Введение
Содержание
Литература
2.1. Понятие антикризисного управления
По нашему мнению, верным является системный подход к антикризисному управлению, когда антикризисное управление рассматривается как комплекс мероприятий от предварительной диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению. Исходя из этого, наиболее верным определением является определение антикризисного управления, данное профессором А.Г. Грязновой в книге «Антикризисный менеджмент»: «Антикризисное управление - такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный характер и направлена на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальной программы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы» .
Характеризуя антикризисное управление, следует выделить черты, отличающие его от управления в обычных, стабильных условиях деятельности хозяйствующего субъекта. Как вытекает из анализа зарубежного опыта, эти отличия касаются специфики управленческой деятельности в условиях существенных изменений среды деятельности предприятий, непредсказуемости ситуации и возникновения новых управленческих проблем. В условиях кризиса приходится нередко на ходу менять организационную структуру управления в соответствии с изменениями внешней среды. В отличие от традиционного управления, применяемого в нормальных условиях окружающей среды, отличия касаются прежде всего цели управления.
Инструменты антикризисного управления приводятся в действие в условиях серьезных изменений во внешней среде (в налоговой системе, развитие инфляции, снижение спроса и др.), приводящих предприятие к финансовому банкротству, к кризису. По мнению И. Ансоффа, «когда изменение во внешней среде угрожает существованию фирмы, и она находится в жестком цейтноте, это значит, фирма попала в кризисные условия» .
В качестве показателей, характеризующих кризисное положение предприятий, можно назвать:
- снижение размеров прибыли и рентабельности, в результате чего ухудшается финансовое положение предприятия. В данном случае речь идет уже о кризисе в широком смысле;
- убыточность предприятия, в результате которой уменьшаются либо полностью истощаются резервные фонды предприятия;
- неплатежеспособность, которая может привести к остановке предприятия. При таких условиях мы можем говорить о наступлении банкротства предприятия. Ведь банкротство фактически начинается тогда, когда фирма из-за отсутствия финансовых ресурсов оказывается неспособной выполнять свои финансовые обязательства перед партнерами или она вскоре не будет в состоянии производить платежи. Исходя из принципа неплатежеспособности должник может быть признан банкротом, если он не расплачивается с кредитором в течение трех месяцев.
Причем банкротство встречается довольно часто и затрагивает как само обанкротившееся предприятие, так и его партнеров - поставщиков и кредиторов. В соответствии с Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» под банкротством предприятия или любого другого хозяйствующего субъекта понимается неспособность его удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая невозможность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом. Банкротство предприятий встречается наиболее часто именно в условиях нестабильной экономики, замедления платежного оборота, обострения конкуренции, недостаточной квалификации менеджеров и затрагивает как само обанкротившееся предприятие, так и его партнеров - поставщиков и кредиторов. На самом деле внешним признаком банкротства предприятия или организации является приостановление его текущих платежей, если хозяйствующий субъект не в состоянии обеспечить выполнение требование кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.
В антикризисном управлении на первый план нередко выходят непредсказуемость в действиях, отсутствуют четкое распределение функций между участниками на длительный период, поступает недостоверная или недостаточная информация.
Эффективность антикризисного управления обусловливается способностью фирмы конструктивно реагировать на изменения, угрожающие ее нормальному функционированию. Эта способность не зависит от того, осуществляется процедура банкротства или возникает лишь ее угроза. И в том, и в другом случае необходимо применение антикризисных решений, совокупность которых и представляет собой антикризисное управление.
Отличительной особенностью антикризисного управления является сочетание стратегического и тактического направлений, оперативная реакция на происходящие изменения во внешней среде, разработка и использование альтернативных вариантов, учитывающих возможные трансформации в экономической, политической, социальной и других сферах. Такой подход позволяет на всех стадиях развития кризисного состояния предприятия, фирмы, корпорации выявлять и регулировать взаимосвязь между риском и прибылью предприятия.
Для антикризисного управления характерны нестандартные, экстремальные условия функционирования предприятия, требующие срочных вынужденных мер, непредсказуемость ситуации, существенные изменения среды деятельности хозяйствующих субъектов, возникновение новых управленческих проблем, требующих принятия срочных решений. Ключевым моментом здесь является наступление или приближение банкротства, то есть неплатежеспособности предприятия, фирмы, компании. Именно эта ситуация и становится объектом антикризисного управления.
Таким образом, антикризисная политика является частью общей финансово-хозяйственной политики предприятия и заключается в разработке системы методов диагностики платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, в реализации механизма его оздоровления.
750 руб.
Введение 3
1. Теоретические основы банкротства предприятий 6
1.1. Понятие и причины банкротства и несостоятельности предприятия 6
1.2. Виды банкротства предприятий 12
1.3. Процедура банкротства 13
2. Управление несостоятельной организацией 16
2.1. Понятие антикризисного управления 16
2.2. Виды и методы антикризисного управления 19
Заключение 22
Список использованной литературы 24
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем фактом, что неотъемлемой частью проблематики функционирования любых экономических систем являются кризисные ситуации, которые поражают, в частности, участников данных систем.
В настоящее время общепризнанным является понимание института несостоятельности (банкротства) как неотъемлемого элемента рыночной экономики, служащего определенным стимулом эффективной работы хозяйствующих субъектов.
Основными макроэкономическими факторами, оказывающими непосредственное влияние на состояние предприятий, являются экономический рост, инвестиционная активность и спрос конечных потребителей, которые, как показали исследования, в последние годы в России имеют недостаточно стабильные характеристики. Для ликвидации кризисных явлений или банкротства несостоятельных организаций и существует институт антикризисного управления.
На 14-ом съезде Российского союза промышленников и предпринимателей его участниками, в том числе Президентом Российской Федерации, отмечалось, что институт банкротства должен явиться механизмом оздоровления, а не инструментом противоправного перераспределения собственности. С сожалением отмечалось, что в стране до сих пор не сложилась процедура цивилизованного возврата долгов, которая превратилась в средства захвата собственности отдельных предприятий.
Экономика любого современного государства не может эффективно функционировать без действенных механизмов ликвидации предприятий, не имеющих перспектив развития и не соответствующих сложившейся системе экономических отношений. Одним из элементов механизма правового регулирования рыночных отношений, использование которого способствует исключению из рыночных отношений неконкурентоспособных предприятий, является институт несостоятельности (банкротства). Данный институт служит мощным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя экономические интересы кредиторов, а также государства как общего регулятора рынка, и охраняет экономический оборот от возможных нежелательных последствий действий его участников, проявляющихся в неисполнении ими принятых на себя обязательств, в их неплатежеспособности. Эффективная система несостоятельности является одним из важнейших факторов надежного экономического развития.
Механизмы финансового оздоровления и банкротства неплатежеспособных организаций имеют особое значение в экономических преобразованиях и в России.
В условиях современной российской действительности традиционные методы менеджмента не позволяют решать задачи вывода предприятий из кризиса, поскольку они сориентированы на бескризисное функционирование и развитие. Поэтому столь актуальна стала проблема поиска и внедрения в практику таких форм и методов управления, использование которых позволило бы подготовить и реализовать программу по выводу предприятия из кризисной ситуации.
Объектом исследования выступает процедура банкротства предприятий.
Предмет исследования теоретические и методологические проблемы и практические вопросы применения антикризисного управления предприятиями в современный период развития экономики России.
Целью данной работы является изучение понятия и сущности банкротства предприятий и методов выхода из кризисного положения.
Реализация данной цели предполагает решение комплекса взаимосвязанных задач:
- раскрыть понятия «банкротство», «несостоятельность», «антикризисное управление»;
- определить цели, функции и задачи антикризисного управления предприятием.
Структура работы. Данная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
1. Теоретические основы банкротства предприятий
1.1. Понятие и причины банкротства и несостоятельности предприятия
Банкротство - неизбежное явление любого современного рынка, который использует несостоятельность в качестве рыночного инструмента перераспределения капиталов и отражает объективные процессы структурной перестройки экономики.
Экономическая составляющая института несостоятельности и банкротства заключается в том, что он служит механизмом установления наиболее эффективного режима управления производственными ресурсами предприятий, так как основной вопрос, возникающий в ситуации неплатежеспоспособности предприятий, состоит в принятии правильного решения относительно его экономических и финансовых ресурсов. Формальный подход к ликвидации всех убыточных предприятий неизбежно приведет к разрушению производственного потенциала и станет непреодолимым препятствием для экономического роста страны, не говоря о том, что будет нанесен значительный ущерб интересам государства.
Современная оценка экономического аспекта несостоятельности представляет собой констатацию факта неплатежеспособности, имеющую разную степень и выражающуюся как в виде незначительных проблем с ликвидными средствами и отдельных сбоев с исполнением обязательств, так и в устойчивой, «хронической» неплатежеспособности. В последнем случае, когда предприятие не может выполнить свои обязательства и безнадежно поглощает ресурсы кредиторов, говорят о его несостоятельности. Таким образом, «неплатежеспособность» – это внешнее проявление кризисного состояния предприятия, отражающее снижение эффективности его производственного потенциала и неспособность своевременно погашать свои финансовые обязательства (производить платежи по своим срочным обязательствам), выражающуюся как в виде отдельных сбоев с исполнением обязательств, так и в устойчивом хроническом поглощении собственных и заемных ресурсов. Влияние экономической составляющей банкротства на фискальные интересы государства заключается в том, что устойчивая, хроническая неплатежеспособность предприятия с финансовой точки зрения означает поглощение ресурсов или средств кредиторов, сопровождающееся формированием недоимки по налогам и другим обязательным платежам и препятствующее формированию доходной части государственного бюджета.
Анализ различных подходов к определению терминов «несостоятельность» и «банкротство» в современной экономической науке выявил теоретическую проблему – отсутствие однозначного понимания и толкования изучаемых понятий. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ термины «несостоятельность» и «банкротство» рассматривает как синонимы, что представляется принципиально не правильным, и следует признать недостатком действующего российского законодательства. В области теории несостоятельности выделяют экономическую, финансовую и юридическую несостоятельность. При этом экономическая несостоятельность является следствием неэффективного использования производственного потенциала предприятия, финансовая несостоятельность наступает в случае, когда предприятие оказывается неспособным погашать свои долги, юридически несостоятельным предприятие становится с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом. Несостоятельность – это прежде всего объективный процесс, характеризующий состояние хозяйствующего субъекта, а банкротство – это совокупность организационных процедур, упорядоченных по их составу, взаимосвязи и моменту протекания, и является лишь одним из возможных последствий несостоятельности. Банкротство по сути представляет собой факт прекращения существования хозяйствующего субъекта в прежнем виде (качественное изменение состояния). Процедура банкротства представляет собой завершающую стадию нерационального функционирования предприятия, которой обычно предшествуют стадии нормальной работы и стадии временных финансовых затруднений.
Несостоятельность приводит к возникновению социально-экономического кризиса, влекущего обострение противоречий между: кредиторами и должником, кредиторами внутри одной очереди, кредиторами, должником и иными лицами. К моменту наступления неплатежеспособности кредиторы, акционеры, менеджмент предприятия на основе имеющейся информации о финансовом состоянии предприятия и результатах предшествующей деятельности прогнозируют значения данных показателей на будущее, результаты которых могут не только не совпадать, но и быть кардинально противоположными. Как следствие, наступает столкновение интересов главных участников или акционеров должника, (т.е. тех, кто до начала процедуры банкротства реально мог определять стратегию деятельности должника и через его исполнительные органы фактически распоряжался его имуществом) и кредиторов. Суть данного противоречия очевидна, однако степень интенсивности и остроты указанного конфликта в значительной мере зависит от величины оставшихся у должника активов, размера долга, как перед отдельными кредиторами, так и в целом.
Конфликты интересов оказывают существенное влияние на эффективность института банкротства, и как следствие – на эффективность соблюдения фискальных интересов государства, поскольку во многом предопределяют способ разрешения кризисной ситуации – реабилитационные или ликвидационные процедуры. При этом, если право принятия окончательного решения о способе преодоления кризисной ситуации принадлежит какой-либо отдельной стороне, то, как правило, это решение оказывается противоречащим принципам оптимального выбора, эффективного использования ресурсов, социальной справедливости, критериями экономической эффективности и целесообразности.
750 руб.
1. Конституция (Основной Закон) РФ. М., 1993.
2. Гражданский кодекс РФ. (В 2 частях) - М., 1996.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Глава 25 «Налог на прибыль организаций».
4. Приказ Министерства финансов РФ от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» //Финансовая газета, 2003, № 33
5. Методические указания по проведению анализа финансового состояния //Приказ ФСФО РФ от 23.01.2001 №16
6. Айвазян З., Кириченко В. Антикризисное управление: принятие решений на краю пропасти // Проблемы теории и практики управления. – 2005. - №4.
7. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989
8. Антикризисное управление / под ред. Коротков Э.М. М.: Инфра-М, 2005.
9. Антикризисное управление от банкротства к финансовому оздоровлению / Под ред. Г. П. Иванова. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2005.
10. Антикризисное управление: Учеб. пособие для технических вузов / В. Г. Крыжановский, В. И. Лапенков, В. И. Лютер и др.; под ред. Э. С. Минаева и В. П. Панагушина. – М.: "Издательство ПРИОР", 2000 – 432 с.
11. Антикризисное управление: Учеб. пособие. / Под ред. Э.С. Минаева, В.П. Пагушина – М.: Издательство «ПРИОР», 2002. – 432с.
12. Антикризисное управление: Учебник. / Под ред. Э.М. Короткова. – М., 2000.
13. Антикризисный менеджмент / Под ред. проф. Грязновой А.Г. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»; Издательство ЭКМОС, 1999.- 368с.
14. Антикризисный менеджмент / Под редакцией проф. Грязновой А. Г. – М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС, 1999. – 368 с.
15. Антиризисное управление: Учебник / Под ред. Э. М. Короткова. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 432 с.
16. Балабанов И.Т.. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? М.: Финансы и статистика. 1994
17. Бобрышев А., Кузенков А., Остапенков Д. Планирование и банкротство - понятия совместимые. // Экономист. -2000. -N 5. - С.88.
18. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколов. – М.: Финансы и статистика, 2001
19. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: Учебник для вузов / - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
20. Гончарук О.В. , Кныш М.И., Шопенко Д.В. Управление финансами предприятия: Учебное пособие. − СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. − 264с.
21. Грамотенко Т.А., Мясоедова Л.В., Любанова Т.П. Банкротство предприятий: Экономические аспекты - М.: "Издательство ПРИОР", 1998 г.
22. Грязнова А.Г. Антикризисный менеджмент. М., 2004
23. Кац И. Антикризисное управление предприятием // Проблемы теории и практики управления. – 2003. - №2. – С.82-85
24. Помигалов И.А. Понятие антикризисного управления в работах российских и зарубежных ученых // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. - №4. – С.8-15
25. Сурин В.В. Антикризисное управление: практическое использование идеальных ресурсов // Менеджмент в России и за рубежом – 2004. - №3. – С.98-105
26. Теория и практика антикризисного управления. / Под ред.Беляева С.Г. и Кошкина В.И. М.: Закон и право, ЮНИТИ,
27. Ткачук М.И. Основы финансового менеджмента. –Мн.: Экоперспектива, 2002. – 415с.
28. Финансовый менеджмент: Учебник / Под ред. Н.Ф. Самсонова. − 2-е изд. − М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 . − 451с.
750 руб.