Введение
Содержание
Заключение
Литература
Профессионализм и компетентность педагогической деятельности состоит в искусстве педагога воспитывать и развивать учащегося с
учетом индивидуальных возрастных особенностей. Воспитание и развитие личности учащегося происходит посредством педагога не только
через предмет и методы обучения, но и с помощью оценки, которая представляет собой фактор непосредственного руководства учением
учащихся. Педагогическая оценка - это многообразный процесс с рядом стадий, начиная с парциальной оценки и заканчивая интегральной
оценкой в педагогической характеристике учащегося.
Место оценивания в развитии образовательной системы уникально, так как именно оно является наиболее очевидным показателем уровня
школьного образования, основным индикатором диагностики проблем обучения и средством осуществления обратной связи. При этом под
системой оценивания понимается не только шкала, которая используется при выставлении отметок, и моменты, в которые отметки принято
выставлять, но в целом механизм контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу учебной
деятельности ребёнка, равно как и его умения объективно определить свои успехи и неудачи. В общем, система оценивания и
самооценивания – это естественный механизм саморегуляции образовательного процесса, что определяет его исключительную важность.
Дискуссия на тему оценки знаний не раз проводилась в печати. Многочисленные рекомендации, а так же споры, продолжающиеся уже не
один десяток лет по проблемам «отметочного» обучения в общеобразовательной школе, по-видимому, подходят к своему завершению:
информационно-методическое письмо Министерства Образования РФ от 03.10.2003г. №13-51-237/13 рекомендует ввести «безотметочное
обучение по физической культуре, изобразительному искусству, музыке».
Школьники уже привыкли, что за свой труд они получают не только устное поощрение или замечание. Положительная отметка в дневнике и
в классном журнале – огромный стимул, побуждающий ученика стараться больше работать на последующих уроках. Отметка на уроке
должна иметь эмоционально-положительное направление и стимулирующий характер, побуждая ребенка к активной деятельности.
Учитывая все выше сказанное, можно считать тему моей работы «Педагогическая оценка – одно из слагаемых педагогической технологии»
на сегодняшний день актуальной.
Цель работы - проанализировать педагогическую оценку как одно из слагаемых педагогической технологии.
Объект – педагогическая оценка.
Предмет – педагогическая оценка как стимул учебно-познавательной и личностной сферы школьников.
Задачи работы:
Педагогическая оценка: сущность, проблемы, виды;
Педагогическая оценка как фактор стимулирования учебно-познавательной и личностно-развивающей деятельности;
Анализ влияния педагогической отметки на самооценку младшего школьника.
Гипотеза – мы предполагаем, что педагогическая оценка влияет на самооценку школьников.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении результатов исследований и мнений различных авторов по вопросам
педагогической оценки;
Практическая значимость обусловлена возможностью применения ее результатов при оценивании школьников учителями средней школы.
1,200 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Педагогическая оценка: сущность, проблемы, виды 5
1.1. Понятие педагогической оценки. Функции оценки 5
1.2. Отметка как количественный измеритель уровня знаний и умений учащихся 10
1.3. Критерии педагогической оценки 13
Глава II. Педагогическая оценка как фактор стимулирования учебно-познавательной и личностно-развивающей деятельности 18
2.1. Педагогическая оценка как стимул 18
2.2. Педагогическая оценка как средство формирования самооценки школьников 20
2.3. Эффективность педагогической оценки 23
2.4. Причины необъективности педагогической оценки 25
Глава III. Анализ влияния педагогической отметки на самооценку младшего школьника 28
3.1. Методика исследования 28
3.2. Результаты исследования 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 41
1,200 руб.
Оценка – это определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимися
знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины. Оценке подлежат устные ответы,
письменные, контрольные, практические, графические работы, а так же труд в мастерских, на производстве и пришкольном участке. В ней
учитывается правильность ответа по содержанию, его полнота и последовательность, точность формулировок, прочность и
сознательность усвоения знаний, их связь с практикой, профессиональная подготовка и качество изделий.
Оценка – это мера, которая показывает отношение знаний ученика с нормами, установленными обществом для определения различных
этапов освоения культуры. Оценка имеет свои функции. Оценка - показатель готовности индивида к переходу на следующую ступень
образования или к определённой деятельности. Она средство социального утверждения, показатель продвижений и успехов в учёбе. Оценка
знаний учащихся важна и необходима.
Оценка всегда направлена «во внутрь» личности школьника, а отметка обращена во вне, в социум. Оценка эмоциональна, отметка –
подчеркнуто формализована.
Критерии — в первую очередь образец той материальной или идеальной действительности, которая составляет содержание обучения и
подлежит усвоению школьниками. Далее, критерии есть образец тех процессов, учебно-познавательная деятельность и ее отдельные
компоненты, умение, навык, мыслительная операция, способ деятельности и т. д., с помощью которых ребенок учится, присваивает
человеческую культуру.
Под влиянием оценочных воздействий у детей формируется такие важные качества личности как самооценка и уровень притязаний. В
этой связи оценка действует по принципу изменения самооценки, т.е. изменения мнений и отношений к личности со стороны членов
социальной группы, а оценочные и самооценочные воздействия являются сильным корректирующим фактором поведения и деятельности
личности.
Самооценка обычно понимается как нечто целостное. Однако в зависимости от конкретного содержания того, что оценивается, она имеет
разную направленность.
По результатам психолого-педагогических исследований 100% родителей считают, что отметка в школе нужна. Отметка помогает
родителям осуществлять контроль, следить за успехами и видеть пробелы в знаниях.
Современная система оценки родителей вполне устраивает и это понятно. За много лет родители привыкли и адаптировались к
существующей системе, им не приходится решать сложных вопросов, связанных с оценкой. Сейчас они точно могут определить статус
своего ребёнка, а вот если баллов будет больше… Большинство родителей считают, что знания важнее отметки, однако мнение об учёбе
своего ребёнка строят в первую очередь, основываясь на отметках в дневнике и журнале.
Можно сделать вывод: отметки будут тормозить процесс развития ребенка до тех пор, пока не лишатся своей социальной значимости,
своей претензии представлять, характеризовать личность ребенка, сортировать детей на хороших и плохих, устанавливать социальную
погоду вокруг ребенка. До тех пор, пока родители не откажутся видеть детей через призму отметок, пока учителя не поймут, что в учебном
труде усилия и старания ребенка достойны большего внимания, чем сам результат, особенно на сложных переломных этапах.
Объективная оценка успехов и неудач учащихся на уроке, несомненно, важнейший фактор совершенствования знаний и умений учащихся,
развития их способностей. Из практики известно, что, если учет ведется от случая к случаю, результаты оставляют желать лучшего. И
наоборот, систематический опрос побуждает школьников к регулярной работе. Случается, что оценка используется как угроза или
поощрение для ученика. Это совершенно недопустимо. Оценивать следует лишь знания, навыки ученика, а не его поведение.
Не стоит забывать, что проверка и оценка знаний — это особый процесс и начинается он, как правило, тогда, когда учащиеся имеют
возможность усвоить и закрепить изучаемый материал.
Выставляя отметку своему ученику, педагог оценивает не только знания, но так же мотивацию к учению, старания, усилия, творчество, так
как оценка может носить комплексный характер. Одна из задач современной школы – это создание условий для успешного развития ребёнка,
поэтому отрицательные отметки, как основной метод устрашения, должны остаться в прошлом. Положительная же оценка, отметка, как
поощрение учащихся с учётом их собственных развивающихся критериев, способны создать педагогическую ситуацию успеха для каждого
ученика на уроках.
Наиболее поверхностное различие самооценок учеников начальной школы, обучавшихся в разных системах оценивания, состоит в различии
по высоте самооценки. Самооценки детей, привыкших к безотметочному обучению, выше, чем самооценки детей, получающих отметки, и это
не обусловлено самооценочной инфантильностью детей, не знающих, что такое отметка. Мы полагаем, что описанный факт
свидетельствует о большем эмоциональном благополучии детей, обучающихся без отметок.
Данные нашего исследования показали, что практически все группы учеников чувствуют себя эмоционально комфортней в ситуации
безотметочного обучения.
1,200 руб.
Акатова Н.И. Введение новой системы оценки в общеобразовательных школах России //Материалы педагогической конференции. – Харабали,
2002. – 420 с.
Аксамидова И.Г. Использование тестовых технологий при оценке качества знаний учащихся //Управление школой. – 2003. - №8. С. 18.
Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 436с.
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1995. – 528 с.
Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. - Л.: Наука, 1935. – 386 с.
Битянова М.Р., Азарова Т.В. и другие. Работа психолога в начальной школе. – М.: Просвещение, 1998. – 321 с.
Боденко Б.Н. Выявление некоторых причин трудностей в обучении. //Научно-практические проблемы школьной психологической службы. – М.:
Просвещение, 1987 – 147 с.
Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Психологический анализ значения отметки как мотива учебной деятельности школьников. –
«Известия АПН РСФСР». – 1951. - №36. С. 72.
Бурцев К. Об оценках, отметках и ценностях: школьная оценка как средство педагогической поддержки // Современная гуманитарная
гимназия. — М.: Просвещение, 1996. – 322 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология – М.: Академия, 1991 (О педагогическом анализе педагогического процесса: 430 – 449)
Гальперин, П.Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе. / П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец,
Д.Б.Эльконин // Вопросы психологии. – 1963. - №5. – С.7 – 10
Гуревич К.М. Индивидуально – психологические особенности школьников. – М.: Просвещение, 1988 (Младший школьник: 24-31).
Гуцу Е.Г. Индивидуальные варианты психологической готовности детей к обучению. // Начальная школа. – 2004. - №1 - С.11-14.
Захарова А.В. Психология формирования самооценки. — Минск, 1993. – 376 с.
История педагогики и современность /Под ред. Ганелина Ш.И.- Л.: Мысль, 1970. – 440 с.
Куимова Н.С. Проблемы отметки и оценки качества образования младших школьников в условиях модернизации образования. // Управление
школой. – 2002. - № 2.
Лерер И.Я. Дидактическая система методов обучения. – М.: Наука, 1976. – 297 с.
Летучева И.Н. Оценка и ее роль в формировании личности учащегося. //Преподавание музыки в школе. - № 10. – 2002. С. 17.
Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. – Кишинев, 1987. – 359 с.
Мурачковский Н.И. Типы неуспевающих школьников. – М.: Владос, 1997. – 297 с.
Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к школьному возрасту. – М.: Просвещение, 1988. – 361 с.
Новикова Е. Цена самооценки. //Культура. – 26 авг. - 1сент. 2004. С. 27.
Обсуждаем рекомендации Министерства образования о введении «безотметочного обучения» // Искусство в школе. – 2004. С. 2.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н.; Под ред. Смирнова С.А.- 3-е изд., испр. и
доп.- М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 472 с.
Педагогический словарь в 2-х т.Т.1 - М.: Издательство АПН СССР, 1960. – 338 с.
Полякова А.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников. – М.: Просвещение, 1978. – 211 с.
Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. – М.: Наука, 1975. - 215 с.
Савонько А. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку другими людьми. Автореф. Канд. Дис.
- М.: Изд. МГУ, 1970. – 16 с.
Совершенствование обучения младших школьников. – М.: Просвещение, 1984. – 269 с.
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. — Томск: Пеленг, 1993. – 362 с.
Цукерман Г.А., Шияновская С.И., Табачникова Н.Л., Суховерша Л.А., Романеева, М.П., Миндарова В.А. Оценка без отметки. — Рига, 1999. – 374
с.
1,200 руб.