Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Актуальность исследования.
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило небрежен в работе.
Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья.
Основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни важное значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.
Однако, сталкиваясь с задачей воспитания культурно-гигиенических навыков у дошкольников, воспитатель ДОУ не всегда может определить направления, последовательность своей работы, четко представить результат процесса воспитания, обозначить наиболее приемлемые формы и методы воздействия.
Поэтому мы считаем актуальной и правомерной тему нашего исследования: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».
Цель исследования – изучение проблемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольн6ого возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить педагогическую и методическую литературу по данной проблеме;
2. Разработать и апробировать комплекс мероприятий по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
3. Предложить рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.
Объект исследования – культурно-гигиенические навыки.
Объект исследования – формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста будет проходить эффективно при условии взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, правильности подбора форм, средств и методов воспитания, а так же высокой культуры поведения взрослых.
Методы исследования:
Теоретические:
Изучение и анализ литературы.
Эмпирические:
Наблюдение.
База исследования: ДОУ №26 «Буратино» г. Белебея.
1,200 руб.
Введение 3 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5 1.1. Содержание понятия «культурно-гигиенические навыки» в программах обучения и воспитания в детском саду детей младшего дошкольного возраста 5 1.2. Условия и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста 8 1.3. Методика формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников 11 Выводы по первой главе 18 ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 19 2.1. Констатирующий эксперимент 19 2.2. Формирующий эксперимент 21 2.3. Контрольный эксперимент 22 Выводы по второй главе 25 Заключение 26 Рекомендации 28 Литература 29 Приложение.31
1,200 руб.
Заключение
В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.
Культурно-гигиенические навыки — важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, прически, одежды, обуви продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, ре умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен и в работе.
К числу основных условий успешного формирования культурно-гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых.
В первой главе нашего исследования были рассмотрены задачи формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в программах «Радуга», М.А. Васильевой, «Детство». Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа.
Целью констатирующего эксперимента была диагностика исходного уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников.
В результате констатирующего наблюдения было выявлено 30% детей с высоким уровнем сформированности культурно-гигиенических навыков, 50% - со средней, 20% - с низкой.
Целью формирующего эксперимента был выбор форм, средств и методов формирования культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников, подготовка и реализация воспитательной работы.
В ходе формирующего эксперимента мы использовали следующие формы, средства и методы воспитания: театрализованные игры, занятия, показ, пояснения, оценка взрослого и т.д.
Целью контрольного эксперимента было анализ и оценка проведенной работы.
В результате наблюдения было выявлено 70% детей с высоким уровнем сформированности культурно-гигиенических навыков, 30% - со средней, 0% - с низкой.
Проведение повторной диагностики показало, что после проведения формирующего эксперимента уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у дошкольников повысился.
Таким образом, мы можем утверждать, что гипотеза о том, что формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста будет проходить эффективно при условии взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, правильности подбора форм, средств и методов воспитания, а так же высокой культуры поведения взрослых, доказана.
1,200 руб.
Литература
1. Введение в теорию воспитания. — М., 1994.
2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. - М., 1989.
3. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. – М., 1997.
4. Детский сад: Кн. Для заведующих / В.М. Изгаршева, Т.П. Сафонова, Е.А. Лебедева и др.; Под ред. Л.П. Тарасовой. – М., 1982.
5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 244 с.
6. Дошкольная педагогика/ В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина и др.; Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1986. – 415 с.
7. Дошкольная педагогика/ Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988.
8. Дуброва В.П., Милашевич Е.П.Педагогическая практика в детском саду : Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений .- М.: Академия, 1998 (Ульяновск: Ульяновский дом печати, ГУП ИПК).- 160 с.
9. Как организовать коллектив дошкольников: Пер. с японск. — М., 1991.
10. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 1994.
11. Мир детства. Дошкольник//Под ред. А. Г. Хрипковой; отв. ред. А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1979.— 416 с.
12. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой. — М., 1986.
13. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В.Г.Нечаевой, Т.А.Марковой. — М., 1984.
14. Нравственное воспитание дошкольника / Под ред. В. Г. Нечаевой. — М., 1972.
15. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 1980.
16. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М., 1987.
17. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада. – М., 1986.
18. Петровский В. А. Психология воспитания. — М., 1995.
19. Петровский В.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993.
20. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольников», 2004. – 208 с.
21. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошк. возраста в условиях дет. Сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева и др.; Научн. рук. Т.Н. Доронова. – М., 2003.
22. Шадриков В.Д. Духовные способности. – М., 1995.
1,200 руб.