ВВЕДЕНИЕ
Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.
В условиях развитого конкурентного рынка маркетинг становится эффективным средством решения проблемы качества и конкурентоспособности товаров, испытывая, в свою очередь, их обратное воздействие, которое расширяет либо снижает его возможности.
Качественная продукция и услуги заставляют потребителей компании снова и снова обращаться к ней.
Успешное руководство и управление организацией требует систематического и открытого менеджмента. Чтобы добиться успеха следует внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента, разработанную для постоянного улучшения результативности и эффективности организации с учетом потребности заинтересованных сторон. Менеджмент организации наряду с другими аспектами включает менеджмент качества.
Качество - движущая сила изменения. Для достижения качества нужно работать над ним, понимая процессы – работу, которая выполняется каждый день – и постоянно их совершенствовать. Это обусловлено повышением требований НТП, которые диктуют коренные качественные изменения во всех сферах научно – производственной деятельности, ростом культурного и образовательного уровня населения, его информированности в области качества.
Системный подход к менеджменту качества побуждает организации анализировать требования потребителей, определять процессы, способствующие получению продукции, приемлемой для потребителя, а так же поддерживать эти процессы в управляемом состоянии.
Поэтому проблема качества и задачи, которые приходиться решать, являются актуальными.
Объектом исследования в дипломной работе является предприятие, которое специализируется на массовом производстве изделий,- ООО «УАЗ-Металлургия».
Предметом исследования являются методы управления качеством и конкурентоспособностью продукции, применимые в условиях производства.
Целью работы является анализ проблем управления качеством и конкурентоспособностью изделий и разработка системы управления качеством продукции для ООО «УАЗ-Металлургия».
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать подходы и методы управления качеством и конкурентоспособностью как отечественные, так и зарубежные.
2. На основании исследуемых методов и с учетом специфики производства разработать систему качества и конкурентоспособности продукции для предприятия.
3. Рассчитать экономическую эффективность от внедрения предложенной системы управления качеством.
При написании дипломной работы использовались нормативно-правовые акты в области системы управления качеством продукции, учебная и специальная литература, публикации периодических изданий, документация ООО «УАЗ-Металлургия» (Регламент «Политика управления качеством продукции на предприятии», бухгалтерская отчетность, бюджет качества и финансовые планы предприятия).
2,500 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
ВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1 Формирование стратегии конкурентоспособного предприятия 5
1.2 Значение повышения качества продукции в целях обеспечения конкурентного преимущества
1.3 Основные этапы формирования и функции управления качеством 10
1.4 Виды систем управления качеством продукции 22
1.5 Планирование качества продукции на предприятии 24
1.6 Система методов управления качеством продукции 26
ГЛАВА 2 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ НА ООО «УАЗ-МЕТАЛЛУРГИЯ» 39
2.1 Технико-экономическая характеристика ООО «УАЗ-Металлургия» 39
2.2 Политика в области управления качеством и конкурентоспособностью продукции на ООО «УАЗ-Металлургия» 49
2.3 Анализ эффективности системы управления качеством продукции на предприятии 54
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ООО «УАЗ-МЕТАЛЛУРГИЯ» 62
3.1. Цели предприятия в области оптимизации системы управления качеством на предприятии 62
3.2. Внедрение системы статистического управления технологическим процессом на ООО «УАЗ-Металлургия» 67
3.3. Технико-экономическое обоснование и оценка эффективности предлагаемых мероприятий по обеспечению качества продукции 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
Глоссарий ключевых слов
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Бухгалтерская отчетность ООО «УАЗ-Металлургия»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Планово-экономические показатели деятельности ООО «УАЗ-Металлургия»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Диаграмма Исикавы. Контрольные карты.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Статистическое управление технологическим процессом (основные документы)
2,500 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В дипломной работе исследована проблема управления качеством и конкурентоспособностью продукции на предприятии, в том числе и методы управления качеством продукции.
Определена необходимость разработки системы управления качеством и конкурентоспособностью ООО «УАЗ-Металлургия» с учетом характеристик производственного процесса и необходимости минимизации затрат на обеспечение качества всей номенклатуры производимой продукции, так как доля нестандартной продукции находилась на уровне 5% от всего объема выпуска.
Проведя анализ существующих систем и методов работы по качеству, было принято решение оптимизировать систему управления качеством ООО «УАЗ-Металлургия», для чего были разработаны такие мероприятия, как: внедрение системы статистического управления технологическим процессом, обучение работников производственного процесса, проведение сертификации изделий и инспекторского контроля сертифицированной продукции и ряд других. Бюджет затрат на качество был увеличен почти в два раза.
Цель мероприятий заключалась в снижении доли нестандартной продукции (продукции с дефектами и бракованной продукции) в основных производственных подразделениях предприятия (чугунно-литейный цех, кузнечный цех, цех пластмасс, цех литейной оснастки).
Выполнена оценка экономической эффективности предполагаемых мероприятий, по которой можно сказать, что после проведения мероприятий по совершенствованию СМК – доля нестандартной продукции составляет не более 1,5% от общего объема выпуска продукции (0,5% - допустимый брак в производстве). Так как предприятию удалось добиться улучшения качественного состава выпускаемой продукции, то оптовая цена годной продукции увеличена на 10%.
Выручка от реализации увеличилась на 46739,7 тыс. руб., балансовая прибыль увеличилась на 46739,7 тыс. руб.
В этом случае чистая прибыль увеличилась и составила 72289,7 тыс. руб. Рентабельность также возросла – на 36,3 %, то есть почти вдвое от начального результата.
Современную организацию работ по управлению качества целесообразно и эффективно строить на принципах общей теории управления на основе схем механизмов управления качеством продукции, но при этом важно учитывать специфику производства, что и было проделано в работе.
Новое отношение к качеству должно начинаться сверху, с высших административных лиц организации, и распространятся на каждый уровень руководства, успех пропорционален степени участия руководства:
- повышение ответственности работников различных подразделений предприятия за качество своего труда;
- строгое соблюдение технологической дисциплины всеми звеньями и участками производства;
- повышение авторитета предприятия в кругу деловых партнеров и т. п.
2,500 руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Азаров А. Управляем качеством. // Стандарты и качество.-2004.- №10.- С.96 -98.
2. Альперин Л. МС ИСО 9000:2000 – процветание через качество// Стандарты и качество. - 2003.- №7 -8.- С.66 –74.
3. Басовский Л. Е. Управление качеством. – М: Инфра – М, 2000. – 680 с.
4. Басовский Л. Е., Протасьев В. Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА – М, 2003. –212 с.
5. Варакута С. А. Управление качеством продукции: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2004. –207 с.
6. Варгина М.К. Направления совершенствования работ по управлению качеством в регионах мира. //Сертификация. - 2003.- №1.- С.10-15.
7. Версан В.Г. Организация работ на предприятии (в рамках системы качества) по подготовке продукции к сертификации. //Сертификация.-2004.-№3. – С.7 – 9.
8. Ворошилов П. С. Система экономики качества.// Стандарты и качество.-2003.- №12.- С. 68 - 72.
9. Галеев В.И. Экспертные методы. // Стандарты и качество. - 2003.- №11.- С.49 - 53.
10. Гиссин В.И. Управление качеством продукции, Р.-на-Дону: Изд. «Феникс», 2002. – 255 с.
11. Глазунов А.В. Документы системы QS-9000/1 // Стандарты и качество. -2003.- №6.- С. 56-60.
12. Гличев А.В. Очерки по экономике и организации управления качеством продукции. // Стандарты и качество. - 2002.-№4.- С. 50-56.
13. ГОСТ Р ИСО 9000:2000 – Система менеджмента качества. Основные положения.
14. ГОСТ Р ИСО 9001:2000 – Система менеджмента. Требования ИСО 9004-2000 Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
15. Годлевский В.Е., Дмитриев А.Я. Применение методов анализа видов, причин и последствий потенциальных несоответствий (FMEA) на различных этапах жизненного цикла автомобильной продукции. - Самара, ООО «Офорт», 2002.- 85с.
16. Довбня А.А. , Поединщиков И.И. Оценка эффективности менеджмента в реализации цели политики в области качества.// Стандарты и качество. - 2003.- №3.- С.12- 15.
17. Иванов К.И. Проблемы внедрения стандартов ИСО серии 9000 на примере опыта ряда предприятий. // Сертификация .- 2003.- №3.-С.15 - 20.
18. Карначева Т. Г. Оценка затрат на качество продукции // Автоматизация и современные технологии-2003.- №6.-С. 52-58.
19. Крылова Г.Д. Зарубежный опыт управления качеством.- М.: Изд. Стандартов., 1999.- 140с.
20. Лебедев С. Человек качества и качество человека.// Стандарты и качество.-2003.- №11.- С.88 - 91.
21. Леонов И.Г., Аристов О.В. Управление качеством продукции.-М.: Изд. Стандартов. 1999. - 200с.
22. Малеев В.И., Дворук Т.Ю. В помощь предприятиям, готовящим продукцию к сертификации. //Сертификация. - 2003.- №2.- С.4 - 6.
23. Методические материалы «Требования к системам менеджмента качества в автомобилестроении». Самара: Самарский печатный двор, 2002.- 325с.
24. Мюллер К. Некоторые аспекты внедрения системы качества в промышленности // Стандарты и качество.- 2002.- №3. -С. 58-64.
25. Николаева Э.К. Семь инструментов качества в японской экономике. - М.: Изд. Стандартов. 1999. - 139с.
26. Новицкий Н. И., Олексюк В. Н. Управление качеством продукции: Учебное пособие. – Мн.: Новое издание, 2001. –238 с.
27. Ногин Б. Через качество к эффективности. //Стандарты и качество. - 2002.- №11.- С.125 -127.
28. Окрепилов В.В. Управление качеством. - М.: Экономика. 1998. – 640 с.
29. Открытое акционерное общество «Ульяновский автомобильный завод» «Система менеджмента качества. Основные аспекты разработки и внедрения». Методическое пособие. – Ульяновск, 2006. – 151с.
30. Павленко Л.Г. Политику качества - до каждого исполнителя. //Сертификация .- 2003.- №1.- С.7 -10.
31. Попов В.М., Ляпунов С.И., Муртузалиева С.Ю. Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова и С.И. Ляпунова.-М.: Финансы и статистика, 2005. – 480с.
32. Предпринимательство/ Под редакцией Горфинкеля – М: Банки и биржи: ЮНИТИ,1999. – 450 с.
33. Рогов В. П. Система менеджмента качества.// Стандарты и качество.-2004.- №5 - 6.- С.59 - 62.
34. Розова Н. К. Управление качеством. – СПб: Питер, 2002. – 224 с.
35. Рубанюк Ю.Т. Четырнадцать пунктов Деминга - программа действий для выживания производителей России? //Стандарты и качество.-2002.- №8.- С.38-42.
36. Руководство по планомерному переходу на ИСО 9001:2000./Документ ИСО/ТК 176/ПК 2/№474, раздел 3
37. Руководство по планомерному переходу на ИСО 9001:2000./Документ ИСО/ТК 176/ПК 2/№474, раздел 6.4
38. Сайдаков Ю., Кузранова С., Федорова Т. Система и контроль качества.// Стандарты и качество. - 2003.- №1.- С.107 - 108.
39. Свиткин М. Процессный подход при внедрении систем менеджмента качества в организации- 60. // Стандарты и качество. - 2004.- №3.- С.74-78.
40. Управление качеством: Учебник для вузов/ Под редакцией С. Д. Ильенковой. – М.:ЮНИТИ, 2001. – 199с.
41. Федюкин В. К. Методы оценки и управления качеством промышленной продукции. Учебник. – М. Филинь: Рипант, 2000. –120 с.
42. Чайка И. Проповедь о качестве.// Стандарты и качество. - 2004.- №7 -8.- С.58 - 62.
43. Чайка И.И. Конкурентная борьба предприятий – это соревнование систем управления качеством. // Стандарты и качество.-2004.- №12.- С.55-59.
44. Шадрин А. Пять потребностей, восемь принципов, десять заповедей.// Стандарты и качество. - 2003.- №2.- С.54 - 60.
45. Швец В.Е. «Менеджмент качества» в системе современного менеджмента. // Стандарты и качество.- 2003.- №6- С. 48-50.
2,500 руб.