Введение
Содержание
Литература
«Крайне низок показатель инновационной активности малых предприятий. Это во многом связано с инертностью ряда крупных и средних предприятий в реализации инноваций, которая накладывает отпечаток и на инновационную деятельность самих малых предприятий».
Государственные дотации крупным, особенно убыточным предприятиям, не только не улучшают их финансовое состояние, но и являются предпосылкой проявления иждивенчества, свертывания инициативы, отражают непрофессионализм руководителей. В итоге при увеличении государственных вложений в крупные предприятия объем реального валового продукта падает, что свидетельствует о неэффективности подхода к управлению экономикой, а доля продукции малых предприятий в объеме внутреннего валового продукта увеличивается в основном за счет собственных вложений. Поэтому инновационная помощь малым предприятиям будет способствовать добиваться конкурентных преимуществ на рынке в решении их основной задачи – обеспечению потребителей товарами более высокого качества по приемлемой цене при минимальных издержках производства.
А пока российский рынок товаров массового спроса удовлетворяет потребности покупателей в значительной степени за счет импорта. Поэтому ключевая проблема импортозамещения заключается в обновлении технологических процессов, т.е. в осуществлении инноваций, способствующих повышению качества изделий при обеспечении ресурсосбережения.
«Основной причиной медленного роста малого бизнеса остается чрезмерный административный прессинг. Российская экономическая система характеризуется различными крупными препятствиями развитию МСП. Среди основных барьеров, наиболее часто упоминаемых, - административные барьеры, налоговое бремя и коррупция. Административные барьеры касаются целого ряда существенных процедур, затрагивающих интересы МСП. Как следствие, сектор малого предпринимательства развивается чрезвычайно медленно и остается очень небольшим. Именно поэтому необходимость устранения административных барьеров постоянно подчеркивается как представителями малого бизнеса, так и самых разных национальных и международных организаций, что в итоге было зафиксировано в новом законе. В число главных причин Административного бремени входят сложное законодательство, которому непросто следовать, противоречия между законодательством на федеральном, региональном и местном уровне, высокая степень инспектирования и контроля без предварительного уведомления, слишком большим числом властных органов и при неоправданно высоком уровне тарифов» .
Так, Президент РФ Д.А. Медведев отмечает, что «уже на стадии открытия дела предприниматели вынуждены пройти длинный список согласований, большинство из которых в федеральном законодательстве просто отсутствует. «На местах это воплощается во всякого рода приказы и в дополнительные поборы».
«При открытии практически любого бизнеса требуются десятки документов и справок.
При этом предъявляются требования, которые не столько описываются в федеральных законодательных актах, но содержатся во внутриведомственных и региональных документах.
Так, для открытия предприятия общественного питания необходимо в орган исполнительной власти (субъекта РФ или муниципалитета) подать около 20 документов, только один из которых установлен федеральным нормативным правовым актом, а остальные установлены на региональном уровне.
Для открытия малого производственного бизнеса необходимо подать не менее 12 документов со сроком ожидания рассмотрения документов от 7 до 11 месяцев и заплатить от 1,4 млн.руб. до 6 млн.руб.
Речь идет не только о дублировании, но и о требовании совершенно экзотических документов. Например, разрешение на оформление вывески при аренде муниципальной собственности (причем, чтобы в свою очередь получить паспорт вывески нужно до 20 документов, и согласование с ГИБДД, и разные технические экспертизы и т.д.). Т.е. одно установленное требование по получению разрешения «разветвляется» затем в множественность разрешений».
Одной из основных проблем современного российского малого бизнеса аналитики считают практически полное отсутствие в России института венчурного финансирования. Малый бизнес не может рассчитывать на получение стартового капитала от институциональных инвесторов и вынужден находить необходимые для этого средства самостоятельно. Стартовый капитал для создания бизнес-проекта — это, как правило, средства внеинституциональной среды, собственные накопления либо средства, заимствованные у частных лиц. Это обусловлено тем, что банки при выдаче кредита требуют выплат определенных налогов, что предпринимателю обычно невыгодно. Формирование стартового капитала предприятий малого и среднего бизнеса является целой индустрией в странах с развитыми финансовыми системами. Россия пока еще только движется в этом направлении. Поэтому многие из доступных источников финансирования в российских условиях выглядят еще определенной экзотикой (например, инвестиции со стороны «бизнес-ангелов»), про другие много говорится, в том числе и с высоких трибун (например, венчурные фонды), но их мало кто видел на практике. В результате российский предприниматель традиционно формирует необходимый капитал из внутренних и дружественных источников (собственные и семейные сбережения) или обращается в банк за получением кредита. Сложность последнего варианта лежит в специфике кредита как экономической категории, когда его возвратность должна быть определенным образом обеспечена, например залогом.
Хотя текущая тенденция позитивна, в международном сравнении сегмент малого бизнеса в России остается крошечным. В Центральной Европе и странах Балтии, так же как в западных странах, малые предприятия обеспечивают 50-80% ВВП. Следует, однако, отметить, что прямое сравнение здесь затруднено, так как в России малое предприятие определяется как компания, где работают менее 100 человек, а в большинстве других стран малыми и средними фирмами считают компании, где занято менее 250 человек. Возможность определения малого предприятия в соответствии с международными стандартами сейчас рассматривается в правительстве, и их предполагаемое введение позволит более точно представлять состояние малого бизнеса.
Огромной проблемой на пути развития малого бизнеса в России является коррупция, в том числе прямое взяточничество. Как показывают данные Всемирного банка, в России проще, чем во многих других странах, открыть малое предприятие, но действует оно в бюрократически более агрессивной среде, чем в странах ОЭСР. Много времени занимает получение разрешений и ликвидация фирмы. Снятие бюрократических барьеров, по нашим оценкам, может за пять-шесть лет удвоить долю малого бизнеса в ВВП страны и добавить 1,6% к его ежегодному росту.
Как показывает статистика, в 2007 году рост выпуска продукции малых предприятий в долларовом выражении несколько замедлился. Более того, большинство новых малых предприятий сегодня, как и в начале 1990-х, создается в торговле и сфере услуг, а доля малого бизнеса в промышленности, наоборот, сокращается. Отчасти это может объясняться тем, что малые предприятия вырастают и переходят в сегмент среднего бизнеса. Но и в этом случае снижение числа малых предприятий в промышленности говорит о высоких барьерах для входа в отрасль, отражает рост импорта в результате укрепления рубля и отсутствие доступа к финансированию .
Дефицит финансирования — еще одна ключевая проблема малого бизнеса в России. Достоинства малого предприятия — низкие издержки, высокая мобильность и инновации в качестве конкурентного преимущества. Но у малых предприятий нет активов — им нечего предложить в качестве залога по кредитам. Венчурное же финансирование в России находится в зачаточной стадии, а профессиональные инвесторы не замечают представителей малого бизнеса, пока растут цены на нефть и биржевые индексы.
2.3. Тенденции и перспективы развития малого предпринимательства в России
Становление и развитие малого бизнеса для России – жизненно важная задача. Становление, функционирование и развитие малого бизнеса, его структура и динамика в решающей степени зависят от целого ряда политических и социально-экономических условий данной страны.
Из опыта стран с развитой рыночной экономикой известно, как влияет на положение малого бизнеса общее состояние и социально-экономический уровень развития страны. Быстрый рост в них числа малых предприятий обусловлен появлением новых технологий, видов оборудования и техники, научных разработок, качественными переменами в развитии многообразных отраслей инфраструктуры, возрастанием роли сферы услуг в обществе. Этому же способствовала и индивидуализация потребления, изменившая во многом направленность производства, его привычные и устоявшиеся приоритеты.
3,000 руб.
Введение 3
1. Социально-экономическая значимость малого предпринимательства 6
1.1. Понятие малого предпринимательства. Преимущества и недостатки малого предприятия 6
1.2. История развития малого предпринимательства 9
1.3. Состояние малого бизнеса в России и в Санкт-Петербурге 12
2. Нормативно-правовые основы малого предпринимательства в современной России 19
2.1. Особенности правового статуса и деятельности малых предприятий 19
2.2. Актуальные проблемы государственного регулирования малого предпринимательства в России 31
2.3. Тенденции и перспективы развития малого предпринимательства в России 46
3. Анализ взаимодействия ООО «Ольга» с органами государственного управления 57
3.1. Характеристика ООО «Ольга» 57
3.2. Основные проблемы функционирования малого предприятия ООО «Ольга» 71
3.3. Перспективы совершенствования государственного регулирования малого предпринимательства в России 75
Заключение 82
Литература 85
Введение
Перспективы строительства развитой рыночной экономики в России во многом связаны с процессами становления малого бизнеса и предпринимательства. Актуальность исследования определяется тем, что в современной России, ставшей на путь рыночных преобразований, до сих пор не использован потенциал этого особого сектора экономики, призванного смягчать последствия системного кризиса, выступать в роли катализатора переходных процессов. Мировая практика показала способность малого бизнеса гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка, поглощать огромную массу потенциальных безработных, обеспечивать рабочими местами социально незащищенные слои общества, вовлекать в производственный процесс неиспользуемое крупными предприятиями оборудование, быть стабильным и значительным источником поступления в бюджет.
Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Развитие малого бизнеса отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства.
Активное развитие малого предпринимательства соответствует мировым тенденциям формирования гибкой смешанной экономики, основанной на сочетании различных форм собственности, и позволяет решить ряд важных социально-экономических задач формирования рыночной экономики. В данной связи исследование развития малого бизнеса в период реформ, влияния государственной политики на этот процесс, разработка механизма модели управления им в современных условиях характеризуется высокой значимостью, поскольку его воспроизводственный потенциал далеко не исчерпан.
Малый бизнес в современной экономике приобрел новые черты, расширил свое влияние и стал непременным элементом инновационных процессов. Без малого бизнеса трудно представить формирование рыночных основ экономики, укрепление ее предпринимательского слоя и создание конкурентной среды, которые могут обеспечить необходимое движение в сторону нововведений и эффективности производства в рыночной системе. Поэтому использование потенциала экономического роста и инновационности, заключающегося от части в развитии малого бизнеса представляется чрезвычайно важным для современной российской экономики и ее будущего. Однако в России малый бизнес не получил достаточного распространения, рост его в годы оживления экономики незначителен и неустойчив, а количество высокотехнологичных малых предприятий продолжает сокращаться.
В связи с этим, актуальность проблем развития малого бизнеса и влияние государства на его функционирование в экономической теории и современной российской предпринимательской практике не вызывает сомнений.
Степень изученности проблемы. Самостоятельным объектом экономических исследований малое предпринимательство стало в России только с 90-х годов. Проблемы возникновения и развития малых предприятий нашли отражение в работах А. Блинова, А. Виленского, А. Игнатьева, Н. Ивановой, А. Муравьева, М. Лапусты, А. Орлова, В. Радаева и других. Несмотря на значительное количество работ в области МП, остаются недостаточно исследованными многие теоретические и практические проблемы.
Целью работы, исходя из ее актуальности и практической значимости, является изучение особенностей взаимодействия малого бизнеса и государства в современных российских условиях.
Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:
раскрыть понятие «малый бизнес», определив его специфические черты;
изучить правовые основы организации и функционирования малого бизнеса в России;
проанализировать динамику развития малого бизнеса в России;
определить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России;
выявить роль государства в решении проблем малого бизнеса и наметить направления взаимодействия государства и малого бизнеса в дальнейшем.
Объектом исследования выступает малый бизнес в России.
Предмет исследования – взаимодействие малого бизнеса и государства в России.
Теоретико-методической базой исследования являются труды российских и зарубежных ученых в области малого бизнеса.
Методологической основой работы явились диалектический метод, метод научной абстракции, метод анализа и синтеза, системный подход.
Информационной базу составляют международные и российский законодательные акты в сфере регулирования малого бизнеса, статистические и аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики России.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
1. Социально-экономическая значимость малого предпринимательства
1.1. Понятие малого предпринимательства. Преимущества и недостатки малого предприятия
Однозначного определения малого предпринимательства не существует, и множество разных определений применяется в разных странах и разными исследователями в течение многих лет. Определение малой фирмы несет в себе немало проблем. Выделим некоторые, ключевые, на наш взгляд.
Специфика разных отраслей, отражающаяся в первую очередь в степени концентрации производства, требует разработки различных критериев определения, малых фирм для различных сфер деятельности. Например, промышленное предприятие с числом занятых 100 человек является мелким, чего нельзя сказать в отношении посреднической фирмы.
Численность занятых является наиболее распространенным критерием выделения малой фирмы. Это наиболее удобный в практическом отношении показатель. Однако, недостаток этого критерия очевиден на примере электростанции или автоматизированного производства, где многомиллионные основные фонды приводятся в действие несколькими работниками. Ясно, что такие предприятия не могут быть отнесены к малым.
Стоимость основных фондов также не может быть универсальным критерием, поскольку во многих видах деятельности (например, посредничество, услуги делового характера и т.д.) он не имеет большого смысла. Еще один часто используемый показатель - объем оборота не всегда может охарактеризовать размер фирмы, поскольку крупная фирма у которой дела идут неважно может иметь небольшой оборот . Кроме тою. использование показателей, выраженных в денежной форме, затруднено тем, что они находятся под влиянием инфляции, и это требует их постоянного пересмотра.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или прибыли.
Малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение.
Малое предприятие имеет ряд особенностей:
работники составляют небольшую команду, объединенную общими целями;
в работе используется взаимозаменяемость и взаимопомощь
высокая интенсивность деятельности работников, что обусловлено обостренным чувством личной ответственности;
нововведения руководителя быстро реализуется.
Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что малые предприятия – это побочная сфера экономики . Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком. Часть мелких и средних предприятий включена через контрактную и субконтрактную системы, через систему франчайзинга в крупные производственные комплексы, и большие компании являются клиентами малых фирм, а последние – поставщиками для больших.
Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует:
созданию новых рабочих мест;
внедрению новых товаров и услуг;
удовлетворению нужд крупных предприятий;
обеспечению специализированными товарами и услугами .
Малые предприятия имеют свои преимущества над другими видами предприятий.
Прежде всего, это известный предпринимательский дух. Люди, пришедшие работать на малое предприятие, гораздо ощутимее чувствуют успехи и неудачи фирмы. По данным многих исследований, производительность труда у работников предприятий с численностью занятых менее 500 человек по крайней мере на 50% выше, чем на предприятиях с числом занятых свыше 4,5 тыс. человек.
Существует множество критериев отнесения предприятия к группе малых: численность работающих, объем продаж, величина капиталовложений и т. д.
С точки зрения вопросов управления к малым имеет смысл относить предприятия, которые управляются одним - двумя руководителями, что обеспечивает оперативность управления.
Другим не менее важным преимуществом малых фирм является более высокая скорость прохождения информации. В первую очередь это обстоятельство объясняется значительно меньшим объемом информации на малых фирмах. Менеджеры крупной компании на различных уровнях управления в условиях дефицита времени и интенсивного потока информации вынуждены подразделять информацию на срочную и долговременную, причем вероятность того, что в разряд последней попадет срочная информация, достаточно велика, а не принятое, равно как и невыполненное, вовремя решение оборачивается значительными потерями. Менеджер мелкой фирмы может себе позволить подходить ко всей информации относительно равноценно, что существенно снижает риск возможных потерь.
1.2. История развития малого предпринимательства
Историю развития малого предпринимательства в России можно условно разделить на несколько этапов.
Первый этап охватывает историю малого предпринимательства до 1917 года. Здесь отмечено широкое распространение семейного предпринимательства в сфере производства, представленного кустарными промыслами и мастерскими, обеспечивавшими занятость почти 7 мин. человек, что является косвенным подтверждением меньшей эффективности наемного труда в рассматриваемой области в силу специфической трудовой ментальности россиян.
Второй этап датируется периодом 1917 - 1987 годов, охватывая эпоху тоталитарного управления экономикой, и разбит на несколько стадий. Первая включает время действия «новой экономической политики» в 1922 1929 гг. С современных позиций она интересна тем, что убедительно подтверждает потенциал малого предпринимательства в кризисный период развития экономики. За короткое время несколько десятков тысяч МП создали свыше 8 млн. рабочих мест и сумели в значительной степени насытить рынок товарами и услугами. Показательно, что это было достигнуто при полном отсутствии какой-либо государственной поддержки в сочетании с откровенно враждебным отношением со стороны местных органов управления.
Вторая стадия охватывает период 1929 -1987 гг. и характеризуется практически полным отсутствием правовых условий для частного предпринимательства. Государственные МП существовали в промышленности, строительстве и других отраслях, причем их общим признаком являлась выраженная техническая отсталость. Подобное положение являлось объективным следствием приоритетной ориентации государственной экономической политики на крупные предприятия. Не выявив пригодного для целей исследования аналитического материала в легальном секторе отечественной экономики, мы вынуждены были обратить внимание на ее «теневую» часть. По оценке д.э.н. И, Николаева уже в начале 60-х годов объем теневой экономики приближался к 5 млрд. руб., а во второй половине 80-х годов составлял уже 70-90 млрд. руб. По результатам изучения второй стадии сделан важный промежуточный вывод. В самый неблагоприятный для проявления частной деловой инициативы исторический период, российское преопринимательст-во не прекращало существования. Поэтому, распространенный тезис о том, что «в России сложилось устойчивое неприятие частной инициативы, неприятие предпринимательства, как неправедного способа зарабатывать на хлеб, источника нетрудовых доходов» представляется нам спорным.
3,000 руб.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. – М.: Издательство «Ось-89», 2001. – 192 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2. – М.: Издательство «Ось-89», 2001. – 272 с.
3. Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 28 с.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" // Российская газета" - Федеральный выпуск №4427 от 31 июля 2007 г.
5. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"(с изменениями от 31 июля 1998 г., 21 марта 2002 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля 2006 г.) (утратил силу) // Правовая система «Гарант».
6. Указ Президента РФ от 29 июня 1998 г. «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства» // Экономика и жизнь. 1998. № 27
7. Абчук В.А. - Курс предпринимательства. СПб., 2001.
8. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2007. - № 8 (164) . - стр. 32
9. Аналитический доклад Независимого института системных исследований предпринимательства «Основные проблемы и препятствия на пути развития малого предпринимательства». [Электронный ресурс] Режим доступа [World Wide Web] http://www.liberal.ru/sitan.asp?Num=403
10. Анискин Ю.П. Организация и управление в малом бизнесе, 2001.
11. Антилов А.И.. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике // Актуальные проблемы современной науки, № 6, 2006, с. 14 - 22
12. Архипов А.И., Большаков. А.К. Экономика / А.И. Архипов. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006, 840 с.
13. Балацкий Е., Потапова А. Малый и крупный бизнес: тенденция становления и специфика функционирования // Экономист. 2001. № 4.
14. Береснева А. В. Роль малого бизнеса в развитии экономики. // ЭКО № 8, 2000.
15. Большое дело // Газета «Коммерсантъ» № 224(3555) от 30.11.2006
16. Бутова Т.В., Ерхов М.В.. Власть и бизнес в современном обществе / Т.В. Бутова, М.В. Ерхов. – М.: Маросейка, 2007, 192 с.
17. Бухвальд, Е.М. О роли малого предпринимательства в развитии экономики России / Е.М. Бухвальд, А.В. Виленский // Вестник РГНФ. 2003. №1.
18. Грязнова А.Г., Думная Н.Н.. Макроэкономика: теория и российская практика. – М.: КноРус, 2006, 678 с.
19. Дадашев А., Гловацкая Н., Лазуренко С., Нешитой А. «Эффективность поддержки малого предпринимательства», Вопросы экономики, 7, 2002, с.127-139
20. Доклад «О дальнейшем развитии малого предпринимательства в Российской Федерации». М., 2007.
21. Дорогу малому бизнесу // «Эксперт Online» [Электронный ресурс] Режим доступа [World Wide Web] http://www.expert.ru/news/2008/03/27/medved. 27 марта 2008.
22. Зельднер А.Г., Ваславская И.Ю., Южелевский В.К.. Государство и экономика: Факторы роста / А.Г. Зельднер, И.Ю. Ваславская, В.К. Южелевский. – М.: Наука, 2003,
23. Калугина З.И.. Большие проблемы малого бизнеса Сибири // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства, № 2, 2006, с. 105 – 127
24. Концепция развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге. // Официальный портал Администрации Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] Режим доступа [World Wide Web] http://www.gov.spb.ru/gov/admin/otrasl/c_economy/mbiz/conzep
25. Лапуста, М.Г., Старостин Ю.Л., Малое предпринимательство / М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. М.: ИНФРА – М, 1997. 257 с.
26. Лысаковская Е.В.. Проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Право и образование, № 5, 2006, с. 261 - 266
27. Лысенкова Е.Н. Государственное правовое регулирование малого бизнеса в целях обеспечения экономической безопасности РФ. Канд. Дисс. … к.ю.н. М., 2006.
28. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. - Москва, 1996.
29. Маклярский Б.М.. Экономика России. Учебное пособие / Б.М. Маклярский. – М.: Международные отношения, 2001, 304 с.
30. Малис Н.Н.. Малый бизнес имеет налоговый потенциал // Финансы, № 7, 2006, с. 30 – 33
31. Малые предприятия в системе трудовых отношений современной России. -М.: МЭСИ, 2001
32. Малый бизнес - большая государственная забота//Санкт-Петербургские ведомости № 233(2623) 20 декабря 2001. – С. 1.
33. Малый бизнес глазами статистики// Газета «Коммерсантъ» № 92(3423) от 25.05.2006
34. На малый бизнес денег хватит? // Приложение к газете "Коммерсантъ" № 64(3881) от 16.04.2008
35. Никитина Л.Н., Худилайнен М.И.. Становление малого бизнеса в России // Инновации, № 9, 2006, с. 63 – 67
36. Николаева Д., Вислогузов Д. Малому бизнесу снова обещают лучшую жизнь // Газета «Коммерсантъ» № 221(3797) от 30.11.2007
37. Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства // Аналитический вестник /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 9 (165) . - стр. 43
38. Орлов А. «Перспективы развития малого предпринимательства в России» // Вопросы экономики, 7, 2002, с.119-125
39. Орлова Е. «Государственная поддержка предпринимательства: мифы и реальность» // Власть, 3, 2003, с.20-25
40. Оценка мнений предпринимателей малого бизнеса России» // Российская ассоциация маркетинга [Электронный ресурс] режим доступа [World Wide Web] www.ram.ru/files/your-business-2006.pdf
41. Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса. - М. 2001.
42. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2008-2010 годы) // Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ [Электронный ресурс] Режим доступа [World Wide Web] http://www.economy.gov.ru/
43. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2008-2010 годы) // Официальный сайт Министерства экономического развития и торговли РФ [Электронный ресурс] Режим доступа [World Wide Web] http://www.economy.gov.ru/
44. Семенов А., Агеев Д. Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства // Экономист. – 2000. - № 10. - С. 75.
45. Тезисы выступления Министра экономического развития и торговли Российской Федерации Э.С. Набиуллиной на заседании Президиума Государственного совета Российской Федерации, Тобольск, 27 марта 2008 г.
46. Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России. М., 2006.
47. Ходов Л.Г. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации // Вопросы экономики. 2002. № 7. С. 147-151.
48. Шамхалов Ф. «О государственной поддержке предпринимательства в России» // Проблемы теории и практики управления, 2,2005,с.94-99
3,000 руб.