Готовые главы к диплому
на тему:«Особенности формирования нравственного сознания у детей с нарушениями в психическом развитии»
Цена: 500 руб.
Номер: V34117
Предмет: Психология
Год: 2007
Тип: главы к дипломным
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
В психологии развитие нравственного сознания рассматривалось через диалектику взаимосвязи категорий значения и личностного смысла (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и др.), развития представлений и понятий (Л.С. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), освоения детьми нормативного содержания морали (З.Я. Неверович, Н.Н. Поддъяков, С.Г. Якобсон и др.).
В отечественной педагогике различные аспекты формирования нравственного сознания детей младшего школьного возраста рассматривались в той или иной мере в контексте изучения следующих традиционных направлений: роли знаний о социальной действительности и морали в нравственном воспитании детей (С.А. Козлова, Я.З. Неверович, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков и др.); роли гуманных чувств в формировании морального облика ребенка (Т.А. Владимирова, А.В. Запорожец, И.А. Княжева, Л.П. Стрелкова, С.А. Улитко и др.); возможностей разных видов деятельности в формировании нравственных качеств, отношений (Р.С. Буре, Л.В. Крайнова, В.Н. Давидович и др.); положения ребенка в группе сверстников (Т.А. Репина, О.М. Гостюхина, С.Г. Якобсон и др.); значимости норм и правил в регуляции ребенком собственного поведения (Т.П. Гаврилова, Т.И. Ерофеева, Е.А. Киянченко и др.); воспитания культуры поведения (С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, В.Г. Нечаева и др.).
Содержание ряда работ позволяет говорить о том, что вопросы формирования нравственного сознания, не являясь предметом специального изучения, находят свое отражение в структуре исследовательского материала как особо значимые характеристики развития личности ребенка. Формирование начал нравственного сознания рассматривается как составляющая трудового воспитания (Р.С. Буре), целостного процесса нравственного воспитания, становления нравственной культуры ребенка (С.В. Петерина), социального воспитания на культурно-исторических традициях (Т.Ю. Купач), формирования основ категориального видения картины мира (И.Э. Куликовская), ознакомления с социальной действительностью (С.А. Козлова), развития индивидуальности ребенка в коллективных взаимоотношениях (Е.А. Кудрявцева) и др.
Особое место в жизнедеятельности ребенка занимают формы его общения с окружающими, нормы и правила поведения в обществе людей. Эта линия культурного развития представляет особый интерес для специалистов, занимающихся изучением детей с умственной недостаточностью. В многолетних экспериментальных исследованиях в области дефектологии (Л.С.Выготский, 1995; ТАВласова, М.С.Певзнер, 1967; Г.М.Дульнев, 1969; В.И.Лубовский, 1978, 1989; Н.Г.Морозова, 1969; В.Г.Петрова, 1968, 1977; Ж.И.Шиф, 1965 и др.) было выявлено, что при психическом недоразвитии самостоятельное освоение ребенком сложных нравственных понятий и категорий затруднено, в итоге в значительной мере сужается круг его социальных контактов, а при неблагоприятных условиях развития может стать одной из причин дезадаптивного поведения (Д.И.Бойков, 1994; А.Н.Гамаюнова,1997; В.Г.Печерский, 1998 и др.). В этой связи специально организованное формирование у умственно отсталых детей правил и норм общественного поведения, развитие их представлений о ценностных явлениях, отражающих основы культурного опыта человека, являются специальной задачей коррекционного воспитания и обучения.
Постановка указанной проблемы в специальной психологии и педагогике нам представляется чрезвычайно актуальной, т.к. она не являлась до сих пор предметом специального исследования. С точки зрения теоретического и практического изучения важными представляются вопросы, касающиеся положительного содержания воспитательного потенциала той среды, в которой живут дети, ее влияния на формирование индивидуальных мировоззренческих установок развивающейся личности, т.к. несмотря на огромное влияние образования, все же младший школьный возраст в психологии отмечается как особый период формирования социальной идентичности, усиления ориентации на личностные образцы с социально-нормативным содержанием.
Несмотря на множественность подходов к исследованию проблемы нравственного воспитания детей, остаются недостаточно выясненными механизмы становления и развития начал их нравственного сознания у детей с нарушениями в психическом развитии, не в полной мере выявлены ресурсы для совершенствования содержания и технологии его формирования. Также недостаточно изучены и выявлены возможности и особенности реализации индивидуального подхода к детям в процессе соответствующей коррекционной психолого-педагогической работы.
Недостаточная изученность данной проблемы в теории и практике педагогики ведет к существенным недостаткам в нравственном развитии ребенка младшего школьного возраста, особенно если у ребенка выявлено нарушение интеллекта.
Проведенное исследование по изучению состояния проблемы нравственного воспитания, развития начал нравственного сознания у младших школьников с нарушением в развитии в теории и практике обнаружил ряд противоречий:
• между требованиями общества и внутренней «нравственной организацией» конкретного человека, его личным «нравственным опытом»;
между преимущественно коллективными формами воспитательной работы с детьми с нарушением в развитии в специализированных учреждениях образования и индивидуальными особенностями нравственно развивающейся личности ребенка;
• между положениями коррекционной педагогики и детской психологии о значимости формирования нравственного сознания у дошкольников с нарушениями интеллекта и недостаточной разработанностью педагогических условий формирования начал нравственного сознания в системе образования;
• между требованиями коррекционной педагогики к социально-личностному развитию ребенка и требованиями реальной действительности;
• между необходимостью обеспечения результативности процесса формирования начал нравственного сознания у детей с нарушением интеллекта и отсутствием концепции и программы формирования начал нравственного сознания у младших школьников;
• между осознанием большей частью взрослого населения значимости периода детства в нравственном воспитании ребенка и имеющей место невозможностью или нежеланием значительного числа родителей принимать участие в этом процессе, а также их собственной педагогической или моральной несостоятельностью.
Проблема исследования заключается в необходимости разрешения данных противоречий.
Очевидная социальная актуальность и педагогическая значимость проблемы формирования начал нравственного сознания детей обусловили выбор темы настоящего исследования «Особенности формирования нравственного сознания у детей с нарушениями в психическом развитии».
Определение проблемы и темы дипломной работы позволило сформулировать научный аппарат исследования.
Объект исследования - процесс нравственного становления детей младшего школьного возраста с нарушениями в психическом развитии в образовательном процессе специализированного учреждения VIII вида.
Предмет исследования – процесс формирования начал нравственного сознания детей 7 – 9-го года жизни с нарушениями психического развития в условиях специализированного образовательного учреждения VIII вида.
Цель исследования – разработка теоретико-методологического и методического обоснования концепции формирования начал нравственного сознания у детей 7 – 9-го года жизни с нарушениями психического развития.
В соответствии с определенной темой целью были поставлены следующие задачи исследования:
1.Разработка и обоснование теоретического содержания вопросов становления нравственного сознания в раннем онтогенезе.
2.Выяснение структуры нравственного развития личности и механизмов нравственного самовоспитания.
3.Выявление психолого-педагогических особенностей детей с умственной отсталостью
4.Определение особенностей нравственного развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
5.Проведение экспериментального исследования нравственного развития детей младшего школьного возраста с нарушениями в психическом развитии.
6.Разработка методики формирования нравственного сознания у детей с нарушениями в психическом развитии и проведение контрольного эксперимента.
Гипотеза исследования. Наше исследование строиться на предположении о том, что у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью отмечается невысокий уровень нравственного развития, который при правильном подборе и проведении коррекционной работы по формированию нравственных качеств будет повышаться.
Методологическая и научно-педагогическая основа исследования выстраивалась в русле ряда исходных положений и ведущих идей философских учений, современных концепций развития личности:
-философского учения о единичном, особенном и общем (Платон, Т. Гоббс, Т. Кампанелла, Дж. Локк, Т. Моор, Ж.-Ж. Руссо и др.);
-теории сознания о единстве социального и индивидуального, внешнего и внутреннего, действия и сознания, о видах и уровнях сознания, его ценностных аспектах, свободе выбора и др. (Н.М. Бахтин, А.Г. Здравомыслов, И.М. Ильичева, М.С. Каган, Ж.П. Сартр, Л.Н. Столович, Э.Л. Торндайк, В. И. Франкл др.);
-системного подхода к построению воспитательного процесса (И.В. Блауберг, А.В. Брушлинский, М.С. Каган, В.И. Логинова, В.А. Сластенин и др.);
-деятельностного подхода в воспитании (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.И. Слободчиков и др.);
-теории социализации личности, педагогических концепций социализации ребенка (К.А. Абульханова-Славская, Л.П. Буева, Н.Ф. Голованова, Т.Е. Конникова Т.Н., Мальковская и др.);
-личностно ориентированного подхода в воспитательной деятельности (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинов, И.С. Якиманская и др.);
-исследований в области профессионально-педагогического образования (С.И. Архангельский, Е.П. Белозерцев, Р.С. Буре, В.П. Кузовлев, Л.В. Поздняк, В.Н. Пономаренко, В.А. Сластенин, Н.И. Татаркина, В.И. Ядэшко и др.).
Методы исследования: терминологический метод, теоретический анализ педагогических идей, явлений, фактов; разработка концепции и средств ее реализации; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); педагогическое наблюдение, исследовательские беседы, изучение документации образовательных учреждений, анкетирование, математические методы и др.
Этапы исследования:
1-й этап (сентябрь 2006-октябрь 2006гг.) – определение проблемы исследования и его отдельных концептуальных положений, анализ теоретических источников с целью установления степени разработанности исследуемой проблемы, изучение опыта педагогической деятельности по формированию нравственного сознания детей;
2-й этап (октябрь 2006-ноябрь 2006гг.) – определение гипотезы исследования, его цели и задач; проведение отдельных элементов констатирующего эксперимента с целью обоснования актуальности проблемы, определения психолого-педагогических основ процесса формирования начал нравственного сознания у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта; разработка плана проведения экспериментальной работы;
3-й этап (ноябрь 2006-январь 2007 гг.) – основной этап, на котором был проведен педагогический эксперимент, позволивший выявить научные подходы к планированию процесса формирования начал нравственного сознания у детей 9-го года жизни, определить структуру, содержание, основные направления его осуществления и разработать методические основы его организации. Анализ и обобщение результатов экспериментальной работы послужили основой для разработки программы и методических рекомендаций по организации процесса формирования начал нравственного сознания у детей и их внедрения в практику работы специализированных образовательных учреждений;
4-й этап - (январь 2007 – февраль 2007гг.) – завершающий этап, на котором проводилась опытная проверка теоретических и практических выводов, полученных в ходе исследования, изучалась их эффективность, осуществлялось внедрение в практику воспитания научно-педагогических и методических рекомендаций; оформление работы.
Научная новизна исследования: получено и систематизировано новое научное знание о структуре начал нравственного сознания младших школьников, его возрастной и индивидуальной специфике, возможностях и педагогических условиях формирования начал нравственного сознания у детей в специализированных образовательных учреждениях VIII вида.
Исследованы такие вопросы, как проблема нравственного развития личности, механизмы нравственного самовоспитания, рассмотрены вопросы теории и методики воспитания нравственных качеств у детей, дана психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью и выявлены особенности нравственного развития детей с нарушениями интеллекта.
Подобраны диагностические методики развития начал нравственного сознания детей 7 –9-го года жизни.
Рассмотрена технология формирования начал нравственного сознания детей в специализированных образовательных учреждениях.
Произведена группировка методов и приемов формирования начал нравственного сознания детей.
Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования обогащают теорию педагогики новым научным знанием о:
• структуре начал нравственного сознания младших школьников;
• возрастных и индивидуальных особенностях развития начал нравственного сознания развития ребенка с нарушениями интеллекта;
• механизмах развития начал нравственного сознания ребенка-дошкольника;
• особенностях педагогического регулирования процесса развития начал нравственного сознания детей 7 – 9-го года жизни.
• Определены целевой, содержательный, технологический, результативный компоненты процесса формирования у младших школьников начал нравственного сознания, которые могут служить теоретическим основанием для обогащения теории целостного развития ребенка.
Практическая значимость проведенного исследования. Разработаны методические основы процесса формирования начал нравственного сознания детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях. Подобрана программа формирования начал нравственного сознания детей 7 – 9-го года жизни и методические рекомендации к ней для использования в педагогическом процессе специализированных образовательных учреждений VIII вида.
Обоснованность и достоверность результатов исследования, содержащихся в работе, обеспечиваются его методологической основой, позволившей наметить научные подходы к исследованию проблемы и доказать выдвинутую гипотезу, применением разнообразных и адекватных предмету, целям и задачам исследования методов, а также проверкой эффективности разработанных теоретических положений и их внедрением в воспитательную практику.
База исследования – специализированное коррекционное образовательное учреждение VIII вида г. Москвы. Были обследованы 20 детей младшего школьного возраста с диагнозом умственная отсталость легкой степени.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Похожие работы:
Особенности формирования социально-бытовых навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью ➨
Актуальность темы исследования: В психолого-педагогической литературе проблема навыков в социально-бытовой ...
Особенности зрительного восприятия и детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения ➨
ВВЕДЕНИЕ
Нарушение зрительной системы наносит огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной ...
Особенности внимания детей с интеллектуальными нарушениями. ➨
Введение
Внимание- необходимое условие для выполнения любой деятельности. Нарушения внимания приводят ...