Введение
Содержание
Литература
1.3. Особенности кризиса и конфликты первого года жизни семьи
Семья как устойчивая социальная общность людей существует уже в течение многих столетий. Она является необходимым элементом социальной структуры человеческого общества, выполняя чрезвычайно важную задачу воспроизводства населения. Изучением семьи до недавнего времени занималась почти исключительно социология; были созданы теоретические концепции семьи с точки зрения социальных функций и связей семьи с другими общественными институтами. Однако в последние десятилетия наблюдается большой интерес к проблемам семейного функционирования со стороны различных областей знания — психиатрии, психологии, этнографии, педагогики и т. д. Это явление объясняется тем, что, как показывают социологические исследования, традиционный институт семьи переживает сейчас некоторый кризис, связанный с изменением содержания брачно-семейных отношений. Кризис выражается в том, что, с одной стороны, идет поиск каких-то новых форм семьи, которые лучше соответствовали бы современному содержанию отношений; например, известный американский исследователь Бёрр [4] перечисляет и описывает около десяти различных форм семейных взаимоотношений, существовавших в США в 70-е гг. наряду с «классической» моногамной семьей [4]. С другой стороны, непрерывно растет число разводов и в нашей стране, и за рубежом; в СССР к началу 80-х гг. на каждые три брака приходится в среднем один развод, причем особенно страдают «молодые» браки — почти 1/3 всех разводов падает на семьи, имеющие стаж не более трех — пяти лет [1].
По данным социологии, в социалистическом обществе все большее значение приобретает субъективный фактор в развитии семьи и брака; в частности, демографические данные свидетельствуют о достаточно высоком удельном весе психологических мотивов и причин развода, таких, как несходство характеров, отсутствие или утрата, чувства любви и т. п. [3]. Одновременно с этим указывается, что одной из основных функций брака сейчас становится обеспечение психологического комфорта, так называемая терапевтическая функция брака. Этот факт получает свое отражение в результатах демографических исследований брака и развода; однако они лишь фиксируют его, не давая анализа данного явления. Глубоко проанализировать процессы семейного функционирования возможно только с помощью специальных психологических методов исследования. Одним из таких методов — в широком смысле слова — можно считать семейную психотерапию, направленную на изменение межличностных отношений в семье и на ее стабилизацию; в ходе психотерапии вскрываются многие тонкие психологические механизмы супружеского взаимодействия, не выявляемые другими известными методами. В этой связи необходимо отметить статью В.В. Столина [2], в которой автор излагает свои взгляды на теоретические основы семейной терапии, сложившиеся в процессе практической работы с конфликтными семьями. Данная статья является программной, она направляет и ориентирует психологов, занимающихся семейной психотерапией.
В последние годы у нас в стране количество консультаций по вопросам семьи и брака стремительно увеличивается. В настоящее время все большую популярность приобретает такая форма работы с молодыми семьями, как профилактические беседы с подающими заявления о расторжении брака. Во многих районах Москвы при ЗАГСах, народных судах, общественных отделах исполкомов созданы консультативные кабинеты помощи разводящимся. Прием в этих кабинетах обычно проводят юристы, социологи, психологи; главная задача подобной работы — на основании совместного обсуждения дать возможность супругам самим принять окончательное решение — сохранить ли им брак или разводиться; помочь им увидеть несколько (а не один) возможных выходов из сложившейся ситуации. В ходе беседы консультант вместе с клиентом стремится выявить те изначальные ошибки в построении коммуникации с партнером, которые в итоге привели к решению расторгнуть брак. Однако нередко в эти кабинеты обращаются и те семьи, которые не в состоянии сами справиться с решением той или иной проблемы и хотели бы получить квалифицированную помощь, т. е. так называемые конфликтные семьи. В таких случаях основная цель работы — помочь супругам найти общий язык, научить их самостоятельно решать конфликты.
Большая часть обращавшихся супругов на консультацию «Брак и семья» — это молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет, не имеющие детей (поскольку, как известно, семьи, в которых есть несовершеннолетние дети, расторгают свой брак только через суд). В силу этого основные проблемы, с которыми сталкивались консультанты — это проблемы межличностных взаимоотношений супругов, проживших вместе еще совсем немного времени — от нескольких месяцев до 3—4 лет.
Беседы с разводящимися носили свободный, нестандартизованный характер; специалисты стремились к тому, чтобы у супругов возникало ощущение, что они могут доверять психологу, который готов и в силах им помочь. Накопив некоторый опыт работы с разводящимися, психологи Первомайского ЗАГСа г. Москвы сделали попытку создать анкету, которая давала бы упорядоченный, стандартизованный материал. Эта анкета содержит 19 вопросов; 17 из них направлены на сбор демографических данных, а последние два звучат так: «Что привело вашу семью к разводу?» и «Что привело лично Вас к разводу?». Анкета заполняется разводящимися перед беседой с психологом, и практика показала, что это очень помогает установлению контакта, нахождению общего языка. С каждым супругом специалисты беседовали сначала по отдельности, а затем, в случае надобности и в соответствии с желанием супругов, проводили совместное обсуждение проблем.
Получив предварительные данные о супругах — о продолжительности их совместной жизни, об условиях проживания, о роде занятий, о том, кто является инициатором развода и т. п., консультанты предлагали им изложить претензии к супругу, рассказать, чем он не удовлетворяет, в чем он обманул ожидания. Каждого клиента обязательно спрашивали, нет ли у него каких-либо трудностей в сексуальной сфере взаимоотношений с супругом, так как сами они чрезвычайно редко решались касаться этого момента, а известно, что источником многих семейных неурядиц служит сексуальная дисгармония; в консультации же имеется квалифицированный врач-сексолог, который может оказать реальную помощь в решении сексуальных проблем; при желании супруги записывались к нему на прием.
Внимательно выслушивая супругов, специалисты старались, чтобы им самим захотелось поделиться своими проблемами; в большинстве случаев удавалось этого достичь. Иной раз беседа грозила превратиться в нескончаемый монолог клиента об отрицательных свойствах, привычках и сторонах характера партнера; в таких ситуациях спустя некоторое время останавливали клиента и просили его вспомнить, был ли в его семейной жизни благополучный период и когда и почему он кончился; благодаря этому вновь возвращались к обсуждению супружеского взаимодействия, к основным конфликтам и способам их разрешения. Заканчивалась беседа после того, как каждый супруг начинал более или менее полно и отчетливо осознавать свои неверные поступки и неверные истолкования поступков партнера.
В ходе работы через консультации вышеназванных специалистов прошло около 60 пар молодых бездетных супругов в возрасте до 30 лет. Беседы с ними показали, что примерно половина из них вступали в брак на основе мотивов, лежащих вне семейной сферы (например, желания уйти из родительского дома, совершить ответственный самостоятельный шаг, отомстить кому-либо и т. п.). Отсутствие адекватной мотивации привело к тому, что перед супругами не вставали задачи «самоопределения» семьи: выяснения супружеских ролей, внутрисемейного статуса каждого из них, их общих целей. Такие супружеские пары сами говорят: «У нас семьи не было». Подобные браки распадаются, как правило, довольно быстро, как только обнаруживается, что создание прочных семейных уз требует большой, серьезной работы и много времени, а молодые супруги к этому совершенно не подготовлены и, более того, не заинтересованы в этой деятельности. Поэтому проблемы, возникающие в таких семьях, связаны по большей части с тем, что супруги попросту не хотят приложить никаких усилий к тому, чтобы создать устойчивые взаимоотношения; они продолжают жить каждый своей жизнью, как и до брака, не стараясь найти какие-то общие интересы, точки соприкосновения. Конфликты у них возникают из-за несущественных мелочей, перерастая затем в длительные ссоры; постепенно они сами начинают понимать, что семья у них не складывается, но предпринимать что-либо у них нет желания. Установки на развод у этих супругов очень сильные и стойкие; по сведениям Первомайского ЗАГСа почти все они в скором времени расторгают свои браки. Например, супруги Елена и Игорь К. — оба музыканты, любят свою профессию; пока они встречались в компаниях, у них было много общих интересов и тем для разговора, они нравились друг другу. Решение пожениться приняли под влиянием друзей: «Из вас получится прекрасная пара!» Однако вскоре после свадьбы, оказавшись в домашней обстановке, эти супруги обнаружили глубокие различия в жизненных интересах и полное нежелание формировать семью.
3,000 руб.
Введение 3
Глава 1. Молодая семья как особая социальная категория 6
1.1. Теоретические подходы к понятиям «брак», «семья»,
«молодая семья» 6
1.2.Социально-психологические конфликты молодой семьи 16
1.3.Особенности кризиса и конфликты первого года жизни
семьи 30
1.4. Степень удовлетворенности браком 42
Выводы по теоретической части 44
Глава 2. Эмпирическое исследование изучения степени
удовлетворенности браком в молодой семье 46
2.1. Методы и организация исследования 46
2.2. Изучение уровня удовлетворенности отношениями в паре 50
2.3. Выявление предрасположенности супругов к конфликтности 55
Заключение 58
Список литературы 60
Введение
Актуальность. Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития.
Семья, испытывая серьезные трудности в выполнении своих социокультурных функций, тем не менее, объективно остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности, в социализации и воспитании подрастающего поколения.
Семья является одним из важнейших институтов общества, поэтому, основываясь на том, в каком состоянии она находится, насколько эффективно способна выполнять свои основные функции, можно судить об общественном развитии и положении дел на общегосударственном уровне. Государство заинтересовано в создании здоровой и прочной семьи.
Семья, будучи социальным институтом, безусловно, находится под влиянием общества, и с точки зрения перспектив его развития, его обновления особую социальную ценность имеет именно молодая семья, представляющая собой важный фактор социально-экономических и демографических перемен.
Молодые семьи – это динамичная и легко реагирующая на различные социально-экономические изменения часть общества. Состояние данной категории населения во многом отражает происходящие в обществе преобразования, что выражается в изменении особенностей формирования молодой семьи, ее структуры, состава, типов семейного уклада. Молодые семьи аккумулируют на себе ряд достаточно сложных проблем, являющихся следствием всесторонних перемен последних десятилетий. На основе выборочных обследований и экспертных оценок в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 10 млн. молодых семей, что составляет приблизительно одну пятую часть от общего числа семей . От того, какие стартовые возможности в современной России имеют молодые семьи, какие им предоставлены альтернативы решения проблем, во многом зависят состояние и развитие различных сфер общества через одно-два десятилетия, что доказывает необходимость особой концентрации внимания именно на состоянии данной категории населения и демонстрирует актуальность ее проблем и их возможных способов решения.
Объект исследования: выборка из 60 человек (30 мужчин и 30 женщин), состоящих в браке (30 супружеских пар со стажем брака от 1 до 3 лет).
Предмет исследования: удовлетворенность браком как феномен межличностного восприятия, выражающий степень удовлетворенности потребностей супругов в высоком качестве семейных отношений и в личностном росте.
Цель исследования: Изучить и выявить факторы, наиболее сильно влияющие на удовлетворенность семейно-брачными отношениями с целью разработки в будущем на этой основе программы оптимизации отношений в семье.
Задачи:
1) Провести анализ литературы по темам удовлетворенности браком (УБ);
2) Выделить факторы, влияющие на удовлетворенность браком и определить наиболее значимые, с точки зрения авторов, сферы семейной жизни, отношение супругов к которым выражается в их установках (аттитюдах);
3) Провести исследование удовлетворенности браком в 30 супружеских парах с помощью выбранных методик;
4) Изучить особенности поведения супругов в конфликтной ситуации
5) Обсудить результаты исследования и сравнить их с данными, приводившимися в теоретических главах.
Гипотеза исследования: конфликты в молодой семье обусловлены социально-психологическими причинами, трудностями адаптации супругов и их личностными особенностями.
Используемые методики:
1) Для диагностики удовлетворенности браком использовался «Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ)», разработанный В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко.
2) Методика «Удовлетворенность отношениями в паре» (Л.Я. Гозман).
3) Адаптированная Н.В. Гришиной методика американского социального психолога К.Н. Томаса (Поведение в конфликтной ситуации).
Научная новизна исследования заключается в выделении конкретных установок (аттитюдов) супругов как факторов, влияющих на удовлетворенность супругов семейно-брачными отношениями, в то время как традиционно принято выделять массив супружеских установок, о влиянии которых на удовлетворенность браком не приводится научно обоснованных данных.
Практическое значение полученных результатов сводится к возможности разработки на их основе программы оптимизации семейных отношений и к возможности проведения дальнейших исследований в области семейно-брачных отношений с выходом на гендерные особенности супружеских установок.
Глава 1. Молодая семья как особая социальная категория
1.1. Теоретические подходы к понятиям «брак», «семья», «молодая семья»
Прежде чем перейти к обсуждению понятия «молодая семья», необходимо проанализировать имеющиеся теоретические подходы к двум другим родственным понятиям – «семья» и «брак».
В обыденном представлении и специальной литературе понятие «семья» нередко отождествляется с понятием «брак». Данные термины имеют общее, однако не являются синонимами. Исходная точка для существования семьи – это чаще всего заключение брака. Правда, наличие зарегистрированного брака между мужчиной и женщиной необязательно означает, что они – единая семья. Следует рассмотреть несколько наиболее известных определений брака, чтобы разделить эти два понятия.
В Юридическом энциклопедическом словаре дано такое определение брака: это свободный, добровольный, равноправный союз мужчины и женщины основанный на чувствах взаимной любви и уважения, заключающийся для создания семьи и порождения взаимных прав и обязанностей супругов .
А.Г. Харчев так раскрывает данное понятие: это исторически изменяющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности .
Ю.И. Семенов считает, что брак есть определенная социальная организация отношений между полами, он предполагает наличие определенных прав и обязанностей между связанными им сторонами .
Важный сущностный признак брака отражен в определении этого понятия, данном в Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона: брак – это постоянный союз мужчины с женщиной с целью создания семьи и продолжения рода; пользуется охраной и покровительством законов лишь при совершении по известным формам… влечет за собою известные юридические последствия в области личных и имущественных прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям (право на содержание, наследование и пр.) . Таким образом, брак – это важная правовая категория, отражающая характер взаимных прав и обязанностей вступивших в соответствующие правоотношения лиц.
Нелишне также вспомнить, что русское слово "брак" происходит от слова "брать". Это означает, что, вступая в брак, каждая сторона берет на себя некие обязательства в отношении другой. Причем делается это перед значимой инстанцией – перед Богом (в церкви), перед законом (в загсе), и перед людьми, в частности, перед "свидетелями", которые до сих пор участвуют в регистрации брачного союза. Это придает браку свойство публичности, делает отношения между супругами значимыми в глазах других людей, социума. Вступление в официальный брак придает мужчине и женщине новый социальный статус. Брак оказывается легитимным признанием отношений между мужчиной и женщиной.
Человек, не состоящий в браке, издревле считался неполноценным членом общества, например, в русской крестьянской общине бессемейные крестьяне (так называемые «бобыли», «малые») не имели права участвовать в решении значимых для общины вопросов .
Таким образом, брак – это, прежде всего, официальное признание взаимных обязательств двух взрослых людей. Но не каждый брачный союз можно назвать семьей; самый явный пример – так называемый фиктивный брак, который определяется Семейным кодексом как "заключенный без цели создания семьи" .
Итак, брак – это исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Существовавшие с давних времен моральные нормы брачных отношений дополняются религиозными и юридическими установлениями, при помощи которых государство и общество защищают брак и карают нарушителей установлений.
Говоря о семье и браке, следует иметь в виду то, что возникли они в разные исторические периоды, а также то, что семья представляет собой более сложную систему отношений, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.
Семья является объектом изучения многих наук: социологии, психологии, педагогики, демографии, этики, истории и других, этот факт обуславливает существование достаточно разных определений данного понятия.
По мнению А.Г. Харчева, семью можно определить как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, эмоциональной связью и взаимными моральными обязанностями .
Таким образом, семейные отношения могут складываться как реально существующие союзы вне зависимости от формы их заключения, то есть фактические (незарегистрированные) и зарегистрированные браки. На первый план выступает следующий признак семьи: осознание и принятие обоими супругами факта совместности в моральном, эмоциональном, финансовом и хозяйственно-бытовом планах. В данном случае важное и определяющее значение имеет добровольное признание данного факта и мужчиной и женщиной. По мнению В.П. Шахматова, брак и семья существуют лишь тогда, когда оба супруга признают себя состоящими в браке и осознают себя членами одной семьи .
А.И. Антонов определяет семью несколько иным образом: это основанная на интимной общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи . То есть здесь идет речь о семье как о триединстве: супружество-родительство-родство, остальные типы семьи А.И. Антонов называет «семейными группами». Таким образом, с точки зрения данного автора, главным признаком семьи является наличие в ней детей.
Итак, первоначально основу семейных отношений обычно составляет брак. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать как систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода на основе определенных ценностей и норм, подверженных социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций . В то время как термин «брак» употребляется для обозначения юридически оформленного союза, «семья» выражает внутренние сущностные характеристики межличностных отношений брачных партнеров, родителей и детей, а также родственников.
Брачно-семейные отношения могут регулироваться как юридическими нормами, так и культурными. Например, основным нормативным источником, регулирующим семейно-брачные отношения в настоящее время в России, является Семейный кодекс РФ. Данный законодательный акт характеризует брак как «добровольный, равный союз мужчины и женщины, основанный на взаимной склонности и личной договоренности, оформленный в установленном законом порядке, направленный на создание и сохранение семьи». Статья 2 Семейного кодекса определяет круг отношений, регулируемых семейным законодательством.
3,000 руб.
1. Авдеев, А.А. Планирование семьи: теория и практика /
А.А. Авдеев // Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы. - М., 1990. – 225 с.
2. Азисов, Н.Н. Социальный статус молодой семьи в условиях современной России / Н.Н. Азисов. - Саранск, 2002. – 35 с.
3. Акерман, Н. Семья как социальная и эмоциональная единица / Н. Акерман. – СПб.: Питер, 2000.
4. Антонов, А.И. Социология семьи / А.И. Антонов,
В.М. Медков. – М.: Изд-во МГУ «Братья Карич», 1996. – 303 с.
5. Атаманчук, Г.В. Управление: всегда есть варианты /
Г.В. Атаманчук. – М., 1999. – 361 с.
6. Бабосов, Е.М. Прикладная социология: учеб. пособие /
Е.М. Басосов. – Минск.: ТетраСистемс, 2000.
7. Богданова, Л.П. Гражданский брак в современной демографической ситуации / Л.П. Богданова, А.С. Щукина // Социологические исследования. – 2003. – № 7.
8. Голод, С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И. Голод. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998.
9. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. – М.: Просвещение, 1991.– 280 с.
10. Гурко, Т.А. Трансформация института современной семьи /
Т.А. Гурко // Социологические исследования. 1995. № 10. С. 95-96.
11. Гуслякова, Л.Г., Семья в представлениях молодежи (в начале 90-х годов) / Л.Г. Гуслякова, В.А. Кувшинникова // Социальная работа. – 1993. – № 7. – С.177-179.
12. Долгорукова И.В. Молодая семья в современном российском обществе /И.В. Долгорукова // Государственная семейная политика. – М.: Изд-во МГСУ, 2004.
13. Емельянова, Е.В. Имидж семьи в современном российском обществе / Е.В. Емельянова// Государственная семейная политика. – М.: Изд-во МГСУ, 2004.
14. Еникеева, Д. Несчастливый брак / Д. Еникеева. – М.: Рипол Классик, 1998.
15. Еникеева, Д. Секрет семейного счастья / Д. Еникеева. – М.: Астрель, 2001.
16. Здравомыслова О. М. Российская семья на европейском фоне (по материалам международного социологического исследования) / О. М. Здравомыслова, М. Ю. Арутянян. – М.: Эдиториал УРСС, 1998.
17. Зуйкова, Е.М. Молодая семья / Е.М. Зуйкова, Н.В. Кузнецова. – М.: СОЮЗ, 1994. – 36 с.
18. Иванова, Е.И. Новые тенденции в процессе формирования семьи: молодые поколения в меняющейся России / Е.И. Иванова // Российское общество на рубеже веков: штрихи к портрету. – М.: МОНФ, 2000. – С. 17-31.
19. Калмыкова, Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни/ Е.С. Калмыкова // Психология семьи: хрестоматия. – М.: Бахрах,1998.
20. Карцева, Л.В. Модель семьи в условиях трансформации российского общества / Л.В. Карцева // Социологические исследования. – 2003. – № 7. – С. 92-99.
21. Ключников, С. Семейные конфликты / С. Ключников. – СПб.: Питер, 2002.
22. Ковалев, С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.
23. Козлов, А.А. Практикум социального работника / А.А. Козлов, Т.Б. Иванов. – Ростов на/Д.: Феникс, 2001. – 317 с.
24. Кон, И.С. Введение в сексологию. – М.: Медицина, 1990.
25. Куприянчик, Л.Л. Психология любви / Л.Л. Куприянчик. - Донецк, 1998. – 257 с.
26. Лисовский, В.Т. Молодежь: Любовь, брак, семья (социологические исследования) / В.Т. Лисовский. – СПб.: Наука, 2003. – 367 с.
27. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. Учебное пособие. Спб, 1997
28. Мацковский, М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики / М.С. Мацковский. – М.: Наука, 1989. –
112 с.
29. Мацковский, М.С. Молодая семья в большом городе /
М.С. Мацковский, Г.А. Гурко. – М.: Знание, 1988. – 48 с.
30. Межличностное общение / под ред. Н.В. Казариновой,
В.М. Погольши. – СПб.: Питер, 2001. – 478 с.
31. Меньшутин, В.П. Помощь молодой семье / В.П. Меньшутин. – М.: Мысль, 1987.
32. Мириманова, М.С. Конфликтология / М.С. Мириманова. - М.: Академия, 2003. – 319 с.
33. Митрикас, А. А. Семья как ценность: состояние и перспективы ценностного выбора в странах Европы / А.А. Митрикас // Социологические исследования. – 2004. – № 5.
34. Молодая семья: проблемы и перспективы социальной поддержки: монография / Краснояр. Гос. ун-т, Юрид. Ин-т, соц.-правовой факультет; под общей редакцией Е.В. Жижко и С.Д. Чигановой. – Красноярск: РУМЦ ЮО, 2005. – 300 с.
35. О положении семьи в Красноярском крае: сб. материалов по результатам мониторинга. – Красноярск, 2005.
36. Основы психологии семьи и семейного консультирования / под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 356 с.
37. Основы социальной работы / отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 349 с.
38. Психология семьи / под ред. Д.Я. Райгородского (Серия «Психология семейных отношений»): учеб. пособие. – Самара: Изд. дом «Бахрах-М», 2002.
39. Семенов, Ю.И. Происхождение брака и семьи / Ю.И. Семенов. М., 1974.
40. Семья: XXI век. Проблемы формирования региональной семейной политики //Аналитический вестник Совета Федерации ФСРФ. – 2000. – № 17(129). – 30 с.
41. Семья: история и современность / сост. Г.И. Климантова. – М.: Изд-во Российского государственного социального университета, 2005.
42. Семья как объект социальной политики / под ред.
М.Г. Панкратова. М.: Ин-т социол. исследований АН СССР, 1986.
43. Скотт, Д.Г. Конфликты: пути их преодоления / Д.Г. Скотт. – Киев, 1991. – 180 с.
44. Солодчиков, В.В. Социально дезадаптированная семья в контексте общественного мнения / В.В. Солодчиков // Социологические исследования. – 2004. – № 6. – С.78-79.
45. Социальная работа: теория и практика. – М.: Инфра-М, 2003. – С. 133.
46. Социальная работа с семьей / под ред. Е.И. Холостовой. – Москва – Тула, 1996. – 213 с.
47. Социальный облик молодежи Красноярского края. – Красноярск: КрасГУ, 1995. – 145 с.
48. Социология молодежи. - СПб., 1996. – 248 с.
49. Справочное пособие по социальной работе / под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. - М.: Юристь, 1997. – 167 с.
50. Столин, В. И. Готовность к браку и супружеские конфликты /
В. Столин, И. Романова // Человек в активном возрасте. – М., 1988. – С. 56-62.
51. Технология социальной работы / под общ. ред.
Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА, 2002. – 400 с.
52. Торохтий, В.С. Психология социальной работы с семьей /
В.С. Торохтий. - М., 1996. – 367 с.
53. Харчев, А.Г. Брак и семья / А.Г. Харчев. – М., 1997.
54. Холостова, Е.И. Социальная политика / Е.И. Холостова. – М.: ИНФРА-М, 2001.
55. Черняк, Е.М. Семья глазами студентов / Е.М. Черняк // Российский журнал социальной работы. – 1998. – № 2/8.
56. Шахматов В.П. Молодая семья: жизнеспособность, демография, право / В.П. Шахматов. – Красноярск: Кн. изд-во, 1985.
57. Шеляг, Т.В. Современная семья и социальная работа /
Т.В. Шеляг. – М.: Социально-технический институт, 1999.
58. Шнейдер, Л.Б. Психология семейных отношений: курс лекций / Л.Б. Шнейдер. – М.: Апрель, 2000. – 512 с.
59. Шуман, С.Г. Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения / С.Г. Шуман, В.П. Шуман. – М., 1997. – 225 с.
3,000 руб.