3.1 Учет специфики предметной области
Информационные системы в медицине должны обеспечивать организацию и ведение клинического процесса, управление им. Только тогда они сумеют оказать существенное влияние на результат этого процесса – вылечивание больных.
Реорганизация клинического процесса средствами информационных систем возможна, если процесс лечения рассматривать как технологический процесс, следование которому гарантирует, что все лечебные мероприятия, предписанные текущим уровнем развития науки, будут исполнены. А это в свою очередь требует измерения медицинского технологического процесса, контроля и анализа отклонений от заданного научно-обоснованного течения процесса.
Способом представления технологического процесса в удобной для врача форме является история болезни. История болезни - документ, разработанный специалистами лечебного учреждения, в котором отображен процесс ведения больного с установленным диагнозом, созданный в данном учреждении с учетом его технических и кадровых ресурсов, утвержденный администрацией и служащий методическим пособием лечащим врачам. Определение технологической карты восходит к понятию клинического руководства.
3.2 Ограничения
Для реализации механизма прав в системе был разработан аппарат метапользователей. Права пользователя определяют, как пользователь получает доступ к объектам и как предоставляются права на выполнение действий над объектами. Метапользователь — это некоторое понятие, объединяющее множество исполнителей и использующееся для наделения множества исполнителей одинаковыми правами. Конкретный исполнитель может одновременно относиться к нескольким метапользователям и обладать суммарными правами.
Данной системой может воспользоваться только рабочий персонал, который проходит авторизацию с помощью полученного пароля. Пациенты не имеют права работать с системой. Связано это с требованием обеспечения высокого уровня безопасности и защиты от несанкционированного доступа. Так как любое неправомерное действие нарушает процесс работы поликлиники.
3.3 Бизнес правила
Бизнес-правила представляют собой специализированный вид логики, описывающей ограничения на образ действий, которые система или люди должны учитывать в своем поведении. Эти правила определяются целым рядом факторов, включая директивы распорядительных органов, промышленные стандарты, деловую хватку и простой здравый смысл.
Бизнес-правила системы:
1. Каждый пациент, впервые пришедший в поликлинику, должен быть зарегистрирован в регистратуре.
2. Каждый работник поликлиники должен быть зарегистрирован.
3. В случае установления факта болезни, врач должен завести историю болезни пациента и зафиксировать дату заболевания и диагноз.
4. В случае выздоровления пациента врач должен зафиксировать дату выздоровления.
5. Пациент закрепляется только за одним врачом.
6. Завотделением и главврач помимо административной работы, имеют право лечить пациентов.
7. Врач закреплен за одним отделом. Отдел выбирается из списка отделов в больнице
8. Врач имеет одну должность. Должность выбирается из списка должностей больницы.
9. Каждый врач закрепляется за определенным кабинетом, где ведет прием.
10. При прохождении анализов пациентом необходимо поставить результат исследования.
11. При прохождении анализов пациентом фиксируется имя врача, направившего пациента, а также имя лаборанта, принявшего анализы.
12. Образование персонала выбирается из списка возможных образований.
13. Каждый кабинет должен убираться.
14. Один уборщик может убирать несколько кабинетов.
15. Нельзя удалить или изменить запись о пациенте, если в других таблицах имеются связанные записи.
16. Нельзя удалить или изменить запись о лечащем персонале, если в других таблицах имеются связанные записи.
17. Нельзя удалить или изменить запись об обслуживающем персонале, если в других таблицах имеются связанные записи.
4 Пользовательский интерфейс
4.1 Формы
Форма в БД - это структурированное окно. Форма является средством разработки пользовательского интерфейса. Внешний вид формы выбирается в зависимости о того, с какой целью она создается. Источником данных для формы являются записи таблицы или запроса.
Форма предоставляет возможности для:
• ввода и просмотра информации базы данных;
• изменения данных;
• печати;
• создания сообщений.
1,200 руб.
Введение 3
1 Постановка задачи 4
1.1 Задание 4
1.2 Назначение 4
1.3 Выполняемые функции 5
1.4 Категории пользователей 5
2 Проектирование базы данных 8
2.1 Сущность таблицы 8
2.2 Атрибуты. Структура таблицы 9
2.3 Взаимосвязи 11
2.4 Ключевые поля 14
2.5 Индексы 15
2.6 Схема данных 17
3 Особенности реализации 18
3.1 Учет специфики предметной области 18
3.2 Ограничения 18
3.3 Бизнес правила 19
4 Пользовательский интерфейс 20
4.1 Формы 20
4.2 Запросы 25
4.3 Отчет 26
Заключение 28
Используемая литература 29
Приложение А 30
Приложение Б 34
Введение
Основная задача данной курсовой работы состоит в усвоении и закреплении навыков проектирования и реализации баз данных с применением СУБД Microsoft ACCESS.
Реляционная СУБД состоит из механизма баз данных, собственно баз данных и приложений, необходимых для управления данными и компонентами реляционной СУБД. Реляционная СУБД организует данные в виде связанных строк и столцов, составляющих базу данных. В нашем случае Microsoft Access применяется с целью разработки приложения для управления информацией, хранящейся в спроектированной БД. Приложения, созданные с помощью Microsoft Access, предоставляют полный интерфейс, необходимый для решения задач управления и манипулирования данными, хранящимися в БД. Именно поэтому будет разумно разрабатывать клиентское приложение средствами Microsoft Access, которое будет использоваться в повседневной деятельности для корпоративных решений.
Чтобы успешно применять Microsoft Access, необходимо представлять себе не только обрабатываемую информацию в целом, но и связь ее элемента с остальными. Разработка приложений баз данных состоит не столько в написании кода, сколько в конструировании удобной в обращении базы данных и преобразовании ее в серию взаимосвязанных таблиц таким образом, чтобы можно было решать не только задачи, существующие в настоящее время, но и задачи, которые, возможно, возникнут в будущем. При работе с приложениями баз данных очень часто возникает проблема неправильного структурирования исходной информации, что мешает ее эффективному использованию. Таким образом, основой создания работоспособной базы данных является правильное структурирование исходной информации в соответствии с поставленной задачей.
1 Постановка задачи
1.1 Задание
Целью курсового проекта является разработка базы данных для автоматизированных систем управления поликлиникой.
Система должна отвечать следующим требованиям:
- высокая надежность;
- высокий уровень безопасности;
- защита от несанкционированного доступа;
- сохранность данных при авариях.
Этапы разработки:
1. Анализ и проектирование функциональной и логических моделей системы.
2. Определение модулей и архитектуры будущей системы) с помощью пакета MS ACCESS.
3. Кодирование.
4. Тестирование.
5. Создание сопроводительных документов.
Прием и контроль системного продукта осуществляется преподавателем, студент же несет полную ответственность за качество и своевременность выполнения задач.
1.2 Назначение
Данная система предназначена для сбора и управления сведениями, связанными с историями болезней пациентов. На каждого пациента заведена индивидуальная электронная история болезни. Благодаря локальной сети, врач на своем компьютере записывает диагноз и методику лечения. Так как информация о каждом пациенте индивидуальна, то база данных должна быть конфиденциальна.
1.3 Выполняемые функции
Цель создания системы – автоматизация сбора, хранения и поиска сведений и данных о пациентах и болезнях:
- диагнозы;
- методики лечения;
- рецепты на медицинские препараты;
- направления на лечение в отделения.
1.4 Категории пользователей
Подразделения поликлиники: обслуживающий персонал, лечащий персонал, заведующий персонал поликлиники.
Пациент приходит в поликлинику, в регистратуре записывается на прием к врачу. Врач принимает решение о проведении исследований, назначении лекарственных средств, виде лечения, выписке больного.
Обсуживающий персонал занимается:
- уборка помещений;
- проведение лабораторных исследований;
- выдача справок и направлений к врачу.
В обязанности заведующего персонала входит:
- обработка данных о работе персонала поликлиники;
- внедрение новых методик лечения;
- внедрение приказов министерства.
Согласно приведенной выше информации, можно выделить несколько категорий пользователей и их обязанности:
обсуживающий персонал:
• уборка помещений:
o уборка;
o дезинфекция;
o проветривание;
• прием и исследование анализов:
o взятие анализов;
o исследование;
o выдача результатов;
• выдача направлений к врачам:
o прием заявки;
o выдача талонов;
врачи:
• назначение лекарств и процедур:
o осмотр пациента;
o назначение лекарственных средств или обследования;
• направление на лабораторное исследование:
o определение видов исследования;
o выписка направлений на исследования;
• назначение лечения по результатам исследования:
o изучение результатов исследования,
o определение лечения;
• выписка пациента, здорового или направленного в другое лечебное учреждение:
o выписка направлений в другие лечебные учреждения,
o выписка справки о болезни выздоровевшего пациента;
главный врач:
• обработка данных о работе персонала:
o анализ сведений,
o обработка данных о работе обслуживающего персонала;
• внедрение приказов министерства:
o изучение приказов;
o способы внедрения приказов;
• внедрение новых методик лечения:
o изучение новых методик;
o способы внедрения новых методик.
2 Проектирование базы данных
2.1 Сущность таблицы
В процессе проектирования определяется структура реляционной БД (состав таблиц, их структура и логические связи). Структура таблицы определяется составом столбцов, типом данных и размерами столбцов, ключами таблицы.
К базовым понятиями модели БД «сущность – связь» относятся: сущности, связи между ними и их атрибуты (свойства).
Сущность – любой конкретный или абстрактный объект в рассматриваемой предметной области. Сущности – это базовые типы информации, которые хранятся в БД (в реляционной БД каждой сущности назначается таблица).
Экземпляр сущности и тип сущности - это разные понятия. Понятие тип сущности относится к набору однородных личностей, предметов или событий, выступающих как целое (например, пациент, врач и т.д.). Экземпляр сущности относится, например, к конкретной личности в наборе. Типом сущности может быть пациент, а экземпляром – Петров, Сидоров и т. д.
При первом открытии окна базы данных Access всегда активизирует вкладку Таблицы и выводит на экран список режимов создания таблиц:
o создание таблицы в режиме конструктора;
o создание таблицы с помощью мастера;
o создание таблицы путем ввода данных.
Для создания новой таблицы можно выбрать любой из этих режимов. Мы использовали режим Конструктора.
В таблице 1 отражены сущности, которые мы используем в нашей системе.
1,200 руб.