Введение
Проблема развития самостоятельности у дошкольников является одной из актуальных проблем. На сегодняшний день, вопрос о том, как происходит становление самостоятельности у дошкольников и какие способы педагогической диагностики самостоятельности могут быть использованы в ДОУ, остается открытым.
В среднем дошкольном возрасте самостоятельность и независимость детей проявляется во многом и прежде всего, в играх и творчестве. Осталось позади то время, когда взрослые учили ребенка играть - показывали, что можно делать с мячиком, куклой, машинкой, конструктором. Теперь дети сами выбирают не только вид игры, но и включают в них взрослых на определенных условиях. Из их уст часто можно услышать такие выражения: "Ну приходите же ко мне в магазин покупать, у меня уже все давно готово!" Это они определяют роль и место своих партнеров или требуют от них четкого выполнения своих предписаний: "Ах, хитренький папочка, кидай не в верх, а мне!" А бывают случаи, когда они просто тяготятся присутствием взрослых, родителей.
Самостоятельность дошкольников выражается и в том, что дети уже имеют свое мнение, которое проявляется неподчинением, капризами или требовательностью, привлекая внимание к собственной персоне. Ребенок уже не позволяет обращаться с собой как с вещью.
Все это является свидетельством активного становления его личности. И относиться к этому нужно не просто с пониманием, но и с радостью. Можно согласится, что дав жизнь ребенку, нужно признать за ним право прожить эту жизнь. А значит, удовлетворение можно получить от сопричастности к ней; а не только от управления ею.
Таким образом, исследуемая тема достаточна актуальна и интересна для рассмотрения, ведь стремление к самостоятельности — одно из ценных свойств психики ребенка.
Целью курсовой работы является исследование воспитания и развития самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста в ДОУ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать развитие самостоятельности в трудовой деятельности и самообслуживании;
- рассмотреть развитие самостоятельности и творческого потенциала у детей дошкольного возраста на основе изобразительного творчества;
- изучить использование проблемного обучения для развития самостоятельности мышления дошкольников;
- выявить истоки самостоятельности в игровой деятельности дошкольников;
- провести исследование воспитания самостоятельности дошкольников на основе педагогической технологии Марии Монтессори.
Базой исследования является средняя группа ДОУ № 54 «Золотой ключик».
Объект исследования – дети среднего дошкольного возраста.
Предмет: воспитание самостоятельности детей среднего дошкольного возраста.
Методы:
-теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
-наблюдение за дошкольниками во время их общения в ДОУ; анализ личных дел детей.
Проведенное исследование позволяет составить целостное представление деятельности направленной на развитие самостоятельности дошкольников. И может служить методическим руководством в работе педагогов-дошкольников, занимающихся данной проблемой.
1,200 руб.
ПЛАН:
Введение………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы воспитания и развития самостоятельности у детей среднего дошкольного возраста в ДОУ…………………………………………….5
1.1. Развитие самостоятельности в трудовой деятельности и самообслуживании.5
1.2. Развитие самостоятельности и творческого потенциала у детей дошкольного возраста на основе изобразительного творчества…………………………….10
1.3. Использование проблемного обучения для развития самостоятельности мышления дошкольников………………………………………………………17
1.4. Истоки самостоятельности в игровой деятельности дошкольников………...23
2. Практическое исследование. Воспитание самостоятельности детей на основе метода Монтессори……………………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………………...36
Литература………………………………………………………………………………38
1,200 руб.
Заключение
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам: самостоятельность – постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте.
Наши исследования свидетельствуют о том, что в условиях целенаправленной педагогической деятельности, направленной на развитие самостоятельности, дети-дошкольники достигают выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности: в труде, в игре, в познании, в общении. Показатели самостоятельности выступают стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Самостоятельность создает благоприятные условия для получения знаний на все большие области жизни ребенка. Роль взрослого в процессе становления детской самостоятельности, как и его участие в предметных действиях детей должна быть существенной, специально организованной, т.е. являться реализующей спланированной педагогической деятельностью.
В данной работе мы провели анализ влияния среды развития ребенка, обеспечивающей разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.) на развитие самостоятельности. Подчеркнем, что самостоятельная деятельность становится условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческие воображения, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки. Происходит развитие личности.
В данном исследовании определяется роль взаимодействия семьи и детского сада в развитии самостоятельности у детей. Детский сад, сохраняя субкультуру детства, и естественным образом передает игровые традиции, способы самоорганизации, чего лишены многие дети будучи единственными у своих родителей и растущие в окружении опекающих взрослых. Современное дошкольное учреждение имеет возможность позитивно влиять на родительские отношения в вопросах самостоятельности детей. Содействие между ДОУ и семьей, обстановка сотрудничества и взаимоотношения станет прекрасным условием для развития данной личностной характеристики.
В исследовании развития самостоятельности в трудовой деятельности и самообслуживании мы предложили поэтапную методику воспитания и обучения детей, где самостоятельность ребенка обеспечивается соответствующим построением развивающей среды, целенаправленной помощью педагога в освоении детьми обобщенных способов действий при использовании методики обучения, базирующейся на принципах субъект-субъектного педагогического взаимодействия с воспитанниками.
Через становление самостоятельной художественной деятельности у дошкольников проявляется и формируется мотивационно-потребностная сфера личности ребенка, наиболее успешно развивается творчество.
Игра как ведущий вид деятельности ребенка, является выражением основных его потребностей. Прежде всего, его стремления к самостоятельности. Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного самостоятельного творчества ребенка.
1,200 руб.
Литература:
1. Богуславская З.М. Индивидуальные различия в процессе общения со взрослыми у детей дошкольного возраста || Материалы III всесоюзного съезда общества психологов СССР. т.2, М.1968
2. Буре Р. С. – «Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду», М. Просвещение, 1987, с. 67
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2001
4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.|| М.1960
5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.|| М.1988
6. Годовикова Д.Б. Влияние общения со сверстниками на общение детей со сверстниками || Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. Под редакцией Лисиной М.И. М.1980 г.
7. Козлова Л.М., Островерх О.С. Средний дошкольный возраст: характеристика педагогического действия и средства его построения. // Материалы 8-й научно-практической конференции «Педагогика развития: замыслы, достижения, возможности». Красноярск, 2002.С.99.
8. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997., с. 39
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.1946, с. 354
10. Островерх О.С. Об условиях становления индивидуального действия в пространстве ДОУ// Материалы 4-й научно-практической конференции «Педагогика развития: возрастная динамика и ступени образования». Красноярск, апрель 1997. С. 108-117
11. Островерх О.С., Трифонова О.П. Работа со знаковыми средствами как условие развития самостоятельного действия. // Материалы 9-й научно-практической конференции «Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление». Красноярск, 2003.С.170.
12. Островерх О.С., Мокроусова А.Г. Самостоятельность и ответственность в среднем дошкольном возрасте. // Материалы 9-й научно-практической конференции «Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление». Красноярск, 2003.С.177.
13. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М, 1995, с. 214, 225-226
14. Овчарова Р. В. Практическая психология в ДОУ. М., 1996
15. Смирнова Е.О. Влияние отношений между ребенком и взрослым неэффективность обучения в дошкольном возрасте || Новые исследования в психологии. 1975 г. №1.
16. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М.1991
17. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. М., 2000, с. 276
18. Сергеев В. Г. Развитие и воспитание самостоятельности у дошкольника. М., 2003, с. 126, 143-149
19. Нечаева В. Г. – «Воспитание дошкольника в труде», М. Просвещение, 1974, с. 345
20. Мокроусова А.Г., Островерх О.С., Свиридова О.И. Формирование индивидуальных самостоятельных действий у дошкольников. // Материалы 10-й научно-практической конференции «Педагогика развития: становление компетентности и результаты воспитания в различных подходах». Красноярск, 2004., С.100.
21. Урунтаева Г.А., Афонькина. Практикум по детской психологии. М.: 1995
22. Харламов И.Ф. Основные вопросы организации воспитательной работы в детском саду. Мн., 1967
23. Харламов И.Ф. «Педагогика»: Учеб. пособие 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.шк.; 1990
24. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.1960
25. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды (Под редакцией Давыдова В.В., Зинченко В.П.) М.1989
26. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. Воронеж.1995
27. Эльконин Б.Д., Островерх О.С., Свиридова О.И. Пространство деятельности дошкольника: цели и результаты // Педагогика развития: проблема образовательных результатов (эффектов). Ч.1. Красноярск, 1998.
28. Эльконин Д.Б. Развитие самостоятельности в ДОУ. М. 2002
29. Ядешко В. И., Сахина В. А. – «Дошкольная педагогика». Раздел: «Задачи трудового воспитания в детском саду». М. Просвещение, 1978, с. 112-118
1,200 руб.