.
58. Тищенко И.А., Логутова В.П. О рыночной экономике Германии. Новочеркасск, 2001.
59. Фрольцов В.В. Восточногерманский фактор и его влияние на внутреннюю и внешнюю политику ФРГ. Минск, 2002.
60. Хакке К. Великая держава поневоле (внешняя политика Федеративной Республики Германии). М., 1995.
61. Шельген Г. Страх перед силой. Немцы и их внешняя политика. М., 1994.
62. Штелер-Май А. Основы конституционного строя ФРГ. М., 2001.
63. Штелер-Май А. Федерализм в Германии. М., 2001.
64. Экономика и экономическая политика Германии в XX веке. Авт-сост. Погорлецкий А. И. СПб., 2001.
65. Handbuch politisches System der BRD. Muenchen-Wien, 1999.
66. Hoefer F., Brunner G. Staats- und Verwaltungsorganisation in Deutschland. Muenchen, 1997.
67. Korte K.R. Wahlen in der BRD. Bonn, 1998.
68. Neumann L.F., Schaper K. Die Sozialordnung der BRD. Hannover, 1998.
69. Otte M. A rising middle power? N.Y., 2000.
70. Pioch R. Soziale Gerechtigkeit in der Politik. Frankfurt-a-M., 2000.
71. Poetzsch H. Die deutsche Demokratie. Bonn, 1995.
3,000 руб.