ГлавнаяГотовые работы Русские традиции анализа культуры.

Готовый реферат

на тему:

«Русские традиции анализа культуры.»









Цена: 750 руб.

Номер: V11809

Предмет: Культурология

Год: 2008

Тип: рефераты

Отзывы

Айжамал 26.08.2020
Вас беспокоит автор статьи Айжамал из Кыргызстана,  моя статья опубликована, и в этом ваша заслуга. Огромная благодарность Вам за оказанные услуги.
Татьяна М. 12.06.2020
Спасибо Вам за сотрудничество! Я ВКР защитила на 5 (пять). Огромное спасибо Вам и Вашей команде Курсовой проект.
Юлианна В. 09.04.2018
Мы стали Магистрами)))
Николай А. 01.03.2018
Мария,добрый день! Спасибо большое. Защитился на 4!всего доброго
Инна М. 14.03.2018
Добрый день,хочу выразить слова благодарности Вашей и организации и тайному исполнителю моей работы.Я сегодня защитилась на 4!!!! Отзыв на сайт обязательно прикреплю,друзьям и знакомым  буду Вас рекомендовать. Успехов Вам!!!
Ольга С. 09.02.2018
Курсовая на "5"! Спасибо огромное!!!
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Ксения 16.01.2018
Спасибо большое!!! Очень приятно с Вами сотрудничать!
Ольга 14.01.2018
Светлана, добрый день! Хочу сказать Вам и Вашим сотрудникам огромное спасибо за курсовую работу!!! оценили на \5\!))
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Вера 07.03.18
Защита прошла на отлично. Спасибо большое :)
Яна 06.10.2017
Большое спасибо Вам и автору!!! Это именно то, что нужно!!!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!

Поделиться

Введение
Содержание
Литература
Введение



В истории человечества существовало множество культур – самобытных, не похожих одна на другую. На Земле одновременно соседствуют самые разные культуры. Как они возникли? Какова их судьба? Способны ли они воспринимать друг друга?

В прошлом веке ученые считали, что можно говорить только об одной культуре, которая олицетворяет конкретные стадии единого духовного процесса. Какие-то культуры выглядят странными, патриархальными, потому что они действительно отражают древнее самосознание человечества, другие, напротив, уже существенно продвинулись в своем развитии, приобрели современный облик.

Тогда же возникла иная мысль: эти культуры на самом деле различны, самобытны, и даже вообще не имеют друг с другом ничего общего. Размышляя об эмоциональных образах в живописи или о воздействии музыки на духовный мир человека, о тайных символах пирамид или загадках современной культуры, о глубинной взаимосвязи гармонии и хаоса в мифах или произведениях постмодернизма, о греческой скульптуре или лирике Возрождения, мы пытаемся понять закономерности развития и функционирования культур – прошлых и современных, осмыслить их истоки, судьбы. Многие произведения искусства оказываются более прозрачными, когда их истолкование сопряжено с целостным размышлением о культуре.

Актуальность данной темы очевидна. Анализ обширной философской, культурологической и художественной литературы показывает, что феномен гуманитарной культуры исследован мало. Даже само это понятие встречается редко. Между тем гуманитарно-культурные ценности необходимы для человеческого рода, общества и отдельного человека. Общеизвестно, что проблема возникновения духовной культуры крайне сложна и недостаточно разработана.

Опыт прошлых лет оказывается сверхценным для создания современной гуманитарной культуры. «Люди минувших эпох, – отмечает Э.Ю. Соловьев, – живут для нас благодаря особого рода общественной практике – мемориальной. Она обеспечивает постоянное присутствие прошлого в актуальном сознании и препятствует тому, чтобы ее подменяли или сочиняли; те, кого уже нет, продолжают общаться с нами через оставленное ими наследие» .

Культура была предметом философского анализа еще со времен античности. Однако особую остроту вопросы культуры приобрели в ХIХ веке, когда оказались тесно связанными с острыми социально-политическими, экономическими, правовыми и нравственными проблемами народов Западной Европы, претендующей в те времена на культурное первенство в мире.

Именно в этот период складываются две взаимоисключающих точки зрения на культуру, одна из которых рассматривает ее как средство облагораживания человека, превращения его в гармоничное творческое существо, носителя цивилизационного начала, а другая, наоборот, считает культуру средством закабаления человека, превращения его в послушное орудие чужих и враждебных человеку сил.

В тот период, когда научная мысль Европы стала особенно часто обращаться к исследованию культуры и ее характерных особенностей, а именно с середины XIX века, в России также сложился интерес к этой проблематике.

В данной работе рассматриваются общие вопросы исследования культуры как объекта анализа и русские традиции анализа культуры. В конце работы сделаны обобщающие выводы.



1. Культура как объект научного анализа



Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о его многозначности, чем об изученности и осмысленности скрывающихся за ним значений. Многообразие обыденного словоупотребления перекликается со множественностью научных определений и свидетельствует прежде всего о многообразии самого феномена культуры.

Мы привыкли говорить о духовной и материальной культуре и прекрасно понимаем, что в одном случае речь идет о музыке, театре, религии, в другом – о земледелии и садоводчестве, компьютерном обеспечении производства. «Классифицируя, в соответствии со сложившимся словоупотреблением, различные области культуры, мы редко задумываемся над тем обстоятельством, что культура – это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях» .

Термин культура многозначен. Им можно характеризовать культуру определенной эпохи, народа, той или иной сферы жизни (например: культура Возрождения, культура славян, культура труда). Все, чем мы пользуемся в области культуры (в том числе и само понимание культуры), было когда-то открыто, осмыслено и введено в человеческую повседневность. Другое дело, что существуют разные национальные и исторические традиции, причудливо переплетенные в современном облике культуры, которые определяют содержание наших представлений о культуре, а также, будучи переосмысленными в научных исследованиях, и содержание научных теорий.

Исторически термин культура возник в Древнем Риме и означал обработку, возделывание, выращивание, разведение каких-то полезных растений.

Затем термин культура стал обозначать все то, что создано руками человека, нечто искусственное, в отличие от естественного, природного, натурального. Это – первое, самое простое значение термина культура.

«В этом случае термин культура не несет какой-либо оценочной окраски: эрозия почв и кислотные дожди, озоновые дыры в атмосфере и загрязнение мирового океана, гонка вооружений и СПИД – чума XX века – составная часть современной культуры, так же, как опричнина, использование рабского труда на плантациях американских латифундистов, войны Реформации и все то, что традиционно историки называют «проклятым прошлым» .

Существует и такое понимание культуры, которое определяет ее как «совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или групп народов» . Такой взгляд на культуру был характерен для XIX века, когда подавляющее большинство культурологов свято верило в прогресс, чаще всего отождествляя его с успехами науки и техники, оставляя в тени проблемы жизни и быта, самочувствия человека.

Третье определение культуры связано, в первую очередь, с человеком. В данном случае под термином культура понимают облагораживание, улучшение телесно-душевно-духовных сил, склонностей и способностей человека. Если понимать культуру как искусственную среду, созданную человечеством, то эта среда предстает как способ и результат всей человеческой деятельности, как совокупность общечеловеческих норм и ценностей, разнообразных материально-экономических, политических, социальных и духовных организаций, созданных людьми. Тогда для исследователей главным в культуре становится изучение активных связей человека с миром природы, миром социума и собственным субъективным миром.

В современной культурологии существует много определений культуры, но самыми значимыми являются технологические, деятельностные и аксиологические или ценностные подходы.

С точки зрения технологического подхода, она представляет собой определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни, который зависит от технико-экономических показателей развития общества, его энерговооруженности, технологии и других параметров. Именно от них, считают культурологи этого направления, зависят вообще все стороны жизни общества – политические и правовые институты, семья и быт, формы досуга и нормы морали, главные формы искусства.

«Этот подход характерен не только для многих марксистских работ, но и для представителей других культурологических школ Америки и ряда западных стран. С точки зрения экономических стадий роста, пытался дать характеристику стран современного мира известный исследователь У.У. Ростоу. Технологический и технократический подход к культуре свойствен многим германским исследователям, весьма далеким от марксизма» .

Деятельностная концепция культуры рассматривает определенные типы и формы жизнедеятельности людей, совокупность которых и создает специфические особенности той или иной культуры. Если культура означает небиологическое существование человечества, то предметная деятельность людей, связанная с употреблением орудий и знаков, норм и правил поведения, ценностей и символов культуры, раскрывает специфические формы и содержание социокультурных процессов, происходящих в разных сферах жизни общества.

Классическим примером такого рода работ является широко известный труд М. Мид «Взросление на Самоа», в котором прослеживается процесс овладения социальными ролями девочек, живущих в условиях традиционной культуры, типичной для островов Океании.

Актуальным и значимым в современном культурологическом исследовании является аксиологический или ценностный подход к культуре. Он возникает под влиянием работ немецких философов и культурологов еще в конце XVIII – начале XIX вв., когда понятие культура отождествлялось, в первую очередь и главным образом, с духовной культурой. Эволюция человечества с этой точки зрения определялась тем, как и в каких формах эволюционировали религиозные, моральные, правовые, философские и политические нормы общества, его эстетические взгляды и вкусы.

В более позднем времени сторонники ценностной концепции культуры стали рассматривать всю сферу духовной жизни общества.

Несмотря на разные и зачастую взаимоисключающие подходы к анализу культуры, вся современная культурология считает, что термин культура многозначен и органично включает в себя разные смыслы:

во-первых, этим термином можно обозначить определенную историческую эпоху в развитии человечества;

во-вторых, этот термин применим при характеристике конкретного общества или народа (этноса);

в-третьих, термин культура применяется для обозначения специфических сфер деятельности общества, социальной группы, конкретного индивида, носителя определенных типовых форм жизнедеятельности;

в-четвертых, этот термин употребляется как характеристика определенного уровня духовной культуры, а в более узком смысле – для характеристики художественной культуры;

наконец, существует и такое достаточно распространенное представление о культуре, как о степени образованности и воспитанности человека.
750 руб.

Похожие работы:

Русские традиции анализа культуры 

2. Русские традиции анализа культуры

Можно выделить для лучшего понимания три разных группы ученых и деятелей ...

Понятие культуры и цивилизации в истории филосовского анализа культуры 

Выведение философских оснований культуры существенно для судеб человечества, если исходить из спасительной ...

Поиск по базе выполненных нами работ: