§ 2. Тематизация судьбы в русском православном христианстве
При изучении многомерных культурных концептов необходимо учитывать их сложный и изменчивый исторический контекст. Славянское язычество оставило заметный след в истории. Оно существовало тысячелетия до нашей эры, в древнейший период человеческой истории, и не исчезло бесследно с наступлением эпохи христианства. После крещения Руси язычество еще не только долгое время сосуществовало с утверждающимся христианством, но и все более проникало в него. Различные исконные идеи и представления в той или иной форме перешли в укрепляющееся христианство и образовали новый синкретический культовый комплекс, часто называемый двоеверием. В связи с этим приходится различать и выделять языческие прообразы под христианской терминологией. Вопрос о влиянии язычества через двоеверие на разные пласты русской культуры требует особого рассмотрения и является необходимым для понимания отечественной культуры в целом и особенностей различных направлений и течений в частности.
Вопрос об окончании периода двоеверия остается открытым. Представляется, что термин двоеверие по отношению к последним трем столетиям русской истории вряд ли можно считать удачным. Речь скорее должна идти о постоянном сосуществовании народного и церковного православия. Последнее, благодаря учебным заведениям, богословским сочинениям и личным контактам, несомненно, оказывает значительно большее влияние на философскую мысль, нежели народное христианство. Точнее было бы сказать, что церковное православие в большей мере влияет интеллектуально, тогда как любой носитель культуры пропитывается народными верованиями благодаря эмоционально-чувственному воздействию языка, фольклора, сказок и быличек. Огромный пласт народной культуры образуется в первые века после крещения и связан с воздействием ересей и распространением апокрифов, что особенно сказалось в феномене русского духовного стиха. Такие исследователи начала ХХ века, как И.Андреев, А.Щапов, Е.Аничков считают, что литература апокрифов хлынула на Русь из Болгарии в домонгольский период и воспитала в народных массах дуалистические воззрения, залегающие в недрах народного сознания вплоть до ХХ века.
Основное отличие еретических учений средних веков о мире и человеке (павликианства, богомильства и других остатков гностицизма) есть дуализм, т.е. мысль об участии темной силы в создании видимого мира и телесной природы человека. Этот онтологический дуализм свойствен славянскому язычеству, и тем легче ложится на эту почву народное, еретическое христианство. Миссионер XII века Гельмгольд в «Славянских хрониках» свидетельствовал, что: «Есть у славян удивительное заблуждение… познание, что счастье зависит от доброго бога, несчастье от злого. Поэтому также они злого на своем языке называют Дьявол или Чернобог, то есть Черный бог».
Церковно-библейское учение о Боге и мире постоянно борется с этой установкой. Для нашей темы важно то, что в этих двух картинах мирового устройства по-разному соотносится воля Бога и воля человека, одни и те же социальные и этические установки получают совершенно разное обоснование. Особенность религиозного дуализма состоит еще и в том, что он порождает своеобразный диалектизм, который выражается в неоднозначности и относительности большинства представлений и понятий и взаимоотношении между ними. Это хорошо выражено в относительности понятий добра и зла, отсутствии четкого деления на положительное и отрицательное. Онтологический дуализм здесь «снимает» дуализм этический.
Народная «нетвердость» в добре и зле постоянно поражала проповедников и ревнителей церковного благочестия, когда народное сознание оказывалось весьма толерантным к обману, пьянству, воровству и тунеядству и совершенно нетерпимым к тому, что строилось на монистической идее рациональной необходимости. Другое взаимосвязанное следствие такого мировоззрения – это отсутствие потребности в теодицее, т.е. в развитом богословском оправдании Бога за зло мира, поскольку зло мира естественным образом входит в мировой порядок. Таковы и языческие представления о доле-участи, прирожденной и не имеющей отношения к социальной справедливости, а только к космическому непостижимому для человека ходу вещей. В средние века они дополняются христианской идеей Божьего суда, воплощающего высшую правду и высшую справедливость.
Этот Божий суд осуществляется в стержневых событиях человеческой жизни, которыми являются рождение, брак и смерть. Брачующиеся назывались сужеными, т.к. союз их («узы») творится как религиозное священнодействие, предопределенное приговором Божьего суда. Брак в христианстве является одним из таинств. Но Божий суд – это еще и испытание огнем, водой и оружием при сомнительных, спорных делах. Огонь, вода и оружие (боевые стрелы) присутствовали и в древнерусском брачном обряде. Такое испытание супружеской верности встречается в средневековом фольклоре и других христианских народов (пример – легенда об Изольде и раскаленном мече). С концептом суда связывается уже не столько акт говорения, сколько акт принуждения, ограничения свободы. Сторонка, на которую едет невеста, в плачах называется судимой, а узы брака скрепляются кованой цепью, символ которой – обручальные кольца.
Судом также называется смерть, которая суждена или не суждена в определенный момент (примеры этого в эпосе об Илье Муромце, в духовном стихе об Анике-воине и др.). Судьба определяется всецело Божьей волей. Такое представление предлагает человеку резиньяцию, смирение с судьбой, и даже требует «понимания» ее, что свойственно христианскому сознанию вообще («Когда б на то не Божья воля, не отдали б Москвы» – М.Лермонтов; «Когда на то нет Божьего согласья, как ни страдай душа, любя, она не выстрадает счастья, но может выстрадать себя» – Ф.Тютчев). Это положение отчасти смягчается тем, что христианство вводит загробную, сотериологическую перспективу. Средневековый русский духовный стих во множестве вариантов раскрывает проблему посмертного суда над каждой душой и воздаяния за страдания земной жизни, а также за грехи. Например, в народном стихе «Два брата Лазаря», сюжет которого заимствован из евангельской притчи о богаче и бедном Лазаре, введен мотив неравной доли. В народной интерпретации богач и бедняк превращены в братьев, усилен момент прирожденного неравенства («Неровную долей Господь наделил… Старшему-то Лазарю богатства – тьму, Младшему-то Лазарю – убожество, рай»). Внешне кажется, что вопрос спасения и посмертного воздаяния здесь предрешен заранее, почти как в кальвинизме. Но это не так. У богатого брата остается свобода выбора, т.к. он может быть милостив к вдовам и сиротам, «нищую братию поить и кормить», ходить в церковь, уважать отца духовного, т.е. не грешить.
400 руб.
Всего 202 наименования
1.Аббаньяно, Н. Мудрость жизни / Н. Аббаньяно ; пер. с ит. Зорина А. Л. - СПб. : Алетейя, 1996. – 320 с.
2. Аверинцев, С. С. Поэтика ранневизантийской литературы / С. С. Аверинцев. - М. : «Coda», 1997. – 343 с.
3. Аверинцев, С. С. Судьба / С. С. Аверинцев // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. – М. : Советская энциклопедия, 1983. – С. 663.
4. Автономова, Н. С. Миф: хаос и логос / Н. С. Автономова // Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания / Ответственный редактор и составитель И. Т. Касавин. - М. : Политиздат, 1990. - С. 30 – 57.
5. Алексеев, М. Ю. Особенности национального поведения / М. Ю. Алексеев, К. А. Крылов. - М. : «Арт-Бизнес-Центр», 2001. – 320 с.
6. Бахтин, М. М. Литературно-критические статьи / М. М. Бахтин. – М. : Искусство, 1986. – 218 с.
7. Белоусов, А. А. Концепт судьбы в религиозной философии / А. А. Белоусов, С. П. Яновская // Лосевские чтения. - Ростов н / Д, 1998. - С. 38 - 39.
8. Белый, А. Символизм как миропонимание / А. Белый. - М. : Республика, 1994. – 528 с.
9. Бердяев, Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев. – М. : Гуманус: Политиздат, 1990. – 413 с.
10. Бердяев, Н. А. Кризис искусства / Н. А. Бердяев. – М. ; СПб. : «Интерпринт», 1990. – 47 с.
11. Бердяев, Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. - М. : Республика, 1993. – 383 с.
12. Бердяев, Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала ХХ века / Н. А. Бердяев // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья / Отв. ред. Е.М.Чехарин. - М. : Наука, 1990. – С. 43 - 271.
13. Бердяев, Н.А. Самопознание / Н. А. Бердяев. - М. : «Книга», 1991. – 446 с.
14. Бердяев, Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. - М. : Мысль, 1990. – 175 с.
15. Бердяев, Н. А. Смысл творчества: Опыт оправдания человека / Н. А. Бердяев. - М. : ООО «Издательство АСТ» ; Харьков : «Фолио», 2004. – 678 с.
16. Бердяев, Н. А. Столкновение рока и разума / Н. А. Бердяев // Человек. - 1999. - Вып. 5. - С. 72 - 78.
17. Бердяев, Н. А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. – М., 1994. – С. 345.
18. Бердяев, Н. А. Философия творчества, культуры и искусства : в 2 т. / Н. А. Бердяев. – М. : Искусство ИЧП «Лига», 1994. - Т. 1 – 542 с., Т. 2 – 510 с.
19. Бибихин, В. В. Язык философии / В. В. Бибихин. – М. : Изд. группа «Прогресс», 1993. – 416 с.
20. Борев, Ю. Б. Эстетика : в 2 т. / Ю. Б. Борев. - Смоленск : Русич, 1997. - Т. 2. – 640 с.
21. Бочкарева, Л. П. Жизненный путь и судьба человека / Л. П. Бочкарева // Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь. - СПб., 1998. - С. 8 - 17.
22. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты / Боэций. – М. : Наука, 1990. – 414 с.
23. Бродский, А. И. Анатомия нравстенного идеализма / А. И. Бродский // Вече. - СПб., 1996. - Вып. 7. - С. 96 - 107.
24. Булгаков, С. Н. Православие: Очерки учения православной церкви / С. Н. Булгаков. – М. : Терра, 1991. – 416 с.
25. Булгаков, С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения / С. Н. Булгаков. – М. : Республика, 1994. – 415 с.
26. Булыгина, Т. В., Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики) / Т. В. Булыгина, А. Я. Шмелев. – М. : Школа «Языки русской культуры», 1997. – 576 с.
27. Вайсгербер, Л. Й. Родной язык и формирование духа / Л. Й. Вайсгербер. – М. : МГУ, 1993. – 224 с.
28. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. – М. : Рус. Словари, 1996. – 416 с.
29. Вышеславцев, Б. П. Этика преображенного Эроса / Б. П. Вышеславцев. - М. : Республика, 1994. – 368 с.
30. Гаджикурбанов, А. Г. Судьба / А. Г. Гаджикурбанов // Словарь философских терминов / Научная редакция профессора В. Г. Кузнецова. – М. : ИНФРА-М, 2004. – С. 554.
31. Гайденко, В. О предмете религиозной философии / В. Гайденко, Г.Смирнов // Философские науки. - 1996. - № 2. – С. 85 - 96.
32. Гайденко, П. П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Киркегора / П. П. Гайденко. – М. : Искусство, 1970. – 247 с.
33. Гайденко, П. П. Экзистенциализм и проблема культуры. Критика философии М.Хайдеггера / П. П. Гайденко. - М. : Гос. изд – во «Высшая школа», 1963. – С. 100.
34. Гаспаров, М. Л. Записи и выписки / М. Л. Гаспаров. - М. : Новое литературное обозрение, 2000. – 416 с.
35. Гаттари, Ф. Язык, сознание и общество (О производстве субъективности) / Ф.Гаттари // Логос. Кн. 1. Разум. Духовность. Традиция. – Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1991. – С. 5 – 33.
36. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира / Г. Д. Гачев. – М. : Советский писатель, 1988. – 488 с.
37. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира. Евразия – космос кочевника, земледельца и горца / Г. Д. Гачев. – М. : Институт ДИ-ДИК, 1999. – 368 с.
38. Гегель, Г. В. Ф. Сочинения / Г. В. Ф. Гегель - Т. I. - М.-Л. : Наука, 1979. – 386 с.
39. Гиренок, Ф. Пато-логия русского ума. Картография дословности / Ф. Гиренок. – М. : «Аграф», 1998. – 416 с.
40. Гиренок, Ф. Своевременный мыслитель / Ф. Гиренок // Свобод. мысль. - М., 1992. - N 5. - С. 101 - 112.
41. Голосовкер, Я. Э. Логика мифа / Я. Э. Голосовкер. – М. : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987. – 218 с.
42. Горан, В. П. Идея судьбы и проблема генезиса категорий необходимости и случайности в раннегреческой философии: дис. ... д-ра филос. наук в виде науч. доклада / Горан Василий Павлович / ЛГУ. - Л., 1991. - 37 с.
43. Горан, В. П. Необходимость и случайность в философии Демокрита / В. П. Горан. – Новосибирск : Наука, 1984. – 208 с.
44. Долгов, К. М. От Киркегора до Камю: Философия. Эстетика. Культура / К. М. Долгов. – М. : Искусство, 1990. – 398 с.
45. Древнегреческая мифологема судьбы / В. П. Горан / Отв. ред. Карпович В. Н.; АН СССР. Сиб. отд-ние. Ин-т истории, филологии и философии. – Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1990. - 333 с.
46. Григорьева, Т. П. Синергетика и Восток (логика небытия) / Т. П. Григорьева // Вопросы философии. – 1997. - № 3. – С. 90 – 102.
47. Гудков, Л. Д. Русское национальное самосознание как китч / Л. Д. Гудков // Человек. – 1998. - № 1. – С. 92 – 105.
48. Гудков, Л. Д. Феномен «простоты» (о национальном сознании русских) / Л. Д. Гудков // Человек. – 1991. - № 1. – С. 9 – 22.
49. Гуревич, П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич. - М. : «Аспект Пресс», 1995. – 288 с.
50. Гуревич, П. С. Человек и его судьба / П. С. Гуревич // Личность. Культура. Общество = Culture. Personality. Soc. - М., 2001. - Т. 3, N 7. - С. 31 - 43.
51. Демичев, А. В. Дискурсы смерти : введение в философскую танатологию / А. В. Демичев. - СПб. : Изд-во С.-Петербургского университета, 1997. – 152 с.
52. Денисов, С. Ф. Жизненные и антропологические смыслы правды и неправды / С. Ф. Денисов. – Омск : Омск. гос. пед. ун-т, 2001. - 205 с.
53. Ежов, О. Н. Время и судьба как модели осмысления жизни / О. Н. Ежов // Смысл человеческой жизни: Диалог мировоззрений. - Ниж. Новгород, 1992. - С. 88 – 91.
54. Екадумов, А. И. Толкин / А. И. Екадумов // Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век / Главн. науч. ред. и сост. А. А. Грицанов. - М. : АСТ, Мн. : Харвест, Современный литератор, 2002. – С. 779.
55. Еркомаишвили, В. И. Вера в рок и ее отрицательные последствия / В. И. Еркомаишвили. – Тбилиси : Изд-во Тбил. ун-та, 1984. - 128 с.
56. Ермичев, А. Федор Августович Степун: христианское видение России / А. Ермичев // Степун Ф. А. Чаемая Россия. - СПб. : Алетейя, 1999. - С. 446 - 467.
57. Занятова, М. Н. Судьба человека как сущность исторического: (На материале социал. философии Н. А. Бердяева) : автореф. дис. ... канд. филос. наук / М. Н. Занятова / Дальневосточ. гос. техн. ун-т. - Владивосток, 1996. - 21 с.
58. Зах, Ф. Кто - судьба или ты? Страницы опыта, мудрости и воли / Ф. Зах. - М. : Остожье, 1998. - 223 с.
59. Зеньковский, В. В. История русской философии / В. В. Зеньковский. - Т. 1, Ч. 1. – Л. : «Эго», 1991. – 221 c.
60. Зеньковский, В. В. История русской философии / В. В. Зеньковский. - Т. II, Ч. 1 – 2. - Л. : «Эго», 1991. – Ч. 1. - 255 с.; Ч. 2. – 269 с.
61. Зимовец, С. Молчание Герасима. Психоаналитические и философские эссе о русской культуре / С. Зимовец. – М. : «Гнозис», 1996. – 164 с.
62. Золотухина-Аболина, Е. В. Тревога судьбы / Е. В. Золотухина-Аболина. // Философия. Общество. Культура. - Ростов н/Д. : Феникс, 2001. - С. 190 - 199.
63. Ивонина, О. И. Время свободы. Проблема направленности истории в христианской исторической мысли России XIX - середины XX вв. / О. И. Ивонина. - Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т, 2000. - 441 с.
64. Ильин, И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. - М. : Республика, 1993. – 431 с.
65. Исупов, К. Г. Русская эстетика истории / К. Г. Исупов. – СПб. : Изд-во ВГК, 1992. – 156 с.
66. Калитин, П. В. Антиномия «не-сущего» в русском самосознании / П. В. Калитин // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. – 1996. - № 6. – С. 79 – 80.
67. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / А. Камю ; перевод с фр. - М. : Политиздат, 1990. – 415 с.
68. Карасев, Л. В. Русская идея (символика и смысл) / Л. В. Карасев. // Вопросы философии. – 1992. - № 8. – С. 92 – 104.
69. Клыкова, Т. Ю. Русская религиозная философия о значении смерти в эсхатологической судьбе человека / Т. Ю. Клыкова. // Православие и Россия: прошлое, настоящее, будущее. – Томск: ТомГУ, 1998. - С. 68 – 70.
70. Князевская, Т. Б. Судьба: метафора, идея, культура / Т. Б. Князевская, А. П. Огурцов // Вопросы философии. - М., 1992. – N 7. - С. 177 – 185.
71. Козловский, П. Философские эпопеи / П. Козловский // Вопросы философии. – 2000. - № 4. – С. 37 – 53.
72. Козовой, В. Сфинкс / В. Козовой // Социо-логос. - М., 1991. - Вып. 1. - С. 382 – 430.
73. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. - М. : Политиздат, 1984. - 335 с.
74. Кондаков, И. В. Введение в историю русской культуры (теоретический очерк) / И. В. Кондаков. - М. : Наука, 1994. – 378 с.
75. Коссак, Е. Экзистенциализм в философии и литературе / Е. Коссак. - М. : Политиздат, 1980. – 360 с.
76. Корж, Ю. В. Неоклассицизм / Ю. В. Корж // Культурология. ХХ век. Энциклопедия / Главный редактор, составитель и автор проекта С. Я. Левит. – СПб. : Университетская книга, 1998. - Т.2. – С. 85.
77. Красиков, В. И. Смыслы идеи судьбы / В. И. Красиков // Личность. Культура. Общество = Culture. Personality. Soc. - М., 2000. - Т. 2, N 4. - C. 68 – 79.
78. Круглова, И. Н. Метафизика судьбы как онтология свободы: автореф. дис. ... кандидата наук / И. Н. Круглова / Философские науки : 09.00.01 / Том. гос. ун-т. - Томск, 1999. - 16 с.
79. Кувакин, В. А. Критика экзистенциализма Бердяева / В. А. Кувакин. – М. : Изд – во МГУ, 1975. – 248 с.
80. Кувакин, В. А. Религиозная философия в России: Начало ХХ века / В. А. Кувакин. – М. : Высшая школа, 1980. - 358 с.
81. Кудрявцев, О. Ф. Представления о фортуне в средние века и в эпоху Возрождения / О. Ф. Кудрявцев, В. И. Уколова // Взаимосвязь социальных отношений и идеологии в средневековой Европе. - М. : Искусство, 1983. - с. 174 - 202.
82. Кудрявцев, О. Ф. Античные представления о фортуне в ренессансном мировоззрении / О. Ф. Кудрявцев //Античное наследие в культуре Возрождения / Редколлегия: Брагина Л. М., Горфункель А. Х., Данилова И. Е., Немилов А. Н., Рутенбург В. И. (отв. редактор), Хлодовский Р. И. - М. : Наука, 1984. - С. 50 - 57.
83. Кузьмина, Т. А. «Бог умер»: личные судьбы и соблазны секулярной культуры / Т. А. Кузьмина // Фридрих Ницше и философия в России. - СПб. : Мифрил, 1999. - С. 133 – 158.
84. Кутырев, В. А. Этюды пессимизма / В. А. Кутырев // Филос. науки. - 1997. - N 1. - С. 89 – 98.
85. Ларкович, Д. Концепт судьбы в литературе русского просвещения / Д. Ларкович // От текста к контексту. – Ишим ; Омск : Омский гос. ун-т, 1998. - С. 143 - 149.
86. Лихачев, Д. С. Концептосфера русского языка / Д. С. Лихачев // Изв. АН СССР. СЛЯ. – 1993. – Т. 52. - № 1. – С. 3 – 9.
87. Лосев, А. Признавая абсолютную истину / А. Ф. Лосев // Студенческий меридиан. - 1991. - № 10. – С. 28 - 31.
88. Лосев, А. Что читать по античной культуре / А. Ф. Лосев // Студенческий меридиан. - 1987. - № 7. – С. 41 - 46.
89. Лосев, А. Ф. История античной эстетики: ранняя классика / А. Ф. Лосев. – М. : Ладомир, 1994. – 544 с.
90. Лосев, А. Ф. Мойры / А. Ф. Лосев // Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х тт. – М. : Советская энциклопедия, 1992. – Т. 2. – С. 169.
91. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. - М. : Политиздат, 1991. – 525 с.
92. Лосский, Н. О. Избранное / Н. О. Лосский. - М. : Изд-во Правда, 1991. – 622 с.
93. Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров: Человек – текст – семиосфера – история / Ю. М. Лотман. - М., 1999. – 447 с.
94. Лотман, Ю. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман. – М. : Гнозис. Издательская группа «Прогресс», 1992. – 272 с.
95. Лотман, Ю. М. Роль дуальных моделей в динамике русской культуры / Ю. М. Лотман, Б. А. Успенский // Труды по русской и славянской филологии. – Тарту, 1977. - Вып. 28. – С. 3 – 36.
96. Любомирова, Н. В. Магия русской хандры / Н. В. Любомирова // Этическая мысль: научно-публицистические чтения. 1991. – М. : Республика, 1992. – С. 114 – 142.
97. Лурье, С. Правда отчаяния / С. Лурье // Синтаксис. – Париж, 1988. - № 23. – С. 104 - 112.
98. Малеев, К. С. Трагедия как философско-мировоззреченская проблема / К. С. Малеев // Филос. и социол. мысль. - Киев, 1990. - N 5. - С. 84 – 87.
99. Малявин, В. В. Феноменальный ритуал и «тоска одинокого»: (К характеристике культуры император. Китая) / В. В. Малявин // Тринадцатая науч. конф. «Общество и государство в Китае». - М., 1982. - ч. 1. - с. 146 - 153.
400 руб.