ГлавнаяГотовые работы Русские традиции анализа культуры

Готовый реферат

на тему:

«Русские традиции анализа культуры»









Цена: 750 руб.

Номер: V12164

Предмет: Культурология

Год: 2008

Тип: рефераты

Отзывы

Айжамал 26.08.2020
Вас беспокоит автор статьи Айжамал из Кыргызстана,  моя статья опубликована, и в этом ваша заслуга. Огромная благодарность Вам за оказанные услуги.
Татьяна М. 12.06.2020
Спасибо Вам за сотрудничество! Я ВКР защитила на 5 (пять). Огромное спасибо Вам и Вашей команде Курсовой проект.
Юлианна В. 09.04.2018
Мы стали Магистрами)))
Николай А. 01.03.2018
Мария,добрый день! Спасибо большое. Защитился на 4!всего доброго
Инна М. 14.03.2018
Добрый день,хочу выразить слова благодарности Вашей и организации и тайному исполнителю моей работы.Я сегодня защитилась на 4!!!! Отзыв на сайт обязательно прикреплю,друзьям и знакомым  буду Вас рекомендовать. Успехов Вам!!!
Ольга С. 09.02.2018
Курсовая на "5"! Спасибо огромное!!!
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Ксения 16.01.2018
Спасибо большое!!! Очень приятно с Вами сотрудничать!
Ольга 14.01.2018
Светлана, добрый день! Хочу сказать Вам и Вашим сотрудникам огромное спасибо за курсовую работу!!! оценили на \5\!))
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Вера 07.03.18
Защита прошла на отлично. Спасибо большое :)
Яна 06.10.2017
Большое спасибо Вам и автору!!! Это именно то, что нужно!!!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!

Поделиться

Введение
Содержание
Литература
2. Русские традиции анализа культуры



Можно выделить для лучшего понимания три разных группы ученых и деятелей культуры, каждая из которых внесла свой существенный вклад в разработку общих проблем культуры. Правда, особенностью всех русских работ в области культуры является то, что они рассматривают не только общие вопросы культуры, но и обращаются к животрепещущим проблемам российской культуры, к сравнительному анализу западной и русской культуры, к поиску фундаментальных основ российского культурного ареала (Византия, варяги, татары), к изучению русского народного творчества.

Второй особенностью произведений, посвященных исследованию культуры русскими авторами, является их высокий гуманизм и обращенность к человеку простому, яркая демократическая направленность, независимо от политических симпатий самих авторов.

«Слова Л.Н. Толстого: «цивилизация и культура должны улучшать жизнь масс, а не идти по ложному пути», – являются главным лейтмотивом творчества русских социальных философов и культурологов, этнографов и географов, писателей и общественных деятелей» .

Огромное воздействие на всю духовную культуру конца XIX – начала XX века оказали произведения великих русских писателей – Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, чье творчество отличали высокий гуманизм, уважение к человеку и его жизни, резкая критика общественных порядков, калечащих людей, делающих их несчастными.

Ф.М. Достоевский (1821–1889), великий писатель-гуманист считал, что добро и зло в обществе зависят не от культуры или особенностей государственного устройства, а от самой человеческой природы и что любой человек способен вырваться из ограничивающих его социальных обстоятельств и волен сам определить свои нравственные позиции, а значит и свои поступки.

«Человеку, считает Достоевский, свойственно «самостоятельное хотение», у него всегда есть свобода выбора и он ответствен за то, что он сам выбирает – остаться зверем неразумным или реализовывать в своей жизни великие идеалы христианства. По выражению Достоевского, социальная гармония предполагает достижение братства народов на основе совершенствования жизни всех людей и при достижении счастья каждым отдельным человеком» .

В противовес революционным преобразованиям общества Ф.М. Достоевский выдвигает концепцию почвенничества, называя великой почвой России народ, который является народом–богоносцем. Только русский крестьянин сохранил христианский идеал всетерпимости и всечеловечности, поэтому он хранит христианство от наступающих на него алчности, нечеловечности буржуазных отношений. Вера в Христа обеспечит и вхождение России в европейскую культуру, причем, Европа может многому научиться у России, вспомнить то, что она утратила в погоне за наживой.

Гуманистические традиции Достоевского, раскрывающиеся во всем его творчестве, значительно повлияли на оценку европейской культуры глазами культурологов нового поколения, которые за успехами технической цивилизации Европы, вслед за великим писателем России, увидели и узость взглядов европейских обывателей, их нацеленность на финансовый успех, на комфорт и богатство и потерю ими целей и смысла жизни.

Великий русский писатель Л.Н. Толстой (1828-1910) считал, что русская культура самостоятельна и самобытна в своей основе, непохожа на западные образцы цивилизации. Философские работы Толстого содержат много критических замечаний, как в адрес культуры императорской России, так и западной цивилизации, которая, по мнению Л.Н. Толстого, находится на ложном пути. Культура, которая игнорирует интересы простого человека, не способствует улучшению его жизни.

Л.Н. Толстой резко критиковал государственные и религиозные учреждения России, считая, что все они основаны на насилии и угнетении и что уважающий себя человек будет воздерживаться исполнять государственные обязанности и занимать государственные должности, служить в армии, ходить в церковь, которой правят священники, весьма далекие от идеалов подлинного христианства.

Не менее резко выступал Л.Н. Толстой и против западной культуры, считая ее многовековой ложью, призванной искусно сдерживать зло, царящее в мире. Толстовское учение о воспитании самого себя в реальных христианских делах и поступках, о самосовершенствовании человека, оказало большое воздействие на писателей-гуманистов XX века, живших в разных странах мира.

«Ромэн Роллан и Томас Манн, М. Ганди и Стефан Цвейг, Дж. Неру и А. Швейцер, как и многие другие деятели культуры, неоднократно подчеркивали, что учение Л.Н. Толстого оказало существенное влияние на формирование их взглядов сформировало их представления о роли и значении культуры в жизни современного человечества» .

Вторая большая группа русских исследователей культуры – представители самых разных частных наук об обществе – географы и этнографы, экономисты и разного рода земские деятели, врачи и учителя, которые собрали большой эмпирический материал и затем, анализируя и обобщая его, создали целый ряд работ, в которых выявляли связи и различия в культурах России и Европы, России и Востока, России и населяющих ее других народов.

Труды некоторых из них становились известны на Западе раньше, чем в России, причем зачастую начавшееся при царизме умалчивание их трудов продолжалось и при советской власти (Кропоткин П.А., Бакунин М.А., Мечников Л.И. и многие другие) и даже в 90-е гг. работы многих выпустили в свет неполными, а ряд работ так и не увидел света.

Ярким примером развития культурологического знания, основанного на эмпирическом материале, являются работы и научные отчеты Н.Н. Миклухо-Маклая (1846-1888), который изучал жизнь коренного населения Юго-Восточной Азии, Океании и Новой Гвинеи и собрал богатейший материал об образе жизни в различных примитивных, культурах, имеющий принципиально-важное значение для культурологов всего мира.

Характерно, что этот материал убедительно раскрывает и особенности русской научной мысли того времени, выступавшей с критикой расизма и осуждавшей колонизаторскую политику западных держав. В работах Н.Я. Данилевского (1822-1885), особенно в его главном труде «Россия и Европа» проводится та мысль (на полвека раньше, чем у О. Шпенглера в его «Закате Европы»), что культура Европы клонится к упадку и нужен новый культурный тип, новая государственная культура.

В работе «Россия и Европа» Н.Я. Данилевский писал: «Обращаюсь теперь к миру славянскому, и преимущественно к России как единственной независимой представительнице его, с тем, чтобы рассмотреть результаты и задатки еще начинающейся только его культурно-исторической жизни, с четырех принятых точек зрения: религии, культуры, политики и общественно-экономического строя, дабы таким образом уяснить, хотя бы в самых общих чертах, чего вправе мы ожидать и надеяться от славянского культурно-исторического типа, в чем может заключаться особая славянская цивилизация, если она пойдет по пути самобытного развития?» .

«Религия составляла самое существенное, господствующее (почти исключительно) содержание древней русской жизни, и в настоящее время в ней же заключается преобладающий духовный интерес простых русских людей; и поистине нельзя не удивляться невежеству и дерзости тех, которые могли утверждать (в угоду своим фантазиям) религиозный индифферентизм русского народа» .

Самый характер русских, и вообще славян, чуждый насильственности, исполненный мягкости, покорности, почтительности, имеет наибольшую соответственность с христианским идеалом.

С другой стороны, религиозные уклонения, болезни русского народа – раскол старообрядства и секты – указывают: первый – на настойчивую охранительность, не допускающую ни малейших перемен в самой внешности в оболочке святыни; вторые же, особенно духоборство, – на способность к религиозно-философскому мышлению.

У других славянских народов мы видим гуситское религиозное движение – самую чистую, идеальную из религиозных реформ, в которой проявлялся не мятежный, преобразовательный дух реформы Лютера, Кальвина, а характер реставрационный, восстановительный, стремившийся к возвращению к духовной истине, некогда переданной св. Кириллом и Мефодием.
750 руб.

Похожие работы:

Русские традиции анализа культуры. 

Введение

В истории человечества существовало множество культур – самобытных, не похожих одна на другую. ...

Понятие культуры и цивилизации в истории филосовского анализа культуры 

Выведение философских оснований культуры существенно для судеб человечества, если исходить из спасительной ...

Поиск по базе выполненных нами работ: