Государственное регулирование экономики — система социально-экономических и политических мер, осуществляемых органами
государственной власти для реализации главной цели экономической политики. Система методов государственного регулирования
разнообразна. Виды выделяемых методов у разных авторов существенно отличаются. Одна из популярных классификаций — выделение
административных и экономических методов.
Административные методы представляют собой способы воздействия государства, связанные с формированием правовой
инфраструктуры. Их функция — обеспечение стабильности юридической обстановки экономической жизни, защита конкурентной среды,
соблюдение прав собственника. Административные меры подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения.
Экономические методы представляют собой действия государства, влияющие на определенные аспекты функционирования рынка. К ним
относят финансово-бюджетную, денежно-кредитную политику, прогнозирование, планирование и т.д.
Некоторые авторы дополнительно выделяют институциональные методы, связанные с формированием исполнительных структур
государственной власти, объектов государственной собственности, государственного сектора, с подготовкой экономических программ и
экономических прогнозов, поддержкой исследовательских центров по экономике, различных экономических советов и союзов и т.д.
Наиболее часто используемая классификация — деление методов на прямые и косвенные. Косвенные методы одинаково воздействуют на
всех хозяйствующих субъектов, не создавая никому преимуществ в конкурентной борьбе. Косвенные методы связаны с опосредованным
воздействием государства. К ним, в частности, относят:
— кредитную политику (регулирование учетной ставки банковского процента, установление и изменение минимальных резервов кредитных
организаций);
— таможенную политику (установление экспортно-импортных таможенных пошлин).
В настоящее время основной тенденцией развития мировой экономики стала глобализация - рост объемов и разнообразия
мирохозяйственных связей, сопровождающихся усилением экономической зависимости стран мира. Она проявляется прежде всего в
опережающем по отношению к материальному производству росту объемов международной торговли, финансовых и инвестиционных
потоков.
Самой главной целью государственного регулирования является экономическая и социальная стабильность и укрепление существующего
строя внутри страны и за рубежом. От этой главной цели возникают множество конкретных целей, без осуществления которых не может
быть достигнута главная цель. Эти конкретные цели неразрывно связаны с объектами ГРЭ. Цель, т.е. выравнивание экономического цикла,
направлена на объект. Совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства направлена на секторальную и отраслевую,
региональную структуры. Улучшение окружающей среды направлена на окружающую среду. Чаще всего одна цель не может быть достигнута
вне зависимости от других. Например, обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию угольных шахт может быть целью-
посредником для: стабилизация и снижение издержек в отечественной угледобывающей промышленности; снижение импорта твердого
топлива и улучшение топливно-энергетического баланса; поддержания занятости в отрасли; снятия в этих районах социальной
напряженности; оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний. Из этого следует, что конкретные цели подчиняются главной цели
и взаимодействуют между собой.
Без государственного регулирования экономики переход к рыночным отношениям практически невозможен. При переходе от планового
хозяйства к рынку необходимо утонченное регулирование, направление экономики в определенное русло. Возникает необходимость в
перераспределение доходов и инвестиций между предприятиями и отдельными отраслями, чтобы не спровоцировать дисбаланс и
банкротства отдельных предприятий. Также нужна законодательная база, как основной инструмент для формирования рыночных отношений.
На протяжении трех последних лет правительство Российской Федерации неоднократно фиксировало цены на продукцию тех или иных
мнимых монополий. Подобные меры нельзя назвать мудрой реакцией на проблемы конкуренции при формировании рыночных отношений.
В условиях рыночной экономики очень многие практически не получают помощи от государства, а тем, кто ее получает, приходится
довольствоваться весьма ограниченным кругом социальных льгот. В рыночных условиях предприятия тоже предлагают своим работникам
определенные льготы, однако огромная доля средств на социальные расходы поступает все же со стороны государства. За этим кроится
очень важная причина. В рыночной экономики считается вполне естественным, что человек рано или поздно переходит на другую работу
или его увольняют по той или иной причине.
Цель работы является рассмотреть задачи и принципы государственного регулирования рыночной экономики. Задачами работы является
рассмотрение:
1. Понятие государственного регулирования рыночной экономики;
2. Задачи государственного регулирования рыночной экономики;
3. Цели государственного регулирования экономики;
4. Функции государственного регулирования экономики;
5. Формы и принципы государственного регулирования рыночной экономики.
750 руб.
Итак, с юридической точки зрения государственное регулирование экономики выражается в том, что государство издает нормативно-
правовые акты, опосредующие государственное воздействие на экономику, формирует законодательную основу рынка. Отметим, что
основы государственного регулирования экономики России закреплены в Конституции.
Создание законодательной базы — это установление правил поведения экономических агентов, юридических принципов экономического
общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты: производители, потребители и само государство.
В числе этих правил можно отметить законодательные и нормативные акты, защищающие права частной собственности и определяющие
формы предпринимательской деятельности, условия функционирования предприятий, их взаимоотношения между собой и государством.
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, составной частью которого является таможенная политика, также
один из важнейших инструментов государственного регулирования. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование,
использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя таможенными пошлинами, оно может оказывать
косвенную поддержку национальному производству, регулируя валютные курсы, — влиять на экспорт и импорт. Традиционно большое
значение здесь имеют таможенные пошлины, с помощью которых можно устанавливать барьеры для проникновения в страну иностранных
товаров, чем поддерживать конкурентоспособность на внутреннем рынке национальных производителей.
К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности
связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая — с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств
государство выполняет свои общественные функции, такие, как оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение,
фундаментальные научные исследования, решение экологических проблем, социальные проблемы и т.д.
Фискальная политика — важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизации экономики. Манипулируя государственными
расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная
политика государства может привести к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики.
Перечисленные в работе категории механизма государственного регулирования, проведение комплексного и системного исследования
механизма государственного регулирования по уровням управления на основе диалектического метода помогли ближе познакомиться с
государственным регулированием экономики в современных условиях перехода к рынку. Концепция включает сущность и содержание
механизма, его воздействие на деятельность предприятий и организаций торговли, раскрытие механизма не только в общем виде, но и
применительно к конкретной социально-экономической системе.
Оценить правильность разработанной нами модели динамично развивающейся системы механизма государственного регулирования
торговли можно будет по конечному результату. Нужно отметить, что выбранная модель позволит стабилизировать торговлю и приведет к
высокой эффективности торговой деятельности, устойчивости и конкурентоспособности предприятий и организационной сферы торговли.
Динамика развивающейся системы регулирования определяет регулирование как процесс, в котором деятельность, направленная на
достижение целей организаций, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий —
функций и методов регулирования. Объект управления рассматривается в диалектическом развитии, причинно следственных связях и
соподчиненности, проводится ретроспективный анализ за прошлый период и перспективный анализ. Роль государства в данных условиях
формирования рыночной экономики должна в конечном итоге сводиться к эффективному регулированию практически всех процессов,
происходящих на потребительском рынке товаров и услуг.
Эффективный механизм государственного регулирования торговли позволит полностью реализовать стоящие перед ним цели,
результативно осуществить все его функции, формы и методы в организациях торговли.
Список литературы
Андреев В. Государственный контроль за хозяйственной деятельностью.//Российская юстиция. — 2002. — №2. — 138с.
Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства. //Хозяйство и право. — 2002. — №4. — 123с.
Бланк И.А. Управление торговым предприятием. — М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. Изд-во ЭКМОС, 2002. — 597с.
Зеленская С.Г., Преображенский Б.Г. Формирование механизма налогового регулирования на уровне региона. — В. сб.: Стратегия
обеспечения устойчивого социально-экономического развития России: региональный аспект. — Воронеж, 1996. — 129с.
Клейменов А., Головина О. Рычаги антикризисного управления в регионе.//Проблемы теории и практики управления. — 1996. — №4. — 126с.
Конкурентоспособность предприятия и методы ее оценки// Сб. Современная международная экономика. - Москва: ИНИОН РАН (№52514 от
15.04.97г.), раздел “Экономика”, №11, 1997г. -133с.
Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие. — М.: Русская Деловая Литература, 1999. — 429с.
Леонтьев В. Межотраслевая экономика. — М.: Экономика, 2003. — 611с.
Ойкен В. Основы национальной экономики. /Пер. с нем. /Общ. ред. В.С. Автономова, В.П. Гутника, К. Херрманн-Пиллата. — М.: Экономика,
1996. — 230, 248—249. -556с.
Опыт экономической интеграции в Европе// Сб. “Управление, регулирование и хозяйственный механизм регионального развития”. - Москва:
СОПС и ЭС, 2002-233с.
Протекционизм нужен для конкуренции// Экономика и Жизнь, №9,1997г.-112с.
Рыночная конкуренция как фактор экономического развития// Сб. Современная международная экономика. - Москва: ИНИОН РАН (№52514 от
15.04.97г.), раздел “Экономика”, №11,1997г. – 168с.
Шаршов И.С. Курс экономической теории. ЧI: — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1995. — 541с.
Экономика переходного периода. Учебное пособие/Под ред. В.В. Радаева и др. — М.: Изд-во МГУ, 2001. — 628с.
Экономическая безопасность: Производство — Финансы -Банки/Под ред. В.К. Сенчагова — М.: ЗАО Финстатинформ, 2001. —437с.
750 руб.
Андреев В. Государственный контроль за хозяйственной деятельностью.//Российская юстиция. — 2002. — №2. — 138с.
Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства. //Хозяйство и право. — 2002. — №4. — 123с.
Бланк И.А. Управление торговым предприятием. — М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. Изд-во ЭКМОС, 2002. — 597с.
Зеленская С.Г., Преображенский Б.Г. Формирование механизма налогового регулирования на уровне региона. — В. сб.: Стратегия
обеспечения устойчивого социально-экономического развития России: региональный аспект. — Воронеж, 1996. — 129с.
Клейменов А., Головина О. Рычаги антикризисного управления в регионе.//Проблемы теории и практики управления. — 1996. — №4. — 126с.
Конкурентоспособность предприятия и методы ее оценки// Сб. Современная международная экономика. - Москва: ИНИОН РАН (№52514 от
15.04.97г.), раздел “Экономика”, №11, 1997г. -133с.
Лафта Дж. К. Эффективность менеджмента организации. Учебное пособие. — М.: Русская Деловая Литература, 1999. — 429с.
Леонтьев В. Межотраслевая экономика. — М.: Экономика, 2003. — 611с.
Ойкен В. Основы национальной экономики. /Пер. с нем. /Общ. ред. В.С. Автономова, В.П. Гутника, К. Херрманн-Пиллата. — М.: Экономика,
1996. — 230, 248—249. -556с.
Опыт экономической интеграции в Европе// Сб. “Управление, регулирование и хозяйственный механизм регионального развития”. - Москва:
СОПС и ЭС, 2002-233с.
Протекционизм нужен для конкуренции// Экономика и Жизнь, №9,1997г.-112с.
Рыночная конкуренция как фактор экономического развития// Сб. Современная международная экономика. - Москва: ИНИОН РАН (№52514 от
15.04.97г.), раздел “Экономика”, №11,1997г. – 168с.
Шаршов И.С. Курс экономической теории. ЧI: — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1995. — 541с.
Экономика переходного периода. Учебное пособие/Под ред. В.В. Радаева и др. — М.: Изд-во МГУ, 2001. — 628с.
Экономическая безопасность: Производство — Финансы -Банки/Под ред. В.К. Сенчагова — М.: ЗАО Финстатинформ, 2001. —437с.
750 руб.