ГлавнаяГотовые работы Общее представление о психологии допроса

Готовый реферат

на тему:

«Общее представление о психологии допроса»









Цена: 750 руб.

Номер: V12290

Предмет: Психология

Год: 2008

Тип: рефераты

Отзывы

Айжамал 26.08.2020
Вас беспокоит автор статьи Айжамал из Кыргызстана,  моя статья опубликована, и в этом ваша заслуга. Огромная благодарность Вам за оказанные услуги.
Татьяна М. 12.06.2020
Спасибо Вам за сотрудничество! Я ВКР защитила на 5 (пять). Огромное спасибо Вам и Вашей команде Курсовой проект.
Юлианна В. 09.04.2018
Мы стали Магистрами)))
Николай А. 01.03.2018
Мария,добрый день! Спасибо большое. Защитился на 4!всего доброго
Инна М. 14.03.2018
Добрый день,хочу выразить слова благодарности Вашей и организации и тайному исполнителю моей работы.Я сегодня защитилась на 4!!!! Отзыв на сайт обязательно прикреплю,друзьям и знакомым  буду Вас рекомендовать. Успехов Вам!!!
Ольга С. 09.02.2018
Курсовая на "5"! Спасибо огромное!!!
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Ксения 16.01.2018
Спасибо большое!!! Очень приятно с Вами сотрудничать!
Ольга 14.01.2018
Светлана, добрый день! Хочу сказать Вам и Вашим сотрудникам огромное спасибо за курсовую работу!!! оценили на \5\!))
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Вера 07.03.18
Защита прошла на отлично. Спасибо большое :)
Яна 06.10.2017
Большое спасибо Вам и автору!!! Это именно то, что нужно!!!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!

Поделиться

Введение
Содержание
Литература
2.1. Допрос в бесконфликтной ситуации



Васильев В.Л. утверждает, что при допросе в условиях бесконфликтной ситуации допрашиваемого, как правило, не нужно в чем-то изобличать - обо всех обстоятельствах события он охотно рассказывает сам. Однако это не значит, что достоверность показаний допрашиваемого гарантируется во всех случаях: допрашиваемый может о чем-то забыть, какие-то элементы события воспринять неверно (в силу скоротечности события, сильного эмоционального возбуждения, испуга и т. д.). Иными словами, при допросе в условиях бесконфликтной ситуации допрашиваемый часть информации, имеющей отношение к делу, может «не донести» до следователя или «донести» ее в искаженном виде. И это бывает не как исключение, а напротив, достаточно часто. Так, согласно результатам одного из исследований, показания 44,9 % потерпевших не полностью соответствовали действительным обстоятельствам расследуемого события [9, с. 12]

Значит, задача следователя при допросе в условиях бесконфликтной ситуации заключается в том, чтобы оказать допрашиваемому помощь в восстановлении действительной картины расследуемого события и в припоминании забытых фактов, ни в коем случае не задавая при этом наводящих вопросов.

Столяренко А.М. пишет: «существует целый ряд тактических приемов допроса в условиях бесконфликтной ситуации. В частности, при вызове свидетелей и потерпевших обычно нет необходимости использовать повестки с предупреждением о том, что в случае неявки они могут быть доставлены приводом. Имеет смысл шире практиковать приглашение на допрос по служебному или домашнему телефону, а если приглашение делается в письменной форме — не повесткой, а простой неформальной запиской. Лишь если свидетель или потерпевший отказывается прийти или нарушает договоренность со следователем, ему посылается официальная повестка [12, с. 65].

Имеет значение форма предупреждения допрашиваемого об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Следователь должен суметь разъяснить допрашиваемому всю серьезность и ответственность предстоящего следственного действия и в то же время сделать это без излишней официальности, чтобы не помешать установлению психологического контакта, не «спугнуть» допрашиваемого.

Столяренко А.М. уверен, что, если есть основания полагать, что свидетель или потерпевший не намерены говорить правду, соответствующее предупреждение должно быть сделано в иной, более жесткой форме. Весьма эффективен и такой прием, как допрос в хронологической последовательности. Допрашиваемому предлагается вспомнить, что он делал в какой-то конкретный день, начиная с определенного момента. Последовательно воспроизводя в памяти события этого дня, допрашиваемый часто может назвать такие факты и обстоятельства, о которых прежде он вспомнить не мог. Восстанавливать хронологическую последовательность событий можно как начиная от раннего момента, так и наоборот - от позднего к раннему [12, с. 66].

Столяренко А.М. считает, что нередко при допросе в условиях бесконфликтной ситуации используется постановка вопросов, активизирующих в сознании свидетеля ассоциативные связи. Например, если свидетель не может вспомнить, когда он встретился с обвиняемым, имеет смысл спросить его, встречались ли они в праздник или в будничный день, какая в день встречи была погода и т. д. Иногда этого оказывается достаточно, чтобы в памяти свидетеля восстановилась вся картина события [12, с. 67]

По мнению Столяренко А.М., хорошие результаты дает предъявление допрашиваемому различных вещественных доказательств, фотоснимков, схем, планов. В частности, при расследовании дорожно-транспортных происшествий свидетеля можно попросить показать на схеме, в каком направлении он двигался, в какой точке находился в момент события, где в это время размещались соответствующие транспортные средства. Посмотрев на групповой фотоснимок, допрашиваемый нередко вспоминает подробности события, фамилии и имена лиц, интересующих следователя, и многое другое. Наконец, как уже отмечалось, нередко очень эффективным оказывается допрос на месте происшествия.

Применяя эти и другие приемы, следует, однако, быть весьма осторожным: всегда нужно помнить, что при их неумелом использовании можно незаметно перейти ту грань, за которой оканчивается помощь допрашиваемому в восстановлении действительной картины события и припоминании забытых фактов и начинается внушение, «подсказки», наводящие вопросы, что совершенно недопустимо [12, с. 68].

Столяренко А.М. пишет: «Как правило, подозреваемый или обвиняемый хорошо помнят обстоятельства преступления и все, что к нему относится. Факты забывания здесь редки и нехарактерны, так как допрашиваемый неизбежно заинтересован в событии, постоянно думает о нем, многократно мысленно воспроизводит всю картину происшедшего. Однако очень часто подозреваемый или обвиняемый считают, что не в их интересах говорить правду или всю правду. Поэтому в своих показаниях они обычно сообщают искаженную картину происшествия, о чем-то умалчивают или рассказывают не так, как было в действительности. Иначе говоря, допрашиваемому в данном случае не надо помогать что-то вспомнить - надо добиваться от него правдивых показаний» [12, с. 69].

2.2. Допрос в конфликтной ситуации



Столяренко А.М. отмечает, что задача следователя состоит не в том, чтобы допрашиваемый обязательно признал свою вину, а в том, чтобы получить от него полные и правдивые показания [12 с. 70]. Заведомо обвинительный уклон, тенденциозность следователя в ходе допроса, когда он, еще не располагая необходимыми доказательствами, демонстрирует недоверие к каждому слову допрашиваемого, может только повредить делу. Показания подозреваемого или обвиняемого являются не только источником доказательств, но и средством осуществления права этих лиц на защиту. Значит, следователь должен быть психологически готов к умалчиванию, недоговоркам, попыткам оправдаться и даже к прямой лжи со стороны допрашиваемого. Возмущаться этим не нужно- нужно настойчиво и терпеливо добиваться правдивых показаний. Необходимо также помнить, что показания подозреваемого или обвиняемого, хотя и не являются исключительным доказательством, не имеют формального преимущества перед другими видами доказательств, очень важны с точки зрения установления всех обстоятельств события. Если подозреваемый или обвиняемый начнет говорить правду, он обычно сообщает какие-то новые факты, называет такие детали события, которые ранее не были известны следователю. В дальнейшем, когда эти показания подтверждаются, виновность данного лица оказывается неопровержимо доказанной. Наконец, дача правдивых показаний подозреваемым или обвиняемым - это первый и очень важный шаг к их моральному и юридическому разоружению, к последующему исправлению. Из сказанного следует вывод: допрос в условиях конфликтной ситуации должен проводиться при строгом соблюдении закона, без какой-либо тенденциозности, но в то же время активно, наступательно, с установкой на получение правдивых показаний.

Столяренко А.М. отмечает, что один из основных тактических приемов допроса в условиях конфликтной ситуации - выявление мотивов дачи ложных показаний и устранение этих мотивов. Таковыми могут быть, например, стремление уйти от ответственности или добиться менее сурового наказания, боязнь мести соучастников, жалость к ним и т. д. В по­добных случаях следователь должен убедить допрашиваемого, что уйти от ответственности таким путем невозможно, ибо его вина все равно будет доказана и наказание, напротив, будет более суровым; что правоохранительные органы в состоянии предоставить ему необходимую защиту; что соучастники не пожалеют его и руководствуются только собственными интересами. Возможно, не сразу, но нередко допрашиваемый соглашается с этими доводами и отказывается от установки на ложь [12, с. 80].

Чуфаровский Ю.В. придерживается мнения о том, что иногда весьма эффективной оказывается максимальная детализация и конкретизация показаний, при необходимости - в сочетании с повторным допросом. При этом следователь добивается, чтобы допрашиваемый как можно подробнее рассказал о самом событии, о том, что ему предшествовало, что было после. Если допрашиваемый дает ложные показания, он может запутаться в деталях; к тому же подробные показания гораздо легче проверить и опровергнуть, предъявив при повторном допросе соответствующие доказательства. В отдельных случаях правдивые показания удается получить с помощью стимулирования положительных качеств подозреваемого или обвиняемого. Для этого необходимо выявить и активизировать такие, например, качества допрашиваемого, как чувство собственного достоинства, смелость, гуманность (в частности, его желание исправить или уменьшить вред, причиненный преступлением) [13, с. 132]. Конечно, утверждает Чуфаровский Ю.В., использовать этот прием можно лишь в отношении тех подозреваемых или обвиняемых, у которых соответствующие положительные качества еще сохранились. Основной прием, применяемый при допросе в конфликтной ситуации - предъявление доказательств.
750 руб.

Похожие работы:

Ответы на вопросы по психологии, кафедра экспериментальной психологии 

... Сознание, подсознание и сверхсознание. Психическая деятельность человека имеет трехуровневую структуру, ...

Общее представление о внимании 

ВВЕДЕНИЕ
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важных и сложных проблем научной психологии. ...

Контрольная по экспериментальной психологии 

3. «Сравнительный анализ привлекательности двух логотипов сотовой компании МТС: реального и вымышленного»
Краткое ...

Общее представление о личности. 

Введение
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти ...

Возникновение психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии). 

Введение
Человек всегда понимал, что живые существа бывают различные. Его теории, верования и суеверия, в которых ...

Поиск по базе выполненных нами работ: