Классификация иллюзий.
Существуют несколько видов типичных иллюзий, которые заставляют людей раздувать конфликты, они наиболее ярко показывают, на сколько мы способны навредить сами себе в условиях межличностного конфликта. Раз-берем несколько таких иллюзий:
1. Иллюзия «Выигрыша-Проигрыша».
2. Иллюзия «Плохого человека».
3. Иллюзия «Самооправдания».
4. Иллюзия «Камня преткновения».
5. Иллюзия «Зеркального восприятия».
1. Иллюзия «Выигрыша-Проигрыша»
«Наши потребности абсолютно не совместимы, только один из нас мо-жет победить». В ситуациях, при которых появляется стремление к двум не-совместимым, одновременно неосуществимым целям, может сложиться впе-чатление, что необходим выбор одного из двух: либо - либо. Наши потребно-сти абсолютно несовместимы, только один из нас может победить.
Когда речь идет об индивидах, которые преследуют совершенно несо-вместимые цели, это, прежде всего, означает, что каждая сторона либо вы-игрывает, либо проигрывает, других вариантов нет. Оппоненты борются за победу всеми доступными или приемлемыми им средствами, появляются лозунги типа: «Победа любой ценой». Однако фактически почти всегда су-ществует и ряд других вариантов, кроме как «выигрыш-проигрыш». А так же может быть и «проигрыш-проигрыш», и «выигрыш-выигрыш». Иллюзия данной ситуации заключена в том, что результат, при котором один выигры-вает, а другой проигрывает, воспринимается как абсолютно неизбежный, хо-тя на самом деле часто есть альтернатива и более взаимовыгодного решения.
Существует мнение, что благодаря конфликту проявляется замечатель-ная возможность для творческого решения проблемы, для сотрудничества и личностного роста. Но надо сказать, что человек, вовлеченный в конфликт, редко может похвастаться этими добродетелями. В первый момент он реаги-рует, как и в большинстве конфликтов, на ситуации выигрыша или проиг-рыша. Человек и его противник отстаивают совершенно разные позиции, при этом каждый считает, что несовместимость их требований означает, что результаты обязательно принесут некие преимущества одному из них. Каж-дый их оппонентов чувствует, что лишь один из них может быть правым, лишь один может получить то, что он хочет, в то время как другой должен неизбежно потерять. А для того чтобы найти взаимовыгодное решение, нуж-но приложить неимоверные усилия с обеих сторон, и тогда никто ничего не потеряет. Проблема в том, что в большинстве случаев оппоненты просто не считают такой исход возможным. В подобной ситуации иллюзия заключает-ся в том, что результат, при котором один выигрывает, а другой проигрывает, воспринимается единственно неизбежным, тогда как на самом деле зачас-тую существует альтернатива взаимовыгодного решения.
Человек подверженный этой иллюзии абсолютно не уникален. Надо сказать, что преодоление иллюзии Выигрыша-Проигрыша дело не столь уж легкое. Так как четкое понимание о поиске взаимовыгодного решения не так просто поддается большинству из нас. И многие специалисты в области конфликтологии абсолютно уверены в том, что намерение обучить населе-ние земного шара видеть или находить возможность такого решения в меж-личностных конфликтах абсолютно тщетно.
2. Иллюзия «Плохого человека».
«Данный конфликт является прямым результатом полной некомпетент-ности, грубости, глупости или других недостатков нашего оппонента; и раз-решение его возможно только в том случае, если тот все это признает и ис-правит» . Считая конфликт прямым следствием личных недостатков другого, мы снимаем с себя всю ответственность за собственный вклад в создание проблемы. При этом мы ловко успокаиваем себя, и считаем виновным дру-гого человека, в то время как мы - лишь невинная и несчастная жертва.
750 руб.
Введение…………………………………………………………………………...2
Объективные причины конфликтов……………………………………………..5
Препятствия в преодолении конфликта…………………………………………7
Классификация иллюзий…………………………………………………………9
Заключение………………………………………………………………………16
Список литературы………………………………………………………………18
Введение.
Одна из главных причин кризиса, переживаемого нашим обществом, со-стоит в отсутствии взаимопонимания между людьми - участниками различ-ных сфер жизнедеятельности разного уровня и разного характера. Поэтому вопрос согласования взаимодействия - один из самых актуальных.
Почти каждая общественная гуманитарная дисциплина имеет разделы, посвященные конфликту. В научной литературе, как за рубежом, так и отече-ственной, касающейся данной тематики, понятие конфликта однозначно не определено. Современная социология конфликта видит в множественности конфликтов уменьшение возможности развития одного, которое ведет к рас-колу. Многообразие разнонаправленных коллизий уменьшает опасность та-кого раскола, значительная часть конфликтного потенциала растрачивается в многочисленных локальных столкновениях, Конфликт не только неизбежен, он необходим в обществе, где утвердилась ценность личности и индивиду-альных интересов. Конфликт рассматривается как результат и проявление сложности социальной организации общества, тем более вероятность воз-никновения конфликтов.
Природа конфликта заключается именно в том, что он возникает из раз-личий, имеющихся у личностей, которые вступают во взаимодействие. Глав-ная проблема заключается в том, чтобы в этом процессе обеспечить рацио-нальные, логичные, конструктивные отношения между ними, используя не насилие, хамство или бегство, а полную информацию (факты, доводы, при-меры ).
Конфликтология не является Наукой, потому как находится еще на ста-дии развития и помимо богатых эмпирических фактов (а именно, конфлик-тов), собственно своего еще ничего не имеет. Однако данный факт отнюдь не снижает и не уменьшает ее практической значимости. Конфликтологии как науке впереди еще предстоит не только определение своего предмета ис-следования, но и его реконструирование, а также создание междисциплинар-ной парадигмы.
Конфликтологией на данном этапе развития принято считать некоторую программу по формированию будущей науки. В данное время пока еще от-сутствуют веские основания, которые позволили бы признать конфликтоло-гию наукой. Однако если присоединиться к некоторым исследователям и со-гласиться с тем, что конфликтология является всего лишь «совокупностью всех исследований о конфликтах» – это означает полную остановку развития конфликтологии как науки.
Сутью и исследованием конфликтологии является конфликт. Дадим краткое определение конфликта.
Конфликт – это социальное явление, в котором отношения между людь-ми насыщены борьбой, противостоянием и открытым предъявлением проти-воречий, столкновением.
«Под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения зна-чимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключаю-щийся в противодействии субъектов и обычно сопровождающийся негатив-ными эмоциями».
Разногласия во мнениях личностей вызывающие конфликт, значительно осложняют взаимоотношения между людьми как дома, на работе так и в со-циальной и политической жизни.
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. В общем виде можно сказать так: каждый хочет достичь определенной цели, удовлетворить свой интерес, но все оказывается не так-то просто. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей, общество в целом, правительство, Бога в том, что не смогли дос-тичь желаемого. А окружающие - родственники, коллеги, общество - пола-гают, что человек сам виноват в собственной неудаче. Причин может быть масса: либо цель была неверно поставлена, либо средства ее достижения бы-ли выбраны неудачно, либо сложившаяся ситуация и обстоятельства поме-шали, а, возможно, причина всех бед кроется в том, что мы не можем четко представить свои интересы, понятно выразить их. Мы заранее злимся и на-страиваемся на потенциальных и настоящих партнеров как на противников. Возникает ситуация взаимопонимания, которая постепенно перерастает в не-довольство, создается обстановка неудовлетворенности, социальной напря-женности.
Объективные причины конфликтов.
Конфликты возникают на фоне тесного общения при столкновении про-тивоположных или несходных интересов, взглядов, стремлений, типов пове-дения и поступков.
Споры и разногласия могут быть мимолетными и длительными, одно-сторонними и обоюдными, открытыми и скрытыми, случайными и предна-меренными.
Конфликт есть несогласие сторон, каждая из которых добивается друг от друга того, чтобы противоположная сторона приняла ее взгляды, и мешает другой внедрить свои.
Конфликт может развиваться между людьми, группами, внутри самого человека.
К числу объективных причин конфликтов можно отнести главным обра-зом те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению интересов, мнений, установок. Объективные причины при-водят к созданию предконфликтной обстановки, ситуации.
Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индиви-дуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой — либо еще спо-соб разрешения объективного противоречия. Жесткое разделение объектив-ных и субъективных причин конфликтов, а тем более их противопоставле-ние, неправомерно. В основе, казалось бы, чисто субъективной причины конфликта может, в конечном счете, лежать фактор, от человека мало зави-сящий, т.е. объективный. И, пожалуй, нет ни одного конфликта, который был или не был бы как-то обусловлен объективным и субъективным фактором.
Объективные причины конфликтов:
• естественное столкновение значимых материальных и духовных инте-ресов людей в процессе жизнедеятельности;
• слабая разработанность правовых и других нормативных процедур раз-решения социальных противоречий;
• недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей мате-риальных и духовных благ;
• образ жизни многих россиян (материально-бытовая неустроенность, отсутствие возможностей удовлетворения своих насущных потребно-стей);
• достаточно устойчивые стереотипы межличностных и межгрупповых отношений граждан России, способствующие возникновению кон-фликтов.
750 руб.
. Зайцев А.К. Социальный конфликт. M.: Academia, 2000.;
2. Буртовая Е.В. – Конфликтология. Учебное пособие. 2002г.
3. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2000
4. Сельченок К.В. - Прикладная конфликтология – М.: ХАРВЕСТ, 2000г.,
5. Управление персоналом - Учебник под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Ереминой. – М.: ЮНИТИ, 2002г.
750 руб.