В современном мире в эпоху развития высоких технологий особую актуальность приобретает развитие научного знания. На сегодняшний день можно утверждать, что научное знание играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. При этом многие науки выходят на качественно иной уровень, а так же в рамках отдельных наук выделяются новые подуровни, требующие эмпирического изучения и теоретического обоснования. Несомненно, уровень развития науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства. Развитие научного знания обусловлено интенсивностью исследований на каждом из его уровней и одновременно тесным взаимодействием этих уровней.
Предметом исследования данной работы выступают уровни научного знания.
Объект исследования – определение основных характеристик уровней научного знания.
В данной работе решаются следующие задачи:
- дается определение научного знания и описывается его структура;
- раскрываются особенности основных уровней научного знания: философских оснований, теоретического и эмпирического;
- выявляется взаимосвязь между теоретическим и эмпирическим уровнями.
В ходе написания данной работы использовалась специальная литература.
750 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 4
2. УРОВЕНЬ ФИЛОСОВСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК 4
3. ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 8
4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 11
5. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО И ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЕЙ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18
750 руб.
В ходе работы было дано определение научного знания как развития обыденного знания, связанное с осознанием и развитием методов познавательной деятельности.
Структура научного знания состоит из трех уровней: философских предпосылок, эмпирического и теоретического.
На уровне философских предпосылок дается онтологическая и гносеологическая интерпретация понятий теории. При этом философские основания в определенных науках проявляют себя в большей или меньшей степени. Наиболее очевидны они в квантовой механике, в учениях об эволюции живой природы, генетике, литературоведении, искусствоведении, математике.
Уровень философских предпосылок обусловлен стилем мышления исторической эпохи.
Задачей эмпирического уровня является получение простейших фактов их статистическая обработка и обобщение. При этом под фактом подразумевается элемент реальности, ставший достоянием имеющегося знания. Не существует фактов вне зависимости от теории, и любой факт включает в себя теорию – в этом суть концепции теоретической нагруженности эмпирических фактов. Однако с точки зрения этой концепции невозможна проверка теории путем соотнесения с эмпирическими данными. При этом фундаментальное значение в развитии научного знания. Таким образом, факты можно подразделить на: первичные – факты не зависящие от теории, воспринимаемые при помощи органов чувств; вторичные – факты, полученные путем интерпретации первичных; третичные и т.д. Именно факты первичного уровня придают системе научного знания устойчивость и надежность, так как они не опосредованы теорией.
Следующим более высоким уровнем научного знания является теоретический уровень.
При рассмотрении теоретического уровня дается определение теории как целостной концептуальной символической системы или идеальной модели фрагмента мира.
В структуру теории входят: теоретические объекты – понятия, на которых строится теория, выраженные в символах; аппарат теории – способ оперирования теоретическим объектами; связи между теоретическими объектами; правила интерпретации или физический смысл; упрощения; гипотезы о механизме явления, не вытекающие из общего содержания теории.
Основные функции теории – это описание, предсказание и объяснение явлений.
При этом, при описании объединяются классы ранее считавшихся различными явлений. Для проверки истинности теории важную роль играет предсказание. Задачами функции объяснения выступают, с одной стороны – подведение единичной ситуации под общую закономерность, с другой стороны – объяснение причин явлений.
Таким образом, теория путем объединения множества явлений сводит их к небольшому числу принципов.
В результате, можно сделать вывод, что теоретический уровень является более высоким, чем эмпирический, так как на теоретическом уровне идет движение от познания явления к познанию сущность, однако, через эмпирический уровень проводится проверка правильности теории. В этом заключается взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней.
750 руб.
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия М.: Проспект, 2000
2. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ столетия.-М.: Логос, 2000.
3. Мялкин А. В. Философия учеб. пособие М.: Моск. гос. лингвистический ун-т, 2002
4. Бернацкий В.О. Философия хрестоматия Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005
5. Ореховский А.И. История и философия науки Новосибирск: Сиб. гос. ун-т телекоммуникаций и информатики, 2005
6. Джегутанов Б.К. История и философия науки : Курск, 2005-
7. Сабиров В.Ш. Хрестоматия по философии. Кн. 1, Ч. 4., М.: Проспект, -2005
750 руб.