Соблюдение законности и правопорядка в экономике служит одним из важных условий, определяющих развитие страны. Современная ситуация в области обеспечения законности и правопорядка в экономике остается весьма сложной. Совершаемые правонарушения отличаются особой спецификой. В значительной мере они продиктованы корыстными мотивами .
Административная ответственность наряду с уголовной, гражданской и дисциплинарной является одним из видов юридической ответственности, устанавливаемой государством путем издания правовых норм, определяющих административного принуждения (досмотр, реквизиция, задержание, изъятие и т.д.) только назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности. Следовательно, административная ответственность — это реализация административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.
Последние сто лет роль административной ответственности постепенно повышалась, а с середины 80-х годов эта тенденция стала проявляться еще более активно. В последние годы произошли революционные перемены в экономике России. Страна перешла к рыночной системе хозяйствования, возросло количество организаций и учреждений. Все это привело к росту правонарушений во многих отраслях страны. Государство вынуждено было принимать адекватные меры для пресечения правонарушений, восстановления нарушенных прав и создание условий, в которых правонарушитель действовал бы в рамках законности. Такой наиболее действенной мерой выступила административная ответственность.
Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина.
Ответственность несут и субъекты, и объекты управления. Она связана с задачами, функциями, правами и обязанностями каждого из них. Применительно к органам управления и должностным лицам она тесно связана с компетенцией. Когда принимается решение, должно быть совершенно ясно, кто несет за него ………….. в современных условиях, на крутом переломе в жизни страны, когда поставлена цель достичь качественно нового состояния общества.
Сегодня административная ответственность лежит в основе взаимоотношений гражданина и государства, в основе современного правового общества. Без ответственности невозможно стабильное состояние экономики и государства в целом, достижение процветания общества. Поэтому знание основных положений об административной ответственности необходимо каждому гражданину Российской Федерации.
1,200 руб.
Под административной ответственностью понимается такая разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной, материальной), которая выражается в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административно правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.
С другой стороны административная ответственность является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами (осуществляется субъектами исполнительной власти в рамках внеслужебного подчинения и др.).
Административная ответственность обладает рядом черт отличающих ее от других видов юридической ответственности. Можно назвать такие ее специфические черты:
основанием административной ответственности является административное правонарушение (уголовной - преступление, дисциплинарной - дисциплинарный проступок, материальной - причинение материального вреда);
административные проступки менее вредны, чем преступления. За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания (за преступления - уголовные наказания, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания, материальная ответственность выражается в имущественных санкциях);
административная ответственность устанавливается законами, подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях (уголовная ответственность устанавливается только законами, дисциплинарная - законодательством о труде, а также различными законами и подзаконными актами, материальная ответственность -гражданским законодательством, а в отдельных случаях - нормами административного права);
в установлении административной ответственности имеется одна существенная особенность, не известная другим видам юридической ответственности. Состоит эта особенность в том, что участие в установлении административной ответственности по некоторым видам правонарушений принимают местные представительные и исполнительные органы государственной власти и управления.
К административной ответственности привлекают множество органов (должностных лиц), которым такое право предоставлено законодательством, все они являются субъектами исполнительной власти, реализуя которую, налагают административные взыскания на виновных.
Субъектами административной ответственности могут быть физические лица, должностные лица и юридические лица.
На мой взгляд, в законодательстве должно быть дано четкое определение понятия должностного лица, обязательное для всех отраслей права.
Юридические лица, как субъекты административной ответственности, в таком качестве Кодексом об административных правонарушениях не предусматривались: в нем, по принятии не было ни одной статьи об ответственности юридических лиц. Хотя действующим законодательством субъектами административной ответственности признаются, как правило, организации, имеющие статус юридического лица. Исходя их этого, необходимо включить статьи об административной ответственности юридических лиц в Кодекс об административных правонарушениях, т.к. он является основным актом, устанавливающим административную ответственность.
Административное правонарушение - негативное социально-правовое явление, поскольку наносит вред охраняемым нормам административного права, общественным и личным интересам. В силу этого общество (государство) вынуждено вести борьбу с ними посредством установления соответствующих правовых запретов.
Интересы охраны законности и правопорядка, поддержание государственной дисциплины требуют, чтобы органы государства обеспечивали проведение в жизнь государственной воли, применяя в случае необходимости к тем, кто не следует этой воле добровольно, и принудительные меры, допускаемые законом.
Административное право в течение последних лет существенно изменилось. Зарождение рыночных отношений в стране и их дальнейшее развитие, разделение властей, необходимость укрепления государственности, стремление создать современное правовое государство, - все это не может не вызвать потребности установления адекватного административно-процессуального обеспечения происходящих в управленческой сфере перемен.
1,200 руб.
4. Нормативно правовые акты
5. Кодекс об административных правонарушениях // Парламентская газета, N 2-5, 05.01.2002, от 30.12.2001 N 195-ФЗ
6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Российская газета, 12.08.1998. , N 153-154.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Российская газета, 08.12.1994г., N 238-239
8. Налоговый кодекс (Часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Российская газета, , 06.08.1998г., N 148-149
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Российская газета", N 256, 31.12.2001
10. Закон Российской Федерации от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» // Российская газета, 29.11.1995., N 231
11. Закон Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // Российская газета, 25.04.1996г.. N 79.
12. Закон Российской Федерации от 05.03.1999 г. N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»// Собрание законодательства РФ", 08.03.1999г., N 10, с. 1163
13. Закон Российской Федерации от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Российская газета, 04.03.1999г., N 41-42
14. Закон Российской Федерации от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // Российская газета, 11.03.1999г. , N 46
15. Закон Российской Федерации «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ // Российская газета , 15.03.2006, , N 651
16. Закон Российской Федерации от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» // Парламентская газета, 17.12.2003г. , N 233
17. Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Российская газета", 12.01.1993, N 6
18. Закон Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 N 86-ФЗ // Российская газета, 13.07.2002,, N 127
19. Постановление ФКЦБ РФ от 31.12.1997 N 45 «Об утверждении положения о порядке приостановления эмиссии ценных бумаг несостоявшимися или недействительным и внесении изменений и дополнений в акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» // Вестник ФКЦБ России, 23.01.1998г. , N 1
20. Постановлением ФКЦБ от 4 марта 1997 г. N 11 «Об утверждении положения о регистрирующих государственную регистрирующих органах, осуществляющих государственную регистрацию выпусков ценных бумаг» // Вестник ФКЦБ России, 04.04.1997г. , N 3
21. Постановление ФКЦБ от 11 октября 1999 г. N 9 «Об утверждении правил сообщения брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг РФ» // Российская газета, 03.02.2000, N 24
22. Постановлением ФКЦБ от 2 октября 1997 г. N 27 «Об утверждении положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг» // Экономика и жизнь, 1997г. , N 51
23. Постановление ФКЦБ от 2 октября 1997 г. N 27 «Об утверждении положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг» // Вестник ФКЦБ России, 14.10.1997г., N 7
24. Приказ Минфина РФ от 26.04.2001г. N 35н «Об утверждении инструкции о порядке применения органами федерального казначейства мер принуждения к нарушителям Бюджетного законодательства РФ» // Российская газета, 21.07.2001, N 138
25. Приказ Минфина РФ от 03.12.2002 N 121н «Об организации работы Министерства финансов РФ и его территориальных органов по реализации положений кодекса РФ об административных правонарушениях» // Российская газета, 25.01.2003,, N 15
Учебная и научная литература
26. Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. - М.: Статут, 2000 г., 251 с.
27. Бахрах Д.Н. Длящиеся административные правонарушения: вопросы правоприменительной практики. // Административное право и процесс, 2005г., № 3
28. Бельский К.С. О принципах административного права. Административное право и административный процесс: старые и новые проблемы.// Государство и право, 1999, №8
29. Бессарабов Д. Зонтик для инвестора // Бизнес-адвокат, 2003г. № 6
30. Вавулин Д.А. Ответственность за воспрепятствование осуществлению инвестором прав по управлению хозяйственным обществом. // Законодательство и экономика. 2004г., № 2
31. Виговский Е.В. Налоговое законодательство: недостатки и пути его совершенствование // Налоги., 2001г. № 3
32. Габов А.В. Сделки с заинтересованностью в практике акционерных обществ: проблемы правого регулирования, М.: Статус, 2005г., 196 с.
33. Гогин А.А. Ответственность за нарушение законодательства о рынке ценных бумаг // Банковское право, 2007г. № 2.
34. Добровольский В.И. Защита корпоративной собственности в арбитражном суде. М.: Волтерс Клувер, 2006г., 138 с.
35. Долинская В.В. Акционерное право: основные положения и тенденции. Монография, М.: Волтерс Клувер, 2006г., 335 с.
36. Кудряшов Е.В. Бюджетная реформа и совершенствование юридической техники бюджетного законодательства // Государственная власть и местное самоуправление, 2006г., N 8
37. Марков М.А. Проблемы финансового мониторинга в Банковской сфере // Банковское право , 2007, N 3
38. Майоров В.И. Временный запрет деятельности: проблемы правоприменения // Современное право, 2006г., № 4
39. Молотников А.Е. Ответственность в акционерных обществах, М.: Волтерс Клувер, 2006г. 119 с.
40. Салищева Н.Г. Административное судопроизводство требует кодификации // ЭЖ-Юрист. 2003 г. №12.
41. Семилютина Н.Г. Проблемы совершенствование законодательства о рынке ценных бумаг // Право и экономика, 2001г., № 1
42. Сизов В. Исполнение законодательства о борьбе с терроризмом // Законность, 2006г. , № 2
43. Четвериков В.С. Законность в Российской Федерации. М.: Спарк. 1999 г., 137с.
44. Ялбулганова А.А.Основные направления регулирования рынка государственных и муниципальных ценных бумаг, М.: Юристъ , 2005г., 209 с
1,200 руб.