Введение
Содержание
Заключение
Литература
В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества, обусловленное наличием конкурентной среды. По методам осуществления конку-ренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания це-ны) и неценовую, при которой та же цена предлагается за товар с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг, что означает в терминах марке-тинга «товар с сопровождением», т. к. только качество может привлечь потребителя.
В странах с развитой рыночной экономикой конкурентная борьба обусловила разработку программ повышения качества. В научных исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способно-стей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристи-ками, подтверждаемыми сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стан-дартам. В современных условиях именно сертификат на систему качества служит решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции. Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником су-ществования любого предприятия. История многих зарубежных и отечественных компаний – яркое подтверждение этого. Такие компании, как «Макдональдс», «Той-ота», «Делта Эйрлайнз» и др. – вот положительный пример этой зависимости. Но немало примеров свидетельствуют о том, что фирмы терпят неудачи, т. к. качество их продукции не соответствует ожиданиям потребителей.
Вопросам управления качеством посвящены многие исследования ученых различных стран, накоплен значительный опыт в области менеджмента качества, поэтому важно обобщить основные положения теории и практики в данной области.
Значение управления качеством обусловлено той ролью, которую играет каче-ство в рыночной экономике.
В рыночной экономике производитель и потребитель находят друг друга на рынке, их мотивации базируются на финансовом выигрыше и максимизации потре-бительского эффекта. При этом потребитель выбирает между лучшими товарами различных производителей, являясь главной фигурой, определяет направления раз-вития производства, приобретая товары и услуги по собственному желанию, этим указывая, что следует производить, с какими потребительскими свойствами.
Говоря о проблеме качества, следует отметить, что за этим понятием всегда стоит потребитель. Именно он выбирает наиболее приемлемые потребительские свойства товара.
Качество – задача номер один в условиях рыночной экономики. Именно с по-мощью современных методов менеджмента качества передовые зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках. Российские предприятия по-ка еще отстают в области применения современных методов менеджмента качества. Между тем, повышение качества несет поистине колоссальные возможности. Одна-ко повышение качества невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях. Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руково-дители различных уровней не станут относиться к качеству как к образу жизни.
Между качеством и эффективностью производства существует прямая связь. Повышение качества способствует повышению эффективности производства, при-водя к снижению затрат и повышению доли рынка.
В данной курсовой работе обобщены основные понятия управления качест-вом, изложены методологические основы процесса управления качеством и требо-вания к качеству в соответствии с российскими и международными стандартами.
1,200 руб.
Введение 3
1 Общие понятия управления качеством 5
1.1 Система показателей качества продукции 5
1.2 Особенности управления качеством в зарубежной и отечественной
практике 8
2 Процесс и содержание управления качеством продукции 11
2.1 Петля качества. Цикл Деминга 11
2.2 Механизм управления качеством 13
2.3 Общие функции управления качеством продукции 15
3 Сертификация и стандартизация в системе управления качеством 21
Заключение 27
Глоссарий 29
Список использованных источников 32
Список сокращений 33
Приложение А 34
Приложение Б 35
Приложение В 36
Приложение Г 37
Приложение Д 38
1,200 руб.
Повышение качества продукции имеет большое значение для производителя, потребителя и национальной экономики в целом. Выпуск качественных изделий способствует увеличению объема реализации и рентабельности капитала, росту пре-стижа фирмы.
Потребление продукции улучшенного качества и большей потребительной стоимости уменьшает удельные издержки пользователей и обеспечивает более пол-ное удовлетворение потребностей.
Национальная экономика от выпуска высококачественной продукции также имеет ряд преимуществ: увеличение экспортного потенциала и доходной части пла-тежного баланса страны, повышение жизненного уровня населения и авторитета го-сударства в мировом сообществе.
Ухудшение качества продукции приводит к появлению обратных тенденций: уменьшению объема продаж, прибыли и рентабельности, снижению экспорта, на-ционального богатства и благосостояния народа.
Отсюда вытекает необходимость постоянной, целенаправленной, кропотливой работы товаропроизводителей по повышению качества продукции в сравнении с аналогами конкурентов.
Качество рождается на основе научных исследований, проектно-конструкторских разработок, создается при изготовлении, проявляется и реализует-ся в процессе эксплуатации и потребления. Качество нельзя ограничить совокупно-стью характеристик продукции, определяемых самим производителем. Современная ситуация на международном рынке предъявляет высокие требования к качеству продаваемых товаров.
Система управления качеством продукции должна удовлетворять требованиям международных стандартов ИСО. Также необходимо уделять большее внимание внедрению новых систем, методов и концепций по управлению качеством на совре-менных предприятиях.
Сформулируем основные выводы:
1. Качество выпускаемой продукции на предприятии – важный фактор дея-тельности в условиях рынка, поскольку обеспечивает расширение сегментов рынка, процветание предприятия, рост прибыли.
2. Международный и отечественный опыт показывает, что работы по повыше-нию качества целесообразно проводить в рамках систем менеджмента качества, ко-торые охватывают весь жизненный цикл продукции – от проектирования до потреб-ления и утилизации.
3. Управление качеством продукции базируется на стандартах, которые со-ставляют организационно-методическую основу систем менеджмента качества, по-зволяющих организовать выпуск конкурентоспособной продукции.
4. Оценка безопасности и качества продукции осуществляется с помощью подтверждения соответствия требованиям технических регламентов или стандартов.
5. Реализация нормативных актов в управлении качеством продукции позво-ляет организовать эффективную систему законодательного обеспечения качества и безопасности продукции.
С учетом постоянного повышения роли управления качеством в современной экономической системе степень исследованности данного вопроса растет, что по-зволит в ближайшем будущем внедрять на российских производственных предпри-ятиях не только уже сложившиеся системы по управлению качеством, но и разрабо-танные новые методы и концепции, учитывающие особенности российской эконо-мики и менеджмента.
1,200 руб.
1. О техническом регулировании: Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление 01.04.2009.
2. О защите прав потребителей: Федеральный закон от 7.02.1992 г. № 2300-1 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление 01.04.2009.
3. О качестве и безопасности пищевых продуктов: Федеральный закон от 2.01.2000 г. № 29-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление 01.04.2009.
4. Волков, О. И. Экономика предприятия (фирмы) [Текст]: учебник / О. И. Волков, О. В. Девяткин. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 601 с. – ISBN 978-5-16-002990-0
5. Горфинкель, В. Я. Экономика предприятия [Текст]: учебник / В. Я. Горфин-кель, В. А. Швандар. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 670 с. – ISBN 978-5-238-01201-8
6. Квитко А. В. Управление качеством [Текст]: учебное пособие / А. В. Квит-ко; Московский государственный университет экономики, статистики и информати-ки. – М., 2004.
7. Никифоров А. Д. Управление качеством [Текст]: учебное пособие / А. Д. Никифоров. – М.: Дрофа, 2006. – 719 с. – ISBN 5-358-01173-0
8. Ребрин, Ю. И. Управление качеством [Текст]: учеб. пособие / Ю. И. Ребрин. – Таганрог: ТРТУ, 2004. – 174 с.
9. Стандарты и качество [Текст]: научно-технический и экономический жур-нал / учредитель Всероссийская организация качества. – М.: РИА «Стандарты и ка-чество», 2000, № 12, С. 56-60.
10. Управление качеством [Текст]: учебник / С. Д. Ильенкова [и др.]. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 334 с. – ISBN 5-238-00491-5
11. TQM ХХI. Проблемы, опыт, перспективы. Выпуск 1 [Текст] / Под ред. В. Л. Рождественского, В.А. Качалова. – М.: ИздАТ, 1997.
1,200 руб.