2. Вопросы социальной защиты сотрудников таможенных органов
При рассмотрении отдельных актов о социальной защите сотрудников таможенных органов можно отмечатить как их положительные стороны, так и недостатки. Закрепление социальных прав сотрудников таможенных органов на законодательном уровне нельзя признать соответствующим их важности для обеспечения нормальных условий службы.
Изучение Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан позволило установить, что они не учитывают особенностей охраны здоровья сотрудников таможенных органов. В них содержатся статьи, касающиеся прав иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев, граждан, занятых отдельными видами профессиональной деятельности, беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, военнослужащих, граждан пожилого возраста, инвалидов и др. Однако о правах сотрудников таможенных органов в Основах ничего не сказано. Между тем особые требования, которые предъявляет действующее законодательство к здоровью сотрудников таможенных органов, вызывают необходимость закрепления их прав в данной сфере на законодательном уровне. Имеются недостатки и в других нормативно-правовых актах об охране здоровья (Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год, ведомственных нормативных актах). В результате сложилась такая ситуация, когда в одной из важных сфер жизни общественные отношения регулируются преимущественно ведомственными актами. При этом медицинская помощь предоставляется в основном ведомственными учреждениями здравоохранения. Что касается последних, то их существование оправданно, т. к. предоставление медицинской помощи сотрудникам таможенных органов зачастую связано с необходимостью оперативного оказания услуг, а также с обязанностью медицинских работников соблюдать не только врачебную, но и служебную (государственную) тайну.
Вопросы денежного довольствия сотрудников таможенных органов являются одними из приоритетных в системе служебных правоотношений. От уровня денежного довольствия в значительной мере зависит уровень социальной защиты сотрудников таможенных органов, а также степень эффективности выполнения ими служебных обязанностей. Между тем нормативная база денежного довольствия сотрудников таможенных органов весьма обширна и противоречива, а серьезные научные исследования по данной теме отсутствуют. Государство гарантирует повышенные условия оплаты труда, уровень материально - бытового обеспечения и социальную защиту должностных лиц таможенных органов Российской Федерации в целях создания материальных предпосылок для добросовестного исполнения этими лицами своих служебных обязанностей.
Оплата труда должностных лиц таможенных органов, согласно ст. 429 ТК, состоит из должностных окладов, окладов по специальным званиям, надбавок за знание иностранного языка и выслугу лет.
В случае гибели должностного лица в связи с исполнением служебных обязанностей (например, при задержании контрабандистов) семье погибшего и его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятикратного годового денежного содержания погибшего по последней занимаемой им в таможенных органах должности.
При получении должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей телесных повреждений (например, потеря зрения, слуха, какого-либо органа; душевная болезнь; расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой трудоспособности), в результате которых он утрачивает профессиональную трудоспособность (возможность заниматься профессиональной деятельностью), указанному лицу выплачивается единовременное пособие в размере пятикратного годового денежного содержания по последней занимаемой им должности, а также в течение десяти лет- разница между размером его среднемесячного заработка по последней занимаемой им должности и размером пенсии.
При нанесении должностному лицу иных телесных повреждений (побои, ушибы, переломы, ссадины, царапины), не повлекших утрату профессиональной трудоспособности, ему выплачивается единовременное пособие в размере пяти среднемесячных заработков.
Ущерб, причиненный имуществу должностного лица или его близкого родственника (отец, мать, брат, сестра) в связи с исполнением этим должностным лицом служебных обязанностей, возмещается в полном объеме. Возмещение ущерба, причиненного имуществу, производится по решению (приговору) суда (ст. 430).
Выплата пособий и возмещение ущерба, причиненного имуществу, производится из средств федерального бюджета с последующим взысканием этих сумм с виновных лиц. Решение о выплате пособий принимается начальником таможенного органа по месту работы потерпевшего на основании приговора суда либо постановления следственных органов или прокурора о прекращении уголовного дела или приостановлении предварительного следствия.
Отказ или уклонение следственных органов от возбуждения уголовного дела обжалуются таможенным органом прокурору.
В соответствии со ст. 431 ТК, должностные лица таможенных органов подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.
Должностные лица таможенных органов имеют право на получение ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 30 (работающим в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями - 45) календарных дней без учета времени следования к месту отдыха и обратно с оплатой стоимости проезда. Продолжительность отпуска в зависимости от срока службы увеличивается (ст. 433).
Согласно ст. 434 ТК, должностные лица таможенных органов имеют право на получение жилья (в виде отдельной квартиры или дома), которое предоставляется органами местного самоуправления в первоочередном порядке и не позднее одного года с момента назначения на должность.
Должностным лицам предоставляется скидка в размере 50 процентов в оплате жилой площади, коммунальных услуг, а также топлива.
750 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1. Основы социальной защиты сотрудников таможенных органов 5
2. Вопросы социальной защиты сотрудников таможенных органов 9
3. Вопросы оплаты совмещения должностей в таможенных органах 16
Заключение 20
Список литературы 21
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость анализа проблем жизнедеятельности таможенного коллектива в современной России определяется важностью деятельности таможенных органов по обеспечению экономической безопасности российского государства, развития международных отношений в условиях глобализирующегося мирового сообщества.
Актуальность работы усиливается в силу того, что таможенная политика осуществляется на широком социальном пространстве, вовлекает в круг своей деятельности социальные группразличного уровня и степени общности – от физических и юридических лиц до отечественных и зарубежных социальных институтов . В сегодняшней России, переживающей трудный этап изменения общественных форм, обращение к проблемам жизнедеятельности таможенных коллективов, имеет большое значение и глубинный практический смысл, влияя на показатели эффективности работы, значение которой для государства трудно переоценить.
Следует отметить, что весьма обширной и противоречивой является нормативная база социальной защиты сотрудников таможенных органов. Отсутствуют федеральные законы о социальной защите сотрудников и членов их семей.
Все сказанное выше обусловило актуальность темы настоящей работы и определило ее выбор.
Вопросы социальной защиты сотрудников таможенных органов исследовались в диссертационных работах отдельных авторов: Р. У. Концеладзе, С. М. Крупно, С. В. Наймушина и др.
Целью работы является комплексное рассмотрение правовых вопросов социальной защиты сотрудников птаможенных органов. Достижение этой цели осуществлено через решение следующих задач:
- исследовать понятие социальной защиты сотрудников таможенных органов;
- изучить систему нормативных правовых актов о социальной защите сотрудников таможенныхорганов;
- провести анализ правовых вопросов денежного довольствия сотрудников таможенных органов;
- выявить основные особенности социальной поддержки сотрудников.
Объектом исследования является регулирование социальной защиты сотрудников таможенных органов. Предмет исследования составляют общие вопросы социальной защиты сотрудников таможенных органов, а также предоставление им отдельных мер социальной защиты.
Теоретическую основу работы составляют исследования российских ученых по трудовому праву и праву социального обеспечения (В.А. Аракчеева, К.С. Батыгина, А.Л. Благодир, Л.Ю. Бугрова, М. О. Буяновой, С.Ю. Головиной, К.Н.Гусова, а также нормативно-правовые акты в рассматриваемой сфере.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, содержит список литературы.
1. Основы социальной защиты сотрудников таможенных органов
Во-первых, следует отметить, что социальная защита сотрудников таможенныхорганов является составной частью социальной защиты государственных служащих и социальной защиты населения в целом. Являясь родовым понятием, социальная защита населения включает в себя деятельность государства, органов местного самоуправления, организаций по обеспечению условий для нормальной жизнедеятельности населения (В. Ш. Шайхатдинов).
Социальная защита государственных служащих как структурный элемент социальной защиты населения имеет более узкую сферу деятельности: ее рамки определяются субъектным составом – государственными служащими и членами их семей, а также особенностями правового статуса служащих, т. е. их службой.
Социальная защита сотрудников таможенных органов характеризуется следующими основными признаками. Во-первых, она включает отношения между сотрудниками этих органов (а в ряде случаев – и (или) членами их семей), с одной стороны, и государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями – с другой. Во-вторых, социальная защита призвана обеспечить нормальные условия служебной деятельности сотрудников, а также компенсацию повышенных психологических и физических нагрузок, служебных ограничений и неблагоприятных последствий наступления социальных случаев, влекущих необходимость социальной защиты. В-третьих, социальная защита осуществляется за счет специальных финансовых источников. В-четвертых, осуществление социальной защиты производится на основе существующих нормативных правовых актов. В-пятых, мерами социальной защиты выступают денежные выплаты, натуральное обеспечение, услуги (Е. И. Горбатов).
При этом следует учитывать не только должности таможенной службы, но и специальные звания, т. к. для правоохранительной службы характерно более существенное влияние специальных званий на условия ее прохождения, чем влияние классных чинов гражданских служащих на условия их службы (Д. Н. Бахрах). С учетом признаков социальной защиты сотрудников таможенных органов можно сформулировать следующие определение ее понятия. Социальная защита сотрудников таможенных органов – это система правовых отношений, которые возникают между сотрудниками таможенных органов и таможенными органами, другими субъектами права, по поводу предоставления сотрудникам и (или) членам их семей на основе нормативных правовых актов и из средств федерального бюджета, а также других источников денежных выплат, натурального обеспечения и услуг при наступлении социальных случаев, влекущих необходимость их социальной защиты, с целью обеспечения нормальных условий служебной деятельности сотрудников, а также компенсации повышенных психологических и физических нагрузок, служебных ограничений и неблагоприятных последствий наступления социальных случаев.
Социальные гарантии являются видами социальной защиты сотрудников таможенных органов, а правовые гарантии представляют собой виды их правовой защиты. При этом под правовой защитой понимается система мер правового и организационного характера, гарантируемая и реализуемая государством, для обеспечения квалифицированного исполнения сотрудниками своих служебных обязанностей (Г. Х. Шафикова, Э. М. Филиппова). Все эти меры являются самостоятельными по отношению к мерам социальной защиты сотрудников правоохранительных органов.
Рассмотрим вопрос об отраслевой принадлежности правовых норм, регулирующих социальную защиту сотрудников таможенных органов, и соответствующих правоотношений. Он различает несколько групп правоотношений. Во-первых, это правоотношения по обеспечению надлежащих условий службы (по охране труда, денежному довольствию, вещевому и продовольственному обеспечению, социально-бытовому обеспечению и медицинскому обслуживанию). Их отраслевая принадлежность неодинакова. Правоотношения по охране труда, и денежному довольствию, вещевому и продовольственному обеспечению сотрудников находятся под воздействием административного и трудового права. Вторую группу составляют правоотношения по предоставлению выплат и компенсаций увольняемым сотрудникам. Они являются административными и трудовыми.
Неоднородными по отраслевой принадлежности являются и правоотношения третьей группы, которые возникают в связи с наступлением социальных случаев. Их особенностью является более тесная связь со служебными отношениями, чем трудовых правоотношений и правоотношений о социальной защите обычных работников (С. В. Наймушин). Этому способствует и то, что меры социальной защиты сотрудникам предоставляют, как правило, те правоохранительные органы, где они проходят или проходили службу, и то, что нормативное регулирование этих отношений осуществляется в значительной мере отраслевыми нормативными актами правоохранительных органов.
750 руб.
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459 "О Федеральной таможенной службе".
2. Приказ ФТС России от 30.01.2008 N 66 "Об утверждении фонда оплаты труда должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации и учреждений, находящихся в ведении ФТС России, и внесении изменений в него".
3. «Инструкция об оплате труда работников таможенных органов Российской Федерации», утвержденная приказом ГТК России от 30 ноября 2000 г. № 1082.
4. Распоряжение ФТС РФ 166-р от 18.06.08 «Об организации в таможенных органах Российской Федерации работы по введению новых систем оплаты труда работников».
5. Приказ ФТС РФ от 19 мая 2006 года N 448 «О тарифных ставках (окладах) работников таможенных органов».
6. Дресвянкин Д. С. Денежное довольствие сотрудников правоохранительных органов // Актуальные проблемы формирования правового государства в России. Ч. II. Уфа, 2006
7. Мозолева Н.В. Достижительная мотивация в таможенном коллективе // Академический Вестник РФ РТА. – 2006. –№ 4.
8. Старикова О.Г. Современное состояние экспертного обеспечения таможенных органов // Академический Вестник. Ежегодник РФ РТА. – 2003. – № 1.
750 руб.