Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность темы заключается в том, что чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.
В отличие от рынка совершенной конкуренции на несовершенно конкурентных рынках покупатели либо продавцы могут воздействовать на рыночную цену. К несовершенно конкурентным рынкам относятся монополия и монопсония, олигополия и монополистическая конкуренция.
В данной работе мы рассмотрим более сложную рыночную структуру в сравнении с совершенной конкуренцией - чистую монополию и монопсонию. Это тоже идеальный тип рыночной структуры, который встречается крайне редко.
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности формирования цены и прибыли в условиях чистой монополии.
Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
1. определить сущность и характерные черты чистой монополии;
2. раскрыть особенности формирования цены в условиях чистой монополии;
3. рассмотреть экономические эффекты чистой монополии.
Методологической основой для написания курсовой работы послужили сборники научных трудов, монографии, периодическая литература.
1,200 руб.
Введение 3
1. Сущность и характерные черты чистой монополии 4
1.1. Сущность чистой монополии 4
1.2. Значение монополии и ее изучение 5
2. Особенности формирования цены в условиях чистой монополии 10
2.1. Монопольный спрос 10
2.2. Формирование цены и прибыли при чистой монополии 14
3. Экономические эффекты чистой монополии 17
3.1. Цена, уровень выпуска и эффективность 17
3.2. Распределение дохода 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27
1,200 руб.
Чистый монополист является единственным производителем предмета потребления, у которого нет близких заменителей.
Барьеры для вхождения в отрасль в виде: а) эффекта масштаба; б) естественных монополий; в) собственности на патенты и научные исследования; г) владения или контроля над весьма важным сырьем; д) нечестной конкуренции — помогают объяснить существование чистой монополии и других несовершенно конкурентных рыночных структур.
Рыночное положение чистого монополиста отличается от положения конкурентной фирмы тем, что кривая спроса монополиста является понижающейся, поэтому кривая предельного дохода оказывается ниже кривой спроса. Подобно конкурентному продавцу, чистый монополист будет мак-симизировать прибыли путем уравнивания предельного дохода и предельных издержек. Барьеры для вхождения в отрасль могут позволить монополисту получать экономические прибыли даже в долговременном периоде. Заслуживает внимания, что: а) монополист не назначает «наивысшую цену, которую он может получить»; б) максимальная совокупная прибыль, к которой стремится монополист, редко совпадает с максимальными прибылями на единицу продукции; в) высокие издержки и слабый спрос могут мешать монополисту получить какую-либо прибыль вообще; г) монополист будет стремиться избегать неэластичного отрезка своей кривой спроса.
При одних и тех же издержках чистый монополист сочтет выгодным ограничить объем производства и назначить более высокую цену, чем сделал бы конкурентный продавец. Это ограничение объема вызывает нерациональное использование ресурсов, о чем свидетельствует тот факт, что цена превышает предельные издержки на монополизированных рынках.
В общем, монополия способствует увеличению неравенства доходов.
Издержки монополистов и конкурентных производителей могут быть неодинаковыми. С одной стороны, эффект масштаба может сделать более низ-кие издержки на единицу продукции доступными для монополистов, но недоступными для конкурентов. Кроме того, по сравнению с совершенной конкуренцией чистая монополия имеет больше возможностей для снижения издержек за счет технологических изменений, потому что монополист может использовать экономическую прибыль для финансирования исследований. С другой стороны, существуют факты, что Х-неэффективность — неспособность производить продукцию при наименее дорогой комбинации затрат — более свойственна монополистам, чем конкурентным фирмам, и что монополисты могут производить значительные затраты, чтобы сохранить монопольные привилегии, предоставленные государством. И, наконец, ограничение вхождения в отрасль конкурирующих фирм снижает для монополиста стимулы к нововведениям.
Монополист может увеличить свои прибыли, занимаясь ценовой дискриминацией, если: а) ему удастся разделить покупателей на основе различной эластичности спроса; б) продукт или услуга не могут легко перемещаться между изолированными рынками. При прочих равных условиях занимающийся дискриминацией монополист будет производить больший объем продукции, чем не занимающийся дискриминацией монополист.
Ценовое регулирование может привести к полному или частичному отказу монополистов от недоиспользования ресурсов с целью получения эко-номических прибылей. Социально оптимальная цена устанавливается там, где кривые спроса и предельных издержек пересекаются; цена, обеспечивающая справедливую прибыль, устанавливается там, где пересекаются кривые спроса и средних общих издержек.
1,200 руб.
1. Бутыркин А.Я. Монополии. Теория и проблемы регулирования. - М: «Новый век» - 2007. - 152 с.
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – Издат, 2005. – 399 с.
3. Добрынин А. И., Тарасевич Л. С. Экономическая теория: Учебник для Вузов. 3-е изд., 2006. – 689 с.
4. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учебник – 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 640 с.
5. Кураков Л.П. Экономическая теория: учебное пособие. – 2-е изд.; доп. и перераб. М.: Гелеос АРВ, 2006. – 751 с.
6. Курс экономики: Учеб. для экон. вузов / Под ред. Б.А.Райзберга.-2-е изд., доп. - М.: Изд. дом «ИНФРА-М», 2005.-715 с.
7. Курс экономической теории: Учеб. для экон. вузов / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой; Моск. гос. ин-т междунар. отношений ( ун-т ) МИД РФ.-4-е изд., доп. и перераб. - Киров: «АСА», 2007.-743 с.
8. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус», 2004. - 544 с.
9. Поповская Е.В., Розанова Н.М., Цепина Л.В. Оценка монополизации российской экономики // Вопросы экономики. – 2005. - №2. – С.3-5
10. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. – Киров: Издательство «АСА», 2005. – 623 с.
11. Экономическая теория: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений / Под. Ред. В.Д. Камаева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 592 с.
12. Экономическая теория: Микроэкономика, макроэкономика, мегаэкономика: Учеб. для экон. вузов / Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича.-3-е изд., доп. и испр. - СПб.: Питер, 2004. - 544 с.
1,200 руб.