2. Функциональная ассиметрия мозга и эмоции
Проблема функциональной асимметрии полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия в современной психологии эмоций становится все более и более обсуждаемой. На сегодняшний день имеется уже довольно обширный фактический материал по данному вопросу, однако представленные в нем результаты и выводы не всегда совпадают. Одно время утвердилось представление о том, что эмоциональные реакции связаны с функционированием только субдоминантного (правого) полушария. Последующие исследования, однако, показали, что в эмоциональном реагировании участвуют оба полушария.
И. А. Переверзева, проанализировав литературу по данной проблеме, смогла выделить три основных подхода:
1) признание правого полушария ведущим в обеспечении функционирования эмоциональных процессов;
2) разделение между полушариями функций положительного и отрицательного эмоционального реагирования: преобладание в правом полушарии системы отрицательного реагирования, а в левом — положительного;
3) дифференцированное участие обоих полушарий в осуществлении единой эмоциональной реакции с преимущественной ролью левого полушария.
Исследователи, признающие правое полушарие ведущим в обеспечении функционирования эмоциональных процессов, приводят следующие факты для доказательства своей точки зрения. Во многих исследованиях было показано, что при переживании эмоций межполушарная асимметрия по ЭЭГ возрастает за счет большей активации правого полушария. Кроме того, было выявлено резкое ухудшение опознания эмоций на фотографиях при правостороннем судорожном припадке, а также нарушение понимания юмора у больных с поражением правого полушария. По данным В. П. Морозова, «эмоциональный слух» (способность распознавать качество и степень выраженности эмоций по голосу) выше, если сигналы подаются в левое ухо (т.е. преимущественно поступают в правое полушарие). Неправильные оценки эмоциональных стимулов в более грубой форме наблюдаются при подаче стимулов в правое ухо.
В целом, правополушарные повреждения проявляются в основном в различных нарушениях эмоциональной экспрессии: у больных происходит обеднение эмоциональной выразительности поведения, замедление и интонационное обеднение речи (речь становится монотонной). Наблюдаются несоответствие мимики больного его высказываниям, часто насильственный, неадекватный смех, маскообразное лицо.
Ученые, отмечающие неравноценность представленности систем положительного и отрицательного эмоционального реагирования в левом и правом полушарии, приводят данные о том, что поражения разных полушарий вызывают различные изменения в эмоциональной сфере. У больных с поражением правого полушария (и, следовательно, с освобождением левого полушария от его контроля) преобладает легкая возбудимость на фоне положительных (часто с эйфорией) эмоций. У больных с поражением левого полушария (и освобождением от его контроля правого полушария) часто отмечаются депрессивные.
В опытах X. Терциана и Ц. Цекотто было показано, что после угнетения левого (путем инъекции амитала натрия) полушария наступала депрессивная реакция, а после угнетения правого — эйфорическая. Аналогичные данные были получены и с использованием других методов.
В исследовании Н. Фокса и Р. Девидсона было показано, что младенцы при виде устремленной к ним с распростертыми объятиями матери испытывают радость, что находит отражение в усилении ЭЭГ-активности левого полушария. В то же время угроза разделения с матерью вызывала усиление активности в правом полушарии. В другом исследовании новорожденным давали пробовать раствор сахарозы и лимонной кислоты. Сладкий вкус вызывал ЭЭГ-активацию левого полушария, а гримаса отвращения при пробовании кислого раствора сопровождалась ЭЭГ-активностью в правом полушарии. Еще в одном эксперименте демонстрировались телевизионные фильмы с одновременной регистрацией ЭЭГ у зрителей. Выявилось, что при переживании положительных эмоций повышалась активация лобной доли левого полушария, а при переживании отрицательных эмоций повышение активации наблюдалось в лобной доле правого полушария.
По данным П. Рентер-Лоренц и Р. Девидсона, время опознания мимического выражения радости будет меньшим при предъявлении слайда в правое поле зрения (т. е. в левое полушарие). При опознании «печали» соотношение времени будет обратным. М. Натале и Р. Гур показали, что правополушарные оценки нейтральных лиц более негативны, чем левополушарные.
Р. Девидсон и В. Геллер считают, что знак эмоции зависит от соотношения активности левой (ЛФК) и правой (ПФК) фронтальной коры. В. Геллер (1993) представила это в виде двух неравенств:
ЛФК > ПФК = положительные эмоции
ПФК > ЛФК = отрицательные эмоции
Согласно третьему подходу, оба полушария участвуют в осуществлении единой эмоциональной реакции, причем главная роль отводится левому полушарию (Балонов, Деглин и др.). Эти авторы считают, что обязательным условием улучшения настроения является активация левого полушария, а обязательным условием ухудшения — инактивация этого же (левого) полушария. Э. Штраус установил, что как эмоционально-позитивные, так и эмоционально-негативные слова узнаются более точно левым полушарием.
Объясняя существование столь разноречивых данных, И. А. Переверзева указывает на то, что у разных авторов различаются и показатели эмоционального реагирования, и причины поражения мозга, и использовавшиеся экспериментальные приемы, что и приводит к определенным разногласиям как в описании, так и в интерпретации выявленных фактов. Когда же изучается просто эмоция, просто эмоциональность, просто экспрессия, просто положительные или отрицательные переживания (без конкретизации и детализации), такие исследования позволяют сформировать только примерное представление о роли функциональной асимметрии полушарий головного мозга для процессов эмоционального реагирования.
В целом, на данном этапе изучения проблемы нейрофизиологические представления об организации эмоционального реагирования, согласно Е. Д. Хомской, можно сформулировать следующим образом.
Каждая эмоциональная функциональная система представлена на нескольких уровнях центральной нервной системы — от ствола мозга до коры больших полушарий. Правополушарные эмоциональные функциональные системы доминируют над левополушарными, следовательно, можно говорить об эмоциональной асимметрии мозга с преобладанием правополушарных механизмов над левополушарными (у правшей). В левом и правом полушариях мозга положительная и отрицательная эмоциональные системы не равноценны: в левом полушарии преобладает система положительного эмоционального реагирования, в правом — отрицательного, хотя механизмы обоих знаков имеются в каждом полушарии. Передние отделы больших полушарий, особенно префронтальные области лобных долей мозга, имеют преимущественное отношение к мозговой организации эмоциональной сферы человека, поэтому их поражение (особенно правой) всегда сопровождается выраженными эмоциональными дефектами, при этом страдают как неосознаваемые, так и осознаваемые уровни эмоциональных явлений. Задние отделы больших полушарий участвуют в мозговой организации эмоций иным образом: они «обслуживают» когнитивные звенья эмоциональных явлений.
750 руб.
Введение 3
1. Физиологический компонент эмоций 4
2. Функциональная ассиметрия мозга и эмоции 15
Заключение 20
Список литературы 22
Введение
В настоящее время, несмотря на довольно большое количество эмпирических данных (клинических, нейрофизиологических и др.), единой и общепризнанной концепции мозговой организации эмоций человека пока нет. Проблема нейрофизиологических механизмов эмоционального реагирования по-прежнему остается одной из самых актуальных и малоразработанных. Гораздо больше работ посвящено изучению мозговых механизмов когнитивных процессов. Кроме того, большинство из выявленных на сегодняшний день фактов получены в исследованиях на животных.
Важным недостатком существующих концепций нейрофизиологической организации эмоций является и их оторванность от общепсихологических представлений об эмоциях. Сами нейрофизиологи и нейропсихологи объясняют это обстоятельство отсутствием в современной психологии общепризнанного четкого определения эмоций как особого класса психических явлений, позволившего бы конкретно идентифицировать ту психическую реальность, которая должна сопоставляться с мозгом.
Как следствие, наблюдается многообразие и порой противоречивость различных представлений о нейрофизиологических механизмах эмоций. В качестве мозгового субстрата эмоций называются «эмоциональные центры», «эмоциональный мозг» (или «круг Пейпеца»), лимбическая система, ретикулярная система ствола мозга, «эмоциональные синдромы» и др. Также в последнее время все более популярным становится обсуждение этих вопросов в контексте проблемы функциональной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.
1. Физиологический компонент эмоций
Эмоции - это психофизиологический феномен, поэтому о возникновении переживания человека можно судить как по самоотчету человека о переживаемом им состоянии, так и по характеру изменения вегетативных показателей (частоте сердечных сокращений, артериальному давлению, частоте дыхания и т. д.) и психомоторики: мимике, пантомимике (позе), двигательным реакциям, голосу.
О связи эмоций с физиологическими реакциями организма писали Аристотель (эмоциональные процессы реализуются совместно «душой» и «телом»), Р. Декарт (страсть, возникающая в душе, имеет своего «телесного двойника») и др. Эта связь давно была подмечена разными народами и использована в практических целях. Например, в Древнем Китае подозреваемого в совершении какого-либо противоправного поступка заставляли брать в рот щепотку риса. Затем, после выслушивания им обвинения, он выплевывал его. Если рис был сухим, значит у подозреваемого пересохло во рту от волнения, страха, и он признавался виновным. В настоящее время на изменении вегетативных реакций при эмоциогенных фразах основана проверка подозреваемого с помощью полиграфа, обычно называемого «детектором лжи».
В одном племени суд над подозреваемым вершился следующим образом. Подозреваемый помещался вместе с вождем племени в центре круга, который образовывали его соплеменники. Вождь произносил нейтральные слова и слова, имеющие отношение к совершенному преступлению, после каждого произнесенного слова подозреваемый должен был ударять палкой в гонг. Если члены племени слышали, что на эмоциогенные слова, относящиеся к разбираемому делу, подозреваемый стучал громче, чем на нейтральные слова, то его признавали виновным.
Объяснение этому факту может состоять не только в том, что эмоционально значимые слова при их понимании «волновали» подозреваемого и тем самым мобилизовывали физическую энергию, но и в том, что физиологическая реакция у него наступала раньше, чем он осознавал эмоциогенное слово. Об этом свидетельствуют ряд исследований, проведенных во второй половине XX века, в которых было показано, что на неприятные слова повышается порог их опознания (как механизм защиты) и эмоциональные реакции на них возникают у человека безотчетно (очевидно, наподобие того, как это имеет место у животных и у человека на невербальные раздражители).
Таким образом, существующая связь между физиологическими и психическими проявлениями эмоций издавна интересовала ученых. В XVIII и XIX вв. органические проявления эмоций рассматривались как следствие испытываемых человеком внутренних переживаний: сперва у человека возникает то или иное субъективное эмоциональное состояние (радость, горе, страх), а затем оно получает свое объективное выражение в каких-то телесных изменениях.
У И. Гербарта наиболее четко сформулированы интеллектуалистические идеи так называемой «классической» теории эмоций. Фундаментальным психическим фактом является представление. Чувства соответствуют тем связям, которые устанавливаются между представлениями. Эмоции же являются нарушениями, вызываемыми рассогласованием представлений: образ умершего отца, сравниваемый с образом живого, порождает печаль. В свою очередь это эмоциональное состояние непроизвольно вызывает слезы и другие органические изменения, характеризующие скорбь.
«Периферическая» теория эмоций У. Джемса — К. Ланге. Американский психолог У. Джемс («Что такое эмоция», 1884) и датский физиолог К. Ланге («Об эмоциях», 1885) почти одновременно и независимо друг от друга высказали противоположную «классической» теории точку зрения. Согласно их взглядам, первичными являются вызываемые внешними и внутренними раздражениями телесные процессы (вазомоторные реакции у Ланге, висцеральные и мышечные – у Джемса), а уже затем возникают эмоциональные психические переживания (см. рис. 1): «телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и сознавание нами этого возбуждения в то время, как оно совершается, и есть эмоция».
Рис. 1. Схема возникновения эмоций (согласно теории У. Джемса – К. Ланге)
«В противоположность общепринятому мнению, нужно сказать: мы печальны, потому что мы плачем; мы гневаемся, потому что кричим и стучим; мы боимся, потому что дрожим. Исключите из боязни биение сердца, задержанное дыхание, дрожание тела, мускульную слабость, особое состояние внутренних органов; исключите из гнева порывистое дыхание, прилив крови к лицу, расширение ноздрей, сжатие зубов, прерывистый голос, агрессивные движения; исключите из печали слезы, вздохи, рыдания, мимику отчаяния, задержку дыхания. И что же останется?— Чистое, бледное, бесцветное состояние организма. Бестелесная эмоция — это нечто несуществующее».
Поскольку эмоции обусловлены телесными процессами в организме, а не наоборот, можно воздействовать на эмоции через изменение их внешних выражений. «Попробуйте просидеть целый день в подавленной позе, вздыхая, отвечая всем слабым голосом, и вы значительно усилите свое меланхолическое настроение».
Схема вазомоторных реакций и вызванных ими эмоций у К. Ланге выглядит следующим образом:
Ослабление двигательной иннервации - > разочарование
Ослабление двигательной иннервации + сужение сосудов - > печаль
Ослабление двигательной иннервации + сужение сосудов + судороги органических мускулов - > страх
Ослабление двигательной иннервации + расстройство координации - > смущение
Усиление двигательной иннервации + судороги органических мускулов - > нетерпение
Усиление двигательной иннервации + судороги органических мускулов + расширение кровеносных сосудов - > радость
Усиление двигательной иннервации + судороги органических мускулов + расширение кровеносных сосудов + расстройство координации - > гнев
Следовательно, физиологические изменения рассматриваются в данной теории не как следствие переживаемых эмоций, а как их источник. Правда, эмоции трактуются как акты сознания, то есть эта теория по-прежнему остается в рамках интроспективной психологии.
Бихевиористская теория эмоций. Основатель бихевиоризма Дж. Уотсон подверг критике все концепции, основанные на самонаблюдении, а вместе с ними и теорию Джемса — Ланге. По его мнению, эмоции представляют собой специфический вид реакций, проявляющихся в трех основных формах: страха, ярости и любви. Эти формы имеют характерные врожденные особенности своего выражения в поведении, подвергаясь при жизни вместе с тем многочисленным изменениям. Благодаря процессам научения увеличивается как число факторов, способных вызывать эти реакции, так и формируются новые типы реакций, проявляющихся вместе с врожденными. Но, «хотя во всех эмоциональных реакциях проявляются такие внешние факторы, как движения глаз, рук, ног, туловища, доминирующими являются висцеральные и секреторные факторы».
Таким образом, согласно бихевиористской концепции, эмоции – врожденные реакции организма, предполагающие глубокие изменения всего «телесного механизма». Следовательно, Уотсон в значительной степени остался на позициях Джемса — Ланге, хотя и исключил из их теории интроспективные элементы. Сходную трактовку эмоциям давал и В. М. Бехтерев, который рассматривал их как мимико-соматический тонус и мимико-соматические рефлексы.
750 руб.
1. Вайнштейн Л.А., Поликарпов В.А., Фурманов И.А., Трухан Е.А. Общая психология: Курс лекций: – Мн.: БГУ, 2004. – 290 с.
2. Выготский Л. С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997, с. 74-102.
3. Годфруа. Что такое психология: В 2-х т. Изд. 2-е, стереотипное. Т. 1: Пер. с франц. – М.: Мир, 1996. – 496 с.
4. Дерябин В. С. Чувства, влечения, эмоции. Л., 1974., с. 200-210.
5. Изард К. Психология эмоций. Мастера психологии, Питер. Москва. Харьков. Минск, - 2000, - 620 с.
6. Кеннон В. Физиология эмоций. М. – Л., с. 75-80.
7. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
8. Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.
750 руб.