Введение.
В связи с расширением сферы услуг в области практической психологии актуальной является проблема качества профессиональной подготовки практического психолога и его личные качества. Работа посвящена профессиональной деятельности, профессиональным и личностным качествам детского практического психолога, изучению его коммуникативных способностей, поскольку именно процессы коммуникации, общения (эти процессы будут подробно рассмотрены в теоретической части данной работы) являются ведущими и во многом определяют успешность психологической консультативной деятельности.
Практика сегодняшнего дня такова, что существует множество научных психологических изданий, в которых исследуются личностные особенности психолога, критерии эффективности практической работы, рассматриваются проблемы эффективности психологической коррекции, а также консультативной работы практического психолога (Г.С. Абрамова, Ю.Б.Алешина, Р.С. Немов, Е.И. Рогов и др.).
Исходя из вышеизложенного, мной была определена цель: изучить и обобщить критерии оценки уровня профессиональныех и личностных качества детского практического психолога.
В качестве объекта исследования выступает сам практикующий психолог ( группа из пяти человек ). Предметом исследования является профессиональные и личностные качества.
В исследовании была выдвинута критерии оценки (методики): Метод исследования № 1 Диагностика эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну.
Методика исследования № 2 Какова ваша устойчивость к стрессу?
Методика исследования № 3 Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса.
Методика исследования № 4 Исследование тревожности (опросник Спилбергера)
Методика исследования №5 «Дом-Дерево-Человек» Дж.Бука
Для проверки данной гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности профессиональной деятельности психолога.
2. Сформулировать понятие компетентности.
3. Рассмотреть общее и различия во взглядах на процесс психологического консультирования у разных авторов.
4. Теоретически изучить, обобщить и обосновать перечень критериев оценки профессиональной деятельности психолога.
5. Провести анализ основных полученных результатов.
6. Обобщить результаты теоретического исследования и эмпирических данных.
Реализация поставленных задач и проверка выдвинутой гипотезы исследования осуществлялись с помощью методов:
• анкетирования, направленного на эмпирическое исследование критериев оценки деятельности психолога.
• Тестирование.
• Беседы.
В эксперименте принимали участие: продуктивно
консультирующие профессиональные психологи 5 человек.
Новизна и теоретическая значимость данной работы в
том, что в результате эмпирического исследования построена модель критериев оценки уровня профессиональной деятельности психолога.
Практическая значимость работы заключается в следующем:
1. Полученные критерии оценки уровня профессиональной деятельности психолога.
2. Полученные результаты могут использоваться при отборе абитуриентов, поступающих на факультет психологии, а также для развития и коррекции коммуникативных умений студентов психологического факультета.
1,000 руб.
Заключение.
Цель нашей работы достигнута, были изучены и обобщены критерии оценки уровня профессиональных и личных качеств деятельности психолога.
В заключение подведем некоторые итоги. Непосредственными факторами, предопределяющими эффективность или неэффективность деятельности психолога являются личные качества психолога и его профессиональные умения, корректные действия в процессе психологического консультирования. Что подтверждает мнение Р.Кочюнаса (1999 г.) о том, что "личность консультанта выделяется почти во всех теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе консультирования". Гармония, преложенных критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога, определяется разделением личностных качеств эффективного специалиста, определяющих успешность его коммуникативной деятельности, на три сферы:
1. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВУЮ
2. КОММУНИКАТИВНУЮ
3. ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ
В результате анализа научных источников и эмпирической проверки нами выявлены два основных качества, наличие которых является одним из критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта:
• умение активно слушать
• умение понятно говорить
Данные результаты подтверждают предварительный
теоретический анализ работ А.Ф. Ануфриева, И.В. Дубровиной, А.К. Болотовой, где говорится о том, что эффективность слушания зависит от точного понимания слов говорящего, а также от понимания невербальных сигналов, т.е. от умения активно слушать. Свободное владение речью является составляющей модели эффективного психолога.
1,000 руб.
Литература.
1. Абрамова Г.С. Практическая психология – М., 1997. – 368 с.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование – М., 2000.
3. Аминов Н.А., Молоканов М.В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов // Психологический журнал –1992.-Т.13, №5.-с.104-110.
4. Амосов Н.М. Модельный подход к исследованию личности в процессе ее развития // Эвристические модели в психологии и социологии. - Киев, 1976.-с.4-32.
5. Ануфриев А.Ф., Бусарова О.Р. Случаи из школьной консультативной практики. - М., 1994.-с.74.
6. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1998.
7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1992.
8. Битянова М.Р. Личностные особенности классного руководителя и эффективность руководства коллективом старшеклассников: Автореф. дис.-М., 1991.-с.28
9. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе – М., 1998.
10. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. – М., 1990.
11. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи. // Вопросы психологии, 1988. №5.
12. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. - М.: Изд-во Высшая школа, 1991, с.182.
13. Гиппенрейтор Ю.Б. и др. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии.-1993,-№4-с.61-68.
14. Гримак Л.П. Общение с собой. - М.,1991.
15. Емельянов Ю.В. Активные групповые методы социально-психологической подготовки специалистов // Вопросы психологии.-1993.-№4.-с.69-73.
16. Емельянов Ю.В. Дисс., 1990, с.70
17. Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М., 1991.
18. Забродин Ю.М. "Модель личности" в психодиагностике; для практических психологов. – Кн.1.М., 1994.
19. Захарова Л.Н. Психологическая подготовка педагога. Н. Новгород, 1993.
20. Игры - обучение, тренинг, досуг / Под. ред. В.В. Петрусинского. - М.,1994.-с.28, 36, 38.
21. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.,1987.-с.180.
22. Костромина С.Н. Исследование процесса решения диагностических задач практическим психологом при работе с мл. шк. : Дисс., - М., 1997.
23. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М., 1999.-с.20-24.
24. Лабунская В.А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход. – Ростов н/Д., 1986
25. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.,1997.-с.365.
26. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1980.
27. Личность в педагогической деятельности. – Ростов-на/Д., 1994.
28. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М., 1994.
29. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М., 2000.
30. Молоканов М.В. Личностные компоненты успешности практического психолога: Дисс. - М., 1994.
31. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избр. псих. тр. - М., Воронеж, 1996.
32. Немов Р.С. Психологическое консультирование. - М., 2000.
33. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. – М., 1989
34. Пиз А. Язык жестов. Увлекательное пособие для деловых людей. - Воронеж, 1992, с.6.
35. Практическая психология образования / под. ред. И.В. Дубровиной - М., 1997.
36. Психология профессиональной подготовки. - СПб., 1993.
37. Попова Л.В., Дьяконов Г.В. Идентификация как механизм общения и развития личности: Методологические рекомендации. – М., 1988.
38. Психологический словарь, под ред. проф. А. Петровского и проф. М. Ярошевского.
39. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М., 1999.
40. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.- М.,1994.
41. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика.- М., 1990.
42. Самоукина Н.Б. Практическая психология в школе.- М., 1997.
43. Самоукин А.И., Самоукина Н.Б., Шишов А.П. Психология бизнеса. - М., 1997.
44. Ситников А.П. Современные прикладные психотехнологии: процесс и язык коммуникации. – М., 1992.
45. Словарь практического психолога. - Минск, 1998.
46. Смелзер Н. Социология. - М., 1994.
47. Смирнова Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. - Л., 1977.
48. Советский энциклопедический словарь / под. ред. А.М. Прохорова. – М.,1986.
49. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. - М., 1997.
50. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып. 1, 2, 3. - М., 1992.
51. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М., 1993.
52. Эткинд А.М. Психологическая практика и академическая психология: расхождения когнитивной структуры внутри профессии // Вопросы психологии, 1981, №1.
53. Юдина Е.В. Дисс. – М., 2000.
54. В 194 Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ; Смысл, 2003.—240 с.
55. МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
МАУП Н. П. Лукашевич, И. В. Сингаевская, Е. И. Бондарчук «ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА» Издание 2-е дополненное и переработанное.
56. Карл Ясперс «Общая психопатология» Онлайн Библиотека ( http://www.koob.ru )
57. К. М. Гуревич «Теоретические основы психодиагностики…», Учебное пособие / Под П 86 ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. — М.: Изд-во УРАО… (источник: http://www. koob.ru/books/psychodiagnostic_systems/gurevich_ psihologicheskaya _diagnostika.rar )
58. Использованные методики били взяты с официального сайта psylist.net ( http://psylist.net/praktikum/ )
59. В.В.Столин «Самосознание личности» Издательство: Издательство Московского университета, 1983 г. c.288.
1,000 руб.