Готовая курсовая работа
на тему:«Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста при чтении книг русских поэтов»
Цена: 1,200 руб.
Номер: V16810
Предмет: Педагогика
Год: 2009
Тип: курсовые
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
Актуальность темы курсового исследования обусловлена тем, что «… специально дет¬ская литература всегда и везде составляет и будет составлять одну из самых жалких, самых ложных и самых ненужных отраслей общей литературы», - говорил Писарев.
Нельзя не признать справедливость положения критика о том, что для детей нередко пишут не только неталантливые люди, но и просто не имеющие элементарного профессиона¬лизма в художественном творчестве. Действительно, читать «нравоучительные историйки», которые, увы, издавались и издаются для детей под прикрытием специфики детской ли¬тературы, — занятие мало полезное. Даже вредное: искажа¬ется вкус, убивается интерес к литературе, к чтению и к по¬знанию мира через чтение. В таком случае бесспорный и вечный тезис Пушкина: «Чтение — вот лучшее ученье», - теря¬ет смысл. Не случайно во всем мире, на всем протяжении истории литературы талантливые критики, писатели, поэты и сами педагоги проявляли отеческую заботу именно об эс¬тетических качествах произведений, адресованных детям. Пос¬ледним в жизни Пушкина было письмо писательнице Ишимовой. Гений русской и мировой поэзии перед выездом на дуэль анализировал ее исторические рассказы для детей, оза¬боченно писал ей о великой ответственности автора детской книги за будущее Отечества.
Степень разработанности темы в литературе. В традиционной борьбе за доказательство мысли об эсте¬тической природе литературы для детей активно участвовали В.А. Жуковский, В.Ф.Одоевский, Л.Н.Толстой, Ф.М.Досто¬евский. Взгляд на литературу для детей как на высокое искус¬ство в конце XIX—в первые десятилетия XX века укрепляли М. Горький, А.А. Блок, И.А. Бунин, А.Н. Толстой, А.И. Куприн.
Практическая значимость работы заключается в системном теоретическом и практическом исследовании основных проблем, обусловленных темой. Результаты исследования могут быть использованы в научных, учебных и практических целях.
Методологическую базу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и связанные с ним специальные методы, адекватные специфике педагогической науки: анализ и синтез, формально-логический, сравнительно-правовой, структурно-системный и другие методы.
Эмпирическая база исследования – монографии, статьи ученых и педагогов практиков опубликованные в разное время по данной теме.
Объект работы – эстетическое воспитание, предмет же – Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста при чтении книг русских поэтов.
Цель курсового исследования – изучить Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста при чтении книг русских поэтов.
В соответствии с целью поставлены и решаются следующие задачи:
• Рассмотреть теорию и историю эстетического воспитания;
• Изучить психолого-педагогические основы эстетического воспитания;
• Исследовать поэзию А.С. Пушкина в эстетическом воспитании;
• Осветить поэзию Н.А. Некрасова в эстетическом воспитании.
1. Общая характеристика эстетического воспитания
1.1 Теория и история эстетического воспитания
Постреволюционный период развития системы образования характеризуется тем, что эстетическое воспитание рассматривается отечественными педагогами (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий) как развитие творческих побуждений человека к красоте. Ими разрабатывались проблемы приобщения человека к прекрасному в жизни и искусстве.
Для теории и практики эстетического воспитания советского периода особое значение имел выдвинутый А.В. Луначарским принцип идейной направленности эстетически высокого художественного и идейного уровня в практике эстетического воспитания. Такой подход к эстетическому воспитанию вошел в советскую педагогическую науку и определил методику дальнейшего эстетического воспитания. Им определены задачи эстетического воспитания: 1) воспитания у учащихся эстетического отношения к действительности и искусству; 2) воспитания эстетической восприимчивости к действительности и искусству; 3) воспитание художественно-творческих способностей вообще.
Опыт художественного воспитания детей и школе Первой опытной станции по народному образованию и сейчас представляет значительный интерес в связи с тем, что там были организованы занятия по музыке и пению, драматическому и изобразительному искусству, художественной литературе.
А.С Макаренко выделил и обосновал новый аспект в воспитании эстетического отношения к действительности у детей. Он вслед за С.Т. Шацким еще более расширил границы эстетического воспитания, осуществляя его не только средствами искусств, но и в различных видах деятельности и детей в труде, игре, быту и подлинно прекрасных отношениях между воспитанниками, в красоте отдельной личности и коллектива. Он использовал эстетическое воспитание и в качестве стимула всей жизни детей.
В рассматриваемый период утвердились два направления, подхода к эстетическому воспитанию в отечественной науке. Однако заметим, что при первом подходе (извне) неизбежно возникновение трудностей при переходе от теории к практике, например, при организации эстетического воспитания на уроках, особенно естественно-научных. При втором подходе (рассмотрение пе¬дагогического процесса изнутри) предполагается учет внутренних закономерностей педагогического процесса, на основе чего и определяют специфику эстетического воспитания.
Коллегией Министерства образования Российской Федерации принят документ «О развитии эстетического образовании в общеобразовательных учреждениях», в котором отмечается, что эстетическое образование «начинает играть все большую роль в процессе перехода от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития». Этот документ имеет значимость как в теоретическом плане, так и в практическом. На основе анализа опыта эстетического воспитания в общеобразовательной школе современной России, особенно в национальной школе, результатов исследований ведущих специалистов в области художественного (эстетического) воспитания Б.М. Неменского, Б. П. Юсона, Ю.Б. Алиева, Т.С. Комаровой и др. в рассматриваемом документе указывается, что «не во всех программах и курсах эстетического профиля уделяется должное внимание вопросам изучения разнообразных течений национального искусства и культуры, а также многих пластов мировой культуры, что отрицательно сказывается на эстетическом образовании. В условиях возрастания социальной роли личности как носителя педагогической культуры важнейшей задачей становится повышение эффективности художественного образования педагогов».
Современные тенденции мирового развития характеризуются расширением интеграционных процессов в различных сферах жизни общества на пути создания единого мирового социального пространства, ориентированного на реализацию равных возможностей для взаимообогащающего диалога представителей различных наций и культур. В этой связи актуализируется проблема становления и развития культурно-исторического субъекта образования нового типа, являющегося проводником национальной культуры и традиций, свободно позиционирующегося в мировом культурно-образовательном социуме.
Необходимость решения данной проблемы на государственном уровне в образовательной политике находит свое отражение в основных нормативно-правовых документах об образовании Российской Федерации: Законе РФ «Об образовании»; Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года; Стратегии модернизации содержания общего образования; Национальной доктрине образования в РФ; Концепции художественного образования в РФ.
Позитивный потенциал для становления и развития социально зрелой, духовно богатой, высоконравственной личности накоплен в рамках отечественной системы эстетического воспитания, развитие которой должно стать одним из приоритетов государственной политики. Важность и всеобъемлющий характер задач, возникающих перед эстетическим воспитанием, отмечается в Концепции модернизации российского образования, указывающей на необходимость «более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности».
В связи с новой парадигмой образования обозначилась и, главная задача эстетического воспитания - обоснование новых форм и содержания художественного образования и эстетического воспитания как основы гуманизации и гуманитаризации образования.
Итак, ретроспективный анализ проблемы эстетического воспитания в структуре гармоничного развития личности свидетельствует о том, что ее решению во все времена, начиная с античности и до наших дней, уделялось и уделяется особое внимание.
1.2 Психолого-педагогические основы эстетического воспитания
Для современного понимания эстетического воспитания характерно то, что в этот процесс включается как составная часть воспитание потребности и способности участвовать в создании красоты в жизни и искусстве. Известный философ В.К. Скатерщиков высказал эту идею в одной из своих работ: «Эстетическое воспитание преследует цель не одного лишь формирования способности чувствовать и понимать прекрасное, но и воспитание потребности и умения творить его, созидать прекрасную ... жизнь».
Похожие работы:
психодиагностическое изучение детей раннего возраста у детей раннего возраста с нарушениями речи ➨
Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. В данный период ...
Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. ➨
Актуальность. Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления ...
Влияние авторитета родителей на воспитание детей старшего дошкольного возраста ➨
1. СТИЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Каждая семья уникальна так же, как уникален каждый отдельный инди-вид. Родители ...
Русские обряды и традиции, их роль в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста. ➨
Введение
В настоящее время, в связи с изменением нравственно-ценностных ориентиров в развитии общества, ...