Введение
Открытое в середине 15в. книгопечатание стало одним из самых востребованных в истории человечества изобретений. Собственно книгопечатание было открыто задолго до того, к этому времени по Европе ходило великое множество книг, отпечатанных ксилографическим способом, и количество их непрерывно возрастало.
На первых порах из типографий выходили даже не сами книги в привычном для нас виде, а тетради из длинных листков, отпечатанных с одной стороны. Иногда листы склеивали, но это было неудобно. Позже, после изобретения печатного станка (пресса), стало возможным печатание на двух сторонах листа.
Центрами изготовления ксилографических книг были Северная Германия и Голландия. Их читало простонародье, полуграмотные священники, школьники. Об этом говорит тематика выпускаемых книг: "Biblia pauperum" ("Библия бедняков") - пересказ Ветхого и Нового Завета с многочисленными иллюстрациями, "Exertitium super Pate
oster" - "Отче наш" с разъяснениями и комментариями, издания более светского характера - "Басня о больном льве", "Календарь" Йоханна Региомонтана из Кенигсберга, "Хиромантия" доктора Хартлиба и т.д. Для школ выпускались азбуки и учебники латыни, называемые донатами. Печатались такие книги чаще всего на народном языке и, не попадая в библиотеки, передавались с рук на руки, пока не изнашивались.
Ксилографическая печать почти сошла на нет к 1530 г., но в отдельных местах она сохранялась до 19 в. (в России так печатались лубочные картинки).
Усовершенствование существовавшего способа печати - изобретение книгопечатания - оспаривают несколько человек: авиньонский ювелир Прокоп Вальдфогель из Праги, печатник из Брюгге Ян Бритто, Лауренс Янсзоон из Голландии и, честно сказать, многие другие, но коль скоро официально изобретение принадлежит Иоганну Гуттенбергу, я не буду подвергать сомнению данный факт. Само изобретение заключалось в усовершенствовании печатного станка, разработке принципа разборного шрифта и рационального способа литья печатных знаков.
Итак, целью настоящей работы является изучение истории книжного дела в Европе в средние века.
Для достижения указанной цели перед работой необходима постановка следующих задач:
1. Изучить вопросы книгоиздательства и книжной торговли в средневековой Европе.
2. Изучить периодическую печать в средневековой Европе.
3. Определить книгоиздателей и центры книгопечатания в средневековой Европе.
4. Исследовать вопросы цензуры в книжном деле в средневековой Европе.
5. Изучить технологические процессы книгопечатания в средневековой Европе.
1,200 руб.
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Становление и развитие книжного дела в средневековой Европе 5
1.1. Книгоиздательство. Книжная торговля 5
1.2. Периодическая печать 7
1.3. Книгоиздатели и центры книгопечатания 10
Глава 2. Цензура и технология книгопечатания в средневековой Европе 17
2.1. Цензура 17
2.2. Технологические процессы 19
Заключение 22
Список использованной литературы 25
1,200 руб.
Заключение
В первой половине XVI в. печатная книга впервые становится орудием политической борьбы. Весь XVI в. наполнен ожесточенной непрекращающейся борьбой классов. В самом начале века, сначала в Германии, а затем и в других странах Западной Европы, возникает общественное движение, получившее в истории название Реформации. Широкие слои населения ведут борьбу против церковного феодализма и влияния духовенства в общественной жизни. Деятели и вожди Реформации в своей борьбе против католической церкви и в горячей полемике различных группировок и направлений широко использовали возможности печатного станка. Печаталось множество полемических сочинений, памфлетов, речей, воззваний, появились замечательные сочинения, направленные против ограниченности и невежества служителей церкви.
Просветительные тенденции эпохи Возрождения привели к сильному развитию светской науки — гуманистической философии и экспериментального естествознания. В большом числе издавались объемистые сочинения по математике, астрономии, зоологии, ботанике, по истории и филологии. Выходили новые издания античных и средневековых авторов с комментариями современных ученых, а также книги современных авторов.
В первой половине XVI в. книгопечатание сделалось общераспространенным и общедоступным, и все течения мысли, общественные и политические движения находили отражение в потоке выходящих книг. Но и церковная цензура книг в этом столетии приобрела гораздо более универсальный и несравненно более суровый характер. Цензура, действуя рука об руку с церковными фанатиками, превратилась в грозный трибунал, уничтожавший неугодные книги на костре, а иногда вместе с книгами сжигавший и их авторов.
В 1559 г. был издан папский «Указатель запрещенных книг», неоднократно переиздававшийся в дополненном виде вплоть до нашего времени. Кроме церковной цензуры в XVI в. возникает и светская. В некоторых городах издаются указы, запрещающие печатать книги, в которых могут содержаться высказывания против короля, церкви и городских властей.
В начале XVI в. возникают крупнейшие издательские и типографские предприятия, постепенно поглотившие мелкие типографии. Развитие книжной торговли делает ненужным существование сотен мелких типографий в городах и монастырях. Крупные издательские фирмы существуют долгие годы, переходя по наследству от отца к сыну; приобретают известность большие семьи печатников. Такими крупными издателями были семья Мануциев в Венеции, семья Джунта во Флоренции; наибольшую славу приобрели семья Этьеннов в Париже и семья Плантенов в Антверпене.
Наряду с Парижем крупным издательским центром стал город Лион. Крупнейшим типографом-издателем Лиона был Себастьян Грифиус (1493–1556). Замечательным лионским издателем был Этьенн Доле (1509–1546).
Большим событием в истории книгоиздания Англии было основание двух типографий при старейших университетах: в Кембридже в 1583 и в Оксфорде в 1585 году. По сравнению с другими странами Зап. Европы книжная продукция Англии в XVI в. была невелика. В 1557 г. было официально утверждено лондонское общество писчебумажников, которое возникло в 1404 г. как гильдия переписчиков и продавцов книг. В него могли вступать также переплетчики книг, иллюминаторы и другие лица, причастные к книжному делу.
В области книжного оформления XVI в. дал много замечательного. Возникла теория рисования шрифта, в разработке которой принимали участие крупные художники: итальянец Лука Пачиоли, немец Альбрехт Дюрер, француз Жоффруа Тори, ученик Тори Клод Гарамон, который целиком посвятил себя изготовлению шрифтов.
Во всех странах Западной Европы в XVI в. достигло высшего расцвета искусство иллюстрации. В течение первой половины века безраздельно господствовала гравюра не дереве; во второй половине XVI в. начинает распространяться гравюра на меди, более дорогая, потому что она требует печатания иллюстраций отдельно от текста, но зато и более богатая по изобразительным возможностям. Первым ее начал широко применять Христофор Плантен.
Что касается типографской марки, то она в XVI в. стала помещаться на титульном листе.
1,200 руб.
Список использованной литературы
1. Баренбаум И.Е. История книги. Учебник. – М.: Книга, 1984.
2. Берлинг Я.А. История книги. Культурно-исторический очерк. - С.-Петербург. Изд-во О.Н.Поповой. 1906.
3. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. Древний мир. Средневековье. Возрождение XVII век. – М.: Книга, 1988.
4. История книги / Под ред. А.А. Говорова и Т.Г. Куприяновой. – М.: Наука, 1997.
5. Кацпржак Е.И. История книги. - М.: Книга, 1964.
6. Кацпржак Е.И. История письменности и книги. – М.: Искусство, 1955.
7. Книга и книжное дело на рубеже тысячелетий: Девятая международная научная конференция по проблемам книговедения: Тез. докладов - М.: Наука 2000г.
8. Майсурадзе Ю.Ф., А.Э.Мильчин и др. Энциклопедия книжного дела. Серия Книжное дело. - М.: Юристъ, 1998.
9. Хрестоматия по истории книги. Часть I. – М.: 1995.
10. Хрестоматия по истории книги. Часть II. – М.: 1995.
1,200 руб.