Введение
По данным социологических исследований, в современном российском обществе существует значительный проправославный консенсус: «очень хорошее» или просто «хорошее» отношение к православию высказывают 94% населения , что значительно превышает одобрение других религий. Кроме того, значительной частью населения России православие, вероятно, воспринимается не столько как религия в собственном смысле слова, «сколько как символ русского своеобразия и некоей духовной ценности этого своеобразия, как что-то, что может быть с гордостью противопоставлено другим и ценность чего эти другие тоже в какой-то мере признают» .
Таким образом, Русская православная церковь, в силу своего доминирующего положения, может оказывать большое влияние на действия россиян.
Познавательная деятельность человека как одна из форм его отношений с окружающим миром использует символ в качестве основного инструмента познания и отражения. В связи с этим рассмотрение природы символа немыслимо без исследования когнитивных аспектов человеческого мышления и культуры. Они являются ключом к раскрытию символических процессов и их механизмов.
Интерес к символу и природе символического существовал на протяжении всей истории философской мысли – от античности до наших дней. Фундаментальные философские идеи о сущности символа высказывали такие мыслители, как Аристотель, Платон, Прокл, И. Кант, Ф. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель, О. Шпенглер, П. Рикер, Ц. Тодоров, П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев, М.К. Мамардашвили, А.М. Пятигорский и др.
Особое место изучение символа занимает в работах зарубежных и российских семиотиков: Р. Барта, Ж. Делеза, В.В. Иванова, Ю.М. Лотмана, Ч.У. Морриса, Ч. Пирса, Ф. де Соссюра, В.Н. Топорова, Б.А. Успенского и др. Понятие символа в работах семиотиков сведено к его знаковой сущности, что не дает возможности исследования одной из важнейших характеристик символа – многозначности.
Символика русских храмов рассматривается в работах П.А. Флоренского, А.Меня, Н.Троицкого, архиепископа Сергия (Голубцова), архитекторов Кудрявцевых М.П. и Т.Н., Г.Я. Мокеева, А.С. Щенкова.
Каноническое, функциональное устройство и оборудование храмов описаны в изданиях Московской Патриархии, дореволюционных трудах Н.В.Покровского, А.Салько.
Анализу современной ситуации были посвящены конференции «Храмостроительство в России. Традиции и современность», 1996 г., Москва, и "Христианский храм. Идея и образ", 2000 г., Москва. Конференции отметили важность соблюдения традиций в строительстве православных церквей в России.
Рассмотрение в контексте Православия одного из наиболее важных периодов в истории русского искусства предпринимается также для раскрытия специфики духовной эволюции русского общества через художественное творчество, так как определение качественных особенностей национальной духовности указывает причины ее взлетов и кризисов.
В современном обществе, наряду с высоким, важны искусство популярное и массовое. Для повседневного сознания их влияние превосходит воздействие высокого искусства и нуждается в изучении, поэтому проблема взаимодействия искусства и религиозного сознания сегодня актуальна.
Взаимодействие искусства и религиозного сознания многомерно, что требует модернизации методологии и дальнейшей разработки системы принципов исследования.
Цель дипломной работы – рассмотреть символы православной церкви и их значение в культуре России.
Для реализации поставленной цели необходимо осуществить следующие задачи:
- изучить значение символа в культуре;
- описать особенности храмовой православной архитектуры;
- проанализировать символы в храмовой архитектуре;
- рассмотреть символы православия в искусстве;
- проанализировать православную культуру в живописи русских художников.
3,000 руб.
Список литературы
1. Атрощенко О.Д. Евангельская тема в творчестве Поленова. Дисс. … канд. искусствоведения. - М., 2000
2. Белоусов М.Р. Символика цвета в иконописи. Учебно-методическое пособие. – Палех-2005
3. Бердяев Н.А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека. – Харьков, 2002
4. Борисов Е. Ю. Культурология П. А. Флоренского Символический реализм культуры в культурологии П. А. Флоренского.// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. №6 – 2007.
5. Борисов Е. Ю. Научно-теоретические подходы П. А. Флоренского к определению культуры. // Вопросы гуманитарных наук. №2 – 2007
6. Булгаков С.Н, Икона и иконопочитание //Вкн. Булгаков С.Н. Образ и первообраз М.,1999. Т.2. с.107-108
7. Волегова А. А. Феномен архитектуры нового тыячелетия / А. А. Волегова. - // Изв. Урал. Отделения Российской Академии Образования. Образование и наука. - 2007. – прилож. N 6 (10). - С. 62-65
8. Волегова А. А. Космогония и космология в проектировании пространства города [Электронный ресурс] / А. А. Волегова. - Известия вузов. Архитектон. - 2004. – N 6. – Режим доступа: http://archvuz.ru/magazine/Numbers/2004_01/template_article?ar=K01-20/k09
9. Гаврюшин Н. К. «Вехи русской религиозной эстетики»/ Философия русского религиозного искусства 16-20 вв. М., 1993
10. Забаев И. Вероисповедание и проблема модернизации (на примере М. Вебера) // Модернизация экономики России: Социальный контекст: в 4 кн. / Отв. ред. Е.Г. Ясин. Кн.4. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004., с. 219-230
11. Забаев И. Православие и хозяйство. Обзор русскоязычных исследований, диссертационных работ, конференций, полемики по основным социально-экономическим доктринам РПЦ за период XIX – начало XXI вв. // Экономическая социология, 2005 Т. 6, №5 С. 108-145
12. Зернов Н. М. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1991.
13. Каариайнен К., Фурман Д. Религиозность в России в 90-е годы // Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. / под ред. К. Каариайнена и Д. Фурмана – СПб.; М.: Летний сад, 2000. См. С. 11-16.
14. Казьмина О. Е. Православная религиозность в современной России: историческая проблема соотношения религиозной идентичности и религиозной практики // Вестник Российского университета дружбы народов (серия «История России»). 2007. № 2.
15. Казьмина О. Е. Русская православная церковь // Миры человека. Религия. Энциклопедия. М.: Современная педагогика, 2004
16. Канаев И. П. Каким быть современному храму? // Строительство и бизнес. №3. Ноябрь 2000. С. 22 – 23
17. Канаев И. П. Возможен ли русский стиль сегодня. // Красивые дома. №1. 1997. С. 64 - 65
18. Колесова И. С. Принцип соборности и философия всеединства В.С.Соловьева (онтологический аспект) //Материалы 1 Всероссийской научн. заочн. конф., Е-бург. январь-март 2000 г. Е-бург.:УрГУ, 2000.
19. Колесова И. С. Принцип соборности и проблема религиозного искусства в творчестве С. Н. и Е. Н. Трубецких //Актуальные проблемы культурологии: материалы научно-практической конф., посвящ. памяти В.И. Колосницына, Е-бург, 14-15 апр. 2000г. Е-бург. : Изд-во Урал ун-та, 2001.
20. Колесова И. С. Соборность как принцип русской педагогики // Толерантность в контексте многоукладности российской культуры: Тезисы Межд. Науч. конф.,Е-бург: Изд-во Урал. ун-та, 2001.
21. Колесова И. С. Принцип соборности и возможность его реализации в светской школе.//Педологический вестник: научно- методический сборник статей., Новоуральск, 2002
22. Кырлежев А. Евангельский путь матери Марии // Рус. мысль. № 4209. 12 - 18 февр. 1998
23. Москалюк М.В. Религиозная идея в художественных образах передвижников: Крамской, Ге, Поленов/ Москалюк М.В.//Всероссийская науч.-практич. конференция «Суриковские чтения»: Материалы конференции. – Красноярск, 2001. - С.41-52
24. Москалюк М.В. «Слово мое не вмещается в вас»… К проблеме религиозного миросознания передвижников/ Москалюк М.В.//Всероссийская науч.-практич. конференция «Суриковские чтения»: Материал конференции. – Красноярск, 2002. - С.30-35
25. Москалюк М.В. Православные традиции отечественной культуры в изобразительном искусстве второй половины XIX века: Учеб.пособие /М.В.Москалюк; Краснояр. гос. ун-т; КГХИ. – Красноярск:, 2004. – 125 с.
26. Москалюк М.В. Проблема богоискательства в русской культуре второй половины XIX века на примере творчества художника Ге/ Москалюк М.В.//Вестник Красноярского гос. ун-та: Гуманитарные науки: Науч. журнал/ Мин.обр. Рос. Федерации; Красноярский гос. ун-т. – Красноярск, 2004. - №6. – С.145-148
27. Москалюк М.В. Специфика религиозности в изобразительном искусстве./ Москалюк М.В.//Медный всадник. Сибирский регион/ Петровская академия наук и искусств. – Красноярск,2005. - №2- С.43-47
28. Никитина И.В. Взаимодействие искусства и обыденного сознания как социокультурная система / Никитина И.В. - Бийск: НИЦ БПГУ им. В.М. Шукшина, 2004. – 444 с.
29. Никитина И.В. Спичечные этикетки: мифы, идеалы и символы культуры. / Никитина И.В. // Человек. - М., 2005.- № 5.- С. 120-123. - 0,38 с.
30. Никитина И.В. Соборное сознание в свете многомодельного подхода / И.В. Никитина // Философские дескрипты: сборник статей. Выпуск 4. - Барнаул: Изд-во Алтайского университета, 2005. -346 с. - С.233 -242.
31. Николай Николаевич Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников./ Вступ. статья, сост. и примеч. Н.Ю.Зограф. – М, 1978
32. Ракитина Л.С. Символ как универсальная категория коммуникации // Визуальная культура: дизайн, реклама, полиграфия: материалы II Международной научной конференции. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2004. – С.96-99.
33. Ракитина Л.С. Символ в историческом контексте культуры // Визуальная культура: дизайн, реклама, полиграфия: материалы II Международной научной конференции. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2004. – С.99-102.
34. Ракитина Л.С. Использование символа в социокультурном пространстве // Человек и мир. Социально-гуманитарные исследования: наука в современном обществе: материалы Всероссийской научной конференции. –Тюмень: ИПЦ «Экспресс», 2006. – С. 183-184.
35. Трубецкой Е. Умозрение в красках//Три очерка о русской иконе, Новосибирск,1991.с.43
36. Тютюгина Н.В. Православная культура в живописи Н.К. Рериха // Защитим культуру: Материалы международной научной конференции, посвященной 60-летию Пакта Рериха. 1995. – М.: МЦР, 1996. – С.168-179.
37. Тютюгина Н.В. Вопросы эволюции русской культуры в трудах Н.К. Рериха // Искусство Евразии на перекрестке культур: Материалы научной конференции. 1998. – Уфа: Галерея традиционного и современного искусства фонда «Восток», 1998. – С.12-14.
38. Тютюгина Н.В. Гималайские этюды Н.К. Рериха // Искусство как способ познания: Материалы международной научной конференции. 1998. – М.: МЦР, 1999. – С.84-89.
39. Тютюгина Н.В. Рерих и Врубель. Эстетика русского живописного символизма. – М.: МЦР, 2002.
40. Тютюгина Н.В. Древнерусская традиция в символизме Н.К. Рериха. – М.: МЦР, 2003.
41. Тютюгина Н.В. Православная культура в живописи М.В. Нестерова и Н.К. Рериха // Культура и время. – 2003. - №1. – С.17-29.
42. Флоренский П,А. Избранные труды по искусству. М.,1996
43. Ярешко В. А. Эволюция философского символизма в культурологических воззрениях Флоренского. Дисс…канд. культурологии. СПб, 1999
3,000 руб.