3.2. Реформа местного управления.
Выросшая в одном из крошечных гер¬манских государств и сформировавшаяся как личность в бесконечно громадной Рос¬сии, эта умная женщина не могла не видеть достоинств и недостатков столь противоположных проявлений национально-государ¬ственного устройства. Придя к власти, она уже через два года занялась проблемами ре¬гионального управления, предписала гу¬бернаторам быть «хозяевами» губернии, предоставила им большие полномочия, подчинив им все местные учреждения и ра¬ботающих в них чиновников, что, наряду с другими нововведениями, вело к ликвида¬ции разобщённости местного населения, которое сложилось ещё в период, когда изыскивались способы укрепления центра¬лизации.
Новгородская губерния, во главе кото¬рой в 1764 г. был поставлен Я. Е. Сивере, стала своеобразным полигоном по подго¬товке реформы местного управления, а сам Сивере являлся одним из её инициаторов и разработчиков. После введения Учрежде¬ния о губерниях он стал генерал-губернато¬ром наместничества, в состав которого во¬шли Новгородская и Тверская губернии.
Тверская губерния (некоторое время она именовалась Тверским наместничеством) была образована одной из первых и уже в январе 1776 г. были открыты её учрежде¬ния: губернское правление, казённая пала¬та, Приказ общественного призрения. В те¬чение последующих месяцев начали дей¬ствовать и уездные учреждения. Введению нового административно-территориально¬го деления и созданию разветвлённой сети местных учреждений предшествовала ог¬ромная работа не только в области законодательства, но и по изучению территории, оценке состояния её основных населённых пунктов, которые смогли бы стать центра¬ми будущих губерний и уездов. По положе¬ниям Учреждения о губерниях в составе уез¬да должно было быть 20-30 тыс. ревизских душ. Плотность населения в этом регионе была достаточно большой, поэтому на тер¬ритории Тверской губернии было создано 12 уездов. Центрами одних стали старин¬ные города (Бежецк, Кашин, Ржев, Старица, Тверь, Торжок). Центрами других - населённые пункты, преобразованные Сиверсом в города на стадии подготовки к введе¬нию нового административно-территори¬ального деления (Весьегонск, Вышний Во¬лочёк, Калязин, Осташков и др.)
С изданием Учреждения о губерниях во¬плотилось в жизнь высказывавшееся на за¬седаниях Уложенной комиссии пожелание о приближении власти к населению. Имен¬но в ответ на эти просьбы была создана до¬статочно плотная сеть городских центров с целым рядом управленческих структур: судебных, нотариальных, полицейских. Маклеры должны были фиксировать совер¬шаемые населением сделки, в случае невыполнения одной из сторон её условий дру¬гая сторона могла обратиться в ту или иную судебную инстанцию, это способствовало формированию правовой культуры всех слоев населения. Административно-поли¬цейские учреждения (городничие, нижние земские суды и др.) были обязаны не только обеспечивать сбор налогов с должников, но также следить за порядком, правилами торговли, проводить мероприятия по про¬тивопожарной безопасности, предотвраще¬нию распространения разного рода эпиде¬мий и т.п. Сиротские суды должны были изыскивать средства для открытия и содер¬жания школ, богаделен, домов младенцев.
После того как служащие новых учреж¬дений, созданных в городах и уездах, изучи¬ли законодательство и освоили возложен¬ные на них обязанности, Екатерина сделала следующий шаг: упразднила почти все центральные учреждения - коллегии, конторы, канцелярии. Некоторые их обязанности были распределены между Сенатом и наме¬стниками, ещё часть передана непосред¬ственно губернаторам, губернским правле¬ниям, казённым палатам, губернским су¬дебным инстанциям. Местным учреждени¬ям было запрещено принимать указы непо¬средственно от центральных учреждений, следовало исполнять лишь распоряжения, поступившие от губернских властей. Раз¬умеется, губернские власти при этом часто являлись лишь трансляторами распоряже¬ний центральных учреждений, однако они рассылали по городским и уездным инстан¬циям указы текущего характера. Подобные указы торопили с решением того или иного судебного дела, требовали ускорить ремонт дорог, указывали на ошибки в оформлении отчётных документов, требовали своевре¬менной отправки в рекруты, сбора подушных денег, продажи имущества злостных должников и т.п.
Местный аппарат управления, сложив¬шийся в ходе реформы управления, содер¬жался частично за счёт государственного жалованья, частично за счёт местного насе¬ления. В процессе его функционирования члены различных сословий и имуществен¬ных групп вступали в деловые контакты.
Городские праздники, в которых принима¬ли участие все горожане, способствовали сближению представителей разных про¬фессий, сословий. Чиновникам было дано право приобретать земельные владения в тех местах, где они служат. При наличии у дворян права в любой момент уйти в от¬ставку это приводило к тому, что часть из них, купив имение в регионе, предпочитали, в случае предложения о переводе на службу в другую губернию, совсем уйти со службы и поселиться либо в имении, либо в близлежащем городе. Все это создавало предпосылки для формирования регио¬нальных сообществ и региональной элиты. Ещё одним важным достижением цар¬ствования Екатерины стало обеспечение прав двух групп населения - дворян и ме¬щан. Закон гарантировал дворянам и меща¬нам защиту их личности и собственности, предусматривал наказание за посягательст¬во на то и другое. Наиболее зажиточные ме¬щане при условии уплаты особого налога получали звание купцов первой, второй и третьей гильдий, а вместе с ним - допол¬нительные права и привилегии.
Недвижимая собственность всех право¬способных категорий населения стала тща¬тельно фиксироваться. Со временем это по¬зволило наладить систему выдачи кредита и выплаты долгов. Под залог недвижимос¬ти давали не только кредиты, но и разреше¬ния на вступления в откупа и подряды, т.е. по сути на право вести предприниматель¬скую деятельность. У злостных должников, людей, не выполняющих обязательства по каким-либо сделкам, имущество подлежало конфискации. Деньги, вырученные от его продажи, поступали на уплату долгов. Не¬сомненно, определённая часть людей разорялась, но государству и тем частным ли¬цам, кто давал деньги в долг, обеспечива¬лись определённые гарантии. Это способ¬ствовало развитию правовых отношений в стране, без чего невозможно было посту¬пательное развитие экономики.
750 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Детство и юность будущей императрицы до вступления на престол.
2. Первые годы царствования.
3. Политика «просвещенного абсолютизма»
3.1. Уложенная комиссия и попытка проведения реформ.
3.2. Реформа местного управления.
3.3. Внешняя политика.
3.4. Наука и просвещение.
3.5. Литература.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
И хотя со времени правления Екатерины II прошло более двух столетий, и за этот период было написано множество работ о той эпохе, актуальность данной темы не уменьшается. Потому что, чем больше нам удается узнать об этой необычной и загадочной женщине, тем больше появляется непонятного и необъяснимого. Жизнь Екатерины II во все вре¬мена привлекала внимание учёных и общественности. В период подготовки и проведения круп¬ных реформ преобразования, проведённые императрицей, становятся объектом повышенного интереса. Так было в 60-70-е гг. XIX в., на рубеже XIX-XX вв. Огромен ин¬терес к этой личности и в наше время, вре¬мя радикальных перемен. Оценки личных качеств Екатерины и её преобразований противоречивы, подчас диаметрально про¬тивоположны. По справедливому мнению В.О. Ключевского, «живые интересы и мне¬ния боролись на её могиле. Уронить её бюст или удержать на пьедестале значило дать то или другое направление жизни».
Разные историки по-разному оценивают время правления Екатерины II. И это не случайно. Вклад Екатерины в русскую историю весьма противоречив.
Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. В общении с подданными Екатерина была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. По ее собственному признанию, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях. За все время царствования Екатерины практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось представление об екатерининском царствовании как “золотом веке” русского дворянства. Вместе с тем Екатерина была очень тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью. Ради ее сохранения она готова пойти на любые компромиссы в ущерб своим убеждениям.
Екатерине II присущи были и столь необходи¬мые для верховного правителя качества, как твердость, решительность, мужество. Это дало основание близко знавшим ее совре¬менникам называть императрицу «непоко¬лебимою». И тем не менее, управляя слож¬ным государственным механизмом, Екате¬рина оставалась весьма гибким политиком, отнюдь не на словах демонстрируя обстоя¬тельную взвешенность при выборе того или иного подхода: «Действовать нужно не спеша, с осторожностью и с рассудком». Она с полным основанием относила себя «к таким людям, которые любят всему знать причи¬ну», и в соответствии с этим старалась при¬нимать адекватные конкретной ситуации решения.
Но, несмотря на природную гибкость ума, Екатерина II, как она сама признавалась, «умела быть упрямою или твердою (как угод¬но), когда это было нужно», но «никогда не была злопамятна. Во всех случаях че¬ловеколюбие и снисхождение к человечес¬кой природе предпочитала я правилам стро¬гости».
1. Детство и юность будущей императрицы до вступления на престол.
Екатерина родилась 21 апреля (2 мая) 1729 г. в г. Штеттине, который в то время принадлежал Пруссии. Её отец Христиан Август Ангальт-Цербстский слу¬жил прусскому королю в чине генерал-май¬ора, являлся командиром полка, раскварти¬рованного в этом городе. При этом он имел титул принца и позднее, после смерти свое¬го родственника, стал владельцем одного их маленьких княжеств Германии - Цербста. Екатерина была первым ребёнком принца и его жены, Иоганны Елизаветы, которая по рождению являлась принцессой. Новорож¬дённой дали имя София Августа Фредери¬ка. Супруги были людьми не богатыми, но достаточно знатными. Родственные узы связывали их с королевскими домами Анг¬лии, Швеции, Пруссии, Австрии и России.
Семейство принимали в домах европейской знати, благодаря этому Софию знали в све¬те, а сама она ещё в детстве усвоила правила приличия, могла в необходимых случаях сдерживать проявления своего энергично¬го, деятельного характера.
Среди пятерых детей дочь-первенец не была лю¬бимицей матери — ждали сына. «Мое рождение не особенно радостно приветствовалось», — на¬пишет позднее в своих «Записках» Екатери¬на. Властолюбивая и строгая родительница из желания «выбить гордыню» частенько награж¬дала дочь пощечинами за невинные детские шалости и за недетское упорство характера. София находила утешение у доб¬родушного отца. Постоянно занятый на служ¬бе и практически не вмешивавшийся в воспи¬тание детей, он тем не менее стал для них при¬мером добросовестного служения на государственном поприще. «Я никогда не встречала более честного — как в смысле принципов, так и в отношении поступков — человека», — скажет об отце Екатерина в пору, когда уже хорошо узнала людей.
Недостаток материальных средств не по¬зволял родителям нанимать дорогих опытных учителей и гувернанток. И здесь судь¬ба щедро улыбнулась Софии Фредерике. После смены нескольких нерадивых гувер¬нанток ее доброй наставницей стала фран¬цузская эмигрантка Елизавета Кардель (по прозвищу Бабет). Как позже писала о ней Екатерина II, она «почти все знала, ничему не учившись; знала как свои пять пальцев все комедии и трагедии и была очень за¬бавна». Сердечный отзыв воспитанницы рисует Бабет «образцом добродетели и благоразумия — она имела возвышенную от природы душу, развитой ум, превосходное сердце; она была терпелива, кротка, весела, справедлива, постоянна».
Пожалуй, главной заслугой умницы Кардель, обладавшей исключительно уравновешенным характером, можно назвать то, что она при¬охотила упрямую и скрытную на первых по¬рах (плоды прежнего воспитания) Софию к чтению, в котором капризная и своенравная принцесса нашла истинное наслаждение. Ес¬тественное следствие этого увлечения — возникший вскоре интерес развитой не по летам девочки к серьезным трудам философского содержания. Неслучайно уже в 1744 году один из просвещенных друзей семьи, шведский граф Гюлленборг, в шутку, но не без оснований назвал Софию «пятнадцатилетним филосо¬фом». Любопытно признание самой Екатерины II, что приобретению ею «ума и достоинств» много способствовало внушенное матерью убеждение, «будто я совсем дурнушка», удер¬живавшее принцессу от пустых светских раз¬влечений.
Однако дальнейшую судьбу Софии опре¬делили не ее личные достоинства, а динас¬тическая ситуация в России. Бездетная им¬ператрица Елизавета Петровна сразу же после воцарения начала искать наследника, достойного российского престола. Выбор пал на единственного прямого продолжателя рода Петра Великого, его внука — Карла Петера Ульриха.
Карл Петер, будучи внуком двух гиган¬тов начала XVIII в. - Петра I и Карла XII, имел право на русский и шведский престол, а также на престол своего отца - принца Голштинии.
Что стало опреде¬ляющим при выборе русским двором прин¬цессы Софии? Саксонский резидент Пецольд писал по этому поводу: будучи хотя «из знат¬ного, но столь малого рода», она будет по¬слушной супругой без каких-либо претензий на участие в большой политике. Свою роль сыграли при этом и элегические воспомина¬ния Елизаветы Петровны о ее несостоявшем¬ся браке со старшим братом матери Софии — Карлом Августом (незадолго до свадьбы он умер от оспы), да и доставленные импе¬ратрице портреты миловидной принцессы, которая уже тогда всем «нравилась с перво¬го же взгляда» (так без ложной скромности напишет в своих «Записках» Екатерина II).
В конце 1743 года принцессу Софию при¬гласили (на русские деньги) в Петербург, куда она прибыла в сопровождении матери в феврале следующего года. Оттуда они на¬правились в Москву, где в это время находился царский двор, и накануне дня рожде¬ния (9 февраля) Петра Федоровича прехо¬рошенькая и приодетая (на те же деньги) невеста предстала перед императрицей и великим князем. Елизавета Петровна была в ис¬креннем восторге при виде Софии. А зрелая красота, стать и ве¬личие русской царицы произвели неизгла¬димое впечатление на юную провинциаль¬ную принцессу. Как будто понравились друг другу и суженые. Во всяком случае, мать будущей невесты написала мужу, что «ве¬ликий князь любит ее». Сама же София оценивала все более трезво: «Говоря по правде, русская корона больше мне нрави¬лась, нежели его (жениха) особа».
И впрямь, идиллия, если она и возникла вначале, длилась недолго. Дальнейшее обще¬ние великого князя и принцессы показало полное несходство и характеров, и интере¬сов, да и внешне они разительно отличались друг от друга: долговязый, узкоплечий и хи¬лый жених еще более проигрывал на фоне необыкновенно привлекательной невесты. Когда же великий князь перенес оспу, лицо его настолько обезобразили свежие шрамы, что София, увидев наследника, не сдержа¬лась и откровенно ужаснулась. Однако глав¬ное заключалось в другом: потрясающей инфантильности Петра Федоровича проти¬востояла деятельная, целеустремленная, честолюбивая натура знающей себе цену прин¬цессы Софии Фредерики, нареченной в Рос¬сии в честь матери императрицы Елизаветы Екатериной (Алексеевной). Это произошло с принятием ею православия 28 июня 1744 года. Императрица сделала новообращенной знатные подарки — бриллиантовую запонку и ожерелье ценой в 150 тысяч рублей. На другой день состоялось и официальное об¬ручение, принесшее Екатерине титулы ве¬ликой княгини и императорского высочества.
Оценивая позже ситуацию, возникшую весной 1744 года, когда императрица Ели¬завета, прознав о легкомысленных попыт¬ках склонной к интригам матери Софии, княгини Иоганны-Елизаветы, действовать (втайне от русского двора) в интересах прус¬ского короля Фридриха II, чуть было не от¬правила ее с дочерью обратно, «к себе до¬мой» (чему жених, как чутко уловила неве¬ста, пожалуй, порадовался бы), Екатерина выразила свои чувства так: «Он был для меня почти безразличен, но небезразлична была для меня русская корона».
21 августа 1745 года начались продолжав¬шиеся десять дней свадебные церемонии. Пышные балы, маскарады, фейерверки, море вина и горы угощений для простого народа на Адмиралтейской площади Санкт-Петербур¬га превзошли все ожидания.
Пётр скрашивал тяготы жизни военными забавами, попойками, Екатери¬на - чтением книг. Пётр пренебрегал услов¬ностями, неуважительно относился к Рос¬сии и русским людям, пропускал церков¬ные службы. Екатерина была добра со все¬ми, искренне пыталась понять страну, где жила, её нравы и религию. Она сумела рас¬положить к себе придворных, российскую знать, послов заграничных держав. После смерти Елизаветы Пётр правил лишь несколько месяцев, его поведение вызывало всеобщее раздражение, обещание заточить нелюбимую жену в монастырь не понрави¬лось многим, а более всех самой Екатерине. Был совершён дворцовый переворот, Ека¬терина стала императрицей России.
2. Первые годы царствования.
6 июля 1762 года в Сенате был объявлен подписанный Екатериной Манифест о восшествии на престол. 22 сентября в прохладно встретившей ее Москве состоялась тор¬жественная коронация. Так началось 34-летнее царствование Екатерины Второй.
Она взошла на российский престол зрелой, широко образованной женщиной. К этому времени была знакома с трудами Монтескье, Вольтера, Дидро, с со¬чинениями многих историков, с работами по экономике и юриспруденции. Это нало¬жило отпечаток на её правление и сказалось на всей последующей истории страны. Вну¬тренняя политика императрицы на протя¬жении всего царствования строилась на еди¬ных принципах, в основе которых лежала идеология Просвещения. Просвещение - это условное название совокупности раз¬личных социально-экономических, фило¬софских, правовых теорий, отдельные чер¬ты которых можно найти и в других исторических периодах.
В основе идеологии Просвещения лежали идеи добра, справедливости, необходимости просвещения масс, охраны и соблюдения правопорядка, равенства перед законом, внимания монарха к нуждам подданных.
Освоив теорию Просвещения, Екатери¬на задолго до вступления на престол рас¬суждала о методах правления и пришла к выводу, свидетельствующему о сочетании в ней учёности и женской мудрости.
Определяя курс своей внутренней поли¬тики, Екатерина опиралась прежде всего на приобретенные ею книжные знания. Но не только. Преобразовательный пыл императ¬рицы на первых порах подпитывался изна¬чальной ее оценкой России как «еще не рас¬паханной страны», где лучше всего и прово¬дить всякие реформы. Именно поэтому 8 августа 1762 года, всего на шестой неделе своего правления, Екатерина II специальным указом подтвердила мартовский указ Петра III о запрете покупки промышленниками крепостных крестьян. Владельцы заводов и рудников отныне должны довольствоваться трудом вольнонаемных рабочих, оплачивае¬мых по договору. Кажется, у нее вообще было намерение отменить принудительный труд и сделать так, чтобы избавить страну от «по¬зора рабства», как того требовал дух учения Монтескье. Но намерение это не настолько еще у нее окрепло, чтобы решиться на та¬кой революционный шаг.
750 руб.
1. Екатерина II в воспоминания современников, оценках историков / авт. пред. М. Рахматуллин. - М. : Терра, 1998. - 416с.
2. Заичкин, И.А., Почкаев, И.Н. Русская история: От Екатерины Великой до Александра II / И.А. Заичкин, И.А. Почкаев.- М.: Мысль, 1994. – С.4 – 300.
3. Каменский, А. Б. Екатерина II/ А.Б. Каменский//Вопросы истории.- 1989. - №3.- С.62-88.
4. Каменский А.Б. Жизнь и судьба императри¬цы Екатерины Великой / А.Б. Каменский.- М., 1997.- 288с.
5. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I/А.Б. Каменский. - M., 2001.-
С.211- 289.
6. Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч.5.- М.,1989.- с.92.
7. Мигунова, Т.Л. Идеи "Наказа" Екатерины II и особенности правосознания российского общества во второй половине XVIII века / Т.Л. Мигунова // История государства и права. - № 8. - 2008. - С. 20-22.
8. Омельченко О.А. Законная монархия: Екате¬рины II. Просвещённый абсолютизм в России. М., 1993.- С.264-267.
9. Омельченко, О.А. На пользу империи / О.А. Омельченко // Наука в России.- 2004.-№ 1.- С.83-88.
10. Павленко, Н.И. Екатерина Великая / Н.И. Павленко.- М., 2003.- С.211-390.
11. Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории / С.Ф. Платонов. - М., 2005. – С. 266-295.
12. Рахматуллин, М. Екатерина Вторая / М. Рахматуллин // Наука и жизнь.-2003.- № 2-4.- С. 81-87.
13. Середа, Н.В. Преобразования Екатерины II/ Н.В. Середа // Преподавание истории в школе.- 2006.- № 4.- С. 52-59.
750 руб.