Готовая дипломная работа
на тему:«Социально-психологический портрет лидера»
Цена: 3,000 руб.
Номер: V16678
Предмет: Психология
Год: 2010
Тип: дипломы
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
Проблема лидерства традиционно вызывает большой интерес в науке. И точно также тема лидерства связывает фундаментальные и прикладные исследования в социальной и организационной психологии.
Современный подросток - личность противоречивая, это способный ученик; послушный, любящий родителей ребёнок; подавляющий мнение других, в окружении своих сверстников лидер; одаренный талантом художник; уверенный в своей правде, борющийся за признание своего мнения как равноправного при взаимодействии со взрослыми и детьми гражданин. Важно, чтобы эти противоречия нашли своё отражение в целостной гармонии реально существующего мира. Однако постоянный поиск решения возникающих проблем, невозможность найти нужный ответ приводят подростков в антисоциальные группировки, где они обретают криминальный опыт и негативное отношение к жизни под влиянием асоциального окружения. В обществе сложилась тревожная ситуация, когда именно отрицательно ориентированные лидеры привлекают всё большее число подростков в молодёжные группировки. Противостоять разгулу безнравственности в подростковой среде можно только при создании организационно-педагогических условий «взращивания» лидера, способного делать процесс межличностных отношений более целенаправленным, эффективным, вызывающим у сверстников чувство осмысленности происходящего. Важно, чтобы лидер был подлинным носителем нравственных ценностей, способным к реализации собственной индивидуальности, нацеленной на саморазвитие, творчество и самосовершенствование. Основными характеристиками лидера-старшеклассника должна стать «свободоспособность» (О.С. Газман) как умение жить и работать в постоянно меняющемся мире, разрабатывая собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор, неся за него ответственность, вырабатывать в себе умение использовать особенности своей индивидуальности для раскрытия индивидуальности другого человека. Социальная потребность общества состоит в том, чтобы каждый человек действовал как самообучающийся лидер на своём уровне: от школьного сообщества до государства. Традиционно развитие личности и связанные с этим процессом содержательные и организационно-педагогические проблемы в России относились по большей части к сфере воспитательной работы школы. Будущее настоятельно требует в корне изменить стратегию образования, поэтому сегодня ориентированная на гуманистические ценности научно-практическая мысль по необходимости более глубоко изучает проблему лидерства.
В психологии выдвинут ряд идей, раскрывающих сущность лидера в детских сообществах. Феномен лидерства связывается со своеобразием развития ребенка на разновозрастных этапах (А.В. Мудрик, И.С. Кон, А.Н. Лутошкин, Т.Н. Мальковская, И.В. Ухина, Я.Л. Коломенский и др.); с условиями работы временного детского коллектива (О.С. Газман, Л.И. Уманский, А.Г. Кирпичник, А.Н. Лутошкин, С.А. Соловейчик, С.А. Шмаков); с характером формального и неформального лидерства (Б.З. Вульфов, И.А. Волгаева, Я.Л. Коломенский, Е.М. Дубовская, А.Л. Ершов, Н.С. Жеребова, А.Н. Лутошкин, А.С. Макаренко, Б.Д. Парыгин, А.В. Мудрик) с взаимодействием взрослых и детей, построенном на принципах гуманистической педагогики (О.С. Газман, Л.Н. Куликова, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский, М.И. Рожков, А.В. Волохов, Н.Е. Щуркова, В.А. Караковский и др.)
Природа лидерства двояка, с точки зрения социально-психологического аспекта. С одной стороны, детское сообщество выдвигает разнообразные типы лидеров: по содержанию - лидер-программист, лидер-исполнитель; по стилю руководства - авторитарный, демократический; по характеру деятельности — ситуативный, универсальный (Б.Д. Парыгин); лидер-организатор (Л.И. Уманский); лидер-инициатор (И.С. Полонский); «эмоциональный лидер», «интеллектуальный лидер» (Н.Ф. Федотова); лидер-преобразователь (А.Ю. Козырева); регулятивный (поведенческий, практический), когнитивный (познавательный, информационный), аффективный (эмоционально-коммуникабельный) лидер (Н.Н. Обозов); лидер-регламентатор, коллегиал, спринтер, объективист, максималист, волокитчик (М.И. Рожков) и т.д.. С другой стороны не каждый человек по своим психологическим особенностям личности, своей воле, характеру, мотивации, самоутвержденности и самореализации может стать в конкретном коллективе лидером (И.С. Кон, А.П. Краковский, А.С. Макаренко, Р.С. Немов, X. Ремшмидт, Д.И. Фельдштейн и др.). Задача педагогов суметь создать такие условия, где личность может реализовать свой лидерский потенциал. Так как это возможно только в конкретном коллективе, группе, то мы имеем имманентное противоречие природы и ситуации лидера. Стихийно (или осознано) избранный сообществом лидер существует только до тех пор, пока нужен группе. Группа же и лишает его статуса лидера (Б.З. Вульфов).
В целом обращение к данному феномену вызвано рядом противоречий между:
• современным развитием российского общества, ценностными ориентациями человека и политикой, определяющей ход развития страны;
• стихийностью лидерообразования и методами опосредованного педагогического управления в процессе развития детского коллектива;
• потребностью старшего подростка быть лидером и отсутствием педагогически-организованных условий;
• необходимостью иметь лидеров разных типов и неумением инструментировать процесс их становления.
Проблемная область настоящего исследования задается противоречием между имеющимся на сегодня представлением о том, что лидерство является социально-психологическим феноменом и определяется индивидуальными и групповыми социально-психологическими факторами, и недостаточностью данных о том, какие именно факторы оказывают существенное влияние на развитие лидерских качеств человека, Социально-психологическая традиция исследования лидерства позволяет утверждать, что вклад в лидерское поведение человека вносят не только его индивидуально-психологические характеристики, но и групповой контекст. При этом не совсем понятным до сих пор остается ответ на вопрос, какой процесс является связующим между индивидуальными характеристиками лидера и характеристиками групповой ситуации. Особую важность ответ на этот вопрос приобретает в ситуации неопределенности, предполагающей постоянное и непрогнозируемое изменение внешней среды функционирования группы. Таким образом, недостаточная разработанность проблемы развития лидерских качеств и практическая необходимость разрешения этой проблемы в социальной жизни определяют проблему настоящего исследования.
Объект исследования - учащиеся 10-х классов средней образовательной школы № 2 г. Жуковка при МОУ «Жуковский районный центр психолого-медико-социального сопровождения» возраста 16 лет.
Предметом исследования является процесс выявления коммуникативных, организаторских и лидерских способностей среди учащихся 10-х классов общеобразовательной школы.
Цель исследования составление социально-психологического портрета лидера.
Основные задачи данного исследования:
1. Провести анализ научной литературы по данной проблеме.
2. Изучить коммуникативные, организаторские и лидерские способности учащихся.
3. По данным эмпирического исследования дать психологическую характеристику лидерских способностей.
4. Составить социально-психологический портрет лидера.
В ходе работы применялись следующие методы исследования: анализ литературы, анкетирование, тестирование, диагностические методики. Для обработки результатов испытания использовались аналитические методы математической статистики.
База исследования: средняя образовательная школа № 2 г. Жуковка при МОУ «Жуковский районный центр психолого-медико-социального сопровождения». Объект исследования: 60 школьников.
Глава 2. Эмпирическое исследование лидерства среди учащихся средней образовательной школы
2.1. Организация и методы исследования
2.1.1. Программа исследования
Наше исследование проводилось в октябре 2009 года среди учащихся 10 классов средней образовательной школы № 2 г. Жуковка при МОУ «Жуковский районный центр психолого-медико-социального сопровождения». В нашем исследовании приняли участие 60 школьников. Среди них – 30 мальчиков и 30 девочек. Возраст испытуемых составил 16 лет.
В эксперименте были использованы следующие методики:
Методика 1. Методика выявления коммуникативных и организаторских способностей (КОС). Описание данной методики представлено в приложении 1.
Методика 2. «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий). Описание данной методики представлено в приложении 2.
Методика 3. «Самооценка лидерства». Описание данной методики представлено в приложении 3.
Методика 4. «Социометрия». Описание данной методики представлено в приложении 4.
Методика 5. «Диагностика межличностных отношений Т. Лири». Описание данной методики представлено в приложении 5.
Методика 6. «Самооценка Дембо-Рубенштейна». Описание данной методики представлено в приложении 6.
Методика 7. «Опросник Розенберга». Описание данной методики представлено в приложении 7.
Похожие работы:
Брежнев-портрет лидера застоя ➨
В. И. Ленин говорил, что настоящие политические деятели не умирают для политики, когда наступает их физическая ...
Процесс рисования портрета дошкольниками 6-7 лет. ➨
Введение
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, ...
Введение
Перемены, произошедшие за последние десятилетия в сфере государственного устройства и политической ...
Актуальность исследования имиджа политического лидера как социально-психологического феномена обусловлена ...
Роль менеджера и лидера в контексте организационной культуры ➨
2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Когда люди приходят в организацию, они приносят с собой ранее усвоенные ценности ...