Социальная служба организации как механизм реализации социальной защиты работников
На современном этапе развития общества для решения поставленных перед ним задач необходима полная мобилизация социально-психологических факторов в общественном производстве, усиление социальной направленности управления экономикой, что невозможно без активного исследовательского поиска и своевременного проникновения в сущность социально-экономических процессов, протекающих в сфере производства.
В связи с этим возникает необходимость в совершенствовании управления социальными процессами, повышении уровня работы в области социального развития трудовых коллективов. Важную роль в этом должны сыграть службы социального развития предприятий, организаций, министерств.
Служба социального развития призвана проводить социологические исследования на предприятии и на основе всестороннего изучения социально-психологических проблем организации труда, быта и отдыха трудящихся разрабатывать и реализовывать мероприятия, обеспечивающие всемерное выявление и использование резервов роста производительности труда и повышения эффективности производства, совершенствование управления социальными процессами, улучшение воспитательной работы и развитие творческой активности трудящихся. Она организует работу по управлению социальным развитием трудовых коллективов, методическое обеспечение, координацию разработки и реализации планов, целевых комплексных программ социального развития .
Служба социального развития является самостоятельным подразделением, подчиняющимся руководителю предприятия или его заместителю по социальным вопросам. В состав подразделений служб социального развития включаются социологи, психологи, специалисты по профориентации, организации и управлению производством.
Профессиональным содержанием деятельности работников службы является проведение прикладных социологических исследований производственных коллективов, планирование и прогнозирование показателей их развития, а также разработка и внедрение мероприятий, направленных на решение социальных проблем . Взаимодействуя со всеми производственными подразделениями, служба социального развития предприятия организует и координирует социологическую работу, запрашивает и анализирует социальную информацию, необходимую для проведения плановых работ, проводит конкретные социологические исследования, ознакамливает и передает подразделениям рекомендации и результаты проводимых исследовательских работ, контролирует их внедрение, проводит научно-поисковые работы по дальнейшему решению социальных проблем, разрабатывает научно-методические и учебно-методические материалы по исследуемым проблемам, пропагандирует социологические и психологические знания среди работников предприятия. Служба социального развития устанавливает деловые взаимосвязи, необходимые для выполнения работ по тематическому плану с другими родственными службами предприятий, научными учреждениями, вузами, организует и проводит семинары, совещания, стажировку специалистов родственных служб и предприятий.
2.2. Роль социального партнерства в социальной защите работников предприятия
Социальное партнерство, по идее, означает заботу руководителей предприятий и учреждений о своем персонале, которая (забота) выражается в создании здоровых условий для трудового процесса, справедливое и своевременное вознаграждение трудовых усилий каждого работника.
В идеологии и системе социального партнерства западные специалисты на первое место ставят именно процедуры согласования и консультаций на общегосударственном, отраслевом и территориальном уровнях между объединениями работодателей и профсоюзов. Таким образом, обсуждаются главные вопросы и основные направления социально-экономической политики, включая разработку критериев социальной справедливости и мер по защите интересов субъектов трудовых отношений. Порой в таких консультациях, как отмечалось, участвует правительство.
Не секрет, что в силу ряда исторических причин Россия вынуждена постоянно догонять передовой Запад в социально-экономическом развитии. Так и в сфере регулирования трудовых отношений на рыночной основе приходится законодательным путем внедрять консультативные органы, необходимые для согласования интересов главных субъектов в духе социального партнерства.
Организационным воплощением идей социального партнерства в России явилась созданная в 1992 году Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТКО, правовой статус которой был закреплен Федеральным законом № 92-ФЗ от 2 апреля 1999 года). Главной задачей РТКО стала подготовка Генеральных соглашений (теперь на 2 года) между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством РФ. Однако в законе обойден вопрос об ответственности сторон в случае невыполнения согласованных решений. Заметим, что ни одно из заключенных за прошедшие годы Генеральных соглашений не было выполнено полностью по вине правительства и работодателей.
Консультативные органы сотрудничества главных субъектов социального партнерства (диалога) (подобные РТК) давно существуют в развитых странах мира.
На второе место в механизме социального партнерства ставится переговорный характер согласования и урегулирования спорных вопросов, возникающих при заключении коллективных договоров и соглашений, и наличие соответствующих процедур и органов для разрешения противоречий мирным путем. В этом плане с формальной точки зрения в нашей стране существует целый ряд законов и нормативных актов, разработанных в целях содействия коллективно-договорному процессу на всех уровнях. Главным из них остается Закон «О коллективных договорах и соглашениях».
На третье место - по счету, но не по важности - западные специалисты ставят институт участия работников в управлении предприятиями и акционерными обществами.
1,200 руб.
Введение 3
1. Теоретико-правовые основы социальной защиты работников 6
1.1. Понятие и сущность государственной социальной защиты работников 6
1.2. Социальная защита работников на уровне предприятия 8
1.3. Роль и место социальной защиты в социальном развитии персонала организации 10
2. Организационные аспекты социальной защиты работников предприятия 15
2.1. Социальная служба организации как механизм реализации социальной защиты работников 15
2.2. Роль социального партнерства в социальной защите работников предприятия 17
2.3. Практика социальной защиты работников на примере ОАО «Соцбанк» 20
Заключение 23
Список литературы 25
Введение
Осуществление в настоящее время преобразований в формах и методах управления, организационных структурах предприятий с разными формами собственности, направленных на стимулирование их предприимчивости и развитие рыночных отношений, часто бывает недостаточно эффективным и поэтому не достигает поставленных целей.
В настоящее время на характер и роль функции социального развития персонала влияют прежде всего следующие изменения:
кардинальным образом преобразованы системы управления и взаимоотношений предприятий между собой;
исчезли многие координирующие методические центры, помогавшие предприятиям проводить работу с персоналом;
отсутствие общей методической и методологической базы поставило в тупик большинство предприятий, работающих по старинке;
большинство проблем в сфере работы с персоналом не просто изменились, а получили порой противоположную направленность (проблема недостатка персонала сменилась проблемой его высвобождения, излишняя текучесть - чрезмерной стабильностью и т. д.); накопленный ранее практический опыт оказался неприемлемым;
новые условия хозяйствования и управления вошли в противоречие с инертностью менталитета, психологией пассивного иждивенца.
Соблюдение норм социальной защиты работников предприятия на должном уровне позволит предприятию снизить текучесть кадров, участвовать в государственных программах развития, что также будет способствовать повышению эффективности производства, стабилизации социальной ситуации и увеличению прибыли предприятия. Итак, интересы работников и руководства на предприятии тесно взаимосвязаны, так как размер прибыли и производительности труда работников на предприятии находится в прямой зависимости от уровня социальной защищенности работников. Следовательно, взаимодействие рыночных отношений и социальной защиты необходимо учитывать не только на уровне всего общества, но и на уровне социальных групп, конкретных рабочих коллективов(предприятий), семьи и индивида. Главная цель социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации.
Грамотно построенная социальная защита работников в российских компаниях может и должна решать проблемы, с которыми неизбежно сталкивается любой быстро развивающийся бизнес, прежде всего, в сфере управления персоналом.
Эти положения и определяют актуальность темы курсовой работы.
Цель работы – раскрыть теоретические и организационные аспекты социальной защиты работников организации.
Для достижения поставленной цели в ходе работы должен быть решен ряд конкретных задач:
определить сущность социального развития персонала предприятия
проанализировать роль и место социальной защиты предприятия в социальном развитии персонала
рассмотреть практический опыт создания и функционирования социальной службы на предприятии
Объект работы – система социального развития персонала организации.
Предмет работы – социальная защита работников организации.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
Во введении обоснована актуальность темы, обозначены цели и задачи курсовой работы, определены предмет и объект работы.
Первая глава посвящена анализу понятия «социальная защита» и его влияния на социальное развитие персонала организации
Во второй главе рассматриваются понятие «социальная служба», структура социальной службы и ее основные функции, проведен анализ особенностей формирования и деятельности социальной службы на российских предприятиях.
В конце каждой главы и в заключении делаются обобщающие выводы по изложенному материалу.
1. Теоретико-правовые основы социальной защиты работников
1.1. Понятие и сущность государственной социальной защиты работников
В последние годы в России социальную защиту населения рассматривают с точки зрения оказания социальной помощи нетрудоспособным, забывая при этом про огромный пласт трудоспособного населения, которое также нуждается в комплексе социальной защиты, как все группы населения.
Термин «социальная защита» имеет различные значения. В новых экономических условиях он заменил термин «социальное обеспечение», использовавшийся в советской экономике, где он характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством.
Социальная защита как социальный институт, представляющий собой совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и экономические проблемы, в международном контексте обычно имеет дело с установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной защиты таким гражданам при наступлении установленных законодательством неблагоприятных событий предоставляется помощь компенсационного характера в денежной и натуральной формах, а также в форме различного рода услуг. Кроме того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий. Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др. Использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при осуществлении управления данной отраслью.
Необходимость социальной защищенности вытекает из наличия общественной потребности иметь в государстве систему законов, компенсирующих социальное несовершенство организации производства материальных благ и их распределения. Следовательно, сущность социальной защищенности состоит в законодательном обеспечении экономических, политических, социальных и иных прав, свобод и интересов граждан. Такая постановка вопроса имеет конституционный оттенок, Однако, как показывает мировая практика, в конституции права граждан только сформулированы. Их реализация-проблема которая должна еще решаться. Поэтому следует различать два понятия: «социальную защищенность» и «социальную защиту».
Социальная защищенность - это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека. Социальная защита- это более конкретное понятие и сводится к работе по реализации прав и свобод. Например, конституционное право на труд не может быть реализовано, если нет законов, регламентирующих трудовые отношения, а также системы государственных и общественных институтов, которые «заставляют» это законы работать.
В мировой практике обозначились два подхода к решению проблемы социальной защиты граждан . В развитых капиталистических странах господствует позитивный подход, т. е. необходимость социальной защиты признается и практика выработала соответствующие механизмы ее решения. В этих странах достигнута защищенность высоких стандартов. Она явилась результатом взаимодействия многих факторов, главные из которых следующие: функционирование экономики на основе рыночного механизма; постоянное проведение в стране эффективной законотворческой деятельности; деятельность правительства, направленная на обеспечение функционирования принятых законодательных актов; взаимодействие предпринимателей и профсоюзов в решении социально-экономических проблем.
1.2. Социальная защита работников на уровне предприятия
Социальная защита работников на уровне предприятия обычно представлена в виде социального пакета (социальных бенефитов) помимо государственных гарантий социальной защиты. наряду с прямым финансовым вознаграждением (фиксированным и не фиксированным) существует параллельная форма непрямой материальной компенсации работникам в форме социальных льгот (или бенефитов), объединяемых в так называемый социальный пакет компании.
1,200 руб.
1. Федеральный Закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» N 181-ФЗ от 20 июля 1995 года // Информационная система «Гарант»
2. Конституция Российской Федерации. - М., 2001.
3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. М., 2008.
4. Григас Р. Социальная организация предприятия и ее функции. Вильнюс, 1980
5. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. Н. Новгород, 2001.
6. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России : Учебник. - М.: Волтерс Клувер, 2005.
7. Кара-Мурза С.Г.Советская цивилизация. (том II)Глава 3. Социальная сфера промышленных предприятий: особый взгляд на советский строй. М.. 1991.
8. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К.Н. Гусова. – М.: Проспект, 2006
9. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992
10. Рынок как фактор возрождения советских форм предоставления социальных льгот и услуг работникам промышленных предприятий // Журнал исследований социальной политики\", 2007, №3, с. 295-318
11. Савинов А.В. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2003.
12. Сидорина Т.Ю. Социальный капитал организации и социальная политика российского предприятия //Журнале исследований социальной политики\", 2007, №3, с. 319-334
13. Служба социального развития предприятия: практическое пособие. М., 1999.
14. Слуцкий Г.В. Управление социальным развитием персонала предприятия. М.: ГАУ, 2004.
15. Смелзер М. Социология. М., 1994.
16. Социальный менеджмент. Учебник для вузов под ред. С.Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ, 1998.
17. Социология труда . Учебник. /Под ред. Н.И. Дряхлова, А.И. Кравченко, В.В. Щербины. М.: МГУ, 2003.
18. Социология труда. М., 2003.
19. Управление персоналом организации. Учебник. /Под ред. А.Я. Кибанова. М.: Инфра-М, 2000.
20. Управление персоналом организации: Учебник. / под. ред. А.Я. Кибанова. М., 2004.
1,200 руб.