Готовый реферат
на тему:«МУДРОСТЬ ИЛИ РАЗУМ?(ПРОБЛЕМА СПЕЦИФИКИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ)»
Цена: 750 руб.
Номер: V1773
Предмет: Философия
Год: 2007
Тип: рефераты
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
Философия, так или иначе, опирается на разум и опыт. Однако философское знание имеет свою специфику, свои особенности. Это обусловлено, прежде всего, предметом философии. Философия, как и всякое мировоззрение, является системой представлений о мире в целом, о месте человека в мире, об отношениях человека к миру, о ценностях. В сущности, философия – это мировоззренческая наука. И ее цель – установить систему рационально удостоверенных в своей истинности систем отношений человека к миру, человеческие ценности.
1. Генезис философии
Философия означает "любовь к мудрости" в переводе с греческого. Мудрость к человеку не приходит сама – ее нужно искать и постигать, и чем раньше человек начнет стремиться к ней, тем больших успехов добьется на своем жизненном пути. Надо только понять какой именно мудрости учит философия.
Аристотель (384-322 до н. э.) полагал, что имя мудрости необходимо отнести к некоей способности, "состоятельности", исследующей первые начала и причины. Р. Декарт (1596-1650), отмечая, что слово "философия" обозначает занятие мудростью, уточнял при этом, что "под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек; ... знание, которое направляет самую жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках" .
Из сказанного уже можно понять, что философию интересует вполне определенная мудрость – мудрость, которая исследует и знает первые начала и причины и тем самым, во-первых, определяет жизненную позицию человека и, во-вторых, дает ему универсальную методологию, позволяющую добиться истинного познания действительности.
М. Хайдеггер (1889-1976), анализируя высказывания Гераклита, Аристотеля и других античных философов, показывает, что, с точки зрения создателей философии, мудрость означает умение говорить так, как говорит Логос, т. е. соответствовать Логосу. С греческого языка содержание понятия переводят как "Слово". Однако слово "Логос" в древнегреческом языке очень очень многозначный и глубокосодержательный термин античной философии. Нам важно отметить следующее раздвоение его значения: с одной стороны, Логос означает "мысль" и "слово" (слово, речь, если они искренни, суть та же "мысль", но выпущенная наружу, на свободу), а с другой стороны, – "смысл" (понятие, принцип, причина, основание) вещи или события.
Мудрый – тот, кто в мыслях и речах выражает суть вещей и поступает согласно их "Логосу", согласно законам природы и общества. Вещь, речь, мудрость и деяние выявляют себя как органически связанные между собой понятия и реалии. Поэтому можно сказать, что Логос – это Всеобщее, Универсальное и Единое в природе, обществе и мышлении.
Вот какой мудрости учит философия: она учит умению мыслить и поступать сообразно всеобщей природе вещей, умению не просто знать, но и применять запас своих знаний к решению постоянно возникающих перед человеком жизненных вопросов. Умение и ум – слова одного корня. Заниматься философией – значит заботиться о развитии своего ума.
Итак, философия – это любовь к Мудрости-Логосу, тому, что в Бытии содержится как Всеобщее, Универсальное, Единое.
Практическая предметная деятельность человека является тем особым звеном, в котором совпадают бытие и сознание. Поэтому совсем не случайно возникает многозначность слов типа "логос", "вещь" и т. д.: они впитывают в себя все главные стороны этого совпадения.
Выходит так, что всеобщие формы бытия и сознания, составляющие содержание философских категорий, вовсю действуют в первобытном человеческом обществе (будучи, правда, как мы увидим, обильно перемешанными с предрассудками и суевериями), а философии в это время еще не существует.
Философскому способу мышления предшествовал так называемый мифологический способ мышления. Главная его особенность – синкретичность (от греч. synkretismos - соединение), т. е. нерасчлененность на элементы: субъект и объект, сон и явь, жизнь и смерть, реальность и видимость, действие и ритуал. Отношение человека с окружающей действительностью воспринималось не как отношение "Я" и "Оно", а как отношение "Я" и "Ты" .
В мифологическом сознании конечная вещь не имеет самостоятельной цены. Здесь господствует принцип "все есть все" или "все во всем".
В условиях разделенного труда (переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому) вещи начинают браться в их собственном значении, в их определенности. Каковы вещи сами по себе – вот главный вопрос, стоящий теперь перед руководящим ими умственным трудом, ибо, не зная собственных, действительных, а не вымышленных, свойств вещей, невозможно ими эффективно управлять.
Жизненная важность знаний о вещах, о мире как о таких, каковы они есть на самом деле, вызывает пристальное внимание к самому процессу получения таких знаний. Поэтому мышление становится не только мышлением о мире, но и мышлением о мышлении. Миф сменяется Логосом – мыслью и словом, формы успешного функционирования которых суть логические категории. Это и есть акт рождения философии.
Как можно видеть, и генезис логических категорий, и рождение философии раскрывают перед нами ее проблему – проблему соотношения, взаимозависимости сознания и реальной действительности.
Вокруг этого вопроса вращается вся философская проблематика. Поэтому, если проследить различные этапы и формы его постановки и решения, можно представить философию в виде некоей целостной системы, в виде своеобразного "созвездия" философских концепций и дисциплин.
Философ, исходя из своей принципиальной жизненной позиции, на основе своего самосознания старается составить представление о бытии как таковом. А поскольку такое "личное" видение присутствует в любой философской системе и на любой стадии развития философии, постольку по форме своей философия обречена быть экзистенциальной и аксиологичной (аксиология – учение о ценностях). Этим философия принципиально отличается от науки, где личностный момент всячески устраняется.
Исходная задача философии – создание мировоззрения, т. е. системы, единящей мир и "зрящего" этот мир человека. Мировоззрение как целостная система включает в себя ценностную, познавательную (методологическую) и поведенческую (социальную) подсистемы. Эти подсистемы и определяют собой как главные структурные подразделы философии, так и главные ее функции. Главные элементы структуры и функции философии в свою очередь могут быть подразделены на более дробные и специальные единицы.
Постоянно возникающий в философской литературе вопрос о том, к чему ближе философия – к науке, религии или искусству, не имеет однозначного ответа.
2. Предмет, смысл и назначение философии
Философия – любовь к мудрости, бескорыстное, чистое стремление к истине. Греческое слово философия буквально означает любовь к мудрости (от phileo – люблю и sophia – мудрость). Первое применение этого термина приписывают Пифагору (VI в. д.н.э.). По свидетельствам античных авторов, когда финикийский правитель Клеонт обратился к Пифагору с вопросом 'кто он такой?', тот ответил: 'Философ'. Далее объяснив: 'Жизнь подобна игрищам: некоторые приходят на них соревноваться, некоторые торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни некоторые, подобные рабам, рождаются жадными к славе и наживе, между тем как философы – к одной только истине' .
София, согласно с античной традицией, – высшая мудрость, которую вначале приписывали только богам. Владеть полной и определенной истиной могли только боги. Человек не может слиться с Софией, поскольку он – смертен, ограничен в познании. Таким образом, человеку оставалось доступно только непрерывное стремление к истине, никогда не законченное полностью, любовь к мудрости, которая вытекает из самого понятия.
Как описание активного, деятельного, страстного, любовно-эротического состояния души, что обеспечивает подъем и приближение к истине, зачастую не случайно слово философия использовал в своих диалогах Платон. Любовь, согласно с Платоном, не есть ни прекрасное, ни благо, но – стремление к красоте и добру. Любовь – не бог, но и не человек. Она не смертная, но и не бессмертная. Она – одна из демонических существ, что объединяют человека и бога.
Следовательно, любовь – это философия во всей полноте смысла этого термина. София – мудрость, ею владеет лишь бог. Темнота – судьба того, кто совсем лишен мудрости. Философос – это, в прямом смысле, тот, кто ни темный, ни мудрый, но, не владеющий мудростью, он заполнен страстью к ней.
Похожие работы:
ПРОБЛЕМА СИНТЕЗА СОЦИОГУМАНИТАРНОГО И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЗНАНИЯ ➨
Социоуманитарное знание немыслимо без сопоставления его с естественнонаучным. Глобальность военных, экологических, ...
ОСНОВНЫЕ УРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ➨
В современном мире в эпоху развития высоких технологий особую актуальность приобретает развитие научного знания. ...
ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ РЫНОЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ ФИРМЫ ➨
ВВЕДЕНИЕ В России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует ...
А.Н. Бурлуцкий КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ➨
ВВЕДЕНИЕ
Учебная дисциплина «Концепции современного естествознания» является необходимой образовательной ...
ЭМИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ. ПРОБЛЕМА УТЕЧКИ МОЗГОВ ➨
Введение
Массовая миграция населения стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй ...